Анализ стихотворения А.Блока «Незнакомка»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3г.Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл
Конспект
Анализ стихотворения А.Блока «Незнакомка»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Панасюк Ольга Михайловна
г. Козьмодемьянск
2015
Тема урока: Анализ стихотворения А.А. Блока «Незнакомка».
Цель урока:
1. Познакомиться со стихотворением А.Блока «Незнакомка», произвести его анализ
2. Показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во II книге
стихотворений на примере стихотворения “Незнакомка”.
3. Развить навыки анализа лирического произведения.
4. Привить любовь к русской поэзии, развить эстетический вкус.
Оборудование урока:
1. Компьютер, проектор, презентация к уроку.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя
- "Стоит произнести имя А. Блока - и тотчас же в сознании возникают его
строки: «И каждый вечер в час назначенный..."
И это не случайно. «Незнакомка» не только одно из лучших стихотворений
поэта, но и одно из совершеннейших созданий всей русской лирики».
Обладающее какой-то удивительной музыкальностью, стихотворение с первого
же прочтения завораживает, околдовывает. «Незнакомка» пленяет читателя,
но плен этот становится добровольным и сладким. Сегодняшний урок мы посвятим этому
поэтическому шедевру.
Цель урока – знакомство и анализ стихотворения «Незнакомка»
3. История создания стихотворения «Незнакомка»
Учитель:
Первая книга «Стихов о Прекрасной Даме» была признана выдающимся явлением
искусства, потому что выразила страстное стремление к утверждению красоты. Но как
позже признается сам Блок, в ней была растерянность перед жизнью. “Стихи о Прекрасной
Даме” – своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний. Любовь
рисуется как обряд служения чему–то высшему. Смутные предчувствия, тревожные
ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир
противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в
отвлеченных или предельно обобщенных символистских образах.
Стихотворение «Незнакомка» появилось на свет в 1906 году. Это было время, тяжелое для
поэта. «Вероятно, революция дохнула в меня и что-то раздробила внутри души, так что
разлетелись кругом неровные осколки, иногда, может быть, случайные», - писал Блок. В
это время поэт говорит о «растерзанной мечте». Его стихи пронизаны ощущением
наступившего перелома, рубежа. Крушение прежних мистических иллюзий влекло за
собой трагическую, все развенчивающую иронию и более трезвый взгляд на жизнь,
признание земной, реальной действительности. На певца Прекрасной Дамы глянула
пустота, и он заметался в великом смущении, в поисках чего-то нового, достоверного.
Поэт с неожиданной вершины глянул на мир и увидел, что, кроме Прекрасной Дамы, есть
и «согнутые спины» («Фабрика»), и ненавистные ему «сытые».
Та высота чувств и ожиданий, каким жил блоковский герой стихов о Прекрасной Даме,
утрачена, цельность исчезла, мечта не выдержала столкновения с пошлостью и прозой
реального мира. Г. Чулков, тесно общавшийся с поэтом в годы первой революции,
подчеркивал в своих воспоминаниях, что Блок, «необыкновенно точный и аккуратный,
безупречный в своих манерах и жизни, гордо-вежливый, загадочно-красивый, был для
людей, близко знавших его, самым растревоженным, измученным...человеком».
Послушаем историю создания стихотворения «Незнакомка» (индивидуальное
задание ученика)
Ученик. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой
литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с
Блоком за город. Блок повез его в Озерки - дачный поселок возле станции Финляндской
железной дороги. Блок повел его к озеру, где “скрипят уключины” и “визг женский”, где
все - убожество, скука и пошлость. И тут-то именно вполне очевидной становилась
необходимость того, чтобы помимо этой “дачной жизни в мире происходило еще и нечто
иное.
“Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на позолоченный крендель булочной,
на вывески. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня в тот
путь, которым велся он тогда, в тот вечер, как появилась “Незнакомка”. Наконец привел на
вокзал Озерковский. Из небольшого венецианского окна видны “шлагбаумы”, на все это
он указывал по стихам. В окне видна железная дорога. Поезда часто проносятся мимо…
Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими
машинами и связано появление в окне “Незнакомки”.
Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам этого дачного
поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов.
Разумеется, особую, чисто духовную - но все-таки несомненную достоверность
описанного им фантастического события.
- Образ таинственной незнакомой девушки притягивал внимание не только писателей, но и
художников. Перед вами несколько вариантов таких произведений. У каждого художника
свое представление об этом образе, своя идея его воплощения.
