Лингвистический анализ поэтического текста А. Ахматова «Поэт»

1
Фролкина Оксана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения города Горловки
«Школа № 40 с предоставлением дошкольного образования»
Лингвистический анализ поэтического текста
(А.Ахматова «Поэт»)
1. Введение
Анализируемое стихотворение А. Ахматовой «Поэт» входит в состав цикла «Тайны
ремесла».
Подумаешь, тоже работа, –
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.
И чье-то веселое скерцо
В какие-то строки вложив,
Поклясться, что бедное сердце
Так стонет средь блещущих нив.
А после подслушать у леса,
У сосен, молчальниц на вид,
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.
Налево беру и направо,
И даже без чувства вины,
Немного у жизни лукавой,
И все – у ночной тишины.
Данное произведение представляет собой разновидность художественного текста
поэтический текст.
Стихотворение было написано 11 июля 1959 в поселке Комарово. Относится к
позднему этапу творчества поэтессы.
2. Целевые установки говорящего
В русской литературе теме поэта и поэзии уделялось большое внимание. Не
обошла эту тему и А.Ахматова. Темой стихотворения является творчество. Здесь
описывается то, каким образом поэт создает стихи. Поэтому ключевым понятием данного
произведения можно считать «поэтическое творчество». Однако в тексте нет лексем,
которые бы прямо называли его. Исключением может быть слово «работа», которое
2
отражает отношение к процессу творчества как к работе или ремеслу, а поэт -
ремесленник. Данное представление заложено еще в названии цикла «Тайны ремесла».
3. Стихотворный размер
Трехстопный амфибрахий (ударение на втором слоге). Рифма перекрестная (АбАб),
чередуются женская (ударение на предпоследнем слоге) работа - что-то и мужская
(ударение падает на последний слог) житье-свое рифмы.
4. Семантические поля
Структура стихотворения включает в себя несколько микроситуаций:
· использовать для создания стихов звуки музыки;
· использовать «чье-то веселое скерцо» для выражения собственных чувств;
· позаимствовать шум сосен в утреннем лесу;
· использовать звуки жизни и ночной тишины.
Описание каждой такой микроситуации занимает в стихотворении примерно
строфу и может быть разбито на еще более мелкие ситуации: подслушать звуки музыки;
переложить их в стихотворное произведение; переложить чужую мелодию в свои стихи;
сердечная скорбь; клятва; блеск нив; подслушать у леса; утренний лес; заимствование
звуков из жизни и у тишины; чувство вины.
Однако все они объединены одним процессом творчества в целом. Эта главная
тема стихотворения задается еще в первых двух строках: «Подумаешь, тоже работа,
беспечное это житье:». Затем идет объяснение, что же из себя представляет «работа»
поэта и каким образом появляются стихи. Каждое такое объяснение и представляет одну
из перечисленных выше микроситуаций.
Художественное время и способы его воплощения: в стихотворении используются
глаголы в форме инфинитива и настоящего времени несовершенного вида: подслушать,
поклясться, стонет, стоит, беру. Следовательно, действия, описанные в стихотворении,
протекают в настоящем времени. Однако они не привязаны к конкретному настоящему
времени, а совершаются «обычно», «как правило». Наличие инфинитива усиливает это
ощущение.
Говоря о художественном времени данного произведения, необходимо отметить
следующий момент: в третьей строфе возникает привязка к конкретному времени.
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.
Можно предположить, что описывается раннее утро, причем летнее. Но это
необходимо скорее не столько для обозначения времени, сколько для формирования у
читателя яркого образа, живой картинки тихого утра в туманном лесу, для того, чтобы
читатель понял, что вдохновляет поэта.
В последнем четверостишии происходят существенные изменения в стилистике: на
смену неопределенным формам глагола приходят личные, 1 л. ед. ч. Если основная часть
текста посвящена ироническому описанию типичных привычек беззаботных питомцев
Музы, то в финале лирическое «я» говорит исключительно о себе. Стороны «жизни
лукавой» и особенно тайны «ночной тишины» объекты пристального внимания
субъекта речи.
