«Иван Григорьевич Ковалевский - прототип гоголевского чиновника А.А. Башмачкина»
Презентация подготовлена Евдокимовым О.В., учителем русского языка и литературы школы № 288 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
27 апреля 2017 г.
П.А. Аненков вспоминал, что однажды в присутствии Н.В. Гоголя была рассказана история, случившаяся с одним петербургским чиновником, который долго собирал деньги на ружье… и при первой охоте утерял его в водах Финского залива
Николай Васильевич Гоголь.
Фотография середины XIX века
Эта потеря так расстроила чиновника, что он заболел, но друзья, узнавшие о причине болезни, организовали сбор денег и подарили незадачливому сослуживцу новое ружье
Вид С-Петербурга, Нева, корабли.
Середина XIX века
В критической литературе, посвященной истории создания «Шинели», указывается, что именно это событие побудило Гоголя создать повесть «Шинель». Однако есть более весомые аргументы, которые говорят, что не петербургский, а киевский чиновник послужил прототипом создания образа Акакия Акакиевича Башмачкина – главного героя повести «Шинель»
Вид С-Петербурга, Исаакиевский собор
Владимир Иванович Зноско – митрофорный протоиерей. Окончил Духовную семинарию и принял священнический сан в Российской Империи. До революции 1917 года был миссионером в США. После мировой войны оказался в Германии, вступил в должность настоятеля русской посольской церкви Святого Владимира в Берлине (1918–1921).
В 1930-е годы был помощником настоятеля местного православного прихода. В 1936 г. в Париже читал православно-миссионерские лекции в Трехсвятительском подворье.
Скончался протоиерей Владимир Зноско 12 декабря 1940 г. в Берлине. Похоронен на русском православном кладбище в Берлине (в Тегеле)
Протоиерей Владимир Зноско написал несколько замечательных духовных книг, среди которых есть жития святых: «Христа ради юродивый иеросхимонах Феофил подвижник и прозорливец Киево-Печерской лавры» (по мотивам этого духовного произведения П. Лунгиным в 2006 г. снят фильм «Остров»), «Христа ради юродивый старец Паисий», «Киевский юродивый странник Иван Григорьевич Босый» и другие
Впервые жизнеописание Ивана Босого было издано в 1908 году в Киево-Печерской Лавре
Летом 1835 года Н.В. Гоголь посетил Киев, остановившись на квартире у ректора киевского Университета М.А. Максимовича, своего бывшего одноклассника по Нежинскому лицею.
Писатель странствовал по Киеву, неоднократно посещал Киево-Печерскую Лавру. 1835 год – это тот самый год, когда чиновник Иван Григорьевич Ковалевский только что уволился из Департамента и находился в Киеве
Изображение Киева, XIX в.
Киевский чиновник Иван Григорьевич часто посещал киевскую Лавру, подолгу бывал в ней, молился за богослужениями и, ценя духовное общение, беседовал с лаврскими старцами.
Летом 1835 года Н.В. Гоголь мог видеть в киевской Лавре Ивана Григорьевича - или же слышать о нем от своих лицейских товарищей-чиновников
Успенский собор XI века Киево-Печерской Лавры
Подвижник благочестия, Христа ради юродивый Иван Григорьевич Ковалевский по прозванию Иван Босый (1807-1855 гг.), служивший до 1834 года в Киевской канцелярии переписчиком бумаг.
Именно киевский чиновник, Иван Григорьевич Ковалевский, будущий Христа ради юродивый, стал прототипом гениального литературного образа – Акакия Акакиевича Башмачкина
Акакий Башмачкин - «маленький человек». Этот образ чрезвычайно ценил Ф.М. Достоевский, сказавший: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», имея в виду образ нового литературного героя, появившегося в русской литературе в начале сороковых годов 19 столетия
«Шинель» — петербургская повесть Н.В. Гоголя.
Вышла в свет в 1842 г.
Чтобы показать первичность образа Ивана Григорьевича, мы постараемся проследить совпадения и некоторые отличия двух чиновников – петербургского и киевского.
