Внеклассное мероприятие "Я буду видеть сердцем" 11 класс

1
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 11 КЛАССЕ
« Я БУДУ ВИДЕТЬ СЕРДЦЕМ »
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ,
ПОСВЯЩЕННАЯ ТВОРЧЕСТВУ Э. АСАДОВА
Учитель: Чушкина О.А.
По материалам журнала «Литература в школе»
При проведении вечера используются музыкальные произведения: Бетховен. «
Лунная соната», Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года», музыка из
кинофильма «Долгая дорога в дюнах».
Ведущие читают текст на музыкальном фоне.
1-й ведущий. Мы назвали вечер, посвященный творчеству поэта Эдуарда
Аркадьевича Асадова, строчкой из его поэмы «Я буду видеть сердцем». Не правда
ли, несколько странная фраза? Как это возможно - видеть сердцем? Ведь видит
человек глазами.
2-й ведущий. Необычный смысл этой строки поэта вы поймете позднее.
Эдуард Асадов… Современной молодежи мало о чем говорит это имя. А
жаль! Человек этот достоин того, чтобы о нем знали, читали его стихи и
восхищались его мужеством.
1-й ведущий. 7 сентября 1923 года в городе Мары в Туркменистане в семье
учителей родился сын, которого назвали Эдуардом. Ему исполнилось 5 лет, когда
умер отец. После этого мать с мальчиком переехала в Свердловск. Здесь, на Урале,
прошли детство и юность будущего поэта.
2-й ведущий. Свои первые стихи он написал в восемь лет. В семье Асадовых
высоко ценились неравнодушие к чужой беде, стремление прийти на помощь,
отзывчивость. Эти качества пронес поэт через всю жизнь. Об этом - его стихи.
Стихотворение «Падает снег».
1-й ведущий. Не оставить в беде, не предать, протянуть руку в трудный час -
этому учила Эдуарда мама. Истоки его сердечности, доброты, конечно же, берут
начало прямо из детства.
2-й ведущий. Однажды, когда Эдуарду было 11 лет, он впервые столкнулся с
людской жестокостью. Был май. Конец учебного года. На Урале май бывает
довольно прохладным. Школа находилась неподалеку от реки. Перед уроками
ребятишки собрались на берегу. Бегали, дурачились, кидали в воду плоские камни.
Всех развлекал маленький лопоухий щенок. Он совсем недавно научился ходить и,
переваливаясь, путешествовал от одного к другому, принимая от ребят нехитрое
угощение: кусочки хлеба, сахар.
1-й ведущий. Когда прозвенел звонок, все собрались бежать на урок. Но вдруг
девочки заметили незнакомых мальчишек, которые, подобрав на берегу старый
ржавый таз, посадили в него щенка и оттолкнули от берега. Щенок жалобно скулил,
а мятая посудина отплывала все дальше. Таз оказался дырявым, в него медленно
начала набираться вода. Девочки закричали. Но дотянуться до таза было
невозможно. Щенок стоял в тазу в ледяной воде и, предчувствуя гибель, отчаянно
визжал.
2-й ведущий. Девчонки плакали. В этот момент на берегу появился худенький
черноглазый мальчуган. Это был Эдик Асадов. Сбросив кепку, пальто и ботинки,
2
через мгновение он уже плыл. Одежда сразу намокла, а тело пронизало таким
холодом, что перехватило дыхание. Доплыв до таза, мальчик стал толкать его к
берегу, но таз все больше наполнялся водой, и наконец, затонул. Обхватив
визжащего щенка левой рукой, мальчик лег на правый бок и стал грести к берегу.
Кто знает, чем бы закончилась эта история, если бы не помощь проходившего мимо
рабочего, который, зайдя в воду по пояс, вытащил мальчика на берег вместе со
щенком.
1-й ведущий. В 11 лет, рискуя собой, броситься в ледяную воду, чтобы спасти
чью-то жизнь, пусть даже щенячью,- на такой поступок способен не каждый. И в
своем творчестве Эдуард Асадов не делит благородные или низкие поступки на
людские, собачьи, птичьи. Верность, преданность - всегда прекрасные качества, в
ком бы они ни проявлялись. Предательство, подлость - всегда гадки, кто бы их ни
совершил.
«Стихи о рыжей дворняге».
2-й ведущий. Десятый класс Эдуард заканчивал уже в Москве, куда перевели
на работу его маму. Учась в школе, он продолжает писать стихи, выступает на
школьных вечерах
На весну 1941 года пришлись выпускные экзамены. А потом - выпускной
бал. Кружились в вальсе веселые одноклассники, и никто, конечно же, не знал, что
ровно через неделю начнется война.
