Конспект урока литературы "Подготовка к сочинению – анализу рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»" 11 класс

МКОУ СОШ № 1
г. Кисловодска Ставропольского края
Конспект урока литературы
«Подготовка к сочинению – анализу
рассказа И.А.Бунина
«Господин из Сан-Франциско» (1915) »
11 класс
Любой УМК
Учитель русского языка и литературы
Голышева Галина Эриевна
1) И.А.Бунин и Л.Н.Толстой.
-Говоря о лирике И.А.Бунина, мы отмечали те поэтические традиции, которые
развивал в своём творчестве писатель, привнося в них что-то своё, новое. Вспомните, кто
были учителями Бунина в поэзии? (А.С.Пушкин, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев.) А в прозе?
Как ни странно, в 1915 году, когда шла первая мировая война и был написан
рассказ «Господин из Сан-Франциско», Бунин продолжал в творчестве традиции
человека, которого уже не было в живых, но влияние которого сказалось не только на
русской, а и на европейской литературе. Я говорю о ...? (Л.Н.Толстом.) Исходя из
сказанного, определите цель урока. (Убедиться в том, что Бунин продолжатель
традиций реализма Толстого и в то же время писатель-новатор.) По ходу урока
составьте опорную запись:
Толстой – Бунин
Традиции Новаторство
... ...
- О себе Бунин говорил: «В эти годы я чувствовал, как с каждым днём всё более
крепнет моя рука, как горячо и уверенно требуют исхода накопившиеся во мне силы».
Произведения военного времени не касались текущих дней, но обладали мощью
обобщения, зоркостью взгляда на жизнь (традиции Толстого), будя глубокие раздумья о
современности. Но, мучаясь загадками бытия, Бунин решал их в сфере «слова», а не
«дела», он не поучал, не менял своё мировоззрение, он был писателем, а не человеком (в
отличие от Толстого), его проза не знала накала ярости и гнева, была более
художественна
1
. Чтобы доказать это, проанализируем рассказ И.А.Бунина «Господин из
Сан-Франциско».
2) Идейно художественный анализ рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-
Франциско».
- Цель анализа постичь глубину содержания произведения и научиться делать
идейно – художественный анализ небольших рассказов, так как итоговой работой по
творчеству Бунина будет сочинение – анализ одного из его рассказов.
А). Примерная схема анализа.
План. 1. Анализ названия.
2. Анализ первого предложения.
3. Анализ сюжета (что в центре внимания?): а) общество,
б) заглавный герой, в) образы-символы, г) пейзаж.
4. Анализ композиции (пространство, время).
5. Анализ художественно – изобразительных средств.
6. Определение темы, идеи.
7. Традиции и новаторство писателя.
Б). Анализ названия.
- Вот названия рассказов, о которых мы будем говорить на других уроках:
«Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник», «Тёмные аллеи», «Золотое дно». В чём их
особенность? (Лиризм, эпитеты, художественность.) А присуще ли это «Господину из
Сан-Франциско»? Почему? рассказе не будет бунинского лиризма, поэтичности,
духовности.)
В). Анализ первой фразы.
- В заметке «Как я пишу» в 1929 году Бунин утверждал: «Да, первая фраза имеет
решающее значение. Она определяет ... размер произведения, его звучание в целом».
Какой фразой начинается рассказ? Господин из Сан-Франциско имени его ни в Неаполе,
ни на Капри никто не запомнил ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и
дочерью, единственно ради развлечения.
Проанализируйте её. (Нет имени, но указано социальное положение.) Обратитесь
к статье в «Толковом словаре» Ожегова.
Господин – 1. Форма вежливости. 2. Принадлежность к привилегированному
классу. 3. Человек, обладающий властью эксплуатировать, барин.
4. Тот, кто властен распоряжаться чем-либо (устар.).
- В каком значении употреблено это слово в названии рассказа, в первой фразе?
Докажите. третьем: Он работал не покладая рук, - китайцы, которых он выписывал к
себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит...) Почему герой лишён
имени? Какой приём использует автор (усиление отрицания), с какой целью? (Обобщение,
типизация образа.) Почему выбран Сан-Франциско? (Прославился после золотой
лихорадки, это средоточие торговли на Тихоокеанском побережье.) Что
символизировала Америка, далёкая от воюющей Европы? (Сытость, довольство
жизнью, бездуховность.) Какова была цель поездки? (Развлечения, причём, подчёркнуто
семантикой слова единственно.) Сколько он собирался отдыхать и от чего? (Человек,
работавший, как иронично замечает автор, не покладая рук, мог себе позволить целых
два (!) года сплошных развлечений и безделия.)
Г). Анализ сюжета.
- Предложите свои вопросы по сюжету. Ответьте также на следующие: 1)
динамичен, закручен ли сюжет (прост, ослаблен); 2) почему (Бунину не интересны
внешние события, поступки героя); 3) что в центре внимания (наслаждение жизнью).
