Конспект урока литературы "Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь»" 11 класс

1
МКОУ СОШ № 1
г. Кисловодска Ставропольского края
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
«Анализ стихотворения
Б.Л.Пастернака “Зимняя ночь”»
11 класс
УМК любой
учитель русского языка и литературы
Голышева Галина Эриевна
2
1. Вступительное слово учителя.
В чём магия поэтического слова? На этот вопрос человек не нашёл ответа: ведь в
нас отзывается не разум, а чувство. Нечто тронет незаметные струны души и она
заиграет.
(Звучит вступление к песне А.Пугачёвой «Свеча горела».)
Сегодня у нас урок исследование, целью которого станет одно из удивительных
стихотворений ХХ века «Зимняя ночь» Б.Л.Пастернака. Задолго до знакомства с
творчеством этого поэта я просила вас поделиться своим пониманием этого
стихотворения. Вот ваши трактовки:
1) автор рассказывает о сокровенном, о том, что приближает его к Богу;
2) несмотря на метель и холодную ночь, человек не отчаивается: его согревает
горящая свеча и незатухающие воспоминания о событиях, произошедших в эту ночь;
3) бури мировых потрясений пытаются сломить его. Это стихотворение о
жизненном выборе человека, который противостоит жизненным неурядицам;
4) стихотворение повествует о времени и поэте, который, как свеча, одинок, но
настолько силён, что остался непобеждённым.
Кто же из вас прав, а у кого иное понимание? Чтобы ответить на этот вопрос,
приглашаю погрузиться в океан высокой поэзии.
В этом вам поможет кейс «Лингвостилистический анализ стихотворения
Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь»».
2. Содержание кейса.
Папка «Стихотворение «Зимняя ночь»»
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
3
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И всё терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Папка «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ».
1. АНГЕЛ – посланец бога, покровительствующий человеку.
2. БАШМАЧОК башмак ботинок или полуботинок (быть под башмаком –
перен. подчиняться во всём).
3. ВЗДЫМАТЬ – поднимать кверху.
4. ВОСК вещество, вырабатываемое пчёлами и служащее им материалом для
постройки сот (перен. восковое лицо – бледно-жёлтое).
5. ЖАР – 1 горячий, сильно нагретый воздух, зной; 2 место, где очень жарко;
3 горячие угли без пламени (разг.);4 повышенная температура тела; 5 разгорячённое,
лихорадочное состояние, а также румянец от него; 6 перен. рвение, пыл, страстность,
горячность.
6. ЛЕПИТЬ – 1 делать изображение, сооружать из пластичного, мягкого мате-
риала; 2 то же, что приклеивать (разг.).
7. ОЗАРЁННЫЙ – 1 ярко освещённый (высок.).
8. ПРЕДЕЛ 1 пространственная или временная граница чего-нибудь; 2 страна,
местность; 3 перен. Последняя крайняя грань, степень чего-нибудь.
9. СКРЕЩЕНИЕ 1 положенный крест накрест; 2 соединение для получения
потомства; 3 место, в котором что-нибудь пересекается.
10. СОБЛАЗН нечто прельщающее, влекущее искушение (искушение желание
запретного).
4
11. ТЕНЬ 1 пространство, на которое непосредственно не падают световые лучи,
а также тёмное отражение на чём-нибудь от предмета; 2 перен. неотчётливое очертание
человеческой фигуры, силуэт; 3 перен. отражение какого-то внутреннего состояния в
движениях лица; 4 перен. признак, как бы остаток чего-то (книжн.); 5 перен. малейший
признак, доля чего-нибудь; 6 перен. подозрение в чём-нибудь.
12. ТЕРЯТЬСЯ 1 пропадать, исчезать; 2 утрачиваться, становиться слабее;
3 переставать замечаться; 4 перен. лишаться самообладания.
Папка «Образы – символы».
Метель. 1) Ночью Юру разбудил стук в окно. Тёмная келья была
сверхъестественно озарена белым порхающим светом. Юра в одной рубашке подбежал к
окну и прижался лицом к холодному стеклу.
За окном не было ни дороги, ни кладбища, ни огорода. На дворе бушевала вьюга,
воздух дымился снегом. Можно было подумать, будто буря заметила Юру и, сознавая, как
она страшна, наслаждается производимым на него впечатлением. Она свистела и завывала
и всеми способами старалась привлечь Юрино внимание. С неба оборот за оборотом
бесконечными мотками падала на землю белая ткань, обвивая её погребальными
пеленами. Вьюга была одна на свете, ничто с ней не соперничало.
Первым движением Юры, когда он слез с подоконника, было желание одеться и
бежать на улицу, чтобы что-то предпринять. То его пугало, что монастырскую капусту
занесёт и её не откопают, то что в поле заметёт маму, и она бессильна будет оказать
сопротивление тому, что уйдёт ещё глубже и дальше от него в землю.
Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго», 1 книга, часть 1, № 2.
2) Давно уже начало мести с севера, и метёт, и метёт, и не перестаёт, и чем дальше,
тем хуже... На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит
встревоженная утроба земли.
М.А.Булгаков «Белая гвардия».
3) Чёрный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
5
На всём божьем свете!
А. Блок «Двенадцать»
Свеча. 1) Лара любила разговаривать в полумраке при зажжённых свечах. Паша ...
сменил огарок в подсвечнике на новую целую свечу, поставил на подоконник и зажёг её.
Пламя захлебнулось стеарином, постреляло во все стороны трескучими звёздочками и
заострилось стрелкой. Комната наполнилась мягким светом. Во льду оконного стекла на
уровне свечи стал протаивать чёрный глазок.
1 книга, часть 3, № 9.
2) Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на чёрную
протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину
просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно
пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало.
«Свеча горела на столе. Свеча горела...» - шептал Юра про себя начало чего-то
смутного неоформившегося, в надежде, что продолжение придёт само собой. Без
принуждения. Оно не приходило.
1 книга, часть 3, № 12.
3) И она стала напрягать память, чтобы восстановить тот рождественский разговор
с Пашенькой, но ничего не могла припомнить, кроме свечи, горевшей на подоконнике, и
протаявшего около неё кружка в ледяной коре стекла.
Могла ли она думать, что лежавший тут на столе умерший видел этот глазок
проездом с улицы, и обратил на свечу внимание? Что с этого, увиденного снаружи
пламени, - «Свеча горела на столе, свеча горела» - пошло в его жизни его предназначение?
2 книга, часть 15, № 14.
Ночь. 1) Мне далёкое время мерещится,
Дом на стороне Петербургской.
Дочь степной небогатой помещицы,
Ты – на курсах, ты родом из Курска...
...Фонари, точно бабочки газовые,
Утро тронуло первою дрожью.
То, что тихо тебе я рассказываю,
Так на спящие дали похоже.
Мы охвачены той же самою
Оробелою верностью тайне,
Как раскинувшийся панорамою
Петербург за Невою бескрайней.
6
Там вдали по дремучим урочищам,
Этой ночью весеннею белой,
Соловьи славословьем грохочущим
Оглашают лесные пределы.
Ошалелое щелканье катится,
Голос маленькой птички ледащей
Пробуждает восторг и сумятицу
В глубине очарованной чащи...
Б.Л.Пастернак. Стихотворения Юрия Живаго: «Белая ночь».
2) Всё бытовое опрокинуто и разрушено. Осталась одна небытовая,
неприложенная сила голой, до нитки обобранной душевности, для которой ничего не
изменилось, потому что она всё время зябла. Дрожала и тянулась к ближайшей рядом,
такой же обнажённой и одинокой. Мы с тобой как два первых человека Адам и Ева,
которым нечем было прикрыться в начале мира, и мы теперь также раздеты и бездомны в
конце его. И мы с тобой последнее воспоминание обо всём том неисчислимо великом, что
натворено на свете за многие тысячи лет между ними и нами, и в память этих
исчезнувших чудес мы дышим и любим, и плачем, и держимся друг за друга и друг к
другу льнём.
Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго», 2 книга, часть 13, № 13.
Папка «Стихотворения и роман».
1). Юра хорошо думал и очень хорошо писал. Он ещё с гимназических лет мечтал о
прозе, о книге жизнеописаний, куда бы он в виде скрытых взрывчатых гнёзд мог
вставлять самое ошеломляющее из того, что он успел увидать и передумать. Но для такой
книги он был ещё слишком молод, и вот он отделывался вместо неё писанием стихов, как
писал бы живописец всю жизнь этюды к большой задуманной картине.
Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго», 1 книга, часть 3, № 2.
2). Книгу называют романом, но вслед за критиком Лакатосом хочется сказать, что
это «гигантское стихотворение». Жизненные пути героев, картины природы,
исторические события связывает тонкая нить лирического чувства. Она проходит через
весь роман, придаёт ему цельность, и своеобразным центром произведения становится
поэтический сборник Ю. Живаго.
3). Живаговский цикл включает в себя стихотворения, написанные в период с 1946
по 1953 год, чрезвычайно разнообразные по жанру и лирической тематике...
Стихотворный цикл это художественный приём, позволяющий раскрыть образ главного
7
героя, врача и поэта дилетанта Юрия Андреевича Живаго, во всей его полноте и
многогранности, показать его внутренний мир, проследить основные вехи его духовной и
творческой эволюции.
Власов А.С. «Стихотворения Юрия Живаго», ЛВШ, 2001, № 8.
