Социо-игровая педагогическая технология

Семинар для педагогов: «Социо-игровая педагогическая
технология»
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе
активного педагогического общения в целях освоения опыта работы с
применением социо-игровой технологии в работе с дошкольниками.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами,
применяемыми в социо-игровой технологии.
2. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их
мотивацию по использованию в практике социо-игровой технологии.
3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой
технологии.
4. Развивать творческий потенциал педагогического коллектива.
Для того чтобы человеку быть активным участником общественной
жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять
творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать
свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться.
Помочь соответствовать этому может современная педагогическая социо-
игровая технология, авторами которой являются: Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова
и В. М. Букатов.
Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов,
первая часть - социо - означает малый социум (не социальный), поэтому
правильное написание названия технологии через дефис. Вторая часть -
игровой - подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную,
протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых
правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е.
интерактивную.
Таким образом, социо-игровая технология - это технология, основанная
на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии
микрогрупп между собой посредством игры.
Данная технология позволяет решать многие задачи, определённые
ФГОС ДО, дети могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские
качества, научиться эффективно взаимодействовать друг с другом, ощущать
помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, быть на равных,
развивать познавательный интерес и творческую деятельность. Эта технология
наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные
способности детей по сравнению с традиционными методами обучения,
способствует познавательному, социальному, художественному, физическому
развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-
волевой сферы.
Социо - игровая технология стоит на нескольких «китах», на 6 самых
основных правилах и условиях:
1 «КИТ»/правило: Работа проводится малыми группами или как их еще
называют «группы ровесников».
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения
малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей.
Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к
возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
Сам процесс деления на группы представляет собой игру и способствует
возникновению дружественных отношений между детьми, развитию умения
договориться. Варианты объединения могут быть различные. В своей практике я
использую деление по следующим условиям:
1. Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным
ситуациям, например:
по цвету волос, глаз, одежды;
чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и др.;
2. Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием
(признаком):
геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по
названию;
мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб,
насекомых, транспортных средств, которые можно объединить по названию или
какому либо признаку в одну группу и т.п.
3. Объединение путем образования пар (троек, четвёрок, шестёрок)
Каждому ребенку предлагаем какое - либо индивидуальное задание, и после его
выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить
результаты заданий. Затем каждая пара находит себе ещё пару или две, и таким
образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую
работу. Например, каждый ребёнок готовит рассказ по своей картинке и
рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Можно
предложить соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой
рассказ ещё с одной парой и представляет его для всех.
4. Деление на подгруппы по разрезному материалу.
Игры, которые можно предложить детям на этом этапе: «Собери картинку»,
«Подбери пару по цвету» и др. Во время выполнения задания «Собери
картинку» дети объединяются в микрогруппы, последующие задания выполняют
вместе.
5. Деление на подгруппы по слову, движению, действию:
назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и др.;
называть по цепочке 3- 4 цвета (повторяя только их, например красный, синий,
зелёный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
назвать по цепочке 3 - 4 животных, растения, транспортные средства и т.п., и
объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3 - 4 разных
движения (действия), повторяя их в том же порядке.
Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся
взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по
случайному принципу.
2 «КИТ»/ правило: «Смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность,
а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают
сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется
состав группы, - меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать
активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным
воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.
3 «КИТ»/ правило: обучение сочетается с двигательной активностью и
сменой мизансцен. Дети могут общаться в разных уголках группы: за столами,
на полу, в любимом уголке и т. д. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса или
непосредственно образовательной деятельности помогает воспитанникам
переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем чаще они меняют
мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная
деятельность. А это, в свою очередь, означает, что повышается
сопротивляемость детского организма нервным стрессам, а в ДОО создаются
благоприятные условия для здоровьесбережения. Если во время занятия дети
сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология
не состоялась.
4 «КИТ»/ правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает
ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У
детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и
требует определенной сосредоточенности.
5 «КИТ»/ правило: социо - игровая методика предполагает интеграцию всех
видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение
происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры,
которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение
взаимодействовать друг с другом.
6 «КИТ»/ правило: ориентация на принцип полифонии или, как его назвали
авторы, «133 зайца»: В народе существует пословица: за двумя зайцами
погонишься ни одного не поймаешь. В социо-игровой педагогике дело
обстоит несколько иначе: если гнаться за двумя зайцами, то действительно
ни одного не поймаешь, но если сразу за 133, то, глядишь, с десяток наловишь
среди пойманных пяток зайцев может оказаться из тех, о которых
и не мечталось раньше - «нечаянная радость»). Другими словами, применение
технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща
решать задачи, стимулирует увлеченность.
Таким образом, используя правила социо-игровой технологии, педагоги учат
детей слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться,
приходить к согласию. Кроме того, у них развивается речевое взаимодействие;
формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям,
самому себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию, разумно
и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.
Общение детей в рамках данной технологии я организовываю в три этапа:
на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети
учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается
собственная речь);
Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь
определенных правил:
1. Один за всех и все за одного.