Художественное пространство данного текста практически не определено. В
первой строфе отсутствует лексика, указывающая на положение в пространстве. Однако
используются формы глаголов со значением ментального, эмоционального действия
3
(стихотворение вообще богато лексикой, передающей эмоции, чувства, ментальное
действие). Это позволяет предположить, что пространство текста - внутренний мир
человека. Кажется, что на протяжении всего стихотворения действия происходят не в
реальном мире, а в сознании поэта. В следующих трех строфах используется лексика с
пространственным значением, называющая конкретные реалии. Например: лес, нивы,
сосны, сердце, строки, повсюду, налево, направо. В художественный мир проникает
пространство реального вещественного мира с его границами и рамками. Мы видим лес,
колышущееся поле, тетрадь поэта. Однако все эти реалии не столько конкретные места,
предметы, сколько воссозданные сознанием и уже переосмысленные поэтом по-своему
образы. А сознание человека может охватить огромное, не имеющее предела
пространство. Именно поэтому можно говорить, что художественное пространство
данного текста не ограничено. Если мы проанализируем используемые в стихотворении
наречия со значением пространства, мы придем к похожему выводу. «Повсюду» значит
везде. «Налево беру и направо» значит отовсюду, без разбора. Следовательно семантика
наречий указывает на безграничность и всеобъемлемость.
Анализ эмотивного пространства данного текста. Базовой эмоцией является
характерная для произведений А. Ахматовой ирония. Помимо нее в каждой строфе
выражено определенное дополнительное чувство. Средством выражения эмоций в первую
очередь является лексика.
Как уже было отмечено, главная тема данного стихотворения - творчество. Причем
в тексте отражено представление о творческом процессе как о работе, ремесле. С первых
строк закладывается ироническое отношение к такому типу «работы». Он кажется легким,
даже каким-то несерьезным, вопреки всеобщему представлению. Можно сказать, что это
даже самоирония: Ахматова как бы смеется над делом поэта, над самой собой. Причем,
говоря о творчестве в ироническом ключе, она в то же время возвеличивает его к концу
произведения.
Ироническое отношение выражается при помощи лексических
средств: беспечное житье, выдать шутя за свое, и даже, без чувства вины, немного от
жизни лукавой. Глагол поклясться также употребляется для выражения иронии:
лирический герой клянется в заведомой лжи. Немаловажную роль играют и
синтаксические средства: подумаешь, тоже работа, налево беру и направо. Поэтесса
использует такое разговорное выражение, говоря о творчестве, т.е., в традиционном
представлении, о деле вдохновенном, возвышенном, данном Богом.
Итак, ирония, звучащая еще в первой строфе, пронизывает все стихотворение. Но
отметим ряд других эмоций, отраженных в тексте. Они не приходят на смену иронии, а
возникают параллельно с ней. Например, во второй строфе А. Ахматова сталкивает два
противоположных чувства: веселость и печаль. Веселая быстрая мелодия переходит в
печальный стон. Поэтесса изображает переливающиеся на солнце поля, при виде которых
в первую очередь должны возникать положительные эмоции. Но Ахматова в этот момент
говорит о грусти: «бедное сердце так стонет средь блещущих нив». Представляются
данные эмоции при помощи лексических средств: веселое скерцо, бедное сердце, стонет.
В третьей строфе передано восхищение. Лексических средств выражения этой эмоции нет,
но обнаружить ее помогает фонетическое строение строфы и сам тон описания. Среди
согласных звуков преобладают шипящие и свистящие. Поэтому строки напоминают
завороженный шепот человека, восхищенного красотой природы.
4
Эти дополнительные эмоции существуют на фоне иронии и характеризуют не сам
процесс творчества, а образы, которые появляются в сознании лирического героя.
5. Организация текста
Стихотворение состоит из четырех строф, но в плане структурно-смыслового
членения можно выделить пять ССЦ:
· Первое ССЦ (первые две строки) – выражение основной идеи и определение общего
отношения к процессу творчества.
· Второе ССЦ (две вторые строки первой строфы) уточнение; творчество как
использование звуков музыки для поэзии.
· Третье ССЦ (вторая строфа) – уточнение; выражение чувств в поэзии.
· Четвертое ССЦ (третья строфа) уточнение; в творчество вкладывается звучание
окружающего мира: звуков утреннего леса.
· Пятое ССЦ (последняя строфа) заключение; творить это значит вкладывать в
свои произведения жизненные события и собственную душу.
Текст построен как монолог. Авторская речь представлена в форме рассуждений с
элементами описания, которые возникают во второй и третьей строфе. Стихотворение
напоминает доказательство тезиса «Подумаешь, тоже работа, беспечное это
житье…». После него идет несколько аргументов и вывод в виде обобщения.
