Презентация "Рассказ Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско»"

Подписи к слайдам:
РАССКАЗ ИВАНА БУНИНА «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО»
  • «Презренного, дикого века
  • свидетелем быть мне дано…»
  • И.Бунин
  • Урок литературы
  • в 11 классе
Повторим:
  • Повторим:
  • Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия. 1 ноября 1909 года он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности.
  • Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году. «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
Повторим: ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ:
  • Насе-ление
  • ( на 1914 год)
  • Мобили-зовано
  • солдат
  • Погиб-ло солдат (все причины)
  • Ранено
  • солдат
  • Плен-ные солда-ты
  • Потери мирных жите-лей
  • 175 137 800
  • 15 378 000
  • 2 254 369
  • 3 749 000
  • 3 342 900
  • 1 070 000
Повторим: «ТИТАНИК»
  • Во время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 1 316 пассажиров и 892 члена экипажа, всего 2 208 человек. Из них спаслось 706 человек, погибло свыше 1 500.
Почему И.Бунин в 1915 году поднимает вопрос о неизбежной гибели мира?
  • Если рушатся нравственные законы, то жизнь общества подвергается опасности. Мир, где все продается и покупается, обречен.
История создания рассказа
  • Рассказ написан в 1915 году.
  • Бунин вспоминал, что однажды увидел в витрине книжного магазина книгу Т.Манна "Смерть в Венеции", вдруг вспомнил о смерти на Капри какого – то американца.
  • Буквально в 4 дня рассказ был написан (рукопись датирована 14 – 15 августа).
История создания рассказа
  • Первоначальное название – «Смерть на Капри».
  • Имелся эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»
  • В ходе работы эпиграф был снят, изменилось название – «Господин из Сан-Франциска».
  • Стилистически и философски связан с рассказами «Братья» («…страшнее всего то, что мы не думаем, не чувствуем и не можем, разучились чувствовать, как это страшно»)
  • и «Сны Чанга».
Издание рассказа 1916 года
  • Издание рассказа 1916 года
Издание рассказа 1920 года. Париж.
  • Издание рассказа 1920 года. Париж.
  • Почему рассказ называется
  • «Господин из Сан-Франциско»?
Смысл названия рассказа
  • Смысл названия рассказа
  • Слово «господин» говорит только о социальном положении главного героя. Он человек без имени. Такой же, как и все остальные богатые люди. Типичный.
  • Св. Франциск Ассизский
  • Он проповедовал крайнюю бедность, аскетизм, отказ от любой собственности. Основным свойством Франциска было живое, отзывчивое чувство сострадания.
Смысл названия рассказа
  • Америка – символ богатства. Сан-Франциско прославился после «золотой лихорадки» 2 половины 19 века, когда в Клондайке было найдено золото. В Калифорнию хлынул народ, среди них было много русских эмигрантов.
  • Сан-Франциско – бывшие русские владения.
  • В 1906 году в Сан-Франциско было землетрясение, причинивший городу колоссальный урон. Фотографии руин города печатались в газетах всего мира. Затем появились статьи о городе.
  • Многие русские писатели «отправляли» в Сан-Франциско своих героев: Лопахин из романа Чернышевского «Что делать?».
Богатство пассажиров и бедность прислуги
  • Богатство пассажиров и бедность прислуги
  • Мечтания и планы героя и то, что произойдет на самом деле в реальности
  • Триумфальный путь на Капри и бесславное возвращение обратно в трюме корабля
  • Жизнь и смерть. Отношение к смерти главного героя
  • Погода до смерти главного героя и после его смерти
  • Начало и конец рассказа
  • Притворство, жизнь на показ обитателей корабля и жизнь простых людей, например, Лоренцо, высокого старика лодочника
  • Новый свет и Старый свет
  • Уже в названии спрятано противопоставление, какие еще противопоставления есть в рассказе?
Как называется корабль, на котором плыл
  • Как называется корабль, на котором плыл
  • господин из Сан-Франциско? Атлантида
  • Как вы думаете случайно ли такое название?
  • Символом чего является корабль?
