Конспект урока "От доктора Старцева к Ионычу (А. П. Чехов)" 11 класс
«От доктора Старцева к Ионычу»
11 КЛАСС
УРОК ПОДГОТОВИЛА
КЛИМЕНКО НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА-
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ (ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ),
МБОУ СОШ П. ГОРОДИЩИ
Программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского,
Ю.И.Лыссого. Москва, «Мнемозина», 2009г.
Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Г.И. Беленького,
Ю.И. Лыссого, Л.Б. Воронина. Литература 11 класс. Учебник в двух частях. М,
Мнемозина, 2013 г.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Цели урока:
Ι. Образовательные: совершенствовать умение анализировать текст художественного
произведения; раскрыть художественное своеобразие рассказа «Ионыч», трагизм
повседневно – будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе;
развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; обогащать
словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя ;
развивать умения обобщать изученное, развивать творческие способности учащихся.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; ответственность за
свои поступки и свою жизнь.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие
мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты
своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к
целеполаганию.
познавательные УУД: научить раскрывать смысл произведения; строить сообщения в
устной форме, формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать
и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть
монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, развивать
ассоциативное мышление.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод
самостоятельной работы с текстом, эвристический метод, анализ эпизодов, дискуссия,
рефлексия.
Ход урока
Жизнь дается один раз, и надо ее прожить
бодро, осмысленно, красиво.
А. П. Чехов
1. Оргмомент
2. Мобилизация
- Как понимаете слова, вынесенные в эпиграф?
- Что значит для вас оставить след в жизни?
- Чехов считал, что у каждого в жизни должно быть дело. Для себя он выбрал профессию
врача. Кто такой для вас врач? Каким он должен быть?
- Священное Писание и святые отцы Церкви говорят о значимости труда врача. В Новом
Завете упоминается, что один из учеников Иисуса Христа, апостол и евангелист Лука, был
врачом. Каких врачей-христиан вы знаете? (сообщения учащихся)
Приблизительные ответы:
– святой великомученик и целитель Пантелеимон - он посвятил свою жизнь страждущим,
больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем
Иисуса Христа, посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все
тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему
городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону;
- святые братья Косма и Дамиан Ассийские - Господь даровал им особенную благодать - дар
исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это,
разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода.
Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не
отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для сего
переходили из города в город, из веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и
состояния, подавали исцеление.
И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою,
высокою целью - служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним.
Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков
благодарности за собственные благодеяния. Они твердо знали - и верно сохранили заповедь
Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте:
туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8).
Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они
исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые
еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким
образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.
- Святитель Лука, архиепископ Крымский и Симферопольский, архипастырь-
исповедник и знаменитый хирург, почил о Господе 11 июня 1961 года на 85 году жизни.
Святитель Лука известен во всем мире как хирург, ученый, профессор медицины, автор
фундаментальных трудов – «Регионарная анестезия», «Очерки гнойной хирургии»,
«Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов» и ряда других
научных работ. В 1920-х гг. он работал хирургом в Ташкенте, активно участвуя и в церковной
жизни, посещая заседания церковного братства. Слова епископа Ташкентского
Иннокентия: "Доктор, вам надо быть священником" были восприняты как Божий
призыв. После трехлетнего служения в сане иерея отец Валентин принимает
монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки, и 30 мая 1923 г.
иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времен начинается крестный путь
Владыки как исповедника. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не ослабили ревность Святителя
в исполнении архипастырского долга и служении людям в качестве врача.
Вывод: Христианство рассматривало профессию врача как самоотверженный,
бескорыстный труд, основанный на любви к Богу и ближнему.
- Комментирование высказываний.
«Все, что имеется в мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам,
совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность, опрятность,
изобилие мысли, знание всего, что полезно, отвращение к порокам». (Гиппократ)
«Нужно, конечно, стремиться к техническому прогрессу в медицине, но так, чтобы не
растерять драгоценные качества врача – сердечность, любовь к людям, человечность.
Медицина не перестает быть медицинской личностью»(А. Билибин)
- Чехов считал, что от врача требуется профессионализм, интеллигентность,
работоспособность, самопожертвование, щедрая душа, золотое сердце. Составьте
синквейн со словом врач. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение,
написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Врач
Совестливый, образованный
Помогает, жертвует, действует
Горя другим, сгорает сам
Бессребреник
3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
-Герой рассказа «Ионыч» тоже врач, земский врач. Соответствует ли он
перечисленным качествам?
