Урок-проект по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца» 5 класс
ГУ «Озерная средняя школа» отдела образования акимата
Костанайского района
Конспект урока по литературе
в 5 классе
Урок-проект по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца»
Подготовила :
учитель русского языка и литературы
Уразалина Светлана Сапабековна
с. Озерное
2013г.
Урок-проект по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца»
Цели урока:
обучающие: научить раскрывать характеры героев через их поступки,
видеть отношение автора; излагать свою точку зрения, убедительно ее
доказывать;
развивающие: развивать критическое мышление, творческий потенциал
обучающихся;
воспитательные: показать единство человека и природы, неразрывную
тесную связь всего существующего в мире; пробудить в пятиклассниках
волнение, чувство переживания; воспитывать в детях чувство красоты,
доброты; сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть
ответственным за всё живое на земле.
Оборудование:
интерактивная доска, компьютер, мультимедиапроектор, портрет
М.М.Пришвина, выставка книг писателя, книжные издания, используемые
пятиклассниками при подготовке к уроку, рисунки учащихся «Ель и сосна на
Блудовом болоте», «У лежачего камня», сообщения о лесных ягодах и
охотничьих собаках, плакаты («Слова у Пришвина цветут, сверкают,
шелестят, как травы» ; «Если бы природа могла чувствовать
благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её
красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя
М.М. Пришвина» - К.Г. Паустовский); «Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю» - М. Пришвин; музыкальное
сопровождение (звуки леса, пение птиц, шум ветра и т.п.)
Эпиграф:
«Я ведь, друзья мои,
пишу о природе,
сам же только
о людях и думаю»
М.М. Пришвин
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М. Пришвина
«Кладовая солнца», урок-проект. Мы детально
проанализировали произведение, и, я надеюсь, вы с удовольствием
поделитесь своими знаниями с гостями, а вместе мы с вами сделаем важные
и серьёзные выводы.
Нам предстоит раскрыть метафоричность и символику пришвинского
произведения, проследить путь «открывателей» и «осваивателей», показать
единство человека и природы, и, наконец, понять, что человек –
совершенство природы, её высшее творение, и он должен быть достойным
той высоты, которую занимает.
Итак, начнём. Готовясь к уроку, вы разделились на несколько групп:
«Литературоведы», «Биологи», «Кинологи», «Пейзажисты», «Лингвисты»,
«Картографы».
«Литературоведы» получили задание найти в произведении слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и
олицетворения. Посмотрим, что у них получилось.
II. Ответы учащихся из группы «Литературоведы»
- Приведите примеры слов с уменьшительно-ласкательными
суффиксами. Примеры: тоненький стебелечек, зеленые маленькие
листочки, как крылышки; черные ягоды с синим пушком; красно-рубиновая
ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе; Золотая курочка;
умные детишки; мужичок в мешочке; Травка, Затравушка, голубушка;
глупенькие и т.д. (слайд). О чём это говорит? (Наличие большого
количества уменьшительно-ласкательных суффиксов говорит: - о любви к
героям произведения (сочувствие детям, автор гордится ими, радуется их
успехам), о любви к природе (писатель относится к ней ласково, с
уважением; человек и природа неразрывно связаны друг с другом).
– Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения? Примеры
сравнений и олицетворений: «Очень волновались старушки-ели…»; «Ветер
поиграл с домиком…»; «Ветер-сеятель принес два семечка…»; «Деревья
зарычали, завыли, застонали…»; « …елка нажала на сосну, и сосна
простонала…»; «Трава белоус показывала направление обхода елани…»;
«…неподвижные, как изваяния…» и т.д.
(Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают
произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие
автором природы как живого существа; жизнь природы изображена в
сказочных образах).
Учитель. А теперь давайте поговорим с вами о жанре этого
произведения. Как сам автор определяет его?(Сказка – быль)
Уточним значения этих слов. Нам помогут в этом ребята из группы
«Лингвисты».
III. Ответы учащихся из группы «Лингвисты»
1) В толковом словаре С.И.Ожегова даётся такое значение этих слов:
Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в
отличие от небылицы.
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о
вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных,
фантастических сил.
Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин
даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное.
Что же можно считать былью в этом произведении?
(Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей,
которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и
людям, чем могли: «В одном селе, возле блудова болота, в районе города
Переславля-Залесского…»; « … изба пятистенная, корова Зорька, телушка
Дочка, коза Дереза….»; каждое утро Настя «выгоняла стадо…растопляла
печь, чистила картошку, заправляла обед…»; « на Митраше «лежит… все
мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях…»;
дети умеют пользоваться компасом)
– В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в
их жизнь? Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились
к границам иного мира?
(Это мы понимаем, когда читаем о ели и сосне, описанным как живые
существа (старушки-елочки угрожают Митраше; злой ветер, сталкивающий
между собой деревья; борющиеся друг с другом ель и сосна. Пришвин даёт
нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка.
С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах,
начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью
образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото,
превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и
звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.)
Давайте вслушаемся в музыку пришвинского языка. Послушаем
художественный пересказ описания ели и сосны.
IV. Художественный пересказ описания ели и сосны.
А теперь представим себе зрительно рассматриваемый образ. Обратимся к
рисункам ребят из группы “Пейзажисты”.
V. Представление рисунков группы «Пейзажисты».
– Что самое главное вы хотели показать в своих рисунках?
…Я хотела показать, что деревья срослись и переплелись друг с другом,
кажется, что они проткнули друг друга, и это результат жестокой борьбы за
жизнь.
… Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг
на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками,
прокалывают, стонут и воют.
Предлагаем всем присутствующим познакомиться с творчеством
художника-иллюстратора.
– А какие ещё сказочные образы вы можете назвать?
(Образ ворона, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. В
произведении есть лесные тайны, лесные жители говорят.)
VI. Путь «открывателей» и «осваивателей». Детальный анализ текста.
Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие
друг друга. Что произошло потом?
(Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой).
- Ребята, а кто, по вашему мнению, прав – Настя или Митраша? На
чьей стороне автор? Приведем примеры некоторых ответов учащихся: «Я
думаю, что автор на стороне Митраши, потому что Мальчик был смелым,
решительным. Он верил компасу отца, хотел идти по новому пути. Настя
обыкновенная, А Митраша против неё герой»; «Мне кажется, что рассказчик
на стороне Митраши. Мальчик хотел доказать, что по этой тропе ходили
смелые люди. Думаю, автор упрекает Настю, ведь она была старшая сестра и
должна была позаботиться о нем, а не ссориться»; «Пришвин на стороне
Насти. Ему жаль девочку, ведь она страдает из-за своего строптивого брата.
Если бы Митраша не хорохорился, они вместе бы нашли клюкву и вернулись
домой».
– Как природа помогает понять настроение спорящих?
Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?
( «Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными
ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как
холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце.
В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала.
Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.»)
Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим
осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек
близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими
добрыми и злыми намерениями. Стоит человеку хотя бы на миг забыть
о своем высоком человеческом назначении, как он уподобляется
стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.
А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.
( «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его
живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул.
Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё
Блудово болото зарычали, завыли, застонали».)
- Как, по-вашему, автор относится к происходящему?
(Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон
деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)
Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей
тропой. Отправимся вслед за ними, а помогут нам в этом ребята из
группы «Картографы». Они изобразили маршрут Насти и Митраши.
VII. Демонстрация трудов «Картографов».
- Митраша шёл по болоту. Направление на север ему указывала стрелка
компаса. Как вы думаете, смогли бы растения указать Митраше не
только путь на север, но и безопасную тропу на болоте?
А как это описывал Пришвин? Докажите текстом, что растения, деревья
хотели помочь мальчику? («Ёлочки-старушки» : «Очень волновались
старушки-ёлки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьём, в
картузе с двумя козырьками. Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет
смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других
старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую
руку. И ждёшь – вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка
колдуньи с мёртвыми головами на шестах»).
«Трава-белоус» : «Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой
чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в
совершенно ровное место. Но самое главное: он увидел, что совсем близко по
той стороне поляны змеилась высокая трава белоус – неизменный спутник
тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не
прямо на север, Митраша подумал: «Зачем же я буду повёртывать налево, на
кочки, если тропа вон, рукой подать виднеется там, за полянкой?»)
- Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах?
(Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу).
- А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего
урока. Как вы понимаете слова Ф.Тютчева?
(Я думаю, что Ф.И.Тютчев хочет нам сказать, что природа – это живое
существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то
научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам
дарить свою любовь.)