  • Атлантида – известное по различным преданиям островное государство, которое населяли могущественные атланты. Во время сильного землетрясения, сопровождавшегося наводнением, остров был поглощен морем в один день и одну ночь, вместе со своими жителями
СТАРЫЙ (ВЫДЕЛЕН КРАСНЫМ) И НОВЫЙ (ВЫДЕЛЕН СИНИМ) СВЕТ. ЗЕЛЁНЫМ ЦВЕТОМ ВЫДЕЛЕНА ТЕРРИТОРИЯ ОКЕАНИИ, КОТОРУЮ ТАКЖЕ ЧАСТО ОТНОСЯТ К НОВОМУ СВЕТУ Маршрут господина
  • Южная Италия
  • Ницца
  • Монте-Карло
  • Флоренция
  • Рим
  • Венеция
  • Париж
  • Севилье
  • Афины
  • Константинополь
  • Палестина
  • Египет
  • Япония.
«Господин из Сан-Франциско» художник Г. Новожилов «Господин на палубе «Атлантиды» художник О. Верейский «Пассажиры «Атлантиды» художник О. Коровин «Высадка на Капри» Художник О. Коровин «Перед последним выходом» Художник О. Коровин Почему кульминация рассказа происходит именно на острове Капри?
  • Почему кульминация рассказа происходит именно на острове Капри?
«На этом острове, две тысячи лет тому назад, жил человек, совершенно запутавшийся в своих жестоких и грязных поступках, который почему-то забрал власть над миллионами людей и который, сам растерявшись от бессмысленности этой власти и от страха, что кто-нибудь убьет его из-за угла, наделал жестокостей сверх всякой меры, - и человечество навеки запомнило его, и те, что в совокупности своей, столь же непонятно и, по существу, столь же жестоко, как и он, властвуют теперь в мире, со всего света съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил на одном из самых крутых подъемов острова».
  • «На этом острове, две тысячи лет тому назад, жил человек, совершенно запутавшийся в своих жестоких и грязных поступках, который почему-то забрал власть над миллионами людей и который, сам растерявшись от бессмысленности этой власти и от страха, что кто-нибудь убьет его из-за угла, наделал жестокостей сверх всякой меры, - и человечество навеки запомнило его, и те, что в совокупности своей, столь же непонятно и, по существу, столь же жестоко, как и он, властвуют теперь в мире, со всего света съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил на одном из самых крутых подъемов острова».
  • Тиберий I, Клавдий Нерон
  • Во время его правления был распят Иисус Христос.
Сюжет рассказа начинается на «Атлантиде» и заканчивается на ней.
  • Сюжет рассказа начинается на «Атлантиде» и заканчивается на ней.
  • 1. Как называется такое построение текста? Кольцевая композиция
  • 2. Какова её цель?
  • 3. В чем разница между описанием обстановки на корабле в начале рассказа и в конце?
Какую роль играет океан в этом рассказе?
  • Какую роль играет океан в этом рассказе?
Какие детали в этом рассказе вас больше всего удивили? Что вам показалось важным и значимым?
  • Какие детали в этом рассказе вас больше всего удивили? Что вам показалось важным и значимым?
  • Нанятая за деньги влюбленная пара.
  • Отношение к смерти господина из Сан-Франциско (как будто он что-то натворил).
  • На Капри главный герой увидел человека из своего сна.
  • «Что чувствовал, что думал господин из Сан-Франциско в этот столь знаменательный для него вечер? Он, как всякий испытавший качку, только очень хотел есть…»
  • Разделение «Атлантиды» на два мира: блистающий мир балов, оркестров верхних палуб и похожий на преисподнюю мир нижних палуб, где тысячи котлов, сочатся кипятком.
Попробуйте определить тематику рассказа.
  • Попробуйте определить тематику рассказа.