4). После двух крупных частей, разбитых на главы, каждая из которых имеет своё
название, следует эпилог, а затем и особая 17 глава стихи. Представим себе, что
Б.Пастернак писал бы достаточно обычный, традиционный роман о поэте. Как бы он
распорядился его стихами? Наверное, поместил бы внутрь повествования, цитировал в тот
момент, когда описывал, как они возникли, придумывал ситуации, где они могли бы
прозвучать... Как расположил материал Б. Пастернак? Предположенной нами ситуации в
романе нет (за исключением, может быть, строки: «Свеча горела на столе, свеча
горела...»); многие стихи расположены совсем не в той последовательности, как можно
было предположить, читая прозаическую часть; многим стихам отыскать прямых
соответствий в прозе нельзя. Тогда в чём же дело? Автор показал процесс творчества,
стихи и прозаическая часть романа связаны по законам творчества.
«Серебряный век русской поэзии», часть 2.
Папка «О поэтическом мире Б. Л. Пастернака».
1). В ХХ столетии трудно назвать второго такого поэта, художественный мир
которого был бы настолько внутренне гармоничен, что смог противостоять бесконечно
сильному дисгармоническому началу «безумного века».
У Пастернака семантический (смысловой) принцип наложения «живого» на
«неживое» не сводится к каким либо локальным (конкретным) проявлениям
олицетворения, а является определяющим признаком его художественной системы.
Можно даже сказать, что в мире Пастернака «всеобщая одушевлённость» становится
обязательным и постоянным признаком для всех явлений, благодаря чему стирается
граница между внутренним и внешним мироощущением.
Н.А.Фатеева. «Весной я болен...» - РЯШ, 2004, № 6.
2). Специфика образов у Пастернака заключается в том, что они сочетаются по
принципу смежности ... как цепь сравнений. При этом ассоциации зрительные сочетаются
с ассоциациями культурными и социальными, в действие одновременно включается
несколько оттенков слова.
3). В позднем творчестве Пастернак приходит к классическому стилю:
произведения строятся на прямой и прозаичной речи, при общей насыщенности
8
лирических сюжетов проясняются отдельные подробности, возникает неведомое прежде
сочетание эмоций и описаний, невыразимого и афористичного.
4). В стихотворениях 30 50 годов усложнена семантика (значение слова), более
насыщенным становится литературный, философский, религиозный, исторический
фон.
5). Своеобразие стихотворений Живаго состоит в том, что сочетание
житейского и библейского осуществляется ... текстуально путём соединения обоих
планов в пределах художественного целого.
С.Л.Страшнов. «Русская поэзия ХХ века».
6). «Поздний» Пастернак это Пастернак, нашедший новые средства создания
экспрессии. Образность создаётся за счёт использования общеязыковых единиц:
а) строфика стихов очень разнообразна... за счёт комбинаций длинных и
укороченных стихов;
б) синтаксису свойственны конструкции перечисления однородных членов
предложения; сходный эффект наращивания экспрессии, семантической (смысловой)
многоплановости наблюдается при появлении анафоры, которая является одной из
ведущих стилистических фигур поздней лирики Пастернака; синтаксическая конструкция
может быть осложнена развёрнутым сравнением или метафорой;
в) авторское «Я» - наиболее активная часть единого целого: мир и поэт. Поэтому
часто внутренние переживания даны через внешнюю картину мира, а пейзажно –
предметный мир через субъективное восприятие. Отсюда и столь характерное для
творчества Пастернака олицетворение, пронизывающее большинство метафор и
сравнений. При этом поражает не обилие метафор, а их необычайная гармоничность
со смыслом.
Г.Н. Гиржева «Некоторые особенности поздней лирики Бориса Пастернака» //
РЯШ, 1990, № 1.
Папка «1 группа. Название, композиция, человек и мир».
Поэзия Пастернака призывает вслушаться,
всмотреться, вчувствоваться в мир...
Г.И.Давиденко
I пара. Прочитайте папку «Стихотворения и роман», подготовьте сообщение о
значении поэтического цикла в системе романа.
II пара. Подумайте над названием «Зимняя ночь»:
1). Какие ассоциации вызывает у вас этот образ, соответствуют ли они тому, что
изображено в стихотворении?
9
2). Почему ключевым образом стихотворения становится ночь, что она может
символизировать?
3). Познакомьтесь с комментарием 1 к символу «ночь» в папке «Образы
символы»: а) что общего между весенней белой ночью и зимней, в чём различие; б)
соотнесите определения, осмыслив комментарий 2: начало мира это ... ночь, конец
мира – это ... ночь.
4). Объясните, какой смысл вкладывает поэт в эпитет зимняя. Подберите к
этому слову синонимы.
5). Сформулируйте свои размышления по поводу названия. (Если у вас
возникли затруднения, можете опираться на опорную запись: «Название стихотворения
«Зимняя ночь» имеет не прямой, а переносный смысл. В поэтике Пастернака ночь
обозначает ... Эпитет зимняя указывает на ... Таким образом, автор имеет в виду не время
года и суток, не пейзаж, а ...» .)