4. Анализ стихотворения
- Познакомимся с самим стихотворением А.Блока в актерском исполнении.
«Незнакомка»
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг.
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный.
В моем стакане отражен.
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
"In vino veritas!" кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный,
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные.
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
24 апреля 1906. Озерки
5. Беседа по стихотворению “Незнакомка” (1906 г.)
Слово учителя:
«Незнакомка» (1906)- один из шедевров русской лирики. Оно родилось из скитаний по
петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный посёлок Озёрки. Многое в
стихотворении прямо перенесено отсюда: скрип уключин, женский визг, ресторан, пыль
переулков, шлагбаумы – всё убожество, скука, пошлость. Блок объяснял и то, где он видел
Незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля: « Передо мной возникло, наконец, то, что
я называю « Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка –
это вовсе не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это –
дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я
обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему
назначено..» Синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое; лиловый –
тревожное.
1906 год – период стал для Блока временем удивительных познаний и открытий. Поэт с
нарастающим вниманием вглядывается в реалии окружающей его повседневности,
улавливает дисгармонию жизни. Блок будто просыпается от глубокого и сладкого сна,
жизнь будит его безжалостно, а открывшаяся перед поэтом действительность не даёт снова
погрузиться в сон, заставляет творца обратить на себя внимание и делать выводы.
Своеобразным отражением мыслей и чувств поэта, его ответом на тяжёлую реальность
становится произведение «Незнакомка» в нём с миром пошлости и обывательских буден
граничит неумолимая тяга к любви и свету человеческих отношений.
Стихотворение «Незнакомка» интересно и своей композицией. Оно состоит как бы из
двух частей: первая – реальность пошлого мира, вторая – врывающийся в эту реальность
романтический идеал.
В стихотворении есть описательное начало, последовательность, неспешность в
выстраивании художественных деталей; есть подобие сюжетности, которое позволило
исследователям рассматривать стихотворение как балладу.
Стихотворение построено на контрасте добра и зла, желаемого и данного, картин и
образов, противопоставленных и отражённых друг в друге. Реальность здесь граничит с
возвышенностью мечты. Блок не скрывает своего отвращения к пошлости окружающей
жизни и рисует такую картину сравнений и сочетаний, которую трудно представить:
горячий воздух, ассоциирующийся с движением и накалом, у поэта «дик и глух», а
«весенний дух», символизирующий начало чего – то нового, оказывается «тлетворным»,
«испытанные остряки» гуляют с дамами не где – нибудь, с «среди канав», на улицах –
«окрики пьяные», над озером – «женский визг», даже луна лишена привычного
романтического ореола и «бессмысленно кривится» Первая часть рисует картину
самодовольной, разнузданной пошлости, знаками которой выступают художественные
детали. Начало передаёт общую атмосферу и её восприятие лирическим героем:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Стихотворение написано двусложным размером стиха ямбом (то есть ударение падает на
чётные слоги). Автором удачно используется перекрёстная рифма АБАБ (рифмующиеся
строки идут поочерёдно)
Каков строй образов? (Два строя образов)
Как изображен “страшный мир”?
Мы видим обычный ресторан в дачном уголке Озерки под Петербургом. Все конкретно,
реально. Это подтверждает друг Блока Евгений Иванов, бывавший с ним там. Но, с другой
стороны, это особое жизненное пространство. В нем все “страшно”: “горячий воздух дик и
глух”, всем управляет “тлетворный дух”. Здесь застой, “каждый вечер” одно и то же,
бессмысленное повторение бессмысленных действий. Их совершают “испытанные
остряки”. Их шутки, жесты, поступки, совершаемые “среди канав”, далеко не свежи,
потасканны.
А в небе, ко всему приученный.
Бессмысленно кривится диск.
Это апофеоз пустоты жизни, ее движения по мертвому кругу, где “истина в вине”, где
торжествует пошлость. Здесь же и герой. Он присутствует в ресторане в одном ряду с
“пьяницами с глазами кроликов”, они “…рядом у соседних столиков”. Но он еще не стал
таким же, как они, не поглощен ими, он способен видеть и чувствовать живое, новое,
прекрасное, у него есть нравственное зрение, ясное сознание.
Каков второй строй образов в стихотворении?
