Конспект урока "М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши"

Тема урока М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
Тип урока урок анализа эпического произведения
Триединая задача
1) научить раскрывать характеры героев через их
поступки, видеть отношение автора;
излагать свою точку зрения, убедительно ее
доказывать;
2) воспитывать культуру речевого общения, любовь к
родному слову, родной природе;
3) развивать умение анализировать текст, мотивировать
свои суждения.
Оборудование: портрет М.Пришвина;
текст сказки-были «Кладовая солнца»;
компьютер, проектор;
карточки с заданиями для групповой работы;
таблицы с правилами ведения спора.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Проверка домашнего задания
Мы продолжаем работать с текстом сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца».
Сегодня в центре нашего внимания будут главные герои произведения. "В одном селе,
возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей", —
так начинается замечательное произведение. Это начало напоминает сказку, где читатель
входит в чудесный мир, где все живое взаимосвязано. На этом фоне появляются два
образа — Настя и Митраша. Составление кластера. Найдите слова, относящиеся к Насте
и Митраше.
Кластер «Образ героя»
Митраша.
III. Беседа по вопросам
Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были
происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно
осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте.
Найдём в тексте портреты героев — “золотой курочки” и “мужичка-в-мешочке”.
Прочитаем их вслух.
Как вы думаете, почему мальчику дали такое прозвище?
—Какой смысл вкладывает он в слова “золотая курочка”, “мужичок-в-мешочке”?
“Мужичком” его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых
отцовских куртках, подпоясывая их ремнём. Куртки были ему велики, и со стороны
казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. Поэтому мальчика прозвали
“мужичок-в-мешочке”.
"Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом,
веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки". Митраша был маленький,
но плотный, "мужичок в мешочке", улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.
Найдём в тексте портреты героев — “золотой курочки” и “мужичка-в-мешочке”.
Прочитаем их вслух.
Кластер «Образ героя».
Настя.
Трудолюбивая
хозяйка
12 лет
Вставала далеко до
солнца
Выгоняла своё любимое
стадо
Заправляла обед
Хлопотала по хозяйству до
ночи
Заботливая
сестра
Думая о брате, взяла с
собой еду
Переживает за него
Заботится о брате, как мать
Милая
Отношение автора к детям помогает понять сравнения и эпитеты, с помощью которых
автор описывает детей. Настя — “золотая курочка на высоких ножках”, веснушки, “как
золотые монетки”, носик “чистенький”. Митраша — “мужичок в мешочке”, “в золотых
веснушках”, носик “чистенький тоже, как у сестры”.
—Найдите из словесных портретов детей существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами. Какое чувство автора к детям они передают?
Какие, по-вашему, черты этих детей особенно дороги автору?
Трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села, присоединяясь к
общественной работе.
- Что осталось в наследство детям после смерти родителей? (слайд).
Как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Что, на ваш взгляд, было
особенно удивительным в их жизни?
После смерти родителей Настя и Митраша жили дружно, вместе хозяйствовали и
заботились друг о друге и о живых существах: о корове, телушке, козе, курах, овцах и
поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился
у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на
собраниях и старался принимать участие в общественной работе.
- Зачем Настя и Митраша отправляются в лес? ( слайд)
Итак, дети отправились за клюквой. Жанр этого произведения Пришвин определяет так:
сказка-быль. Как можно назвать ту часть, о которой мы сейчас говорили? Что это
сказка или быль?
Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно
жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.
-Что взяла с собой Настя и что взял Митраша? (слайд)
В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь?
Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного
мира?
Мы уже говорили, что в этой сказке-были, как в народной сказке, есть зачин.
Какие ещё признаки сказки есть в этом произведении?
Дети ответят, что сказочными можно назвать природные образы: ворон, деревья, ёлочки-
старушки, серый волк, Лежачий камень. Сказочными выглядят эпизоды, в которых
действуют эти герои. Эти образы и эпизоды превращают обычную историю о том, как
дети заблудились в лесу, в сказочную историю о заколдованных деревьях, о лесных
тайнах и говорящих лесных жителях.
Осознание главной проблемы, которая лежит в основе произведения проблемы
выбора своего пути. Первый звоночек, который сигнализирует об этом — Настин
поступок во время рассказа Митраши о словах отца. Настя заботилась о пище, а Митраша,
“думая, что сестра всё стоит за спиной, рассказывал ей о чудесной палестинке”. И вот
дети, как сказочные герои, оказываются перед волшебным камнем, то есть в ситуации
выбора. Камень имеет своё имя — Лежачий камень. На нём не написано: “Направо
пойдёшь — коня потеряешь, налево пойдёшь — сам пропадёшь”. Но именно во время
отдыха на камне встаёт перед детьми проблема выбора пути.