Сравним образы двух чиновников
Акакий Акакиевич идет вдоль канала по зимнему С-Петербургу
А) Отношение сослуживцев к Акакию Акакиевичу: Служил гоголевский чиновник в одном Петербургском департаменте, «где не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже: «Перепишите»
Акакий Акакиевич сидит в Департаменте за канцелярским столом
Б) «Но ни одного слова не отвечал на (эти оскорбления) … Акакий Акакиевич … это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка … он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»
Отношение сослуживцев к Ивану Григорьевичу: «Странный образ его жизни вызывал в сослуживцах … ненависть и озлобление. Порицание, насмешки и глумления были ему исключительным приветом со стороны товарищей. Всякий старался устроить ему какую-либо пакость. Кто подсыпал ему в чернильницу песку, кто подкладывал ему под сиденье острые шпильки, кто накладывал в карманы его пальто клочья засаленной объедками пищи бумаги, а кто, … пускал на его счет едкие колкости и остроты и подымал … на смех. <… > Но, помня заповедь, Иван Григорьевич относился ко всему с полнейшим равнодушием и ни на что не откликался»
Отношение сослуживцев к Ивану Григорьевичу: «Странный образ его жизни вызывал в сослуживцах … ненависть и озлобление. Порицание, насмешки и глумления были ему исключительным приветом со стороны товарищей. Всякий старался устроить ему какую-либо пакость. Кто подсыпал ему в чернильницу песку, кто подкладывал ему под сиденье острые шпильки, кто накладывал в карманы его пальто клочья засаленной объедками пищи бумаги, а кто, … пускал на его счет едкие колкости и остроты и подымал … на смех. <… > Но, помня заповедь, Иван Григорьевич относился ко всему с полнейшим равнодушием и ни на что не откликался»
Отказ от повышения по службе петербургского и киевского чиновников
Акакий Акакиевич:
«Один директор, будучи добрый человек и желая вознаградить его за долгую службу, приказал дать ему что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье». Но Башмачкин, не умея поставить глаголы из первого лица в третье, отказался от этого поручения и остался в прежней должности титулярного советника
Иван Григорьевич: «Отличий по службе он не искал. Однажды ему выдался случай получить маленькое повышение, но, будучи доволен своим положением, Иван Григорьевич от такой чести отказался»
Внешний вид двух чиновников
- Акакий Акакиевич:
«Он не думал вовсе о своем платье: вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета…. И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка…»
- Иван Григорьевич:
«Иван Григорьевич жил по-прежнему. Являлся на службу испачканным, грязным, в порванном платье, полуголодный и худой. Одевался, как попало, кушал, что придется…»
Акакий Акакиевич: Вернувшись из Департамента даже дома Акакий Акакиевич переписывал бумаги. Поужинав, он садился за письменный стол и часами переписывал. Это было любимое его занятие.
- Акакий Акакиевич: Вернувшись из Департамента даже дома Акакий Акакиевич переписывал бумаги. Поужинав, он садился за письменный стол и часами переписывал. Это было любимое его занятие.
- Иван Григорьевич:
Киевский чиновник, приходя домой, со слезами на глазах часто молился перед иконой о тех, кто обижал его на службе. Молитва – было любимым его времяпровождением
Так выглядела шинель мелкого чиновника Российской Империи первой половины 19 века
Отношение Акакия Акакиевича к шинели
Акакий Акакиевич около года отказывал себе во всем и собирал деньги на новую шинель. Постепенно он так стал ею дорожить, что не готов был расстаться с ней.
Когда же грабители на пустынной ночной площади Петербурга силой отобрали шинель у гоголевского чиновника, то он чрезвычайно расстроился, пробовал бороться за возвращение себе шинели – но не смог этого сделать
ОТНОШЕНИЕ Ивана Григорьевича к подаренному тулупу
Иван Григорьевич, наоборот, относился к материальным вещам с полнейшим пренебрежением: «О равнодушии Ивана Босого к роскоши и о всей его нестяжательности говорит такой случай. Один богатый купец привез ему из Москвы дубленый тулуп и дал «в подарок» горсть серебра. Чтобы не обидеть купца отказом, Иван Григорьевич тулуп примерял на себя, прошелся в нем кругом Великой церкви, но, когда сгустились сумерки и наступил вечер, отправился к зданию Лаврской канцелярии, разложил полученные деньги на мостовой в форме четырехконечного креста, а тулуп распростер на земле, сам же незаметно скрылся»
ОКОНЧАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ПЕТЕРБУРГСКОГО ЧИНОВНИКА
В конечном итоге, не выдержав утраты шинели, Акакий Акакиевич погибает. «На другой же день, - пишет Н.В. Гоголь, - обнаружилась у него сильная горячка… Он находился все время в бреду и жару. Явления, одно другого страннее, представлялись ему… Воры чудились ему беспрестанно…. (Акакий Акакиевич) сквернохульничал, произнося самые страшные слова. Наконец бедный Акакий Акакиевич испустил дух»
Так и не стало «маленького человека», Акакия Акакиевича Башмачкина, в С-Петербурге.
Акакия Акакиевича похоронили на одном из кладбищ С-Петербурга – и все забыли его, словно и не было на свете такого человека; даже из сослуживцев никто не вспомнил бедного Акакия Акакиевича
Окончание жизненного пути ивана григорьевича
Иван Григорьевич Ковалевский, став Христа ради юродивым, совершил в течение своей жизни множество добрых и бескорыстных дел. Так что, когда приблизилось время его отшествия к Богу, большое число народа пришло с ним проститься
Вид Киево-Китаевской пустыни XIX в.
Иван Босый (такое прозвище дал ему народ Киева за его особый подвиг – зимой и летом - ходить босиком) проживал и умер в Китаевксой пустыни, расположенной в 40 километрах от Киева. Там же, в Пустыни, Иван Босый и был похоронен в том склепе, который находился в монастырском саду. Добрая память о подвижнике благочестия сохранилась до наших дней.
Иван Босый (такое прозвище дал ему народ Киева за его особый подвиг – зимой и летом - ходить босиком) проживал и умер в Китаевксой пустыни, расположенной в 40 километрах от Киева. Там же, в Пустыни, Иван Босый и был похоронен в том склепе, который находился в монастырском саду. Добрая память о подвижнике благочестия сохранилась до наших дней.
Место упокоения китаевских
насельников-монахов,
восстановленное в последние годы.
Современный вид
Современный вид Китаевской пустыни, основанной на Китай-горе. Согласно летописям, в 12 веке в этих местах был загородный дом князя Андрея Боголюбского. В «Грамоте Андрея Боголюбского» сказано, что Китай-гора была пожертвована Киево-Печерской Лавре в 1159 году