2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.
3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
4. Когда работаешь, не мешай другим.
5. Справился сам, помоги другу.
6. Главное - не бояться доказывать свою правоту.
7. Умей попросить и принять помощь.
на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как
ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную
задачу;
на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение
педагог обучает дошкольников.
Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой
направленности и авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые
задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
Игры-задания для рабочего настроя.
Начало занятия должно стать определенным ритуалом, чтобы дети могли
настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют
коммуникативные игры «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба
начинается с улыбки», «Комплименты» и другие.
Так же пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры
в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение
мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче будет
преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор
и нежелание
совместно играть и решать поставленные задачи. Можно использовать такие
игры как: «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю»,
«Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др.
Для педагогов:
1. Приветствие «Я рада тебя видеть» + «Комплимент».
2. Игра «Встань по пальцам».
Цель: развивает слаженные, скоординированные отношения в коллективе.
Инструкция: Встают около стульев и остаются стоять столько детей, сколько я
покажу пальцев. Я отвернусь и покажу пальцы, сосчитаю до трех. Со словом
«Замри! » я поворачиваюсь. Игра проводится несколько раз. Самые сложные
задания 1, 10 пальцев. Участники должны суметь молча договориться, кто
останется стоять, а кто сядет.
Комментарий: В этом упражнении каждый человек внутренне решает и внешне
определяет меру своего участия в выполнении задания. Готовность каждого
встать или сразу сесть. Мобилизует всех играющих. (Должен быть азарт
ведущего!)
Игры-разминки (разрядки).
Разрядка трудоемкой и затянувшейся работы или, наоборот, ожидания; снятие
усталости; переход от одного вида деятельности к другому. Общим для игр
данной группы является принцип всеобщей доступности, элемент
соревновательности и смешного, несерьезного выигрыша. В играх-разминках
доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха.
Используемые игры: «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные
человечки», Карлики-великаны», «Ходим кругом друг за другом», «Запрещенное
движение», «Слухачи» и др.
Для педагогов:
Игра «Я рисую»
Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
- Назовите выходные дни недели. Рассчитайтесь на субботу, воскресенье. У нас
получилось две команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту
фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.
Возможные фигуры: треугольник; ромб; круг; квадрат; угол; буква; птичий
косяк;
Обсуждение:
- Трудно было выполнять задание? В чем заключалась трудность?
- Что помогло при его выполнении?
Игры социо-игрового приобщения к делу.
Задача: выстраивание деловых отношений детей с педагогом и друг с другом.
Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если
дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они
научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту
группу. Такие игры подробно описаны в «Карманной энциклопедии социо-
игровых приемов обучения дошкольников», под редакцией д. п. н В. М. Букатова
(«Эхо», «Так и не так», «Превращение предмета», «Фраза с заданными словами»,
«Города с небывальщиной», «За себя не отвечаю», «Живая буква», «Письмо из
букв», «По алфавиту», «Бытовые механизмы» и т. д.)
Для педагогов:
1. Игра «Выложи фигуру»
- Назовите, какие цвета присутствуют на флаге России? (ответы детей).
- Рассчитайтесь на БЕЛЫЙ, СИНИЙ, КРАСНЫЙ. Рассчитываются и
объединяются в команды.
- Капитаном будет тот, у кого: в первой команде есть белый цвет в одежде, во
второй синий, в третьей красный.
- Я хочу предложить вам игру. В коробке у меня счетные палочки. Возьмите
каждые по две палочки. Один из вас начинает игру: он кладет счетную палочку в
середину круга на пол. Второй кладет свою палочку рядом с предыдущей так,
чтобы они соприкасалась друг с другом. Третья палочка должна касаться одной
из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут
выложены на пол все палочки. Старайтесь, чтобы получилось какое-то
изображение.
Игра продолжается до тех пор, пока дети не выложат все палочки.
В конце игры обсуждаем, что получилось.
2. Упражнение «Нарисуй по описанию» (общее для всех).
Каждый выполняет самостоятельно на листочке.
- Сейчас я прочитаю вам задание, вы должны будете выполнить его на листочке.
Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить. Задание я прочитаю два раза,
вопросы задавать нельзя.
Стоял синий дом. Крыша у него была треугольная. Большое окно было красным
цветом, маленькое – желтое. Дверь коричневым цветом.
Педагог дважды повторяет описание. Участники рисуют только контуры, не
закрашивая карандашом. После выполнения дети в парах обмениваются
листочком, педагог еще раз зачитывает задание, дети по ходу проверяют
правильность выполнения. После выполнения задания проводится обсуждение и
проверяющие выставляют смайлики (без ошибок – веселый, 1-2 ошибки –
спокойный, больше 2-х грустный).
Комментарий: дети учатся работать в соответствии с заданной инструкцией,
взаимопроверке, правильной реакции на ошибки.
1. Игровое упражнение «Фантастические гипотезы».
