Педагогическая мастерская - современная педагогическая технология в практике обучения математике
«Педагогическая мастерская - современная педагогическая
технология в практике обучения математике».
Школа по своей функции нацелена на будущее развитие общества, она
должна обеспечивать это будущее развитие. В условиях обновления
содержания и структуры современного образования проблема развития
творческих способностей обучающихся приобретает новое звучание и
требует дальнейшего осмысления.
Проблема современной школы – потеря многими обучающимися
интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного
явления неоднозначны:
• перегрузка однообразным учебным материалом;
• несовершенство методов, приемов и форм организации учебного
процесса;
• ограниченные возможности для творческого самоуправления.
К знаниям нужно идти через интерес, нужно учиться работать, учить
поиску, исследованиям.
Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями
математики в воспитании мыслящей личности. Особое значение математики
в умственном развитии отметил еще в ХVIII веке М. В.
Ломоносов: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок
приводит».
Математика является тем предметом, на материале которого можно
проводить целенаправленную работу по развитию мышления обучающихся,
их творческих способностей. В самом деле, развитие мышления школьников
тесно связано с формированием приемов мышления в процессе их учебной
деятельности. Эти приемы мышления (анализ, синтез, обобщение,
абстрагирование и т. д.) выступают так же, как специфические методы
научного исследования, особенно ярко проявляющиеся при обучении
математике.
Как учить сегодня? Можно ли каждого школьника научить решать
задачи с интересом и увлекательно? Как создать внутреннюю мотивацию?
Как вызвать интерес? Каждый учитель решает эти задачи по-своему.
Я хочу предложить вашему вниманию современную педагогическую
технологию мастерских, которая позволяет организовать новый способ
познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.
Разработали технологию мастерских французские педагоги и
психологи – «Французская группа нового образования». В Россию эта
технология пришла в начале 90-х и до сих пор является актуальной. По
мнению педагогов, объяснение нового материала учителем затрудняет
познание предмета, мешает ребенку самому делать итоги с умозаключением.
Девиз мастерских – «Делай по – своему».
Это технология, которая предполагает такую организацию процесса
обучения, при котором учитель вводит своих учеников в процесс познания
через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить
себя как творец.
Позиция учителя, вынужденного постоянно объяснять, ощущать себя в
роли передатчика знаний, мешает ребятам прогрессировать в своих
познаниях. Ученикам необходимо предоставить возможность проследить
процесс зарождения знаний, а не подавать их в готовом виде. Гениальный
математик Э.Галуа сказал: «Наука – творение человеческого разума,
предназначенная не столько для знания, сколько для познания, для поиска, а
не для отыскания истины». В мастерской знания не даются, а выстраиваются
самим учеником в паре или в группе с опорой на свой личный опыт, учитель
лишь представляет ему необходимый материал в виде заданий для
размышления. Эта технология позволяет личности самой строить своё
знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением, потому что
есть проблема, которую надо решить. Учитель создаёт условия, помогает
осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют
эту проблему и предлагают варианты её решения. В мастерской обязательно
сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности и
обучение идёт от одной к другой. Каждая мастерская состоит из ряда
заданий, которые направляют познавательную деятельность ученика, но
внутри каждого задания ученики свободны в отборе средств и методов
работы, темпа работы. Мастерская часто начинается с актуализации знаний
каждого по данному вопросу, затем эти знания обогащаются знаниями соседа
по парте. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой
парой, и только после этого точка зрения группы объявляется всему классу.
В этот момент знания ещё раз корректируются в результате сопоставления
своей позиции с позицией других групп.
Обязательный этап мастерской – осознание конфликта в себе и
разрешение его через преодоление, поэтому одним из ключевых моментов
является проблемная ситуация.
Проблемная ситуация – это ситуация интеллектуального затруднения,
которая побуждает ученика к решению проблемы, требует поиска новых
знаний. Проблемная ситуация должна быть доступна, интересна ученику, но
в то же время достаточна сложна и находится в «зоне ближайшего развития».
