Задания олимпиады по литературе для учащихся 11-х классов

Задания олимпиады по литературе для учащихся 11-х классов
1. Какой русский поэт ХХ века изображен в этом описании?
Прославленный русский поэт, один из самых значительных представителей движения
символистов в русской культуре, литературный и художественный критик, печатавшийся
во многих журналах начала XX века («Весы», «Золотое Руно», «Аполлон»). Он известен
также блестящими переводами на русский язык ряда французских поэтических и
прозаических произведений. Оказал горячую и бескорыстную поддержку юной, никому
не известной Марине Цветаевой в начале её творческого пути. Свой дом в Коктебеле
превратил в бесплатный приют для писателей и художников.
2.Что значат эти даты для мировой и русской культуры?
Соотнесите их с перечисленными именами.
1933 г.
Б.Пастернак
1958 г.
И.Бунин
1965 г.
И. Бродский
1970 г.
А. Солженицын
1987 г.
М.Шолохов
3.Соотнесите стихотворные строки и фамилии авторов.
А) Срежет мудрый садовник-осень
Головы моей желтый лист.
Б)Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,
Другой – душа и мысль моя.
В) Белый воин был так строен,
Губы красны, взор спокоен,
Он был истинным вождем…
Г) Жизнь наша в старости - изношенный халат:
И совестно носить его, и жаль оставить…
Д) В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла –
на даче было это.
Е) Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
Ж) Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, —
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром.
( О. Мандельштам, П.Вяземский, А.Фет, Н.Гумилев, М.Цветаева, С.Есенин, В.
Маяковский)
4. Поэты какого литературного направления называли себя «адамистами»?
Назовите их.
5. Выполните комплексный анализ рассказа И. С. Шмелева «Сладкий мужик».
Сладкий мужик
Жил в большом городе ученый барин, и была у него, как полагается, квартира со всякой
мебелью, а лучше всего кабинет, где писал барин книги. Висели в том кабинете разные
портреты и картинки, а на картинках было: то деревнюшка какая убогая, то земельку
мужичок пашет, а за ним грачи ходят, то Савраска дровишки из лесу тащит, самое
деревенское. Про деревню да мужичков и писал свои книги ученый барин. Известно: что
знаешь да любишь про то и пишется; а деревенскую жизнь знал барин досконально,
потому что живал на даче.
И жалостливо писал – даже плакал. Так уж жена и знала: как засел в кабинете писать, уж
она ему полдюжины платков носовых подкладывает.
Советовали ему доктора не шибко расстраиваться: слезами все равно не поможешь, а
только изведешься занапрасно и не напишешь, сколько по таланту отпущено. А барин
говорил докторам:
Не могу: кровью своей пишу и соком нервов.
Помаленьку, понятно, и изводился. И до того с годами расстроился, что получил дар
слезный.
Бывало, сидит в «Праге» с друзьями-приятелями, память какую знаменитую
празднуют, так даже над икоркой плачет. Жует пирожок с икоркой зернистой, а сам
плачет да приговаривает, головкой покачивает:
Вот… мы тут икорку едим… а ее все тот же Иван-Степан в непогожую осеннюю ночь
ловил… в бурном Азовском море!..
И так это на приятелей действовало, что даже скатерть приходилось переменять:
мокрым-мокро.
А как Татьянину ночь праздновать а ее без шампанского праздновать даже законом
воспрещено, непременно предложит тост:
За того, кто милее всего!
Кто и пашет, и косит, и сеет!
Понятно, кой-что и спутает иной раз, зато от сердца. А как выйдет из «Праги» к
извозчикам на снежок, опять расстроится. Вспомнит – и начнет вычитывать:
Ваня-извозчик в дороге продрог,
Крепко продрог, тяжело занемог!
А студенты почтительно под локоток поддерживают и нужное словечко подскажут.
Выйдут на площадь под фонари гурьбой, остановятся для порядку, а ученый барин и тут
слово свое уронит. Глянет на фонари – и пойдет:
В столице свет, шумят витии,
Гремит словесная война!