Это Незнакомка и лирический герой. Лирического героя посещает видение Незнакомки,
(“Иль это только снится мне?”). Мир ресторана и Незнакомка – это сплошная музыка
ассонанса.
Каков мир Незнакомки?
У неё, как у Прекрасной Дамы, очи, “синие, бездонные”.
Дыша духами и туманами
Она садится у окна …
... И веют древними поверьями
Ее упругие шелка.
Это мир любви, красоты, неземного очарования. И в этот мир погружается поэт:
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то сердце вручено, . . .
. . . В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Он опьянен не вином, а близостью этого мира, мечтой о стране любви, возможностью уйти
от мерзости. Он заворожен. Перед ним вновь “синий, бездонный” мир Прекрасной Дамы, и
ему доступна величайшая тайна любви.
Конец неожиданный. Поэт уступает “страшному миру”, соглашается с завсегдатаями
ресторана:
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Но это реалии все-таки земной жизни. Это всего лишь “горькая самоирония”, а в душе
читателя остается другая мелодия, другой подтекст. Поэт показал, что истинная красота и
любовь неприкосновенны, ничто пошлое из “страшного мира” не может их запятнать, и,
являясь в этот мир, они несут в него гармонию, прекрасную музыку, заглушающую все
будничное, рычанье “пьяного чудовища”.
Проблемный вопрос нашего урока: “Незнакомка” - реальная женщина или мечта
поэта.
- Попытаемся разобраться в замысле автора.
Ученик. Анализ первой части стихотворения
Каковы образы первой части? Что мы видим, что осязаем? Отметим ключевые
слова в первой части стихотворения.
(Ученик.Удивительно, но мы попадаем за город в прекрасный весенний вечер. Однако мы
не чувствуем радости обновления природы. Все пропитано «тлетворным» духом. Осязаем
«горячий воздух …» Самые серые и скучные краски понадобились бы художнику, чтобы
изобразить «пыль переулочную», канавы и шлагбаумы.
Мы видим, кто населяет этот мир: пошлые женщины и мужчины, играющие в любовь,
«пьяницы с глазами кроликов», «сонные лакеи», плачущие дети и визжащие женщины.
Единственное развлечение для жителей этого городка - катание на лодках по озеру и
посещение местного «духовного» центра - ресторана.
И вдруг глаз замечает что-то золотящееся. Что же? Оказывается, здесь принимают за
золото блестящую вывеску над дверью магазинчика - «крендель булочной». А как же луна,
покровительница влюбленных, воспетая поэтами? Но в этом мире нет даже небесного
светила, просто есть диск, который «бессмысленно кривится». Ну что ж, в мире, где
золотом играют лишь вывески, а луна скучающе взирает на людское мельтешение, и
влюбленные под стать: «среди канав гуляют с дамами испытанные остряки». Нет высокого
чувства, нет возвышенных отношений, а следовательно, исчезает Поэзия. Если раньше в
«Стихах о Прекрасной Даме» Блок вообще не замечал примет внешнего мира, то теперь он
больно ранен ими. От этого мира никуда не деться, он проникает даже в стихи о женщине,
таинственной незнакомке. В страшном бездуховном мире даже природа теряет свою
красоту: она осквернена бытом. Здесь нечем дышать: «горячий воздух дик и глух».)
Где происходит действие?
(Ученик. Место действия у Блока не просто ресторан, но – ресторан, как будто вся грязь и
пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. «Горячий воздух дик и
глух» - это не только о воздухе, может быть, и не только о нем, потому что логически с
ним связан только первый эпитет. Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей
пустоте и безысходности жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к
красоте, истине, к самой жизни. Последующие три строфы еще более усиливают этот
мотив, подчеркивая дисгармонию мира:
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.)
Какой лексики больше в первой части стиха, “высокой” или “низкой”? Приведите
примеры.
(Ученик. В первой части стихотворения преобладает «низкая» лексика: «окриками
пьяными», «тлетворный», «пыль», «крендель», «заламывая» и т.д. Лексика пятой строфы
“И каждый вечер друг единственный…” высокая, сходная с лексикой второй части
стихотворения. Лексика шестой строфы “А рядом у соседних столиков” снова «низкая»-
“лакеи”, “торчат”, “пьяницы”, “кричат”. Эти две строфы и связывают части стихотворения,
проникая в ткань лирического повествования.
Какую роль играет в первой части стихотворения анафора?