III пара. Композиция, то есть построение художественного произведения, является
одним из способов раскрытия авторской идеи. Попробуйте приоткрыть завесу тайны над
авторским замыслом, для чего поразмышляйте:
1). Какой тип речи использует автор (происходят ли сменяющие друг друга
события; сколько бы иллюстраций вы сделали к стихотворению, чтобы изобразить
сюжет)?
2). Как организовано пространство:
а) проанализируйте 1-е предложение (какова роль повторов, местоимений;
уточните лексическое значение слов по папке «Толковый словарь»; почему автор
использует безличную форму глагола);
б) на сколько макромиров разделено пространство, в каких они отношениях;
сколько героев в стихотворении, только ли это люди?
3). Как организовано время (сравните первую и последнюю строфы: в чём разница,
какие чувства испытываешь при чтении этих строф)?
4). Сколько частей в этом стихотворении, чему посвящена каждая часть?
5). Охарактеризуйте композицию стихотворения. (При возникновении
затруднений опирайтесь на схему: «В основе стихотворения «Зимняя ночь» лежит тип
речи ..., который ... С точки зрения организации пространства, можно выделить ...1 часть
посвящена ... т.д.). С точки зрения организации времени, автор использует ...
композицию. Сравнивая начало и конец, понимаешь, что ... Следовательно,
композиционно стихотворение делится на ... Таким расположением частей автор хотел
сказать, что ...»)
10
IV пара. Всё описанное в стихотворении передано через ощущения и восприятие
лирического героя. Каков мир вне человека?
1). Проанализируйте первые 3 строфы:
а) какой смысл вкладывает поэт в образ метели (обратитесь за консультацией к
папке «Образы – символы»),
б) определите, насколько гармоничны (дисгармоничны) отношения человека и
мира (уделите, опираясь на свои ассоциации, особое внимание значению слов слетались
(как кто?), оконная рама то напоминает в ней перекладина?), пламя (сравните с
фразеологизмами «пламя сердец, огонь души»), рой, мошкара (какую лексическую
окраску имеют эти слова, кто летает роем?), кружки и стрелы (что напоминают?), почему
оконную раму сменяет стекло). Чтобы приблизиться к авторскому пониманию мира,
познакомьтесь с папкой « О поэтическом мире Б.Л. Пастернака» (цитаты № 1, 2, 6 в)).
2). Объясните, каким изображён внешний мир и каково его отношение к
лирическому герою.
V пара. Противостоять внешнему миру лирическому герою помогает горящая
свеча. Герой и свеча – единое целое.
1). Ответьте, какова роль горящей свечи? (Прочитайте о символе свеча в папке
«Образы – символы».)
2). Выберите из ряда ассоциаций со свечой те, которые близки вам, дополните их:
тепло, свет, колдовство, одиночество, душа, ночь, тоска, надежда, грусть, страх,
размышления, загадочность, покой, тишина.
3). Расскажите, каким вы представляете лирического героя? (Каковы его
жизненные ценности, качества характера?)
Ожидаемый результат работы 1 группы:
1. Сообщить о роли стихотворного цикла в системе романа (1 пара).
2. Объяснить смысл названия стихотворения «Зимняя ночь» (2 пара).
3. Охарактеризовать композиционное строение стихотворения (3 пара).
4. Дать характеристику внешнего мира (4 пара).
5. Рассказать о лирическом герое, дать трактовку образа горящей свечи (5 пара).
Результат работы:
………………………………………………………………………..
Папка «2 группа. Художественно – изобразительные средства».
Читать (особенно стихи) надо не спеша,
пристально и уважительно, чтобы видеть и
слышать «в тесном тереме стихотворений»
11
именно то, о чём хотел сказать вам поэт ...
Н.М.Шанский
I. В поздний период творчества Б.Л.Пастернак, по мнению критиков, пришёл к
«классической простоте» выражения чувств и мыслей. Но это не значит опрощение стиля,
скорее, это высшая степень мастерства. Попробуйте понаблюдать за «работой»
поэтических тропов. Чтобы вам было легче, осмыслите цитату 3 из папки «О
поэтическом мире Б.Л.Пастернака».
1). Найдите гиперболу в 1 части и объясните её роль.
2). В какой из трёх частей стихотворения используются эпитеты? Кому посвящена
эта часть? По какому принципу подобраны эпитеты, относящиеся к человеку и миру за
окном (приведите пример)?
3). Найдите прямые сравнения: что между ними общего и чем они различаются?
4). Подумайте, отчего плачет свеча. Как называется троп, в котором об этом
говорится (укажите его)? Обратитесь за помощью к папке «О поэтическом мире
Б.Л.Пастернака», цитата № 6 в).