-Куда хотел пойти Митраша, а куда Настя (слайд)
Перескажите своими словами спор Насти и Митраши. Можно ли догадаться, на
чьей стороне автор?
Симпатии автора на стороне брата. Автору нравится желание Митраши быть
самостоятельным в выборе своего пути, а не просто ходить и делать то, что все люди.
-Как называется болото? (слайд)
- Почему поссорились Настя и Митраша? (слайд)
—Что такое Елань?(слайд)
Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?
Прочитайте описание природы после ссоры детей со слов “Тогда серая хмарь плотно
надвинулась...” до “...завыли, застонали”. Как, по-вашему, автор относится к
происходящему?
-Почему всё так резко изменилось?(слайд)
Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая
хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют
вместе с ними. Автор как бы говорит: человек близок к природе, он отражается
в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. И стоит
человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком человеческом назначении,
как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё
большее зло
РАБОТА ПО ГРУППАМ :
1 группа (Уровень деятельности группы поисковый)
Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?
Как автор относится к Митраше в этой истории?
Уход Митраши с протоптанной людьми тропинки означает “пренебрежение опытом
поколений, влекущее за собою опасные последствия: ведь Митраша выбрал более
короткий (лёгкий) путь»
На мой взгляд, это утверждение однобокое, оно искажает позицию самого автора. Не
забудем, что сам Пришвин был агрономом, биохимиком, естествоиспытателем, и для него
пойти по неизведанной тропинке означало совершить исследовательскую работу, стать
открывателем нового. Короткий путь исследователя отнюдь не является лёгким, но
требует, действительно, учитывать опыт, накопленный людьми. Митраша проявил
характер первопроходца, исследователя, когда, вспоминая указания отца, пошёл по
тонкой тропинке. Но он пока ещё был только мальчиком, и ему не хватило
жизненного опыта, чтобы поверить траве белоус. В этот момент автор жалеет
Митрашу, глубоко сочувствует ему. Он пишет о сороках, которые увидели мальчика и
стали трещать на весь лес: “И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о
полном бессилии погружённого в болото маленького человечка”. Сочувствие и желание
помочь мальчику вызывают такие слова автора: “Маленький человечек с двойным
козырьком кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками
потекли слёзы”. Характерно, что корзинка с едой осталась у Насти.
2 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с
обобщениями) Вслед за Настей.
-Как вела себя Настя, оставшись одна?(слайд)
. Почему Настя забыла о брате? Какая природа окружает её? Над чем
заставляет нас задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти? Почему она
забыла о Митраше?
Настя пошла по протоптанной тропе, по которой “все люди ходят”, но потом всё же
незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и
забыла о Митраше. Её охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности она
перестала быть человеком и стала похожа на обыкновенное лесное животное.Такая
жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит,
что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного
трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся
жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин.
В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в
обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в
жадности теряет истинно человеческие качества. Только встреча со
змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем,
какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который
выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.
- Для чего даётся это описание пня ?
Для контраста.
А что значит контраст?
Противопоставление.
Это подчёркивает ничтожность человеческой жадности. Ведь глядя на ползающую
Настю, лось не признаёт в ней человека. А Настя продолжает ползать, пока не добирается
до пня. Давайте сравним Настю, лишившуюся человеческого облика, и пень. Что они
делают?
Собирают. Настя – клюкву, а пень – солнечное тепло.
Для чего они собирают?
Настя – для себя, пень – для других (отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце).
Поэтому на пень вползла змея.
Есть ли сходство между девочкой и змеёй?
Да. Как будто боясь, что клюква достанется кому-то ещё, девочка ползает по земле,
собирая её. Змея на пне “стережёт тепло”.
А что происходит дальше?
(Настя потянула за ниточку, обвивавшую пень. Потревоженная змея с угрожающим
шипением “приподнялась”. Девочка испугалась; вскочила на ноги (теперь лось признал в
ней человека и убежал); Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только
что была этой змеёй; вспомнила о брате; закричала, начала звать Митрашу и заплакала.)
Кто же заставил Настю встать на ноги?
Змея, и пень, и лось.
То есть, если обобщить, то на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей
остаться человеком.
А всё-таки, ребята, как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?
-Что произошло с Митрашей? (слайд)
-Когда Настя вспомнила о брате? (слайд)
-Кто привёл Травку к Митраше?(слайд)
Какой эпизод является решающим в этом произведении?