- Сравните героя в начале и в конце произведения (работа с текстом). В чем смысл
названия рассказа?
Герой в начале
Герой в конце
Дмитрий Ионыч Старцев, сын дьячка
Хороший врач
«Своих лошадей еще не было»
«Проводит год в трудах и одиночестве»
Трудолюбив
Может поговорить о литературе, политике,
искусстве
Хочет любить и быть любимым
Ионыч
Свои лошади, дом, богат
Ожирел, обрюзг, пухлый, красный
«Языческий бог»
Груб, раздражителен
Бесцеремонен с больными
Жаден
Одинок
Ему скучно
Вывод: за несколько лет неплохой врач и человек потерял все человеческое,
деградировал, из уважаемого Дмитрия Ионыча Старцева он превратился в просто
Ионыча, о котором говорят с пренебрежением. С увеличением материального
благополучия уменьшились духовные потребности. Страшно, когда духовному
оскудению подвергаются люди гуманных профессий. Чехов считал, что чаще всего
черствеют учителя и врачи.
- Давайте разберемся в причинах такой деградации. Кто же виноват?
– Что представляет собой город, жители?
Скука и однообразие: прием гостей, чаепитие, карты.
- Что можете сказать о самой образованной семье города Туркиных? Какой прием
использует автор, говоря об этой семье? (ирония)
(Среда пошлая, фальшивая, неискренняя)
- Можно ли всю ответственность переложить только на среду? Кассирский говорил:
«Человек, вступивший на путь врача, должен быть носителем высоких моральных качеств.
Молодому врачу приходится держать в жизни 2 основных экзамена: испытание успехом и
испытание неудачей. Первый грозит самообольщением, а второй капитуляцией духа.
Стойкость перед лицом этих испытаний зависит от личности врача, его идеалов,
принципов, убеждений».
- Какие идеала, убеждения были у Старцева? Рассказ состоит из 5 глав, каждая из
которых раскрывает новый этап в жизни героя. События излагаются в хронологической
последовательности, их разделяют незначительные сроки, но за эти маленькие
промежутки происходят большие перемены в облике героя. Он проходит свой
жизненный путь, как по ступенькам лестницы. Проследите за характером героя. Есть ли в
молодом Старцеве симптомы Ионыча?
Разделить на 4 группы, каждой группе – одна глава. Придумать название,выделить
ключевые слова, проанализировать.
1 «Весна жизни»
«Слушать роман было приятно, удобно…не хотелось вставать», игра Котика не нравится,
но молчит, поддаваясь общему увлечению.
- Какой романс напевает Старцев?(слушаем романс)
Стихи А.Дельвига “Элегия” были написаны в 1821 или 1822 г. На музыку они положены
Яковлевым. Полный текст романса следующий:
Когда, душа, просилась ты
Погибнуть иль любить,
Когда желанья и мечты
К тебе теснились жить,
Когда еще я не пил слёз из чаши бытия, –
Зачем тогда в венке из роз,
К теням не отбыл я!
Зачем вы начертались так
На памяти моей,
Единый молодости знак,
Вы, песни прошлых дней!
Я горько долы и леса
И милый взгляд забыл –
Зачем же ваши голоса
Мне слух мой сохранил!
Не возвратите счастья мне,
Хоть дышит в вас оно!
С ним в промелькнувшей старине
Простился я давно
Не нарушайте ж, я молю,
Вы сна души моей
И слова страшного: люблю
Не повторяйте ей!
- Назовите ключевые слова.
Ключевые слова: « Не нарушайте ж, я молю, вы сна души моей» - показывают, как «сон
души» овладевает героем.
2. «Влюбленность»
«С ней он мог говорить о литературе… мог жаловаться на жизнь, на людей».
- Чем интересна встреча на кладбище? Проанализируйте художественно-
изобразительные средства, с помощью которых достигается поэтичность картины
природы.
Поэтическая картина ночного кладбища контрастирует с любовью Старцева. В мире, где
все овеяно тайной, вечным покоем, Старцев не смог сберечь настроение светлой грусти.
