Анализ художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе

Анализ художественных произведений на уроках литературного чтения
в начальной школе.
Общеизвестно, что чтение лучшее учение в любом возрасте. Но
только не просто беглое, а осознанное чтение. При организации работы на
уроках литературного чтения в начальной школе главная задача учителя
добиваться оптимальной мыслительной деятельности каждого ребёнка.
Только творческий подход в этом вопросе даст желаемые результаты в
обучении беглому, сознательному и выразительному чтению.
Приобщить младших школьников к художественной литературе,
развить культуру чтения, дать широкую картину мира на основе литературы
основные задачи курса литературного чтения в начальной школе. Анализ
изучаемых произведений помогает детям понять, что художественное
произведение не простое сообщение о фактах, событиях и героях. Оно
содержит в себе «тайну». Таким образом, читая художественное
произведение, ученики открывают его «тайну». На каждом уроке младшие
школьники определяют позицию автора в произведении, учатся удивляться
художественному слову. При этом возникает потребность в чтении новых и
перечитывании ранее известных произведений. Это помогает более
глубокому проникновению в содержание читаемого. Уроки литературного
чтения способствуют эмоционально-эстетическому восприятию
произведений, обогащают нравственные, интеллектуальные, эстетические
чувства детей.
Выявить авторское отношение к изображаемому помогает
стилистический анализ произведения. Это отношение проявляется в
использовании автором языковых средств. Работа учащихся над словом
строится так, чтобы помочь детям уяснить образный смысл произведения,
мысли и чувства писателя (поэта). После выделения слова или выражения в
тексте дети определяют, какие чувства (мысли) выражены в них. Какое
чувство испытывает поэт, наблюдая картину приближения зимы?
По проблемным вопросам и ситуациям проводится проблемный анализ
произведения. Учитель строит проблемную ситуацию с опорой на
событийную основу произведения, на нравственные коллизии. При этом
проблемные вопросы формулируются так, чтобы в них присутствовали:
противоречие и возможность альтернативных ответов; увлекательность;
соответствие природе произведения; ёмкость (способность охватить не
только единичный факт, а широкий круг материала). Проблемный вопрос
позволяет учащимся выявить связи отдельных элементов художественного
текста с общей концепцией произведения. Для того чтобы превратить
проблемный вопрос в проблемную ситуацию, учителю следует обострить
противоречия, сопоставить разные варианты ответов. Вопросы проблемного
характера целесообразно задавать при чтении тех произведений, где есть
ситуации, предполагающие различное понимание детьми героев, их действий
и поступков, этических проблем, затронутых автором.
Работе над сюжетом и его элементами (эпизодами, главами) помогает
анализ развития действия. В этом случае разбор идёт от поступка к
характеру, от события к смыслу текста. В отдельных случаях анализ развития
действия включает в себя и анализ композиции.
Анализ художественных образов это не столько работа над словом,
сколько над образами в их взаимодействии. Для этического произведения
основные образы это действующие лица, пейзаж, интерьер. В процессе
разбора младшие школьники должны понять и характеристику образа, и
смысл этого образа. Для анализа художественных образов характерна
следующая последовательность: в первую очередь проводится работа над
характером героя с опорой на сюжет (характер проявляется только в
действии). Также характеризуют героя его речь и ремарки автора.
Затем рассматриваются взаимоотношения героев. На данном этапе
анализа ученики должны понять мотивацию, причины поведения
персонажей. Если в произведении имеются описания пейзажа или интерьера,
рассматривается их роль в тексте. После этого на основе анализа
взаимодействия образов определяется идея произведения. Понимание идеи
вплотную приближает учащихся к осознанию позиции автора.
Разбор, проводимый в начале анализа художественных образов это
общение с произведением и его автором. В прилагаемой ситуации младший
школьник также является собеседником.
Анализ образа героя учит детей разбираться в том, как писатель
изображает действующих лиц. Учителю важно приучить учащихся
правильно судить об основных качествах персонажей. Ученики должны
оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим.
Для выявления авторского отношения учитель сам характеризует отношение
автора к герою, младшие школьники подтверждают это с помощью текста;
привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим
героев. Ученики определяют характер отношения автора к персонажу.
Организуя работу над определением авторского отношения к
персонажу, учителю нужно стремиться не только к выявлению слов и
выражений, с помощью которых автор передаёт душевное состояние героев,
но и к воссозданию в воображении детей этих эмоциональных состояний.
Только тогда может возникнуть сопереживание. Обдумывая выбор того или
иного вида анализа художественных произведений, учитель стремится к
разумному сочетанию заданий и упражнений. Это сделает урок более живым
и интересным.