Презентация "Анализ стихотворения Александра Блока «Незнакомка»"

Подписи к слайдам:
Анализ стихотворения Александра Блока «Незнакомка» 1. История создания
  • Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений от поездки в дачный посёлок Озерки.

1906 год

Блок объяснил и то, где он увидел Незнакомку, – оказывается, на картинах Врубеля. : «Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо... Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено...».
  • Блок объяснил и то, где он увидел Незнакомку, – оказывается, на картинах Врубеля. : «Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо... Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено...».

Синий цвет означает у Блока звездное, высокое,

недостижимое; лиловый - тревожное.

Это стихотворение относится к периоду расцвета в творчестве поэта, когда произошла переоценка ценностей и от придуманной жизни автор обратился к реальной, полной неразрешимых проблем.
  • Это стихотворение относится к периоду расцвета в творчестве поэта, когда произошла переоценка ценностей и от придуманной жизни автор обратился к реальной, полной неразрешимых проблем.
  • В «Стихах о Прекрасной Даме» Блок искал свой идеал, жаждал неземной любви, и его возлюбленная не имела ни одной реальной черты. На смену мечтам о встрече с Прекрасной Дамой приходит Незнакомка, обладающая чертами реальной женщины. Незнакомка одновременно и воплощение высокой красоты, напоминание о сохранившемся в душе героя «небесном» идеале — и порождение «страшного мира» реальности.
3. Особенности жанра
  • Лирическое стихотворение
3. Идейно-тематическое своеобразие произведения
  • Основная тема стихотворения – судьба красоты в современном автору мире пошлости (философия жизни)
Красота - это то, что должно спасти мир. В реальном мире пошлости прекрасному нет места, поэтому и лирический герой и Незнакомка трагически одиноки.
  • Красота - это то, что должно спасти мир. В реальном мире пошлости прекрасному нет места, поэтому и лирический герой и Незнакомка трагически одиноки.
4. Особенности лирического героя
  • Стихотворение отражает мысли и чувства лирического героя, который является участником описываемых событий. Автор отождествляет себя с лирическим героем.
  • Лирический герой – образованный человек, очень одинокий(«друг единственный в моём стакане отражён»), разочарованный, критически оценивает окружающую жизнь. Отчаянье и смирение звучит в горьком признании, что в реальности не может выбраться из пошлого мира, хотя его отвергает.
5. Основные образы
  • Ресторан
  • Переулки
  • Дачи
  • Булочная
  • Кавалеры с дамами
  • Лакеи
  • Пьяницы
  • Стакан
  • Девушка
  • Шелка
  • Шляпа с перьми
  • Рука в кольцах
  • Окно
  • Вуаль
6. Художественно-выразительные средства, используемые в стихотворении

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

ЭПИТЕТЫ

  • испытанные остряки,
  • окрики пьяные,
  • тлетворный дух,
  • воздух дик и глух
  • туманное окно,
  • древние поверья,
  • упругие шелка,
  • траурные перья,
  • тёмная вуаль,
  • очарованная даль,
  • очи синие, бездонные.

МЕТАФОРЫ

бессмысленно кривится диск,

Дыша духами и туманами,

очи цветут,

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

ОКСЮМОРОН

Весенний и тлетворный дух

СРАВНЕНИЯ

пьяницы с глазами кроликов

7. Лексические средства, используемые в стихотворении

Разговорная лексика

  • пьяные окрики,
  • пыль переулочная,
  • скука загородных дач,
  • детский плач,
  • испытанные остряки,
  • скрипят уключины,
  • женский визг,
  • кривится диск,
  • лакеи сонные торчат,
  • пьяницы кричат,
  • гуляют среди канав,

Высокая лексика

  • Девичий стан,
  • шелками схваченный,
  • Час назначенный,
  • Дыша духами и туманами,
  • Веют древними поверьями,
  • Её упругие щелка,
  • Берег очарованный,
  • Очарованная даль,
  • Все души излучены,
  • Очи синие бездонные,
8. Синтаксические фигуры, используемые в лирическом произведении

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

ИНВЕРСИЯ

Скука загородных дач

Стан, шелками схваченный

9. Фонетическая организация стихотворения

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

АНАФОРА

И правит …

И каждый вечер…

И раздается…

(В четырёх строфах Блок охватил негативные ощущения через все внешние чувства человека: крики, визг, плач, скрип- слух;

дачи, булочная, шлагбаум, канавы, солнечный диск – зрение;

тлетворный дух, пыль – обоняние;

горячий воздух – тактильные ощущения.)

И каждый вечер…

И веют…

И шляпа …

(Включаются внутренние чувства, прежде всего воображение)

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

А) АЛЛИТЕРАЦИЯ

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух

(повторение труднопроизносимых сочетаний согласных: Ч, Х, Т, Г, Д, К. Тем самым автор подчёркивает спёртость воздуха, невозможность дышать полной грудью, застой грязи и пыли.)

Б) АССОНАНС

Над озером скрипят уключины,

И раздаётся женский визг,

А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск

(визг, скрип)

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

(повторение согласных М, Н. Незнакомка)

И странной близостью закованный,

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

(тайна, загадка)

10. Композиционное построение произведения. Строфика.
  • Композиция построена на антитезе

Первая часть

Вторая часть

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух

Вдали, над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздаётся детский плач.

(Изображение „страшного мира”)

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только сниться мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно , пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

(Появление Незнакомки)

Последнюю строфу можно понимать по-разному, как и всё стихотворение. Угаданная тайна, возможность жить другой жизнью, вдали от пошлости – это «сокровище», ключ от которого поручен только лирическому герою. «Вино» - это вино открытия, вновь обретённая вера и надежда. Пьяное чудовище таким и останется. А лирический герой открыл для себя новый мир.
  • Последнюю строфу можно понимать по-разному, как и всё стихотворение. Угаданная тайна, возможность жить другой жизнью, вдали от пошлости – это «сокровище», ключ от которого поручен только лирическому герою. «Вино» - это вино открытия, вновь обретённая вера и надежда. Пьяное чудовище таким и останется. А лирический герой открыл для себя новый мир.
11. Способ рифмовки
  • По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух.
  • Перекрестная рифма (рифмуются 1 и 3 строка, 2 и 4)
12. Стихотворный размер
  • По ве-че-рАм над рес-то-рА-на-ми 4,8
  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Го-рЯ-чий вОз-дух дИк и глУх, 2,4,6,8 1 2 3 4 5 6 7 8 И прА-вит О-кри-ка-ми пьЯ-ны-ми Ве-сЕн-ний и тлет-вОр-ный дух.

Двусложный размер с ударением на втором слоге (и других четных слогах)

ЯМБ

13. К какому художественному направлению принадлежит произведение (сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм и т.п.). Признаки данного направления
  • Стихотворение можно отнести к литературному направлению – символизм, особенностями которого является:
  • Антитеза 2-х миров: нетленный и реальный
  • Цветовая символика
        • белый – идеал, женственность, любовь, мечта…
        • синий – разочарование, разлука, окружающий, вещественный мир…
        • жёлтый – болезненность, сумасшествие, отклонение….
        • чёрный – тайна, двойственность…
        • красный- кровь, катастрофа…)
  • Символический пейзаж
  • Звукопись. Важна музыка слова.
  • Усложненный, метафоричный язык.
14. Личное впечатление от стихотворения