Его мысли прозаичны.
3. «Предложение»
- Любит ли Котика? Вспомните, что Библия говорит о любви: «Любовь долготерпит,
милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится…»
- Как он собирается делать предложение?
- Найдите «говорящие» детали. (фрак, галстук)
- Как отреагировал на отказ?
Его размышления о будущем как бы невзначай начинаются с мыслей о приданом. Чужой
фрак, тугой галстук, который хочет все время сползти, говорят о том, что это для него
чужая роль, он чувствует себя неуютно. После отказа он переживал всего 3 дня, ему было
жаль своего чувства, самолюбие было оскорблено.
4. «Последний всплеск чувств»
Герои встречаются спустя несколько лет. Котик поняла, что из нее великого музыканта не
получится, и она добивается встречи со Старцевым, чтобы вернуть запоздалые чувства. Но
в Старцеве огонек затеплился и погас, когда он вспомнил о деньгах. Читатель понимает,
что возрождение для героя невозможно.
Вывод: перед нами человек недостаточно чуткий душой, неглубокий. Ему не хватает
убежденности, силы воли, упорства, смелости. Все начинается с казалось бы безобидных
недостатков характера: неглубоко любит, недостаточно чуток, раздражителен, любит
пожаловаться, не имеет глубоких и прочных убеждений, дал слабину, поддавшись среде.
Свыкался, терпел, молчал, все жаловался. Как врач он мог поставить себе диагноз –
распад личности в результате утраты жизненных идеалов. «Нет ничего тоскливее,
оскорбительнее пошлости человеческого существования»
- Почему рассказ заканчивается Туркиными? Кто лучше: Туркины или Ионыч?
Туркины, над которыми иронизировал автор в начале произведения, оказываются
намного лучше. Да, они не изменились, у них все по-старому, но они способны
чувствовать и любить.
- Какие слова из Библии подошли бы к жизненному итогу Ионыча? Прокомментируйте.
1. «Не зарывай талант в землю». Ионыч – это «раб ленивый и лукавый», который
безответственно распорядился теми дарами, которые имел, то есть он переживает то, что
мы называем духовной смертью. Старцев позволил повседневной суете взять верх над
своей духовной жизнью, позволил растоптать мечту, любовь.
Блажен, кто жизнь в борьбе кровавой,
В заботах тяжких истощил,
Как раб ленивый и лукавый,
Талант свой в землю не зарыл!
2. Не сотвори себе кумира.
3. Не хлебом одним будет жить человек. (Евангелие от Матфея)
4. Корень всех зол – сребролюбие. (Послание Тимофея)
5. Худые сообщества развращают добрые нравы. (1 послание к Коринфянам)
6. Когда богатство умножается, не прилагай к нему сердце. (Псалтырь)
- Приглядитесь к себе. Не обнаружили ли мы в своих душах следы присутствия тех
пороков, которые превратили Старцева в Ионыча?
«Забирайте с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточенное
мужество, все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымете потом.
Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте
делать добро!» (Н. В. Гоголь)
- В чём актуальность рассказа А.П. Чехова “Ионыч”?
(Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной,
содержательной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Поэтому
рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и
окружающих черты Ионыча и бороться с ними. Это рассказ-предупреждение о том, что
очень легко потерять себя, свою душу. Мы должны помнить, что человек должен быть
ответственным перед собой, не заниматься пустыми мечтами, не идти на компромиссы со
своей совестью, не приспосабливаться к обстоятельствам, иметь активную жизненную
позицию, самому строить себе достойную жизнь.)
4. Рефлексия.
Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
рефлексирного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задание…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я научился…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
5. Д.З. Написать сочинение «Каков он, современный Ионыч?»
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Осуждение войны в романе Л. Н. Толстого. Батальные сцены изображения 1812 года и «мысль народная» в романе «Война и мир»"
- Презентация "Пушкин у нас – начало всех начал"
- Конспект урока "«Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в рассказе А. Солженицына «Матрёнин двор»)"
- Презентация "«Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в рассказе А. Солженицына «Матрёнин двор»)"
- Конспект урока "Ни по закону, ни по совесте (по роману Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание»)"
- Конспект урока "Виновен ли Раскольников в совершённом им преступлении? или Суд над Раскольниковым"