А та-а-м!.. и обязательно к Пречистенскому бульвару погрозится –
…во глубине России…
Там… вековая ти-ши-на!..
Тоже и детишек своих учил барин «черному хлебушку поклониться», а сам любил-
таки сухарики с миндалем и подковки с солью.
И детишки были у него умные, не по годам. Степочка мог даже «старичка Некрасова»
пальчиком указать, и где «дедушка Златовратский» знал, и даже «дяденьку
Скабичевского» мог найти. А каплюшка Настюша при гостях свои таланты показывала:
Где ты цельпал эту силу,
бедный музицок!
Добряк был ученый барин, но и серчать умел.
Прочитал как-то один рассказ «Мужики» называется, три ночи уснуть не мог, а на
четвертую сел в кабинет и здоровеннейший нагоняй написал. Писал да приговаривал:
Нельзя-с, молодой человек, нельзя-с! Темные-то очки снимите-с! Учитесь светлое
находить! Да-с!
Вот заехал раз к ученому барину приятель учились вместе. И давай на мужиков
жаловаться: и темны-то они, и дики, и головы-то друг дружке прошибают, и…
Школу им чудесную выстроил, а они и дров на нее давать отказываются.
А барин ему свое да свое:
Не глядите в темные очки! Я уж одному разгон сделал.
А приятель не унимается:
Бурак сеять советую, куда выгодней ихней гречки! не желают. Поживите с ними! А
вы через дачки все да через Златовратского с Михайловским смотрите.
Подивился ученый барин – до чего одичал приятель! И говорит:
Поживи с мое в деревне да поешь-ка кислых ще-эй… да поноси худых лапте-эй!..
Да лаптей-то уж и в помине нету, говорит приятель. Лапотки теперь в опере только
показывают! А больше лаковые сапоги носят, да перчатки с калошами, да похабные
частушки орут. А на школу жалеют!
Так барин и замахал руками.
Нет-с, дудки-с! Мужики не дураки, коль не сеют бураки! Засмеялся даже. Сахарок
любите-с? А не хотите ли родного нашего хрену понюхать?!
Пожал приятель плечами, угостил ученого барина в «Славянском базаре» ужином, а на
прощанье и говорит:
Читал я книгу вашу последнюю…
Ага! так и просиял ученый барин. Ну-с, что скажете?
Да вот что я скажу… У меня большой сахарный завод, а теперь вижу, что ваш куда
больше!
И уехал к себе домой.
Вот подошли бариновы именины, и получает он поздравительное письмо из Киева, а
при письме на груз накладная. Послал барин человека на вокзал, и привозят ему с
железной дороги огромаднейший ящик, со шкап! И выведено по всему тому ящику
дегтем: «Осторожней!! Бьется!!!». Да еще снизу подчеркнуто.
Что такое?! Скорей вскрывать. Да как раскупорили, да как соломку с сенцом
разворошили, так все и ахнули!
Мужик из сахара-рафинада! Сюрприз!
Высвободили мужика из сена-соломки, подняли и поставили на ноги во весь рост. Ну
и фигура! Самый заправский мужик, в лаптях, в сермяге, и кушаком подпоясан, с топором
за поясницей, с бородой, как водится, и даже в шляпе гречневиком. Самый-то исконный,
законный мужик, как на театре его показывают. И весь из чистого сахару! Смерили два
аршина восемь вершков – природный. В плечах – косая сажень. Ну, прямо живой только
не говорит.
Даже засмеялся барин:
Ах, злодей, какую штуку со мной удрал! Влезло-таки ему в копеечку. Одного сахару
пудов шесть будет, да мастеру, небось, сколько тыщ заплатил. Да ему что – плюнуть.
А детишки высунули язычки и ну лизать. Сладкий, настоящий! И сам ученый барин не
утерпел в ручку разок лизнул: рафинад самый чистый! Стали думать, куда того мужика
определить: не есть же такое чудо! И решили в кабинет поставить, за письменный стол, в
угол на всем виду. Купили стол черный, лаковый, сто рублей дали, и взгромоздили
мужика на тот стол. Четверо ставили, основательный был мужик.
