Квест-современная игровая технология обучения дошкольников

Подписи к слайдам:
Квест- современная игровая технология обучения дошкольников

Выполнил: старший воспитатель

МКДОУ Нехаевского детского сада «Колосок»

Бондаренко Наталья Ивановна

Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у подростков и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Но и в детском саду мы тоже используем эту технологию и она знакома многим педагогам как игра по станциям.

Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии?

Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.

Понятие квест- технологии

Реформы в сфере образования и модернизации современного общества заставляют педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми и взаимодействии с родителями. Так появился образовательный квест или квест-технология, который стремительно набирает популярность не только у воспитанников, но и у взрослых (родителей и педагогов), позволяющий индивидуализировать процесс обучения, задействовать все образовательное пространство и создать наилучшие условия для развития и самореализации участников образовательных отношений.

В образовательном процессе квест – это специально организованный вид исследовательской деятельности, где обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий.

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что

стимулирует общение

хорошим

способом

сплотить

играющих. В

квестах присутствует

и служит

элемент

соревновательности,

а также

эффект

неожиданности

декорации). Они

(неожиданная

способствуют

встреча,

развитию

таинственность,

аналитических

атмосфера,

способностей,

развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Структура, виды, формы проведения образовательного квеста

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру.

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников, то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников. Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру, которая представлена на слайде, все сводится к следующему:

Этапы организации квеста.

8

Воспитательные и образовательные цели и возможности квест-технологии для дошкольников

Организация деятельности детей через проведение квест-игры имеет ряд преимуществ, что позволяет решать цели и задачи:

  • всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному, социально-коммуникативному);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;
  • действовать в команде, а не поодиночке;
  • помощь и взаимовыручка;
  • побуждение к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;
  • внимательность и смелость;
  • обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей.

В ходе КВЕСТА у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности:

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Познавательно-исследовательская
  • Двигательная
  • Изобразительная
  • Музыкальная
  • Восприятие художественной литературы и фольклора
  • Формы организации квест-игры:

  • Путешествие.
  • Детектив.
  • Журналистское расследование.
  • Научное исследование.

Алгоритм разработки квест-игры для дошкольников

  • Провести мониторинг потребностей воспитанников и своих педагогических возможностей.
  • -Что нужно и актуально сейчас детям? Какие темы? Есть ли у меня профессиональные и личностные ресурсы для данной работы?

  • Описать целевую группу квест-игры.
  • - Кто, какой, какая, какие они - дети моей группы?

    3. Сформулировать проблему квест-игры.

    - Чего сейчас не хватает данной группе, чего они не умеют, не делают, не знают?

    4. Поставить цели квест-игры.

    - Ради чего проводится программа? Какие цели будут поставлены? Какого результата мы хотим достичь? Достаточно ли нам времени?

    5. Определить задачи - шаги, позволяющие достичь цели квест-игры.

    -Как, за счет чего цель будет достигнута?

6. Разработать тематический план квест-игры.

- Какие темы, формы работы, техники мы используем для реализации каждой задачи? Сколько нам потребуется времени на проработку каждой темы?

7. Определить продолжительность игровой программы.

- Сколько времени нужно, чтобы работа была результативной?

8. Разработать сценарий квест-игры.

- В какой последовательности, с учетом логики тренинга, групповой динамики и времени проведения, будут расположены выбранные формы работы?

9. Определиться с материалами и условиями, подготовить дидактические и раздаточные материалы.

- Что нужно для обеспечения работы? Как будет оцениваться.

Методика проведения квест-игры для дошкольников

Организационный момент. Вступительное слово ведущего с целью

переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя:

  • деление детей на группы;
  • обсуждение правил квеста;
  • -раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон.

    -Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.

    -Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении

поставленной цели. Все просто. На финише должен быть приз!

16

Образовательные квесты проходят на территории детского сада, в групповых помещениях, на площадках, на природе. Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

  • Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
  • «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
  • Карта (схематическое изображение маршрута);
  • «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники);
  • Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.

Принципы построения квестов для детей

дошкольного возраста

Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:

  • все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);
  • задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту

-

участников и их индивидуальным особенностям; ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка;

в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как

выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;

-

задания необходимо

последовательными,

продумать таким образом, чтобы они логически взаимосвязанными; игра должна

были быть

эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;

-

-

-

дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);

следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;

роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

Задания для детского квеста

Квест – это цепочка заданий, связанная между собой какой-либо тематикой, общей целью:

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

«Тайное письмо»

«Кроссворд»

«Спрятанная подсказка»

«Тайники»

«Викторина»

«Лабиринт»

«Загадки»

«Ребусы»

«Пазлы»

«Найди отличия»

«Кто здесь лишний?» «Посчитай!» и др.

Вывод:

Предметно-развивающая среда -

«пусковой механизм» для познавательной

мотивации и творческой активности

ребенка. Поэтому, при формировании

предметно-развивающей среды по содержанию квеста: педагоги учитывают тот факт, что это то пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, преодолевать. Можно сказать, что предметно – развивающая среда стала первым шагом к достижению поставленной цели – для проведения всех квестов могут использоваться групповые помещения, коридоры, музыкальный и спортивный залы, площадки на улицах .

Ориентирами, определяющими направление действий, становятся карты. Общая цель объединяет детей, является главным «внутренним мотиватором квеста». Совмещаются элементы отдыха и обучения, которое происходит совсем незаметно.

В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества. Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого. Квест-игра создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Квест уникальный продукт,возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.

Список литературы.
  • Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273- ФЗ от 29.12.2012
  • Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 "Об утверждении ФГОС ДО"
  • Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология
  • // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;

  • Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  • 5.

    http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/uchebno-metodicheskoe-posobie-zhivye-kv esty-na-urokah-geografii

    .

    6. http2:6//

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Квест-игра «Спасаем страну математику» старшая группа

34

35

36

37

38

39

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

40