5). Расскажите о роли тропов в данном стихотворении.
II. «Поздний» Пастернак это поэт, нашедший новые средства создания
экспрессии. Анализируя стилистические фигуры, познакомьтесь с цитатой № 6 б) из
папки «О поэтическом мире Б.Л.Пастернака».
1). Сравните роль повторов в 1 и 4 строфах: для характеристики чего они
используются, по какому принципу сочетаются? Случайно ли тройное повторение слова в
4 строфе (что это напоминает)?
2). Какова роль анафоры «И... И... И... И...»? Как она влияет на ритм
стихотворения?
3). Какой приём лежит в основе сюжета стихотворения? Докажите.
4). Почему в стихотворении нет восклицательных знаков? Проведите
лингвистический эксперимент: замените точку в первой и последней строфах на
восклицательный знак – стало лучше или хуже, почему?
5). Охарактеризуйте роль стилистических фигур в стихотворении.
Ожидаемый результат работы 2 группы:
1. Охарактеризовать роль тропов в раскрытии идеи стихотворения (6 пара).
2. Рассказать, как стилистические фигуры помогают выразить смысл
стихотворения (7 пара).
Результат работы:
……………………………………………………………………………….
12
Папка «3 группа.
Лексика, лирические герои, стихосложение».
Пастернак движется от частных эффектов к полноте и
гармоничности целого, от связей случайных к необычному,
но единому изгибу мыслей, «от заметного стиля к незаметному».
С. Л. Страшнов
I. Поэтичность, выразительность стихотворения создаются не столько обилием
языковых средств, сколько неожиданным соединением самых простых, хорошо известных
слов. Во многом внешняя простота достигается эмоционально семантической
(смысловой) насыщенностью стиха. Чтобы убедиться в этом, осмыслите цитаты 2, 4, 5
из папки «О поэтическом мире Б.Л.Пастернака».
Проведите лексический анализ стихотворения:
1). Докажите, что мир в «Зимней ночи» расколот на две половины вне комнаты и
внутри дома. Для этого составьте лексические цепочки, подобрав синонимы из
стихотворения к ключевым словам: метель ..., свеча ...
2). Найдите антонимические пары. Какая группа антонимов имеет книжную
окраску, почему?
3). Найдите во 2 части, посвященной влюблённым, слова высокие, поэтические и
простые, прозаические. Для чего поэт использует контрастные по стилистической окраске
слова?
4). Какой образ создаётся словами оконная рама, скрещенья, крестообразно?
Каково назначение этого образа?
5). Охарактеризуйте лексические средства выразительности.
II. Гармоничность мировосприятия Пастернака выражается в том, что мир
одновременно жесток и прекрасен, что в нём на равных уживаются добро и зло, метель и
свеча.
Каков же мир любви? Чтобы глубже проникнуть в смысл образа, уточните
значения слов по папке «Толковый словарь».
1). Сравните мир внешний, где властвует метель, и мир горящей свечи, где всё
освещено светом любви: где больше динамизма, почему, как он передаётся?
2). Какова роль рефрена (повторяющейся строки)?
3). Почему потолок не освещённый, а озарённый? Разве может от одной свечи
озариться потолок? Кто на самом деле рождает озарение?
4). Почему вместо людей мы видим тени? Почему эти тени витают под потолком?
13
5). Какие детали происходящего подчёркивают, что перед нами всё же люди,
реальные, трепетные, счастливые?
6). Плачущая свеча тчего она плачет?), башмачки всё это детали реальности
или ...(назовите, откуда взяты эти образы)?
7). Расскажите, как изображены поэтом влюблённые?
III. Основу философии писателя гуманиста составляет вера в бесценность и
красоту человеческой личности, в силу любви.
Проследите, как поэт показывает торжество любви. Прочитайте цитату № 2 о
символе ночь в папке «Образы – символы».
1). После встречи влюблённых для них «всё теряется в снежной мгле». Что «всё»?
Почему?
2). Сдались ли, отступили враждебные силы, поняв, что свечу невозможно
потушить? Проанализируйте предпоследнюю строфу: раньше свеча защищала
влюблённых, а теперь кто встал на её защиту?
3). Какие значения имеет омоним дуло? Случайно ли поэт использует этот омоним
(слово, пишущееся и произносящееся одинаково, но имеющее совершенно разные
значения)?
4). Проведите лингвистический эксперимент: уберите из стихотворения
предпоследнюю строфу: что исчезло, как изменилось восприятие стихотворения,
тональность?
5). Сравните первую и последнюю строфы: в чём принципиальная разница? Какая
из них звучит оптимистично, за счёт чего?
6). Определите идейный смысл стихотворения (можете опираться на схему:
«Это стихотворение о... Автор противопоставляет ... Мы понимаем, что ... Следовательно,
поэт считал, что...»).
