РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «ПОЭМА А.Т.ТВАРДОВСКОГО «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ»

Министерство образования Омской области
Бюджетное Профессиональное Образовательное
Учреждение Омской области
«Русско-Полянский Аграрный Техникум»
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ
«ПОЭМА А.Т.ТВАРДОВСКОГО «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ»
Разработчик:
Батеха Ирина Сергеевна
р.п. Русская Поляна
2015
Цели урока:
познавательная углубить представление учащихся о
жизненных и творческих принципах поэта, дать понятие об
идейно- художественном своеобразии поэмы «По праву памяти»;
(воспитательная) показать, как осмысляется поэтом опыт всей
прожитой жизни, в которой отразились и преломились тяжёлые
противоречия времени, обратить внимание учащихся на
ценность, неповторимо-единичного над общим и коллективным;
способствовать формированию личной позиции учащихся по
поднятой проблеме;
направленная на литературное развитие продолжить
формирование навыков анализа поэтического текста, поисковой
работы, дальнейшее развитие творческого мышления учащихся.
Оборудование уроков: портрет А.Т. Твардовского; репродукция рукописи
поэмы, тексты поэмы А.Т. Твардовского «По праву памяти» у каждого
учащегося.
Методические приемы: беседа, анализ текста поэмы.
ХОД УРОКА:
Я жил, я был – за всё на свете
Я отвечаю головой.
А.Т. Твардовский. «За далью - даль»
I. Слово учителя об истории создания поэмы «По праву памяти»
Поэму-цикл «По праву памяти» Твардовский написал в последние годы
жизни (1966-1969). Это произведение трагедийного звучания, социальное и
лирико-философское раздумье поэта о мучительных путях истории, о
судьбах отдельных личностей, о драматической судьбе его семьи, отца,
матери, братьев. Будучи глубоко личностной, исповедальной, поэма вместе с
тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого.
Хотя поэма «По праву памяти» создавалась в 60-е годы, но была
опубликована только много лет спустя 1987 году, долгие годы она
находилась под запретом. Задумывалось новое произведение как «Глава
дополнительная» к поэме «За далью даль». Работа над новой главой была
продиктована ощущением некоторой недосказанности о «времени и о себе».
Позже «Глава дополнительная» вылилась в совершенно новое произведение.
Она отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки
во второй половине 60- годов. В его словах: «Да, жизнь. Сплошная тьма
надвинулась», «дни глухие», «в нынешней муторной обстановке..» - глубокое
ощущение ситуации, в которой приходилось работать, точнее, определение
того, что происходило тогда в стране: попытки реабилитировать Сталина,
вновь возвеличить его, замалчивание решений XX съезда, осудившего культ
личности Сталина, опасность рождения нового культа брежневского,
беспредельная сила тоталитаризма, обрушившегося на духовные основы
общества, власть жесткой цензуры…
Твардовский, по признанию многих, - личность, уже как бы своим
присутствием влияющая на духовный климат времени. В стихотворении
Расула Гамзатова «Костер Твардовского» есть такие строки:
И у свободы он в почете,
И не подвластен никому.
И ложь в сусальной позолоте
Не может подступить к нему.
Становилось все заметнее, что направление журнала «Новый мир», в
котором работал Твардовский (1950-1954, 1958-1970), объективно
приобретало оппозиционный характер. И это главному редактору «Нового
мира» отомстилось. 10 августа 1968 года А.Твардовский писал
А.Кондратовичу: «Дела с журналом архитяжкие… Никогда еще так
называемые события международной жизни не касались так непосредственно
журнала и мой собственной». Твардовский имел в виду чехословацкие
события. В августе 1968 года советские войска вошли в Чехословакию, на
улицах Праги появились советские танки. В рабочей тетради поэта появилась
запись от 29 августа 1968 года:
Что делать мне с тобой, моя присяга,
Где взять слова, чтоб рассказать о том,
Как в сорок пятом нас встречала Прага
И как встречает в шестьдесят восьмом.
Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под
открытым письмом писателям Чехословакии, «подписанным виднейшими
литераторами Советского Союза». Человеку. Который приезжал к
Твардовскому на дачу с письмом, поэт сказал: «Я бы мог все подписать, но
только до танков и вместо танков». В го письме в Союз писателей
говорилось: «Письмо писателям Чехословакии подписать решительно не
могу, так как его содержание представляется мне весьма невыгодным для
чести и совести советского писателя».
Это Поступок. Человеческий. Гражданский. В словах Твардовского сила
нравственного и духовного сопротивления. И это вызвало раздражение у
чиновников от литературы. Враги журнала секретари ЦК, редакторы
Главлита, цензоры, инструкторы, консультанты ополчились на «Новый мир»
и его главного редактора. Все попытки опубликовать поэму оказались
тщетными.
Поэму «По праву памяти» называют «завещанием» не только поэта, но
и деятеля русской литературы. Твардовский писал о поэме:
«…почувствовал… то, что мне… нужно обязательно высказать. Это живая,
необходимая мысль моей жизни…»
. Поэма «По праву памяти»: чтение, анализ, обсуждение.
- Каковы основные темы произведения?
