Презентация "Фольклор. Анализ и исполнение фольклорных произведений в начальной школе"
Подписи к слайдам:
.
«Фольклор является почвой, на которой возникает и развивается письменная культура…»
М. Горький
Фольклор. Анализ и исполнение фольклорных произведений в начальной школе.
.
Фольклор – неписаная литература, устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа.
Определение В.П. Аникина: "фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни".
.
Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 г ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.
В русской науке закрепились термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность.
.
Согласно т.зр. М.Н. Мельникова, «детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров».
Признаки детского фольклора:
• простота конструкций,
• динамично развивающийся сюжет,
• запоминающиеся образы,
• несложные синтаксические конструкции,
• четкий внутренний ритм,
• звукоподражания, аллитерации, ассонансы.
Жанры Правильно соединив части слов, вы прочитаете названия видов устного народного творчества:
ЗА СКА ПО ПОГО СКОРО Ч А ЛЕ |
ГОВОРКИ ЗКИ словицы ВОРКИ ГАДКИ ГЕНДЫ СТУШКИ |
ЗАГАДКИ СКАЗКИ ПОСЛОВИЦЫ ПОГОВОРКИ СКОРОГОВОРКИ Ч АСТУШКИ ЛЕГЕНДЫ ЗАГАДКИ СКАЗКИ ПОСЛОВИЦЫ ПОГОВОРКИ СКОРОГОВОРКИ Ч АСТУШКИ ЛЕГЕНДЫ
.
.
Произведения, связанные с игровыми действиями |
Частушки – короткие рифмованные песни-куплеты, которые создаются для публичного выступления. |
Загадки –метафорическое выражение, где 1 предмет изображается посредством другого, имеющего с сходство; на основании изложенного нужно отгадать задуманный предмет. |
Баллады -лиро-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основа-необычный случай, история, отражающая взаимоотношения человека и общества, людей между собой, важнейшие черты человека. |
Легенда -разновидность несказочного прозаического фольклора. Письменное предание об исторических событиях или личностях. |
Пословица-это целое предложение со смыслом, а поговорка — лишь красивая фраза или словосочетание. |
.
Произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий |
Колыбельные песни в народе зовут байками. Название -от глагола баять, — «говорить». Старинное значение — «шептать, заговаривать». Название неслучайно: самые древние имеют прямое отношение к заговорной поэзии. В песнях присутствуют ритмика и звуковое «оформление» , соответствующее покачиванию колыбели. |
Игровые песни- один из популярных видов крестьянской песни; основная особенность — включенность в традиционные игры и перекличка их содержания с ходом и моментами игр. |
Лирические песни-народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. |
Исторические песни-характерные для русского фольклора песни, повествующие о реальном или вымышленном историческом лице или событии. |
.
Уровни восприятия фольклорного произведения младшими школьниками:
1.Фрагментарный уровень. На данном уровне у детей отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Они не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения. Произведения различных жанров воспринимаются ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.
.
2. Констатирующий уровень. Читатели отличаются точной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им трудно. Воображение у развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.
.
3. Уровень «героя». Читатели отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать динамику эмоций, соотнося изменение чувств с конкретными событиями произведения. Дети обладают развитым воображением, способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют герои и поступки, они определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения. При постановке вопросов к произведению у детей преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей.
.
4. Уровень «идеи». Читатели обладают развитым воображением, любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение элементов в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. При самостоятельном чтении и постановки вопросов к тексту читатели способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, часто обращают внимание на название произведения, отдельные художественные детали.
Этапы работы |
Приёмы работы |
1. Подготовка к чтению. Введение в тему. |
Слово учителя или беседа |
2. Первичное целостное восприятие произведения |
Чтение вслух (I класс) или «про себя» (II-III классы), чтение учителя |
3. Проверка первичного восприятия |
Ответы на вопросы, выясняющие представление о прочитанном |
4. I ст. анализа – понимание фактического содержания |
Последовательное чтение текста учащимися и комментирование его содержания с помощью учителя |
5. II ст. анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков |
Анализ картин или смысловых частей текста с помощью выборочного чтения и «словесного рисования» по воображению. |
6. Синтез – целостное восприятие на более глубокой основе. |
Самостоятельная оценка учащимися прочитанного. Осмысление идейно-образной стороны произведения. Выражение отношения к прочитанному в высказываниях. Выразительное чтение произведения. |
- 1- сказки +пример.
- 2-былины +пример.
- 3-дразнилки+пример.
- 4-считалки+пример.
Спасибо
за внимание!