Презентация "О сборнике Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме»" 11 класс

Подписи к слайдам:
О сборнике Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме»

Автор работы:

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «СОШ № 14» г.Братска

РЕШЕТНИКОВА А.П.

Краткая биография А. Блока
  • Александр Александрович Блок (1880 — 1921 гг.)- русский поэт, драматург, литературный критик.
  • Сын юриста и профессора Варшавского университета А. Блока и переводчицы А. Бекетовой.
  • Ранние годы провел в доме деда и в подмосковном имении Бекетовых —Шахматове.
  • Писать стихи начал с пяти лет, серьезно занялся творчеством с 1900 г Активно публикуется не только как поэт, но и как драматург и литературный критик.
  • В1903 г. женился на дочери выдающегося русского химика Д. И. Менделеева Любови, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме».
  • Окончил в 1906 г славянорусское отделение Петербургского университета.
  • В апреле 1921 г. нарастающая депрессия переходит в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца.
  • 7 августа 1921 г Блок скончался.
Краткая биография Любови Дмитриевны Блок (Менделеевой)
  • Любовь Дмитриевна Блок-(1881-1939)- актриса, историк балета.
  • Дочь знаменитого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева и Анны Ивановны Менделеевой.
  • В Первую мировую войну была сестрой милосердия. В 1920—1921 гг. неоднократно выступала с чтением поэмы А. Блока «Двенадцать»
  • Известна как «Прекрасная Дама» Александра Блока. Также за ней ухаживал Андрей Белый.
  • Скончалась в Ленинграде в 1939 году. Похоронена на Волковском православном кладбище.
О сборнике «Стихи о Прекрасной Даме»
  • Редко какой лирик не касается темы «Прекрасной Дамы». Вот и Александр Блок, первый поэтический сборник которого вышел в 1905 году, его так и назвал — «Стихи о Прекрасной Даме», героиня которого была его жена Любовь Дмитриевна Менделеева. Идею дать такое имя циклу подсказал автору русский поэт-симолист Валерий Яковлевич Брюсов.
  • «Стихи о Прекрасной Даме» состоят из трёх разделов, связанных между собой: «Неподвижность», «Перекрёстки», «Ущерб».
«Неподвижность»
  • В первом разделе сборника «Неподвижность» собраны стихи, непосредственно обращённые к Прекрасной Даме. «В само понятие  «Неподвижность» Блок вкладывает глубокий философский смысл, и оно в его поэтическом иносказании имеет много оттенков. В этот раздел сборника «отобраны наиболее лирически сильные, ответственные, резко звучащие стихи о природе».

Запевающий сон, зацветающий цвет,

Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.

Это было весной - в улетающий день.

Раздышались цветы - и на темный карниз

Передвинулись тени ликующих риз.

Задыхалась тоска, занималась душа,

Распахнул я окно, трепеща и дрожа.

И не помню - откуда дохнула в лицо,

Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.

«Перекрёстки»
  • Второй раздел сборника, именуемый «Перекрёстки», другого плана. Существенно меняется палитра, ритм, появляется Петербург в видении Блока. Пред нами – его Город. Если «Неподвижность» — всё о деревенском, о чудном мире Природы, то «Перекрестки» — это о некоем повороте, который совершил автор.

Свет в окошке шатался,

В полумраке - один -

У подъезда шептался

С темнотой арлекин.

Был окутанный мглою

Бело-красный наряд

Наверху - за стеною -

Шутовской маскарад.

Там лицо укрывали

В разноцветную ложь.

Но в руке узнавали

Неизбежную дрожь.

Он - мечом деревянным

Начертал письмена.

Восхищенная странным,

Потуплялась Она.

Восхищенью не веря,

С темнотою - один -

У задумчивой двери

Хохотал арлекин.

«Ущерб»
  • Раздел «Ущерб» третий по счёту — переходного плана.

Свобода смотрит в синеву. Окно открыто. Воздух резок. За желто-красную листву Уходит месяца отрезок.

Он будет ночью - светлый серп, Сверкающий на жатве ночи. Его закат, его ущерб В последний раз ласкает очи.

Как и тогда, звенит окно. Но голос мой, как воздух свежий, Пропел давно, замолк давно Под тростником у прибережий.

Как бледен месяц в синеве, Как золотится тонкий волос... Как там качается в листве Забытый, блеклый, мертвый колос.

В.Брюсов: «Вся книга проникнута жаждой в земном увидеть неземное».
  • Знакомство с будущей женой и героиней цикла произошло летом 1898 года. Блок не просто влюбился в нее – это было озарение, нечто таинственное, мистическое. Все, что окружало поэта, оказывается связанным с ней, той, кого он называл «лучезарной», «непостижимой», «таинственной». Только о ней он теперь может думать и писать – из дня в день – шесть лет, посвятив одной теме, одной женщине 687 стихотворений. Случай небывалый!
  • По словам К.Чуковского, если внимательно вчитаться в книгу, то видишь, что «это подлинная повесть о том, как один подросток столь восторженно влюбился в соседку, что создал из нее Лучезарную Деву и весь ее окружающий пейзаж преобразил в неземные селения. Это было то самое, что сделал Данте с дочерью соседа Партинари - Лаурой».
Ты в белой вьюге, снежном стоне Опять волшебница всплыла. И в вечном свете, вечном звоне Церквей смешались купола Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы – один из ключевых в поэзии Блока. Она для него – идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портрета – ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать – значит определить, а определить – значит ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковском творчестве нераскрытым, недосказанным, неопрделенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной Вхожу я в темные храмы... Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты. Девушка пела в церковном хоре... Девушка пела в церковном хоре... Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели. И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам,- плакал ребенок О том, что никто не придет назад.