(Тема раскаяния и личной вины человека;
Тема памяти и забвения;
Тема исторического возмездия;
Тема «сыновней ответственности»
- Что собой представляет композиция поэмы? (Поэма имеет трехчастную
композицию. Первая глава «Перед отлетом» по своему содержанию
примыкает к главе «Друг детства» из поэмы «За далью даль», как бы
предваряет ее.)
Комментарии учителя
Писалась эта глава как обращение к другу юности. Стихи передают
атмосферу доверительности, в которой можно вести разговор о сокровенном.
К этому побуждали обстоятельства: друзья покидали отчий дом. В
главе «Перед отлетом» ситуация романтическая:
Мы собирались в путь далекий
Из первой юности своей.
Героям присуща высота помыслов, юношеский максимализм, романтическая
мечта. Два друга – «мыслитель и поэт» - прекрасны:
Мы жили замыслом заветным
Дорваться вдруг
До всех наук –
Со всем запасом их несметным –
И уж не выпускать из рук.
Готовы были мы к походу
Что проще может быть.
Не лгать,
Не трусить
Верным быть народу,
Любить родную землю- мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду
А если – то и жизнь отдать.
Лирическая концовка главы «Перед отлетом» исполнена
глубокого смысла: прошли годы, а верность юношеским идеалам осталась.
По ним поэт выверяет свою судьбу. Первая и вторая главы контрастны по
своей интонации. «Сын за отца не отвечает» — эти слова вынесены в
заглавие второй части поэмы, с них она начинается. Повторяясь, эти слова
получают все новое и новое смысловое и эмоциональное наполнение.
Именно повтор позволяет проследить за развитием темы «пяти слов».
Вторая глава занимает особое место в поэме «По праву памяти».
Являясь ключевой, она «держит» всю поэму. Твардовский знал, что ее
напечатать нельзя. «А тогда на чем же будет держаться цикл? Получается
жидковато». В теме Сталина автор вычленил аспект, которого до него никто
не трогал, — тему «пяти слов»: «Сын за отца не отвечает». Она оказалась
необычайно емкой. Восстанавливая некогда замалчиваемые страницы
советской истории, автор обозначил и масштабы народной трагедии, и
глубину личной трагедии. «Так это было» эти слова можно отнести и к
поэме «По праву памяти». Образ Сталина, картина порядков, им
насаждаемых, даны в произведении крупно, бескомпромиссно.
Сын за отца не отвечает —
Пять слов по счету, ровно пять.
Но что они в себе вмещают.
Вам, молодым, не вдруг обнять.
Их обронил в кремлевском зале
Тот, кто для всех нас был одним
Судеб вершителем земным,
Кого народы величали
На торжествах отцом родным.
В поэме «По праву памяти» Твардовский выступа не бесстрастным
летописцем, а свидетелем обвинения.
«О памяти» — глава особая. Она синтезирует мысли, мотивы,
заявленные в ее названии. Глава полемична. Твардовский спорит с теми, кого
он называет «молчальниками». Это они хотят «на памяти бессонной
поставить крест». «Не помнить — память под печать» — вот их позиция:
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль — забыть?
Раздумья Твардовского о забвенье и памяти завершаются твердо
высказанным убеждением:
Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору!
Нет, все былые недомолвки
Домолвить ныне долг велит,
Разговор с современниками Твардовский не ограничивает
публицистическими заключениями. Он говорит по-философски глубоко.
И кто сказал, что взрослым людям
Страниц иных нельзя прочесть?
Иль нашей доблести убудет
И на миру померкнет честь?
Что нынче счесть большим, что малым —
Как знать, но люди не трава:
Не обратить их всех навалом
В одних непомнящих родства.
III. Беседа по вопросам
Расскажите о трагедии русского крестьянства и народа в целом
в 1930—1940 годы, используя строки из поэмы.
Можно ли определить жанр поэмы как «семейную трагедию»?
Расскажите, используя цитаты, об образе отца в поэме. Почему
многократно повторяются слова «Сын за отца не отвечает»?
Как показан «отец народный» Сталин в поэме?
Почему ночь, когда умер Сталин, автор поэмы называет
«благом»?
Когда и как употреблены автором ключевые слова поэмы:
память, правда, быль, боль? Выпишите эти определения. Какие
поэтические обороты можно назвать афоризмами?
Понятны ли вам, людям «из другого поколения» (А.
Твардовский), мысли автора? Или для вас это уже «страницы
далекого прошлого»?
Домашнее задание
Перечитать поэму А.Т.Твардовского «По праву памяти».
Используемая литература:
Творчество Твардовского. Гришунин А. Л. М.: Правда, 1998;
Присяга Александра Твардовского: штрихи к литературному портрету.
Кардин В.А. Первое сентября. – 1997, 8 мая;
«Немую боль в слова облечь…»: Трагический пафос поэзии А.Т.
Твардовского. Митин Г.А Литература в школе. – 1995, № 5;
Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества. Романова Р. М.
М.: Современник, 1989;
Твардовский А.Т. Поэмы.- М.: Современник, 19774;
А.Т.Твардовский. Турков А. М. М.: Советская Россия, 1970;
О тех стихах незнаменитых. Хелемский Я.В. Первое сентября. – 1997,
№ 39;
Интернет. ресурсы:
http://www.portfolio.1september.ru/
http://festival.1september.ru/
http://www.a4format.ru/