1-й ведущий. Уже было написано заявление в институт. Но было не до
учебы. Какой сейчас институт! Надо защищать родину. И он порвал то заявление и
написал другое, с просьбой отправить его добровольцем на фронт. В военкомате ему
сказали, что призывают с 18 лет, а Асадову было лишь 17. Но уже на следующий
день он в воинском эшелоне ехал на фронт.
2-й ведущий. С первых дней войны будущий поэт служил в подразделении
легендарных гвардейских минометов «катюш». И на войне он продолжает писать
стихи, вспоминая дом, маму, любимую девушку.
«Письмо с фронта», «Письмо любимой».
2-й ведущий. Асадов прошел всю войну. Участвовал в освобождении Крыма.
Когда готовился решительный штурм Севастополя, была необходима артподготовка
перед наступлением наших войск. В соседней батарее не хватало снарядов, надо
было помочь. Каждый снаряд весом по 100 килограммов. Пока погрузили, уже
рассвело. Днем ехать опасно из-за обстрела. И ждать нельзя. В пути машина попала
под вражеский огонь. Асадов был тяжело ранен в голову. Ничего не видя, он
продолжал отдавать команды уже в той, соседней, батарее «катюш», куда они все-
таки доехали.
1-й ведущий. Потом был госпиталь. Множество операций. Суровый приговор
врачей: зрения не вернуть. В первый момент пришла растерянность. Не хотелось
верить, что он больше никогда не увидит зелень деревьев летом, золотой листопад в
роще, не сможет рассмотреть птицу, голос которой слышит, не увидит лица родных,
друзей. Вся жизнь разделилась на две половины: яркую, радостную, многоцветную,
ликующую - и темную, пугающую чернотой и безысходностью.
2-й ведущий. Только огромная сила воли, крепкий организм и неистребимое
желание жить и быть полезным помогли двенадцатилетнему лейтенанту снова
3
встать в строй, не сдаться. «Я буду видеть сердцем»,- написал в одной из своих поэм
Асадов. Поэт писал стихи между операциями и перевязками, утром, ночью, днем.
Всегда. Он много размышлял в те дни о судьбе России, об истоках мужества
русских солдат. И даже много лет спустя военные воспоминания и раздумья того
времени находят отзвук в его стихах.
«Россия начиналась не с меча».
1-й ведущий. Вопреки здравому смыслу госпитальная атмосфера действовала
на поэта не угнетающе, а, наоборот, располагала к творчеству. Скопилось много
стихов. Для большей уверенности в себе требовалось заручиться поддержкой кого-
то из именитых писателей. Выбор пал на Корнея Чуковского. Именно потому, что
Корней Иванович как критик был ядовит и суров, Асадов посылал ему стихи.
2-й ведущий. Поэт с юмором вспоминает: «От посланных мною стихов
остались, пожалуй, только моя фамилия и даты. Все же остальное было разбито,
разгрохано и превращено в пыль и прах». Самый неожиданный был вывод
Чуковского: «Однако, несмотря на все, сказанное выше, с полной ответственностью
могу сказать, что Вы - истинный поэт. У вас есть то подлинное поэтическое
дыхание, которое присуще только поэту
Потом был Литературный институт имени М. Горького. Здесь Эдуард
Аркадьевич учился бережному и внимательному отношению к слову.
«О скверном и святом».
2-й ведущий. Еще будучи студентом Литинститута, Асадов послал свои стихи
в журнал «Огонек», где 1 мая 1948 года они увидели свет. Главным редактором
«Огонька» был известный поэт Алексей Сурков. В 1951 году, когда Асадов окончил
институт, в издательстве « Молодая гвардия » вышла его первая книга стихов, и
поэт был принят в Союз писателей.
1-й ведущий. Асадовские стихи полюбились в городах и селах. Часто из-за
нехватки книг их переписывали от руки в заветные тетрадки. Их читали, заучивали
наизусть, потому что говорил автор о том, что было близко и знакомо юному
поколению: о добре и зле, верности и предательстве, об искренности и фальши в
человеческих отношениях.
« Что такое счастье », « Нужные люди », «Трусиха», «Люблю я собаку за
верный нрав», «Доброта».
2-й ведущий. Да, любовь бывает разной: счастливой или несчастной,
взаимной или безответной, любовь-радость и любовь-страдание. Но какая бы она ни
была, любовь всегда возвышает человека, делает лучше.
«Сатана».
1-й ведущий. Асадов убежден, что каждый молодой человек должен готовить
себя к настоящей большой любви, только такая любовь способна принести радость
и счастье.
«Прямой разговор».
Поэт трудится и сейчас. Он продолжает писать стихи, прозу. Из печати
выходят его новые книги о сегодняшней жизни. Эдуарда Аркадьевича тревожит все
большее отчуждение, возникшее между человеком и природой. Но, несмотря на это,
стихи его проникнуты верой в будущее.
«О том, чего терять нельзя», «Всегда в бою».
4