- Я думаю, что вы правы. И в таком отношении к природе оба автора
едины. Ну, а теперь давайте вернёмся к Насте? Видела ли природу
Настя?
(Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. И ничего,
кроме клюквы, не видела.)
- Ребята, а вы знаете, как выглядит клюква? А другие лесные ягоды?
Давайте послушаем наших «Биологов». Они нашли научное описание
этих ягод.
Сообщения группы «Биологи»
(Группа подготовила научное описание ягод по материалам
энциклопедического словаря, сделала несколько слайдов о клюкве, траве
белоусе. О лекарственных растениях (ягодах) дети узнают из материала
уроков).
- Но все эти ягоды описывает и Пришвин в своём произведении. Давайте
найдём это описание . Отличается описание Пришвиным ягод от того,
которое ребята нашли в словаре? Какой же мы делаем вывод?
(У Пришвина это художественное описание. Видно, что автор описывает
каждую ягодку с любовью, для него это чудо, драгоценность.)
- Продолжим разговор о Насте. Она, попав на палестинку, забыла не
только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек.
Девочка ползала и собирала клюкву. В это время в рощице на пригорке
находился лось. Что говорится о нём?
(Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую
девочку, как на всякую ползающую тварь. Лось её и за человека не считает: у
неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на
бездушные камни.)
- Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев.
Человеку, такому могущественному, всё мало, и он от жадности
забывает себя. Для чего же автор даёт это описание? Пришвин
подчёркивает ничтожность человеческой жадности. Ведь глядя на
ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. А Настя продолжает
ползать, пока не добирается до пня. Давайте сравним Настю, лишившуюся
человеческого облика, и пень. Что они делают?
– Настя собирает клюкву, а пень – солнечное тепло.
– Для чего они собирают?
– Настя – для себя, пень – для других (отдать накопленное тепло, когда уйдёт
солнце). Поэтому на пень вползла змея.
– Есть ли сходство между девочкой и змеёй?
– Да. Как будто боясь, что клюква достанется кому-то ещё, девочка ползает
по земле, собирая её. Змея на пне «стережёт тепло».
– Кто же заставил Настю встать на ноги?
– Змея, пень, лось.
– То есть, если обобщить, то на помощь Насте приходит природа. Именно она
помогает ей остаться человеком. А всё-таки, ребята, как вы думаете, жадная
Настя? Кому она отдала ягоду?
– Ветер далеко отнес Настин голос, и Митраша его не услышал. На помощь
мальчику пришла собака Травка, как вы думаете, почему?
(Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча. И она очень
скучала одна после смерти своего хозяина. Когда она увидела Митрашу, то
подумала, что это Антипыч.)
– А какой породы была Травка?
– Гончая.
– А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажут кинологи?
VIII. Сообщение «Кинологов»
(Гончие собаки получили своё название за то, что они гонят зверя с ровным гулким
лаем. Охотник становится где-нибудь на пути зверя, а собака гонит лису или зайца
прямо на него. Это смелые и выносливые собаки. Поэтому и Травка не побоялась
прийти на помощь Митраше.)
- Итак, ребята, Митраша выходит победителем из сложной ситуации. Почему
жители деревни говорили о Митраше: «Был мужичок…да сплыл, кто смел,
тот два съел: не мужичок, а герой»?
(Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно
указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни
сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали,
что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых,
он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли
застрелить даже опытные охотники.)
– Как вы понимаете слова М. Пришвина: «Эта правда есть правда суровой
борьбы людей за любовь?»
(«Правда» жизни заключается в единстве человека и природы, в его благотворном
влиянии и мудром управлении силами природы. Любить по-настоящему может
только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества.
Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью, себялюбием. И только
такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность
любить.)
– А как вы думаете, Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни?
(Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу.
Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни.
Вся природа – это несметные богатства. А человек должен быть «мудрым
хозяином», разумным; должен понимать природу, любить и охранять).
IX. Рефлексия.
Составить кластер:
Кладовая солнца
X. Домашнее задание. Написать сочинение - миниатюру на тему «Чему
меня учит сказка – быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца»?
Список литературы:
1. Учебник для 5 класса по русской словесности
2. Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся.
— М., 1988.
3. М а р а н ц м а н В. Г., Ч и р к о в с к а я Т. В. Проблемное изучение
литературного произведения в школе. М., 1977.