Рефлексия. Запишите продолжение фразы: «Наслаждение жизнью это ...»
(зачитываются и обсуждаются варианты).
- А в чём наслаждение жизнью видят путешественники? (Чтение и анализ
синтаксиса предложения Пассажиров было много, пароход знаменитая «Атлантида» -
был похож на громадный отель со всеми удобствами... Необычен синтаксис: длиннейшее
(что свойственно Толстому) неопределённо-личное предложение, подчёркивающее
обезличенность, безындивидуальность «хозяев жизни». Интересно обилие глаголов и их
форм при полном жизненном бездействии господ. Ведь смысл путешествия еда и
нагуливание аппетита.) Бунин словно выполняет замысел Толстого, собиравшегося
«написать книгу Жраньё! Валтасаров пир... Люди думают, что заняты разными делами,
они только заняты жраньём».
- Может быть, господин исключение? Как описана его жизнь в Неаполе? (Жизнь
в Неаполе тотчас же потекла по заведённому порядку... тот же синтаксис (длиннейшее
назывное предложение, в котором почти нет места глаголам: жизнь вообще замерла), то
же жраньё.)
- Где ещё, помимо Неаполя, собирался побывать герой? (Маршрут был
выработан ... обширный... Но об этом сказано так, что прежде всего видится состояние
всего пресытившегося буржуазного мира, которое можно определить ключевой
лексической цепочкой: любовь – карнавал – азарт.) Что и чем поразило вас из всех
развлечений? (Эстетизация мотива смерти: стрельба в голубей, которые очень красиво
взвиваются ... над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас же
стукаются белыми комочками о землю (обратить внимание на роль эпитетов, цветописи,
сравнений). Кстати, этот же мотив продолжает развиваться, например, в портрете жениха
наследного принца: крупные усы сквозили у него как у мёртвого и логично завершается
смертью героя.
- Как чувствует себя заглавный (то есть который упоминается в заглавии, но не
обязательно главный) герой во время путешествия? Проанализируйте портретную
характеристику: Сухой, невысокий, неладно скроенный ... он сидел в золотисто
жемчужном сиянии (как божество) ... Нечто монгольское (дикость, первобытность,
бездуховность) было в его желтоватом лице с ... серебряными усами, золотыми
пломбами блестели его крупные (хищность) зубы, старой слоновой костью – крепкая
лысая голова. (Портрет весьма условен и символичен; дано только внешнее, зримое, так
как внутреннего, духовного нет, что подчёркнуто цветописью бело жёлтой: всё
сверкает, блестит, дорого стоит (серебро, слоновая кость), но не имеет никакой
нравственной ценности.) Почему выбраны эти цвета? Вспомните, какова роль жёлтого
цвета у Достоевского, белого – в фольклоре? (Болезнь и смерть.)
- Итак, символичен цвет, портрет господина. А какие ещё символы использованы
в рассказе? (Пароход «Атлантида», ассоциирующийся с затонувшим материком, рождает
ощущение обречённости мира; океан, ходивший за стенами чёрными горами так, что
пароход весь дрожал, одолевая ... эти горы, - точно плугом разваливая на стороны их
зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады;
рыжий капитан корабля, человек чудовищной величины, похожий на огромного языческого
идола; Дьявол, который был громаден, как утёс, и следил со скал за уходившим в ночь
кораблём.)
- Охарактеризуйте общество на пароходе, укажите основной приём изображения.
(Люди поделены по принципу антитезы на две группы, или две палубы: подводная утроба
парохода с матросами, сравниваемая с мрачными и знойными недрами преисподней, где
... исполинские топки пожирали ... по пояс голых людей, багровых от пламени, и верхняя
палуба с господами в баре, где беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили
коньяк, а в танцевальной зале пары то крутились, то изгибались. Говоря о главном
законе жизни общества, следует обратить внимание на социальный мотив, стирающий
грань между символом и реальностью.)
- Какова роль пейзажа? (Он также символичен. Господин настолько всесилен, что
«подавляет» погоду: Был конец ноября ... пришлось плыть то в ледяной мгле, то среди
бури с мокрым снегом... Декабрь выдался не совсем удачный... Но как только господин
умирает, на острове снова водворились мир и покой ... утро было свежее.)
- Чем занят герой в последний день? Он только очень хотел есть, видя
наслаждение в ложке супа, в глотке вина. Какова роль художественной детали запонки
шейной? (Инверсия подчёркивает причину смерти нехватка воздуха, удушение; запонка
крепко кусала дряблую кожицу (метафора в сочетании с прозаическим эпитетом и
уменьшительно ласкательным суффиксом придаёт интонации повествования
трагичность.) Что ещё усиливает ощущение трагедии? (Цветопись: серебряный,
жемчужный, смугло – желтый, чёрный, белоснежный.)