(Ученик. Повтор начальных строк в первой части создает ощущение однообразия,
надоевшей повторяемости)
Какое стилистическое средство помогает автору усилить атмосферу пошлости и
дисгармонии окружающего мира?
(Ученик. Ухо воспринимает дисгармонию звуков: «детский плач», «окрики пьяных»,
скрип уключин, «женский визг». Накопление резких согласных, визжащих и скребущих
(неповторимая блоковская аллитерация), помогает читателю почувствовать дисгармонию
самой жизни (скрип, визг, диск, глух, дик, пыль). Звукопись Блока утрачивает здесь свою
нежность, плавность, музыкальность. Слова, употребленные поэтом для оценки русского
захолустья, передают уродливость, грубость, примитивность этого самого захолустья (то
ли географического, то ли духовного): шлагбаумы, уключины, переулки, лакеи, пьяницы,
кролики и т. д. В «Стихах о Прекрасной Даме» они были бы просто невозможны.)
Анализ второй части стихотворения
Какие образы появляются во второй части стихотворения? Какой лексикой
сопровождается это появление? Какие приемы звукописи используются автором?)
( Ученик. Во второй части появляется заглавная героиня — прекрасная незнакомка. Образ
незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. На место бытовой лексики
первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки.
Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже
проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых
согласных звуков сменяются далее аллитерациями сонорных звуков — [р], [л], [н] и
ассонансами [а], [ю], [у]: "девичий стАн, шелкАми схвАчен ный, в тумАнном движется
окне...", "и веЮт древними поверьями её УпрУгие шелка" подчеркивают воздушность,
утонченность героини.
Как изображается заглавная героиня стихотворения, даны ли ей автором
конкретные черты? Докажите примерами из текста.
(Ученик. На первый взгляд героиня лишена реалистических черт, она вся окутана
шелками, духами, туманами, тайной. Незнакомка полна поэтической прелести, отгорожена
от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя:
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Как выразительные средства помогают подчеркнуть черты прекрасной внешности
героини? На что они указывают?
(Ученик. Эпитеты: "шляпа с траурными перьями", метафоры: "девичий стан, шелками
схваченный",.. К тому же эти романтические уточнения лишний раз указывают на
"нездешность" героини, пришедшей откуда-то из туманных далей и иных времен,
решительно отгораживают, отчуждают её от мира "испытанных остряков", "пьяниц с
глазами кроликов", естественно, не годящихся ей в спутники.)
Появление Незнакомки тоже сопровождается анафорой: "И каждый вечер…И
медленно…И веют:". Почему же в этом случае не возникает ощущения однообразия,
надоевшей повторяемости, как это чувствуется в первой части стихотворения?
(Ученик. Потому что до сих пор мы " работали" не зрением, а слухом: "окрики", "плач",
"скрип", "визг" сопровождают загородный пейзаж. Незнакомка же, по контрасту,
заставляет нас " включить" зрение и воображение.)
Чем близок, находясь “среди пьяных”, лирический герой таинственной незнакомке?
(Ученик. Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная
Поэзия, Женственность. И она тоже “всегда без спутников, одна”. Одиночество героев
выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.
И странной близостью закованный
Смотрю на темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Попытайтесь показать, что "миражная" образность, сопровождающая Незнакомку,
не статична. Какие художественные средства способствуют созданию ощущения
нереальности?
(Ученик. Здесь достаточно посмотреть на глаголы: "движется", "веют", "цветут",
"качаются". Прелесть даже в том, как они плавно "перетекают" друг в друга: медленно,
спокойно и :тихо. Множество эпитетов и метафор во второй части "древними поверьями",
"близостью закованный", "берег очарованный", "траурными перьями" создают ощущение
нереальности, лёгкого оцепенения, прекрасной безысходности образа. )
Что, по -вашему, является “очарованной далью” для лирического героя?
(Ученик. Вероятно, “очарованная даль” -это прекрасное будущее, без пошлости, грязи
окружающего мира, но пока эта “ даль” недосягаема для лирического героя. Рассеется
сказочный туман, и все прекрасное уплывет. Поэт очарован Незнакомкой, на несколько
мгновений весь окружающий мир будто бы отодвинулся на второй план.
Что изменяется после появления Незнакомки: окружающий мир или сознание
героя?
(Ученик. Изменится сознание героя, так как он гордится посвящённостью в чужие тайны,
воспринимая их, как “чье-то солнце”, как дар, который нужно бережно хранить.