Тематика рассказа
  • Тема ужасающих социальных контрастов
  • Трагичность губительной власти денег над человеком
  • Тема неизбежной гибели цивилизации
  • Тема отчужденности человека от основ нравственности и морали
  • Тема жизни и смерти
Сформулируйте идею произведения
  • Идея обреченности бездуховного существования
Особенности жанра
  • «Господин из Сан-Франциско» –социально-философская новелла
  • Поэтика новеллы И.Бунина
Особенности композиции
  • Взаимодействие двух изобразительных планов: внешнего, реалистичного и внутреннего, философского
  • В первом действие движется в конкретном настоящем с редкими экскурсами в прошлое – к естественному финалу
  • Во втором – объединяются все образные ряды, сюжеты, темы, образы-символы, выражающие авторскую мысль. Рассказ выливается в форму философской притчи
Хронотоп
  • Действительность героя
  • Действительность
  • «живой жизни»
  • События соответствуют календарю и вписаны в географическое пространство: путешествие, распланированное на два года вперед, начинается в конце ноября и прерывается в декабрьскую неделю. Распорядок дня и описание достопримечательностей даны с точностью и достоверностью
  • Импульсы этой жизни то и дело ощущаются персонажами: дочери господина кажется, что она видит за завтраком наследного азиатского принца; хозяин отеля оказывается человеком, которого герой видел накануне во сне
  • Нерушимый распорядок жизни господина вводит мотив искусственности, автоматизма жизни
  • Стихия «живой жизни», неведомая господину, служит контрастом его миру. В ней нет места графикам и маршрутам, рациональным мотивировкам, она лишена предсказуемости
  • Предельного масштаба хронотоп рассказа достигает в авторской точке видения: время расширяется до тысячелетий, целых исторических эпох, а пространство - «до синих звезд неба»
Образ главного героя
  • Миллионер из Америки, которая в начале XX века была самой могущественной страной империализма, задавала тон Европе и всему миру.
  • Он живет по законам вседозволенности и купли-продажи
  • У него нет ни собственного имени, ни биографии, ни ума, ни сердца. Он лишен и внутреннего содержания. За время пути он «только один раз подумал, а остальное же время только пил, ел, одевался и раздевался»
  • Американский капиталист причастен к созданию гигантского парохода «Атлантида», и сам уподобляется механизму, живет по привычке, по образу и подобию людей своего круга, живет, как робот, автоматически справляя обычные физиологические потребности
  • Герой Бунина не способен к одухотворенной, творческой жизни, он не способен любоваться искусством, памятниками старины, красотой природы.
  • Жизнь господина из Сан-Франциско оказывается пустой, ничтожной, лишенной какого-либо смысла, что приводит к вырождению личности, к гибели человека
Образы-символы
  • Многопалубный корабль – макет устройства мира (верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя)
  • Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, - символ подавления человеческой души
  • Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий – глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха
  • Название корабля «Атлантида» - символ трагического исхода современной цивилизации
  • Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» - символ фальши и продажности
  • Океан – знак бесконечности жизни и одновременно – знак стихии
  • Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью
  • Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил
  • Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы
  • Простые итальянцы, люди труда - символы осмысленного человеческого существования
Философский смысл произведения
  • Жизнь прекрасна, но коротка, нужно ценить все её проявления – и первозданную красоту нетленной природы, и молодую прелесть девушки, и красоту душевного порыва, и все её духовные сокровища.
  • Современная лжекультура породила самые чудовищные формы подавления человеческого естества, превратила человека в придаток машины, в грандиозный образ «мирового зла», поэтому она обречена. Могущество, богатство, власть капитала призрачны и иллюзорны перед лицом единого для всех живых исхода – перед смертью.
  • Вечна лишь та «чаша жизни», которую человек сумел за свой короткий век наполнить благотворной влагой
Домашнее задание:
  • Написать сочинение-размышление на одну из тем:
  • 1. Состоятельна ли человеческая претензия на господство? (Бунин о месте человека в мире в рассказе "Господин из Сан-Франциско".)
  • 2. Предметная детализация и символика в рассказе "Господин из Сан-Франциско".
И.Бунин писал:
  • «Этот рассказ не искусство ради искусства: в своей социологической зоркости он стоит тысячи страниц иных исследований по вопросу о кризисе западноевропейской культуры».
Как читать И.Бунина?
  • «…читать его надо медленно и погруженно, всматриваясь в каждый образ и вслушиваясь в каждый ритм…»
  • Ф.Степун