Текст данного стихотворения связный. Использованы такие средства логико-
семантической связи, как:
- тождественный повтор: подслушать у музыки что-то; а после подслушать у леса;
- тематический повтор: в данном тексте концептуально значимую группу составляют
слова, содержащие семы, указывающие на отношение к звучанию: подслушать, стонать,
музыка, скерцо, молчальницы, тишина;
- синонимический повтор: подслушать брать, выдать за свое вложить в
строки (данные сочетания можно считать контекстуальными синонимами, поскольку они
передают практически одно и то же значение);
- использование сочинительных союзов для связи частей текста: И чье-то веселое
скерцо…; А после подслушать у леса…
Средствами текстообразующей грамматической связи являются:
- употребление одинаковых видовременных форм глаголов: беру, стонет, стоит;
- использование одинаковых по строению синтаксических конструкций. В том числе
однокомпонентных предложений: Подслушать у музыки что-то и выдать шутя за свое;
И чье-то веселое скерцо в какие-то строки вложив, поклясться…; А после подслушать у
леса…;
- эллиптические конструкции: в двух последних строках четвертой строфы
пропускается сказуемое беру. Причем эти строки построены на основе синтаксического
параллелизма.
6. Стилистика
В основе образной системы лежат звуковые образы окружающего мира, которые
вдохновляют лирического героя.
Для актуализации смысла стихотворения автор использует различные средства:
метафоры, эпитеты, фразеологизмы, лексические повторы, параллелизмы, инверсию,
клише (бедное сердце так стонет средь блещущих нив), пунктуационные и
интонационные средства и т.д. В текст вводятся слова, в значении которых есть семантика
5
заимствования (подслушать, брать, выдать за свое), семантика звучания (музыка,
стонать, тишина и др.). Автор использует лексику, фразеологизмы, синтаксические
конструкции, предающие значение шутливо-иронического отношения к предмету
разговора (шутя, беспечное житье, лукавый, подумаешь, тоже работа и др.). В
стихотворении немаловажную роль играют неопределенные местоимения. В них ирония,
о несерьезности высказываний говорят слова что-то, чье-то, какие-то и, как итог: выдать
шутя за свое.
Вторая строфа строится на антитезах: веселое-стонет, бедное-блещущих.
Эпитеты беспечное это житье, веселое скерцо, бедное сердце, дымовая завеса,
жизни лукавой, ночной тишины настраивают на позитивное восприятие поэзии.
Стихотворение написано в легкой форме, читается на одном дыхании, нет
нагромождений образов. Автор как будто обращается к читателю лично. Словами
«подумаешь, тоже работа» он провоцирует оспорить или согласиться с этим
утверждением. Главная задача поэта не просто слушать, а уметь «подслушать». Легко
слушать музыку, но не лес, в нем «сосны-молчальницы». А лучшее место для поэзии -
«ночная тишина».
К пунктуационным средствам можно отнести, например, использование в
последней строке тире. В результате чего в середине строфы возникает пауза, акцент
ставится на концептуально важном слове «все».
7. Заключение
В целом, результаты проведенного лингвистического анализа текста стихотворения
А. Ахматовой «Поэт» показывают, что все используемые в нем языковые средства
направлены на выражение отношения автора к процессу творчества. Поэзия звучит как
самоотчет автора перед слушателями. В нарочито ироничной форме лирический герой
рассказывает нам о поэтическом таланте «подумаешь, тоже работа, - беспечное это
житье». И тут же тонко подмечает, что только поэт способен «подслушать у музыки что-
то. а после подслушать у леса, у сосен». Лирический герой делится с нами, где он черпает
свое вдохновение «немного у жизни лукавой, и все - у ночной тишины».
Можно сделать вывод о том, что благодаря полному лингвистическому анализу
нам удалось понять идейно-художественный смысл текста, вникнуть в содержание.
Мы смогли раскрыть главный концепт автора и его смысл.
6
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой - Л.: Наука, 1973. - 183 с.
2. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики. Учебное пособие. 2-е издание,
дополненное и исправленное. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. — 819 с.
3. Павловский А. И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. - М.:
Просвещение, 1991. - 192 с.: ил. 5.
4. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. М.: ООО «Изд-во АСТ»; Харьков:
«Торсинг», 2003.
5.