Глухие тайны мне поручены
Мне чье-то солнце вручено.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне.
(Ученик. В сознании героя угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной
жизни, вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное “сокровище”.)
Почему в конце стихотворения лирический герой восклицает: “Я знаю: истина в
вине”? Что он имеет в виду?
(Ученик. Эта фраза звучит в стихотворении дважды. Первый раз звучит из уст пьяниц, как
лозунг дисгармоничного мира. Второй раз звучит во время пробуждения лирического
героя от грез. Пробуждение это трагическое. Снова встает образ душного мира, встает в
тот самый момент, когда счастье, казалось, обретено.
Кроме того, ребята, вино - и символ откровения, ключа к тайнам прекрасного.
Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.
6. Самостоятельная работа.
Решите самостоятельно спор между критиками Долгополовым и Терновским,
определите, кто же из них прав в своих выводах.
Критик Л. К. Долгополов утверждает, что Незнакомка - «лишь смутное видение,
возникшее в пьяном мозгу поэта, призрак, созданный хмельным воображением. И именно
поэтому, в отличие от Прекрасной Дамы, образ Незнакомки уже не несет в себе никаких
очистительных и «освободительных» функций».
Критик А. В. Терновский заявляет: «Его упования, его представления об истинном и
прекрасном несовместимы с действительностью. Мир, рождаемый его фантазией, лишен
конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это - его «сокровище» - единственное спасение
от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым. И этот
мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям»
7. Вывод. Решение проблемного вопроса.
Незнакомка - кто она? Реальная женщина или мечта поэта?
(Ученик. С одной стороны – реальность. Незнакомая девушка может появиться среди
ресторанных столиков, среди пьяных; и это реальные женские глаза, полные тайны и
очарования, описание стройного стана. Но с другой стороны - сон, мечта: “дыша духами и
туманами”,это символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще
существует, несмотря на вселенскую власть душного города. Прекрасная Незнакомка - явь
это или видение, пришедшее из иных миров,- уже не имеет особого значения. Важно , что
человеческая душа на миг соприкоснулась с миром прекрасного.
Большей частью образ Незнакомки рожден конфликтом с пошлостью, буржуазным
дачным бытом. А. Блок писал: “Передо мной возникло, наконец, то, что я называю
“Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка - это вовсе не
просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав
из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами
Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…”
Мы видим эволюцию женского образа в творчестве Блока. Незнакомка оделась в траур,
она "спустилась с небес на землю", утратила ореол святости, который характерен был для
Прекрасной Дамы. При этом замечаем приближение образа к действительности, к
реальному миру, стремление поэта найти что-то неземное в обстановке земного, вознести
до небес обыкновенную женщину. Так возвеличена была Любовь Дмитриевна Менделеева,
занявшая сердце не только Блока, но и других литераторов, близких его кругу, которой в
буквальном смысле слова целовали ноги и исполняли каждую её прихоть.
8. Итог урока.
О чем мы поговорили?
(Ученик. Проанализировали стихотворение А. Блока “Незнакомка”…)
Что выяснили?
(Ученик. Выяснили, что Незнакомка –это и реальность его (блоковского) мироощущения,
и мечта поэта о прекрасном будущем.
Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав
однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей
мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого
сердца. Ведь не может быть так, чтобы не было любви, не было красоты, если есть такие
прекрасные стихи.
Ребята, давайте послушаем стихотворение еще раз, чтобы уже по-новому
насладиться его звучанием и глубиной смысла.
9. Домашнее задание. Сравнить стихотворение "Незнакомка" со стихотворением "В
ресторане" (Никогда не забуду (он был или не был, этот вечер:).
Написать сочинение на тему: " Стихотворение А.Блока "Незнакомка". (Восприятие,
истолкование, оценка.)
Приложение.
Для учителя
Пример анализа стихотворения «Незнакомка».
План:
1. Морфологический и лексико-семантический анализ. Тропы.
2. Синтаксический анализ.
3. Фонетический анализ.
Морфологический и лексико-семантический анализ. Тропы. В стихотворении мы
видим не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воздух дик и глух», где
всеобщим помрачением, бесчувствием, слепотой правит «весенний и тлетворный дух».
