Урок-диалог "Цена идеи - жить по Наполеону" (Наполеон Андрея Болконского и Родиона Раскольникова)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Оёкская средняя общеобразовательная школа
Сценарий урока
(для учащихся 10-11 классов)
Урок-диалог
Цена идеи - жить по Наполеону
( Наполеон Андрея Болконского и Родиона Раскольникова)
Учитель русского языка и литературы
Самотис Мария Михайловна
УМК: В.Я Коровина. Программа общеобразовательных учреждений. Литература . 5-11 кл
( базовый уровень). -М: Просвещение.2010-251с.
Содержание
1. Сценарий урока диалога.
2. Презентация к уроку.
3
Урок- диалог
Цена идеи-жить по Наполеону
( Наполеон Андрея Болконского и Родиона Раскольникова)
Цели: показать, какую роль играет образ Наполеона в судьбах главных героев Толстого и
Достоевского;
подчеркнуть современное звучание проблемы наполеонизма.
Методические приемы: диалоговая технология
Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока.
Исполнилось пророчество: трихины
В тела и дух вселяются людей,
И каждый мнит, что нет его правей.
Максимилиан Волошин
«Трихины»
Урок начинается чтением монолога Андрея Болконского и Родиона Раскольникова
(слайды 3,4,5)
-Нельзя не сознаться. Наполеон как
человек велик на Аркольском мосту, в
госпитале в Яффе, где он чумным подает
руку…
-Нет, те люди не так сделаны: настоящий
властелин, кому всё разрешается, громит
Тулон, делает резню в Париже, забывает
армию в Египте , тратит полмиллиона
людей в московском походе и отделывается
4
каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти,
ставят кумиры, а стало быть, и всё
разрешается…
Учитель : Прозвучали монологи двух самых ярких, значительных героев XX века.
- Кто это?
- В какие эпохи они живут?
1805-1812 года. 1860 годы.
Эпохи разные, но почему говорят они об одном человеке? Этот человек владеет их
помыслами, свои поступки они соотносят с жизнью именно этого исторического деятеля.
Цель нашего урока: поразмышлять о роли Наполеона в судьбах главных героев Толстого и
Достоевского.
- Итак, перенесемся в эпоху Андрея Болконского (слайд 6).
- Кратко охарактеризуйте её и постарайтесь увидеть в ней Наполеона, властителя дум
многих современников Андрея Болконского.
Учащиеся: Время войны России с Францией, время возвышения Наполеона, его
славы. Действительно, пример маленького капрала, который за одно сражение при Тулоне
стал генералом, а затем возглавил революцию, показателен. Наполеон для начала XIX
века был символом свободы, дерзаний, мужества.
Учитель: Совсем иную роль играет Наполеон в судьбах поколения 60-х. В начале 60-х
в России появилась статья Наполеона III, внука великого императора, который писал об
умении Бонапарта переступить через все препятствия, о его неимоверной силе воли и
властности.
5
Эти мысли упали на благодатную почву. Что-то менялось в русском менталитете 60-х
годов: уже не так прочны были семейные узы, рушились традиции, создавались новые
кумиры. Именно в это время пришел Наполеон к Раскольникову (слайд 5).
Вернемся снова к толстовскому герою.
- Вспомним, как собирается строить свою жизнь по Наполеону Андрей Болконский.
Учащиеся говорят о решении Андрея Болконского идти на войну , о его желании
бежать из этого общества ( света), о его стремлении совершить подвиг, мечте, о славе ( «
Что же такое слава… Та же любовь к людям»).
Учитель: Расскажите о деятельности Андрея Болконского во время войны.
(Коротко).
- Мысли накануне Аустерлица (Зачитать).
- Андрей Болконский на Праценской горе (слайд 7).
Момент прозрения, глубокого разочарования в Наполеоне, впервые видит небо.
- Зачитайте этот отрывок.
6
Учитель: Плата за страстное желание славы любой ценой, «торжества над всеми»
огромна - смерть жены. Жены, которую он готов был полюбить. Прежде для земной
любви просто не было места: все занимали мысли об избранности своего пути к славе.
Казалось бы, состоялся « Тулон» Андрея Болконского. Он совершил подвиг: со
знаменем в руках бежал с батальоном. Он слышал над собою неперестававший свист
пуль, и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты. Но он не смотрел на
них. Он вглядывался только в то, что проходило впереди него- на батарее.
Но «Тулон» завершился крахом, глубоким душевным кризисом, поражением
Аустерлицем ( слайд 8).
Учитель: Герой Достоевского, в отличие от Андрея Болконского, «не страдает» от
бессмысленной роскоши ( слайд 5).
- О чем мы узнаем с первых станиц романа?
