Презентация "Александр Блок «Стихи о Прекрасной Даме»"

Подписи к слайдам:
  • Всю лирику Блок позднее сам разделил на три тома, которые отразили три этапа его пути. В каждом томе своя главная философская идея, лирический герой поворачивается к нам какой – то своей стороной, дан в развитии. Каждый том представляет завершенную поэтическую систему.
  • Центральное место занимает цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901 – 1902 года стихи). Сборник вышел в 1904 году.
  • Эта книга принципиальная для Блока, хотя и ранняя;
  • Это классическая книга русского символизма;
  • Это философская лирика. Главная философская идея – двойственность мира. В основе бытия – всемирная духовная божественная сущность.
  • В мае 1903 года состоялось обручение Блока с Любовью Дмитриевной Менделеевой.
  • 17 августа состоялась их свадьба.
  • В этом же 1903 году Блок знакомится с Валерием Брюсовым, и начинается переписка Блока и Андрея Белого.
  • Мы встречались с тобой на закате,
  • Ты веслом рассекала залив.
  • Я любил твоё белое платье,
  • Утончённость мечты разлюбив.
  • В «Стихах о Прекрасной Даме» роли распределены точно и определенно:
  • ОНА – царица чистоты
  • ОН – раб, возносящий ей хвалу.
  • Домашний спектакль в Шахматове. А.Блок – Гамлет, Л.Менделеева - Офелия
В космическом плане – Душа мира;
  • В космическом плане – Душа мира;
  • в религиозном плане – Царица Небесная;
  • в повседневном плане – возлюбленная, в которой угадываются черты Л. Д. Менделеевой.
  • Ветер принес издалёка
  • Песни весенней намек,
  • Где-то светло и глубоко
  • Неба открылся клочок.
  • В этой бездонной лазури,
  • В сумерках близкой весны
  • Плакали зимние бури,
  • Реяли звездные сны.
  • Робко, темно и глубоко
  • Плакали струны мои.
  • Ветер принес издалёка
  • Звучные песни твои.
  • 29 января 1901
  • Найдите признаки присутствия Прекрасной Дамы в жизни лирического героя.
  • Но «бегство в рабство» - это не уход от суеты мира.
  • Поклонение возлюбленной – это обретение жизненной гармонии.
  • Любовь для лирического героя Блока – это не победа над смертью, а победа над жизнью, над приземленностью существования. Понимая это, поэт стремится к Прекрасной Даме и страшится её одновременно.
  • Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
  • Всё в облике одном предчувствую Тебя.
  • Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
  • И молча жду,— тоскуя и любя.
  • Весь горизонт в огне, и близко появленье,
  • Но страшно мне: изменишь облик Ты,
  • И дерзкое возбудишь подозренье,
  • Сменив в конце привычные черты.
  • О, как паду — и горестно, и низко,
  • Не одолев смертельные мечты!
  • Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
  • Но страшно мне: изменишь облик Ты.
  • 4 июня 1901
  • Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?
  • Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?
  • В чем особенность композиционного повторения отдельных строк?
  • В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит?
  • Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?
  • Попробуйте прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?
  • «Весь горизонт в огне» - едва ли не основная поэтическая формула раннего Блока. Лучезарная подруга приносит поэту весть о грядущем освобождении.
  • Основная особенность слова в «Стихах о Прекрасной Даме» - его иносказательность, ослабление или утрата прямого смысла, так как цикл обращен к мирам иным.
Выписать из стихотворений цикла отрывки, в которых бы встречались цветовые эпитеты, и попробовать определить их общее символическое значение (по контексту).
  • Выписать из стихотворений цикла отрывки, в которых бы встречались цветовые эпитеты, и попробовать определить их общее символическое значение (по контексту).
  • Цвет в поэтике Блока становится не столько носителем реального цвета, сколько средством эмоционально – символической оценки, передает субъективно окрашенный, индивидуальный образ предмета, мысли, явления, чувства.
  • Вхожу я в темные храмы,
  • Совершаю бедный обряд.
  • Там жду я Прекрасной Дамы
  • В мерцаньи красных лампад.
  • 1. Как меняется место действия в этом стихотворении? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Что нового появляется в её изображении?
  • 2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?
  • 3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?
  • 4. Какие цветовые символы использует автор?
  • Жизнь и смерть в круженьи вечном,
  • Вся - в шелках тугих -
  • Ты - путям открыта млечным,
  • Скрыта в тучах грозовых.
  • Шлейф, забрызганный звездами,
  • Синий, синий, синий взор.
  • Меж землей и небесами
  • Вихрем поднятый костер.
  • Кубок-факел брошу в купол синий -
  • Расплеснется млечный путь.
  • Ты одна взойдешь над всей пустыней
  • Шлейф кометы развернуть.
  • Пали душные туманы.
  • Гасни, гасни свет, пролейся мгла...
  • Ты - рукою узкой, белой, странной
  • Факел-кубок в руки мне дала.
  • Дай серебряных коснуться складок,
  • Равнодушным сердцем знать,
  • Как мой путь страдальный сладок,
  • Как легко и ясно умирать.
  • сентябрь 1906
  • Кто плачет здесь? На мирные ступени
  • Всходите все — в открытые врата.
  • Там — в глубине — Мария ждет молений,
  • Обновлена рождением Христа.
  • Скрепи свой дух надеждой высшей доли,
  • Войди и ты, печальная жена.
  • Твой милый пал, но весть в кровавом поле,
  • Весть о Любви — по-прежнему ясна.
  • Здесь места нет победе жалких тлений,
  • Здесь всё — любовь. В открытые врата
  • Входите все. Мария ждет молений,
  • Обновлена рождением Христа.
  • март 1902
  • Каков образ Прекрасной Дамы в ранних стихах А. Блока?
  • Мы встречались с тобой на закате.
  • Ты веслом рассекала залив.
  • Я любил твое белое платье,
  • Утонченность мечты разлюбив.
  • Были странны безмолвные встречи.
  • Впереди - на песчаной косе
  • Загорались вечерние свечи.
  • Кто-то думал о бледной красе.
  • Приближений, сближений, сгораний -
  • Не приемлет лазурная тишь...
  • Мы встречались в вечернем тумане,
  • Где у берега рябь и камыш.
  • Ни тоски, ни любви, ни обиды,
  • Всё померкло, прошло, отошло..
  • Белый стан, голоса панихиды
  • И твое золотое весло.
  • Какую эволюцию претерпел образ Прекрасной дамы?
  • http://az.lib.ru/b/blok_a_a/
  • http://www.blokalex.net.ru/
  • http://www.alexander-block.ru/
  • http://www.litera.ru/stixiya/authors/blok.html