Здесь скука, инерция однообразного веселья приняли характер повторяющегося кругового,
затягивающего людей вращения. Об автоматическом повторении, кружении жизни в каком
– то колесе говорят слова из стихотворения: «И каждый вечер». Они даже повторены
трижды. Смысл их усилён двумя подробностями – « ко всему приученный бессмысленно
кривится диск» (круг, шар луны) и людской конгломерат – « испытанные остряки». Это
люди, повторяющие заведомо далёкие от новизны жесты, шутки. И повторяют они их
«среди канав»
Повторением союза «и» достигается ощущение безвыходности и замкнутого круга: « И
правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух», « И раздаётся детский плач», « И
раздаётся женский визг». Такой же эффект достигается с помощью анафоры
(стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале
каждого ряда) в третьей, пятой и седьмой строфах стихотворения (« И каждый вечер»).
Мир, рисуемый автором, отвратителен и страшен, и своё утешение герой находит в вине («
И влагой терпкой и таинственной, как я смирён и оглушён»).
Можно легко заметить, что при всём изобилии глаголов движения, присутствия – «
гуляют», « скрипят уключины», « торчат», «золотится крендель булочной» - движения или
активного (не сонного) присутствия людей как раз и нет. Однако все глаголы
употребляются автором в настоящем времени.
Но вот появляется она – прекрасная незнакомка. Она вся окутана тайной, полуреальна,
полузагадочна. И герой, потерявший веру в жизнь, вновь обретает надежду. Ему
открываются « древние поверья», поручаются «глухие тайны», вручается «чьё- то солнце».
В его сознании больше нет места отчаянию и печали, за тёмной вуалью таинственной
женщины он видит «берег очарованный и очарованную даль». Таким образом, в
контрастном сопоставлении первой и второй частей стихотворения А.Блок сумел показать
конфликт между желаемым и данным, идеалом и действительностью.
В стихотворении много противоположных образов, то есть имеется антитеза
(стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого
противопоставления понятий, мыслей, образов): « Горячий воздух дик и глух»- «Дыша
духами и туманами»; «женский визг»- «девичий стан»; «бессмысленный диск» луны –
«солнце»; «скука загородных дач»- «очарованная даль»; «канавы»- «излучины» души;
«бессмысленный диск» - «истина».
В стихотворении имеется оксюморон (стилистическая фигура, состоящая в соединении
двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в
результате которого возникает новое смысловое качество). В нём объединены
противоположные по смыслу эпитеты – весенний и тлетворный. Пошлая обыденность
изображается иронически:
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздаётся женский визг…
Пошлость заражает своим тлетворным духом всё вокруг. Даже луна, вечный символ
любви, спутник тайны, романтический образ делается плоским, как шутки «испытанных
остряков»:
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
Вторая часть стихотворения – переход к другой картине, противопоставленной пошлости
первой. Мотив этих двух строф – сиренное отчаяние, одиночество лирического героя:
И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.
Этот друг единственный – отражение, второе « Я» героя. А вокруг лишь сонные лакеи и
«пьяницы с глазами кроликов»
Лексика стихотворения разнообразна. На первом месте по частотности находятся
существительные, благодаря которым читатель отчётливо может представить себе картину
происходящего, далее идут прилагательные, характеризующие лица, явления, предметы и,
наконец, глаголы, благодаря которым слышны звуки. Часто в стихотворении встречается
предлог над, который употребляется преимущественно при словоформах с
пространственным значением. Здесь множество конкретных существительных (котелки,
канавы, перья, озеро и другие) наряду, с которыми появляются и вещественные (вино).
Например, в описании красавицы автор использует конкретные существительные: «шляпа
с траурными перьями», « в кольцах узкая рука», духи. Многие существительные
сочетаются с эпитетами, которые по частотности находятся на втором месте: «горячий
воздух дик и глух», «тлетворный дух», переулочная пыль, «испытанные остряки»,
передающими некую атмосферу обстановки в которой находится героиня. В то же время
Незнакомка – вестница иных миров, « дальнего берега». За её тёмной вуалью лирическому
герою видится « берег очарованный и очарованная даль», то есть в стихотворении
имеются существительные, которые сочетаются с романтическими эпитетами. Образ
берега со времён романтической лирики обозначает гармонический, свободный, но
недостижимый мир.
Особенности лексики первой строфы (« И каждый вечер друг единственный…») высокая,
сходная с лексикой второй части стихотворения.