Ученики: О бедственном положении Раскольникова, о невозможности учиться, о
необходимости Родиона принимать помощь сестры и матери.
Учитель: А что же его привлекает в Наполеоне?
7
Ученики говорят о теории Раскольникова, о его статье « О преступлении», в которой
он доказывает, что все люди делятся на два разряда: « Обыкновенных» и
«необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права
переступать закона. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и
всячески преступать закон. Как образ «необыкновенной личности» Раскольников
называет Наполеона.
Учитель: Давайте ещё раз обратимся к словам, звучащим в начале урока: «Нет, те
люди не так сделаны…». Заметьте, что не Достоевский открыл проблему
«бонапартистского» типа сознания. Ещё Пушкин писал в своем романе « Евгений
Онегин»:
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Учитель: К чему приводит Раскольникова его решение поступить как
«необыкновенный человек», т. е. во имя будущего блага переступить через жалкую
старушонку?
Ученики говорят о тех муках наказания, которые свалились на Раскольникова после
свершившегося. О его отчуждении от людей, о кошмарах.
Учитель: Раскольников снова и снова пытается найти подтверждение своей «теории»,
обращаясь к личности Наполеона. « Случился бы на его месте Наполеон и не было бы у
него, чтобы карьеру начать, ни Тулона , ни Египта, ни перехода через Монблан, а была бы
вместо всех этих красивых и монументальных вещей одна какая-нибудь старушонка,
которую надо было бы убить, то это его не только не покоробило бы, но даже и в голову
8
ему не пришло, что это не монументально… и даже не понял бы он совсем: чего тут
коробиться»?
Учитель: Сравним Тулон Андрея Болконского и Раскольникова?
Учащиеся: В представлении Андрея Болконского Тулон связан с мечтой о спасении из
безнадежного положения. У Родиона Раскольникова это стремление к цели через
жертвы, препятствия ( слайд 9)
Объединяет одно:
Андрей Болконский «дорожит
торжеством над всеми»
Раскольников стремится
стать « над всей дрожащей
тварью и над всем
муравейником»
И там, и здесь необузданная гордыня, желание собственной исключительности. Если
у Раскольникова цена Тулона - убийство старухи- процентщицы , то у Андрей Болконский
готов заплатить такую цену, о которой не помышлял и Раскольников: « И как ни дороги,
ни милы мне многие люди-отец, сестра, жена самые дорогие мне люди, - но, как ни
страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы…»
Таков «Тулон» героев Толстого и Достоевского. Путь нравственной катастрофы.
Учитель: Каков же путь к спасению?
Учащиеся говорят, что перед смертью, а ещё раньше перед Бородино Андрей
Болконский осознает своё место не над людьми, а с ними. « Так думает Тимохин и вся
армия». Неслучайно в полку его любовно называют «наш князь». После ранения Андрей
впервые за всю жизнь испытывает всеобъемлющее чувство любви к людям и
всепрощения. Он освобождается от искушений наполеонизма и преодолевает соблазны
возвышения над всеми.
Ещё ярче происходит воскресение Раскольникова. В эпилоге романа мы видим героя
на пороге новой жизни. В его сердце, вместо мучительного сознания ничтожности
человека а все-таки подлец человек»), появляется любовь к ближним. Прежде всего к
Соне, которую он обрёк когда то на страдания своим признанием. Писатель так и скажет
о Соне и Раскольникове: « Их воскресила любовь».
9
Учитель: Итак, мы проследили путь Андрея Болконского и Родиона Раскольникова к
Наполеону, увидели цену их Тулона и их Аустерлиц. Если герой Толстого, найдя истину в
единении с народом, в любви, уходит из жизни, то Родион Раскольников, пройдя все
этапы падения, возрождается.
Великий писатель оставил нам в наследство шанс на спасение: заглянув в
раскольниковскую пропасть- грёзу, отпрянуть от ужаса и прозреть . Ибо истина и
открывается на грани между жизнью и смертью. « Бытие только тогда и есть, когда ему
грозит небытие»,- учил великий писатель и мыслитель. А нам, живущим в XXI веке,
следует помнить завет Достоевского, что «мир спасется красотой и любовью». И спасут
его не Наполеоны, а гуманисты, уверенные, что ничего нет выше человека и его жизни на
земле.
Учитель: Обратимся к эпиграфу Волошина (слайд 2).
- Вспомним, какими страшными катаклизмами был ознаменован XX век, какие жестокие
трихины вседозволенности поразили людей.
Как правы оказались и Толстой, и Достоевский, предупреждавшие нас об опасности
мания величия, гордыни, желания власти.
Исполнилось пророчество: трихины
В тела и дух вселяются людей,
И каждый мнит, что нет его правей.
Максим Волошин
«Трихины»