В своей деятельности обучающиеся исходят из своих возможностей,
способностей, интересов, опыта. Главный закон мастерской – делай по-
своему, исходя из своих способностей и интересов, корректируй сам себя.
Все действия в мастерской оцениваются с положительной установкой,
соблюдаются доверительные отношения с детьми. Дети видят в педагоге и
учителя, и наставника, и партнёра в творчестве. А педагог в каждом ребёнке
видит человека.
Учитель, включая ребят в поисковую деятельность, расстаётся со
многими методами принуждения, с жёстким надзором за каждым шагом
ученика. На уроке-мастерской точные формулировки, точные знания
следуют за ошибками, за приближёнными, неточными результатами. Но при
терпеливой работе этот путь завершается строгими доказательствами,
точными формулировками. Исчезает один из вечных школьных страхов –
страх совершить ошибку.
Урок-мастерская – событие в жизни учителя и учеников, где в
организационном пространстве люди конструируют знания, а ученики
вводятся в процесс познания, в поиск знаний.
Такой урок направлен на развитие личности ученика в учебном
процессе, организованном в соответствии с учебными целями.
Главным принципом сотрудничества и сотворчества на уроках-
мастерских является диалог:
- диалоги участников мастерской;
- диалоги отдельных групп;
- диалог с самим собой;
- диалог с научным авторитетом.
На мастерских можно выделить следующие этапы:
1.Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание
эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой
деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания
и формирование личностного отношения к предмету. Индуктор – всё то, что
побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать
слово. Текст, предмет, задача, рисунок – всё то, что может вызвать
ассоциацию. Это может быть задание, но неожиданное, загадочное.
2.Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить
задание имеющимися средствами. Это работа с текстом, моделями. Это
формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и
отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с
информационным материалом, словарями, то есть создаётся
информационный запрос.
3.Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения
проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего проекта
решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения,
создаются творческие работы: рисунки, чертежи, вопросы. Идёт работа по
выполнению заданий, которые даёт учитель.
4.Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами
своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и
представление всем промежуточных и окончательных результатов труда,
чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание
на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На
этом этапе ученик учится говорить.
5.Афиширование – это вывешивание, наглядное представление
результатов деятельности. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают,
выделяют оригинальные, интересные идеи, защищают свои творческие
работы.
6.Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого
процесса, новое видение учеником предмета и осознание неполноты своего
знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа
– инсайт (озарение).
7.Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной
деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это
обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений
собственной мысли, собственного мироощущения.
Я хочу предложить вам ознакомиться с одним уроком-мастерской.
Почувствуйте себя учениками. Итак, урок на тему «Более сложные задачи на
проценты». Педагогическая мастерская «Покупаем с умом».
Цели:
дидактические: научиться решать практические задачи, используя
знания по теме «Проценты», закрепить навыки поиска процента от числа,
числа по его процентам, процентного отношения чисел;
развивающие: способствовать формированию широкого кругозора,
умений анализировать, обобщать, развитию речевого аппарата;
воспитательные: способствовать развитию деловых качеств,
взаимоуважения, самостоятельности, настойчивости.
Ход педагогической мастерской
1. Индукция. На предыдущем уроке было предложено провести анализ
акционного предложения какого-либо магазина.
2. Самоиндукция. Необходимо выбрать коллегу (соседа по парте на
следующий урок), вместе выбрать магазин, акцию которого предстоит
проверить, и раздобыть рекламную информацию о любой акции (фото
плаката, листовка, распечатка из интернета, в которой будет указана
следующая информация: первоначальная стоимость товара, новая стоимость
товара, процент скидки, минимум пять товаров).
3. Социоконструкция. Обучающиеся в парах отвечают по каждому
товару на вопросы: Какие скидки на самом деле действуют в магазинах
(ответ округлить до сотых)? Какова бы была цена товара, если бы размер
скидки в процентах совпадал с заявленным в рекламе? Почему происходит
это несовпадение и можно ли его избежать в каждом конкретном случае?