С той поры, как поутру в кабинет войдет барин, первым делом на того мужика
заглядится. Блестит!
Стоит мужик бодро, одной рукой за спиной топор держит, как полагается, другой на
сукастую дубинку упирается, хмуро глядит – лесной. А барин вспомнит сейчас и скажет:
Вот мужички с топорами явились,
Всякие звери в лесу притаились…
Ходит по кабинету со стаканом чаю, подойдет да и полижет маленько. И детишки,
бывало, прибегут – кричат:
Папочка, можно нам мужичка полизать немножко? Он сла-ад-кий!..
Да жизнь-то его горькая! скажет барин. Ну, что ж, полижите немножко. Помните,
детки:
Холодно, странничек, холодно!
А детишки уж к мужичку язычками тянутся, спешат:
Гоедно, стланничек… гоедно!
И такое сладкое чувство барина охватит даже на глазах выступит. А шестипудовый
стоит себе, хмурый, как в лес глядит. А кругом-то его пищат.
Ах, добренький! ах, сладенький… ах, хорошенький мужичок наш!..
Да, скажет барин. В нем, детки, великая правда. В нем и любовь великая, и
жалость. Потому что…
И начнет вслух свои слова высказывать, какие для книг сготовил. А детишки своим
делом занимаются.
Вот раз засиделся барин в кабинете до поздней ночи нагоняй кому-то опять писал. Все,
как на ладошке, выказал: все-то мужик понимает, чего и великие умы не произошли. Чаю
выпил стаканов десять да нет-нет и потянется через стол, нет-нет да ногу у мужика и
полижет по привычке. А к рассвету новую свою книгу писать принялся «Недостатки
народа его достоинства». Так перышко-то и бегает, только скрип идет. Сердце-то так и
рвется, а на глазах слезы накипают. Уж и не видят глаза-то от горючей слезы, что лампа
садится, все темней да темней становится. А в ту пору электричество-то прикончилось, по
случаю большой забастовки.
А тот строчит и строчит, совсем головой к писанию своему нагнулся…
Как вдруг – крраккк!.. будто орех разгрызли…
То ли дубинка сахарная сломалась, то ли детишки мужику ногу пролизали, а может, и
сотрясение какое вышло, только грохнулся тот мужик всей своей шестипудовой
громадиной на стол и проломил ученому барину голову до смерти.
Прибежала жена – ах-ха! а ни мужика, ни барина: одни куски.
Октябрь 1919 г.
Алушта
Ответы.
1. Максимилиан Волошин ( 1 балл)
2. Присуждена Нобелевская премия в области литературы ( 0,5 балла)
1933 год- И.Бунину
1958 год- Б.Пастернаку
1965 год- М.Шолохову
1970 год – А.Солженицыну
1987 год- И.Бродскому
За соотнесенность с перечисленными именами каждый правильный ответ
оценивается 0,5 балла. Максимум 3 балла.
3.
А) С.Есенин
Б) А.Фет
В) Н.Гумилев
Г) П.Вяземский
Д) В. Маяковский
Е) О.Мандельштам
Ж) М.Цветаева
За каждый правильный ответ - 0,5 балла. Максимум 3,5 балла.
4. Акмеисты. ( 0,5 балла)
( Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Зенкевич, В.Нарбут и
т.д.) (0,5 б за каждый правильный ответ)
5. Комплексный анализ художественного произведения . Учащиеся сдают письменную
работу, при оценке которой жюри рекомендуется исходить из следующих критериев:
а) умение воспринимать художественное произведение в его целостности,
адекватность прочтения - 3 балла;
б) поэтика заглавия - 2 балла;
в) пространственно-временная организация - 3 балла;
г) сюжет, его структура, развитие действия, его характер, лежащий в основе конфликт
(противоречие)- 2 балла;
д) основные принципы в изображении человека, система персонажей - 2 балла;
е) поэтика произведения: образы, мотивы, художественная функция предметных
изобразительных деталей - 4 балла;
ж) композиционные особенности повествования, соотношение слова героя и слова
рассказчика - 2 балла;
з) связи с другими литературными произведениями - 2 балла.
Максимальное количество баллов - 20.