Инструкция. Дети делятся на новые команды - встают в круг и рассчитываются
на «кискас», «тяфкинс», «морковь». Избираются новые капитаны. Капитаны
выбирают две первые попавшиеся карточки из конвертов: 1) карточку
с существительным, обозначающим изображенного на ней животного; 2)
карточку с глаголом, обозначающим изображенное действие. Задача - составить
рассказ по картинкам на тему: «Что было бы, если…». Например: на первой
картинке изображен кот, а на второй - процесс варки супа. Формируется
гипотеза: «Что было бы, если бы кот мог готовить обед (варить суп)» и т. д.
Время выполнения 3–5 мин. По завершении капитаны выходят к ведущим для
представления результатов.
Примечание. Игровое упражнение направлено на развитие творческого
воображения и теоретического абстрактного мышления.
Игры творческого самоутверждения.
Особенность этих игр в том, что при их выполнении учитывается
художественно-исполнительский результат деятельности. Однако не следует
считать, что задания этой группы нужны детям только с особой творческой
одаренностью. Целесообразно рассматривать творческую активность
(поддающуюся тренировке и развитию) каждого ребенка. Выполняя задания
данной группы, дети получают возможность создать результаты этически
привлекательные, что является мощным стимулом для развития каждого
из зрителей-наблюдателей.
В этой группе игр для активизации общения детей, их инициативных
высказываний, я так же использую такую форму работы с детьми, как
моделирование игровых проблемных ситуаций, направленных на формирование
у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы
разрешения конфликтов.
Для педагогов:
1. Упражнение «Найди пару» (по картинкам)
Вы поделились на пары, и сейчас будете работать в парах, но для этого вам
нужно самостоятельно приготовить рабочее место (стол и стульчики).
Я умышленно этого не сделала. Когда ребёнок сам выбирает и готовит место для
своей деятельности – результат его работы приобретает наибольшую
значимость. Даже если ребёнок не рационально выбрал место с вашей точки
зрения, уступите ему, значит ему так комфортно.
Каждая пара сейчас должны, узнать друг у друга какая рука является умелой не
ведущей, а умелой, потом озвучить какая умелая рука у вашего партнера.
Почему умелая, потому что я умею, что то делать данной рукой. Вы будете
рисовать весенний пейзаж. Подумайте, что вы сможете умело нарисовать.
Рисовать вы должны все вместе на одном листе умелой рукой, а на другом листе
вы нарисуете пейзаж, но уже неумелой рукой и тоже вместе.
А теперь, вы должны описать то, что нарисовали. (Каждый член микрогруппы
рассказывает, что изображено на рисунке и высказывает свое мнение о успехах
или трудностях, возникших во время совместного творчества).
Комментарий: Ребенок, который не хочет, например, рисовать, он может
выступить в роли снабженца (подносить нужные материалы)
Особенность состоит в том, что игра направлена на привитие коммуникативных
навыков: умения договариваться, делать одну работу сообща.
2. Проигрывание ситуаций (в тех же парах).
- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти
последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.
- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их?
Почему?
- Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже
началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не
захотят принять тебя?
- У тебя потерялась игрушка в д/с как ты поступишь?
Игры вольные.
Задача: физически активный и психологически эффективный отдых.
В данную группу входят подвижные игры, выполнение которых требует
простора и свободы передвижения, такие как «Ловишки», «Колечко-колечко»,
«Где мы были - не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь», «Воробьи -
вороны» и др.
Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия
того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из
«мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».
Рефлексия. Я предлагаю использовать прием шапка «Вопросов и
ответов». Участники сами сочиняют вопросы - записки друг для друга,
помещают их в шапку, потом вытягивают кому какая достанется. Ответы
готовят в парах или тройках. В результате возникает обмен мнениями и живая
дискуссия.
Вопросы могут быть самые разнообразные. Например:
1. Какие приемы социо-игровой технологии вы запомнили?
2. Что было сложным?
3. Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей
работе?
4. Какие отличительные черты социо-игровой технологии от традиционных
форм работы с детьми вами были отмечены?
5. Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой
технологии?
Данный прием хорошо подойдет в работе с родителями. Часто трудно
вызвать родителей на дискуссию, но вопросов у них всегда много. Этот прием
предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в
шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них
отвечать.
III. Заключительная часть.
Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо
игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен,
интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная,
поисковая).
Социо-игровой стиль обучения – это не жесткая методика. Педагог
создает ситуацию, когда детям хочется доверять и друг другу, и своему
собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного
обучения, научения и тренировки.
Снимается запрет на двигательную активность. Работа в малых группах
является ключевой в данной технологии. При социо - игровом стиле обучения
естественным образом возникают межпредметные связи. Приёмы, предлагаемые
В. М. Букатовым, строятся на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей
друг с другом, они становятся основной формой организации детской жизни.
Работая в данном направлении, я предполагаю, что в результате
применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками мы сможем
достигнуть следующих результатов:
дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать
друг друга;
у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру,
другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою
позицию;
у них не будет чувства страха за ошибку.