IV. Важнейшим элементом художественной формы произведения является стих,
его особенности: ритм, интонация, рифма, размер. Все они взаимодействуют, помогая
понять смысл. Прочитайте цитату № 6 а) из папки «О поэтическом мире Пастернака».
1). Охарактеризуйте звукопись на примере строк: а) На свечку дуло из угла (какие
сочетания звуков повторяются, какой эффект создаётся при этом?), б) Вздымал, как ангел,
два крыла (определите вид согласных по глухости звонкости, какие буквы повторяются
чаще других, как это влияет на наше восприятие?).
2). Определите стихотворный размер. Для чего поэт сочетает длинный и короткий
стих, какой эффект рождается от этого сочетания?
3). Укажите тип рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая).
14
4). Охарактеризуйте стихосложение. Возможен такой вариант ответа:
«Стихотворение написано ... (указать размер). Сочетание длинных и коротких стихов
создаёт эффект ... Автор использует ... рифму, которая традиционна для русской поэзии и
служит для создания конкретных картин. Особую роль в выражении чувств поэта играет
звукопись, например: ... ».
Ожидаемый результат работы 3 группы:
1.Объяснить, как через лексику выражена идея стихотворения (8 пара).
2. Какими вы представляете лирических героев(9 пара).
3. Определить идею стихотворения (10 пара).
4. Охарактеризовать стихосложение (11 пара).
Результат работы:
……………………………………………………………………………..
3. Знакомство с кейсом и инструкция работы с ним.
Кейс состоит из папок «О поэтическом мире Пастернака», «Толковый словарь»,
«Образы символы», «Стихотворения и роман», представляющих дополнительный
литературоведческий материал, к которому вы можете обращаться за помощью в процессе
исследования. Папка «Зимняя ночь» содержит текст стихотворения.
Вопросы для анализа распределены по 3 группам. Каждый ряд (группа) работает со
своей папкой. Задания выполняются в работе парами (5 пар в 1 группе, 2 пары во 2, 4
пары – в 3 группе).
- Прочитайте название папки. Что будет анализировать ваша группа? Чему учат
подобные задания? Ответ вам подскажет эпиграф (1 группа: анализируя название,
композицию и изображение человека и мира в стихотворении, мы учимся познавать
реальный мир, эмоционально обогащаемся; 2 группа: анализ художественно
изобразительных средств учит понимать мысли и чувства поэта; 3 группа: истинная
поэзия учит нас говорить о сложных вещах просто).
- Ознакомьтесь с ожидаемым результатом в конце папки и сформулируйте цель
вашей работы (каждая пара зачитывает своё задание). Приступайте к исследованию.
Творческих вам успехов!
4. Проверка результатов работы 1 группы «Название, композиция, человек и мир».
1 пара: Юрий Живаго мечтал написать книгу о жизни, а стихи должны были
отразить самые яркие, значительные моменты. Для героя этими моментами становятся не
15
исторические события, а чувства и переживания человека. Поэтому стихотворения
позволяют полнее раскрыть образ главного героя и показать процесс творчества.
2 пара: Название стихотворения «Зимняя ночь» имеет не прямой, а переносный
смысл. В поэтике Пастернака ночь обозначает состояние любви. Эпитет зимняя указывает
на опасность, грозящую любви, тревогу. Таким образом, автор имеет в виду не время года
и суток, не пейзаж, а состояние человека, который понимает, что любовь единственная
ценность в мире, где властвует метель, вьюга. Герой готов ценой жизни противостоять
всему, что отнимает у него любовь.
3 пара: В основе стихотворения «Зимняя ночь» лежит тип речи описание, который
передаёт состояние окружающего мира и состояние любящих друг друга людей. С точки
зрения организации пространства, можно выделить 3 части. 1 часть посвящена миру
внешнему, состояние которого можно определить как мрак, ночь, хаос. Исторические
события так закрутили миром, что человеку, его чувствам, которые во все времена
составляли нравственный стержень бытия, нет места. Разрушение духовности не имеет
границ. Ощущение отчаяния, духовной опустошённости создаётся повтором (мело, мело),
определительным местоимением (по всей, во все), семантикой слов (пределы). 2 часть
переносит нас в мир двух любящих людей. Здесь царит гармония, счастье, духовность.
Недаром в этот мир спускается с небес ангел. 3 часть вновь возвращает нас в мир метелей
и вьюг. С точки зрения организации времени, автор использует кольцевую композицию
(1 и последняя строфы повторяются), но, сравнивая начало и конец, понимаешь, что
изменилась интонация повествования, ощущения лирического героя: от отчаяния к вере,
от бессилия к силе духа. Следовательно, композиционно стихотворение делится на 3
части. Таким расположением частей автор хотел сказать, что самое важное в жизни
человека не исторические коллизии, а любовь, которая, будучи искренней, чистой,
возвышающей, духовной, способна не только противостоять миру бездуховности, но и
побеждает в «поединке роковом».