«Это ужасно», последние слова героя. Что же для него ужасно, хотя сам он
этого не понимает? (Первое прикосновение смерти.) Сравните два описания смерти:
голубей и господина. Можно ли говорить об эстетизации смерти героя? А в чём отличие?
(В первом случае речь шла о прекрасном – птицы, цветы, море; теперь же перед читателем
безобразное шея напружинилась, глаза выпучились ... он дико захрипел, челюсть отпала
... голова завалилась на плечо и замоталась ... тело, извиваясь, поползло...) К чему такой
физиологизм? Перед нами символ или живой человек? (Человек, долго умирающий, но
цепляющийся за жизнь.) В каких произведениях описана смерть героя? («Отцы и дети»
Базаров, «Война и мир» князь Андрей.) Сравните и определите авторскую концепцию.
(Особое значение в рассказе приобретает авторский тон. Невозмутимо сообщает Бунин
о реакции на смерть американца обитателей гостиницы, возвратившихся в столовую с
«обиженными лицами», и эта внешняя бесстрастность, ровный ход повествования,
контрастируя с содержанием увиденного, создаёт впечатление «сатирического
отсвета».
2
)
Д). Анализ композиции.
- Почему рассказ не заканчивается со смертью героя? В чём особенность
композиции? (Она кольцевая: господин вновь отъезжает, но не в люксе, а в трюмах, то
есть автор использует повтор в новом, усиленном качестве. Трагизм ситуации в том, что
никто не извлёк урока из случившегося: Тело мёртвого старика (важна лексическая
замена господина, то есть властелина, на тело старика, то есть слабого, беспомощного
человека) ... возвращалось домой, в могилу... Но там, на корабле, в светлых, сияющих
люстрами залах, был, как обычно, людный бал...)
- Несмотря на всевластие бездуховного мира буржуазии, автор противопоставляет
царству зла мир Прекрасного. Кого из героев и почему автор считает положительными?
(Это простые труженики: Лоренцо, горцы. Высокий старик лодочник, беззаботный
гуляка и красавец, пока спит город, уже продал за бесценок двух пойманных им ночью
омаров. Уместно провести параллель с ночным времяпрепровождением господина и
подумать, почему Бунин акцентирует внимание на слове за бесценок. Очевидно, Лоренцо
ловит рыбу не ради наживы, а для удовольствия, которое ему доставляет труд. Два
абруццских горца шли и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная,
простиралась под ними. Жизнь этих людей наполнена смыслом созидания, умением
видеть богатство в красоте и великолепии природы, они поклоняются не золотому
тельцу, а матери божьей, кроткой и милостивой.
Е). Тема и идея рассказа.
- О чём же этот рассказ, какова его тема? (Бездуховность «хозяев жизни» и, как
следствие, неизбежность гибели буржуазной цивилизации.)
- У произведения первоначально был эпиграф: «Горе тебе, Вавилон, город
крепкий». Предположите, почему автор убрал его? (Очевидно, идея гибели не главная.) В
чём же видит смысл жизни Бунин? Какова роль простых итальянцев в рассказе? ( На
примере судьбы господина автор рассказывает о бесцельно прожитой жизни,
респектабельной, но внутренне пустой и ничтожной.) В чём истинное наслаждение?
Сравните своё понимание «наслаждения» (момент рефлексии) с бунинским.
Ё). Новаторство Бунина.
- В чём новаторство писателя, продолжавшего традиции Толстого (проверка
опорной записи)? (В реалистическую ткань повествования писатель включает
символику, условность, мистицизм, которые усиливают звучание темы смерти,
являющейся предостережением для живых.)
3) Связь произведения с другими видами искусства.
- Стилевые решения Бунина в чём-то ассоциируются с тенденциями современной
ему живописи и музыки. Например, картина художника В.Серова «Похищение Европы»
сочетает в себе контраст динамики сюжета и статики Европы, положения фигур, световых
пятен; сближает манеру выражения живописца и писателя (сравните реализм «Девочки с
персиками» и условность «Похищения Европы».)
3
4) Домашнее задание.
- Победой антидуховности истолковывал Бунин «катастрофы» ХХ века. Но
писатель не прекращал поиски Прекрасного. В чём он видел выход на примере лирики?
( В гармонии.) А гармония возможна только при духовности общества. Любовь это то
чувство, которое до предела обнажает духовные начала личности. Об этом мы будем
говорить на следующем уроке, к которому вы прочитаете рассказы «Велга» и «Лёгкое
дыхание» и, опираясь на план анализа и ваши краткие записи, по одному из них напишите
сочинение – анализ рассказа.
Примечания
1
Тема творческой взаимосвязи Л.Н.Толстого и И.А.Бунина исследована в книге
Михайлова О.Н. «Строгий талант» (М., 1976, стр. 156 – 164).
2
Указанное сочинение. – С. 166.
3
Подробный материал для комментария можно взять из книги Смирновой Л.А.
«Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество» (М., 1991, стр. 104 -105).