Прочитаем выразительно кульминационный эпизод, когда Травка вытаскивает нового
Антипыча из Слепой елани.
Как Травка пришла на помощь человеку?(слайд)
Почему она после смерти Антипыча в каждом человеке пыталась увидеть своего
хозяина?
Как вы понимаете выражение: “Маленький человек остановил в себе большое
сердце”?
Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?
(
Предупреждение
Насти
и
трава
белоус
).
Увидев Травку и почувствовав надежду на
спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно.
Докажите это словами из текста. (
«…
И
маленький
человек
остановил
в
себе
большое
сердце
.
Он
замер
в
точном
расчёте
движения
…»)
Митраша маленький по возрасту, но душа у него, как у взрослого сильного и душевного
человека. О таких людях говорят, что у них большое сердце.
Вернёмся ещё раз на распутье, к Лежачему камню. Пришвин нам показал не только
момент выбора пути двумя детьми, он показал нам путь человеческой мысли.
Человечество всегда стоит перед выбором: пойти по старой, хорошо известной
дороге или по новой, неизведанной тропе. Но эволюция, развитие всего человечества
происходит именно потому, что находятся люди, выбирающие тонкую тропку
исследователя или вовсе идущие вперёд по бездорожью, чтобы проложить путь
будущим поколениям. В этом глубокий философский смысл «Кладовой солнца».
Этот вывод нельзя смазать, его обязательно надо донести до учеников и показать,
что качества исследователя закладываются в человеке с раннего детства.
Зачем писатель вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне, растущих
вместе? Почему этот рассказ помещён в самом начале описания пути героя?
3 группа (Уровень деятельности группы репродуктивный)
1) Приготовиться к выразительному чтению отрывков «Ель и сосна»
Какое впечатление производят эти картины природы? Как ведут себя дети
в лесу?
Возможно, он даёт этим понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С
этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается
выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели,
которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный,
сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака — друг человека — и
волк — враг человека. В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой
личности.
4 группа (уровень деятельности группы частично-поисковый с
обобщением)
Перечитайте эпизод «Спор детей о дороге»
- Как описывает автор Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в
слова «Кладовая солнца»?
С одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-
старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С
другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что
Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая
солнца”. “Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой
солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство
В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Вновь
вспомним о том, что Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за
развитием современной ему науки. В «Кладовой солнца» он выступил не просто как
писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных
естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают
и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф это
природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква,
деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.
Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?
Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему,
М.М. Пришвин отказался от этого названия?
Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ
собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа это
огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами
разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая
солнца» вполне соответствует этой идее.
Какой смысл вложил писатель в выражение “сказка-быль”?
1) В толковом словаре Ожегова даётся такое значение этих слов:
Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от
небылицы.
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных
лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
“Сказка-быль” — это жанровое определение произведения. Сказка — это повествование,
основанное на вымысле. Быль — это история о том, что действительно было. Пришвин
подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Возможно,
автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о
двух детях, которые заблудились, но и в более широком смысле.
Какой эпизод является решающим в этом произведении?
Прочитаем выразительно кульминационный эпизод, когда Травка вытаскивает нового
Антипыча из Слепой елани.
Почему жители деревни говорили о Митраше: “Был мужичок... да сплыл, кто
смел, тот два съел: не мужичок, а герой”?
Мужичок — слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает
на то, что мужичок — это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод,
что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не
потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и
застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные
охотники.
Как вы понимаете выражение: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за
любовь”?
Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие
человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными
качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная. Но только
такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.
А как вы думаете, Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни?
Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря
этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни.
IV.Вывод.
Так кто же прав – Настя или Митраша? Почему смогла произойти такая
беда с детьми? На чьей стороне автор? Что осуждает он в поведении
детей?
(Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и
ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее
терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке,
забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам
сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает
понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к
рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и
Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости
быть терпеливым и заботиться о близких).
Учитель:
Сказкой-былью писатель выражает мечту о нравственном
совершенствовании человека, о его душевной красоте, славит человека с
большим сердцем, умного хозяина природы. Свою мысль Пришвин
выражает во многих поэтических картинах, показывающих единство
человека с природой. Вот, например, одна из них.
«Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале,
увидишь: весь-то, весь человек, большой, прекрасный, как для Травки
Антипыч, из-за твоей спины наклонился и тоже смотрится в заводь, как в
зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками,
с лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц
показывается, и частые звёздочки»
V.Подведение итогов. Рефлексия.
-Достигли ли вы своей цели?
- Какие вопросы остались для вас нераскрытыми?
Выставление оценок в группах.