4 пара: В поэтике Пастернака «внутренние переживания даны через внешнюю
картину мира», что объясняет метафоричность изображения мира вне человека, всеобщую
одушевлённость. В традиции символистической поэзии начала ХХ века метель
олицетворяет стихийную силу исторических событий (революции), перевернувших бытие
человека, разрушивших нравственные основы личности. Поэтому внешний мир
враждебен человеку, что передаётся свойственным Пастернаку «одновременным
включением нескольких значений слова»: хлопья сравниваются с роем (рой пчёл, ос
враждебен и опасен для человека), но это рой мошкары (чего мелкого, презираемого); он
слетается к оконной раме, имеющей форму креста и защищающей человека от
16
агрессивности мира; хлопья слетаются на пламя горящей души, пылающего сердца и
оказываются бессильны перед жаром любви; атаки не прекращаются: словно мишени, на
стекле, такой хрупкой защите, метель лепит кружки и стрелы, но вопреки всем усилиям
враждебного человеку мира свеча горит: ничто не в силах победить жизнь – любовь.
5 пара: В романе горящая в ночи на окне свеча соединяет незримо судьбы Лары и
Юрия. Это символ будущего незатухающего чувства. В стихотворении свеча становится
символом любящей души, надежды и веры в то, что любовь преодолеет хаос,
бездуховность. Лирический герой поражает своей силой чувства: он бросает вызов миру,
истории, хотя он не бог и не титан, а простой смертный человек.
5. Проверка результатов работы 2 группы «Художественно изобразительные
средства».
6 пара: Гиперболой начинается стихотворение. Её роль создать ощущение
непобедимости враждебного герою мира. Но в части, повествующей о герое, на первый
план выступают эпитеты, сочетающиеся по принципу антитезы: озарённый снежный,
седой, белый. Озарённый – красный, цвет крови, жизни, любви. Белый – цвет савана,
смерти, бездуховности. Описывая мир и человека, автор использует прямые сравнения:
как летом роем мошкара летит вздымал, как ангел два крыла, крестообразно. Эти
сравнения передают ощущения поэта и отношение его к миру и человеку, но сколь они
различны! Первое непоэтично, прозаично, используется разговорная лексика (мошкара),
второе возвышенно, поэтично, включена книжная лексика. А самым поэтичным образом
является плачущая свеча. Кого или что она оплакивает? Любовь? Будущее? Или это слёзы
счастья? Несмотря на внешнюю трагичность образа, эта метафора звучит
жизнеутверждающе. Таким образом, тропы передают мироощущение героя и создают
особую интонацию, глубину чувств.
7 пара: Повторы в стихотворении так же, как и эпитеты, сочетаются по принципу
антитезы: мело – скрещенье (разбросало – соединило), причём тройной повтор в 4-й
строфе имеет фольклорное начало и напоминает заклинание, молитву. Вторая часть
скреплена анафорой, являющейся, по мнению критиков, одной из ведущих
стилистических фигур поздней лирики Пастернака и придающей стихотворению особый
плавный, мелодичный ритм. Можно утверждать, что в основе сюжета стихотворения
лежит приём антитезы, противопоставляющей внешнее и внутреннее, события и чувства,
мир и человека, жизнь и смерть, бездуховность и любовь. Почему же автор, показывая
борьбу двух начал, не использует восклицательный знак, особенно в первой и последней
строфах? Восклицание создаёт временность эмоции, а у Пастернака отношение и оценка
происходящего неизменны: точка придаёт основательность, уверенность в том, что свеча
17
не погаснет ни при каких обстоятельствах, так как вечна на земле любовь.
Стилистические фигуры поэт использует для создания образности, особого
эмоционального настроя.
6. Проверка результатов 3 группы «Лексика, лирические герои, стихосложение».
8 пара: На раскрытие идеи работают и лексические средства выразительности.
Ключевыми являются два антонимических образа: свеча и метель, усиленных
лексическими цепочками: свеча пламя, жар; метель снежная мгла, хлопья, февраль.
Причём в этой антонимической паре слова, связанные со свечой, имеют книжную
окраску, то есть придают особую, восторженную оценку. Но, что интересно, во 2 части,
посвящённой героям, мы вновь видим сочетание высокой и прозаической лексики:
озарённый, скрещенья, жар соблазна, вздымал, ангел, крестообразно руки, ноги,
башмачки, стук, пол, потолок, платье. Такое сочетание одновременно создаёт два плана
восприятия происходящего: это нечто идеальное и реалистичное. Эти любящие люди
очень беззащитны перед слепой стихией истории, но их постоянно оберегают высшие
силы: рама, тройное скрещение и крестообразные крылья, этот образ креста явно имеет
библейский оттенок, что свойственно лирике Пастернака, соединяющей библейское и
житейское.