Предложите своё решение проблемы. Кому выгодно несовпадение цен?
Просчитайте выгоду при покупке/продаже 100 единиц товара. Все расчёты и
выводы записываются на рабочем листе каждым учеником.
4. Разрыв. Каждая группа предоставляет один лист с выводами и
расчётами с прикреплённой к нему рекламной информацией и вывешивает на
доске для общего доступа. Те, кто первыми справился с заданием, могут
рассказать остальным о результатах проверки и своих выводах.
Самое принципиальное отличие мастерской от обычного урока – это
рефлексия, т. е. анализ своего пути, успеха и неуспеха на всех этапах.
Исходя из интересов обучающихся, в ход урока вводятся игровые
ситуации, обширное использование разнообразного оборудования. Познание
математики через игры прививает к ней любовь, переходящую иногда в
потребность заниматься этой наукой всерьёз.
Работу на уроке учитель не оценивает, что позволяет каждому ученику
не только почувствовать себя свободно, но и не бояться ошибок, свободно
высказывать своё мнение. На таких уроках учитель не информатор, а
помощник; на основе общепринятых технологий он имеет возможность
использовать новые приёмы подачи материала.
Итак, урок-мастерская позволяет реализовать идею сотрудничества и
сотворчества учителя и ученика. Такие уроки дают положительные
результаты в работе. Они проходят живо, организованно, интересно,
развивается как произвольное, так и непроизвольное внимание. Это
объясняется тем, что даются задания, требующие анализа, сравнения,
наблюдательности, обобщения, действия в изменённых ситуациях, ученики
постепенно увеличивают темп работы, лучше рассуждают, легче
ориентируются в материале.
«Я мыслю – значит, я существую», - утверждал Р. Декарт. «Я познаю –
значит, я существую», - хочется сказать после «проживания» мастерской,
которая пока событие в школьной жизни ребёнка.
Литература
1.Акири И. К. Интеллектуальные игры на уроках математики.//
Математика в школе. –2000. -No5.
2.Ахметгалиев а. Мотивация деятельности на уроках
математики.//Математика в школе.
–1996. -No2.
3.Гусева Н., Зайкин М. Когда красота притягивает, а исследование
увлекает.// Г.
Математика. –2000. -No3, 4.
4.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. –М.: Интор. 1996.
5.Далингер в. А. Методика обучения учащихся доказательству
математических предложений. -М.: Просвещение. 2006.
6.Занимательная математика на уроках и внеклассных занятиях. –М.:
Глобус. 2008.
7.Зубарева И. И. Элементы творчества при обучении математике.// Г.
Математика.
–2000. -No26.
8.Истомина Н. Реализация идей развивающего обучения в учебнике
«Математика 5
класс».//Г. Математика. –1999. -No3.
9.Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока. –Р.:
Учитель. 2004.
10.Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Части 1-5. –
В.: Учитель. 2006.
11.Кордемский Б. А. Увлечь школьников математикой. –М.:
Просвещение. 1981.
12.Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. –М.:
Просвещение. 1990.
13.Лоповок Л. М. 1000 проблемных задач по математике. -М.:
Просвещение. 1995.
14.Манвелов С. Г. Основы творческой разработки урока
математики.//Математика в
школе. –1997.-No13.
15.Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников. –М.
1986.
16.Мельникова Е. И. Проблемный урок, или Как открывать знания с
учениками. –М. 2002.
Математика - еще материалы к урокам:
- Педагогический проект "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках математики"
- Презентация "Равные множества. Пустое множество. Знак Ø" 3 класс (Петерсон Л.Г.)
- Технологическая карта урока "Деление рациональных чисел" 6 класс
- Административная контрольная работа по математике за 6 класс
- Технологическая карта урока математики "Решение задач с помощью пропорций" 6 класс
- Конспект урока по математике "Решение задач в два действия" 1 класс