9 пара: Мир внешний динамичен за счёт обилия глаголов, но это динамика суеты,
быта, бездуховности. Мир влюблённых статичен, но это подчёркивает его гармоничность,
одухотворённость. Рефрен, в основном расположенный в 1 части, только усиливает веру в
победу любви над мелочностью внешнего мира. Почему потолок не «освещённый», а
озарённый, и может ли свет одинокой свечи озарить пространство? Видимо, горит не
только свеча, но пылают в страсти переполненные чувством счастья, гармонии души
любящих. Перед нами и тени, парящие в вышине, и люди, трепетные, живые, счастливые.
Любовь подобна сказке, где может плакать свеча, возлюбленная носит не туфли, а
башмачки. Таким образом, мир любящих это мир сказки, полёта, мечты и реального
счастья бытия.
10 пара: Несмотря на неравную борьбу мира и человека, понимаешь, что человек,
его чувства сильнее. Как рождается эта уверенность? Вокруг бушует стихия, сметающая
всё на своём пути, но «всё теряется в снежной мгле». Что всё? То, что угрожает и
враждебно человеку. Почему? Потому что свеча продолжает гореть. Но враждебные силы
не отступают: «на свечку дуло из угла».
Раньше свеча защищала людей, а теперь жар соблазна оберегает огонь свечи. И,
когда у человека нет сил противостоять, появляется, как в сказке, ангел. Свеча из символа
надежды превращается в символ горящей, любящей души. Интересна роль омонима дуло,
18
который воспринимается не только как глагол, но и как существительное (дуло пистолета
дуэль). Именно предпоследняя строфа исполнена особого трагизма, так как придаёт
частной истории двух влюблённых общечеловеческое звучание. И всё-таки любовь
торжествует, потому что метель не вечна: вот уже февраль, а за ним неизменно наступит
весна. Исчез гиперболизм первой строфы, надежда и вера укрепились. Это стихотворение
о силе волшебного человеческого чувства любви. Автор противопоставляет бездушие
исторических перемен, уничтожающих в том числе и вечные ценности, и величие
человеческого духа, окрылённого силой непобедимой любви. Поэт считал, что во все
времена и при любом строе должна торжествовать любовь!
11 пара: Стихотворение написано ямбом. Сочетание длинных и коротких стихов
создаёт эффект смены настроения, ощущений. Автор использует перекрёстную рифму,
традиционную для русской поэзии и служащую для создания конкретных картин. Особую
роль в выражении чувств поэта играет звукопись, например: на свечкУ дУЛо из УГЛа
протяжный звук, напоминающий завывание ветра; ГЛ звонкие, резкие звуки);
ВЗДыМАЛ кАк АНГеЛ ДВА кРыЛА открытый, ясный звук; согласные звонкие,
сонорные). В передаче чувств играют роль ассонанс и аллитерация.
7. Подведение итогов работы.
По завершении исследования каждая пара озвучивает результат, который
дополняется другими учащимися, и в сжатой форме результат работы отправляется с
ученического компьютера на компьютер учителя для оформления общего итога работы.
- Пока ваши напарники печатают результат работы, вы слушаете песню
А.Пугачёвой «Свеча горела» и сравнивает её со стихотворным текстом: в чём различие
(нет предпоследней строфы о её роли говорила 10 пара), как средствами музыки
передана идея стихотворения (различные темп и высота музыки)?
Идёт сбор информации на учительский компьютер, а в это время следует
беседа:
- Ещё раз хочу напомнить вам ваши трактовки стихотворения (смотри пункт 1).
Сравните с нашим выводом.
- Пастернак признавался, что в основе стихотворения «новое состояние души».
Это состояние любовь. Причём новая любовь как чувство интимное усилено любовью
как широким проявлением человечности:
Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье.
19
- Ваши впечатления об уроке – исследовании: замечания, советы, пожелания?
Литература
1. Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго». М., Книжная палата, 1989.
2. М.А.Булгаков «Белая гвардия». М., Художественная литература, 1989.
3. А. Блок Стихотворения и поэмы. – М., Художественная литература, 1984.
4. Власов А.С. «Стихотворения Юрия Живаго» // ЛВШ, 2001, № 8.
5. Конспекты уроков литературы: 11 класс: «Серебряный век русской поэзии»: В 2
частях / Под редакцией Л.Г. Максидоновой. Часть 2. М., Владос, 2000.
6. Н.А.Фатеева. «Весной я болен...» // РЯШ, 2004, № 6.
7. С.Л.Страшнов. «Русская поэзия ХХ века». М., 1999.
8. Г.Н. Гиржева «Некоторые особенности поздней лирики Бориса Пастернака» //
РЯШ, 1990, № 1.