Лексика второй строфы (« А рядом у осенних столиков…» - низкая («лакеи», « торчат»,
«пьяницы», «кричат»), тяготеет к лексике первой части. Таким образом, эти две строфы
как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования. Во
второй части стихотворения встречается архаизм (устарелый для определённой эпохи,
вышедшее из употребления слово) очи, придающее стихотворению и образу некую
возвышенность. Характерно, что повседневное, расхожее слово глаза, да ещё кроличьи,
совсем не бездонные, отнесено к пьяницам, а возвышенное слово очи (да ещё синие,
бездонные) отдано Незнакомке.
Главный образ возникает во второй части. Но, кроме названия стихотворения, он нигде не
обозначен прямо. В третий раз строка начинается со слов « И каждый вечер…» (анафора –
стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале
стихотворения). Постоянная пошлость, изображённая в первой части, но постоянно и
прекрасное видение, мечта, недоступный идеал: « Иль это только снится мне?» Героиня
лишена реалистических черт, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Этот
образ исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности
возвышенным восприятием лирического героя:
И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Таинственная незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощённая Поэзия,
Женственность. И она тоже «всегда без спутников, одна». Одиночество героев выделяет их
из толпы, притягивает друг к другу:
И странной близостью закованный
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Желанный «очарованный берег» рядом, но стоит протянуть руку – и он уплывает.
Лирический герой ощущает свою посвящённость в « глухие тайны», его сознание
заполняет волшебный образ:
И перья страуса склоненные
В моём качаются мозгу,
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
Поэтический итог – в последней строфе: мир, рождённый фантазией поэта, лишён
конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это – его «сокровище», то единственное
спасение и надежда, помогающее ему жить. Последняя строфа довершает переворот в
душе лирического героя, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала. И
невозможно без грусти читать строки, одновременно полные надежды и веры, отчаяния и
тоски:
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю истина в вине.
Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни «на дальнем
берегу», вдали от пошлости действительности, принимается как обретённое «сокровище». Вино
– и символ откровения, ключа к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в
неразделимом единстве.
В стихотворении «Незнакомка» астральная дева приблизила мистический мир к
реальности, с ней в ресторанный мир проникает ирреальный мир «древних поверий».
Теперь не только она – избранная, но и лирический герой – избранник. Оба они одиноки.
Не только ей, но и ему поручены «глухие тайны». Несмотря на это, в стихотворении
прозвучала романтическая тема невозможности соединения родственных душ. Однако в
стихотворении трагическое решение этой темы обрело дополнительную тональность – ей
придана самоирония: герой высказывает предположение, не является ли Незнакомка игрой
«пьяного чудовища». Ирония позволила лирическому герою найти компромисс между
реальностью и иллюзией. Но этот компромисс пока ещё невозможен между Незнакомкой и
пригородным бытом, чудесная дева покидает его. Она и реальность – два полюса, между
которыми пребывает лирический герой.
В стихотворении не только художественные детали быта и « глухих тайн» составляют
контраст, не только сюжет о Незнакомке основан на противопоставлении – её появлении и
исчезновении, но и фонетический ряд стихотворения построен по принципу контраста.
Гармония гласных, созвучная образу Незнакомки, контрастирует с диссонансными,
жёсткими сочетаниями согласных, благодаря которым создаётся образ реальности.
Синтаксический анализ. Союзом а во второй части стихотворения отмечается не только
двухчастность стихотворения, но и противопоставленность этих частей, контрастная
композиция. На протяжении всего стихотворения наиболее частотными являются
сложносочиненные предложения, соединенные соединительным союзом и благодаря
которому создаётся ощущение безвыходности. В 1,3,5,7 строфе отмечаются
синтаксические повторы (каждый вечер). Это сигнализирует о сходстве композиционно –
тематических функций данных строк. Также благодаря лексическому повтору создаётся
впечатление, что автор использует в своём стихотворении синтаксический параллелизм
(одинаковое синтаксическое построение предложений). В данном тексте также
использованы простые предложения с однородными членами, в основном сказуемыми,
которые выполняют очень важную роль: они представляют действие многогранно, значит
более точно. Например: «смотрю, вижу». Также использована инверсия (обратный
порядок слов): «глухие тайны мне поручены», « в моей душе лежит сокровище» и многие
другие, которые усиливают выразительность речи, выделяют наиболее важные слова и
повышают интонационную выразительность благодаря тому, что важные в речи слова
переносятся в начало предложения. Выразительности речи способствует и инверсия
второстепенных членов: «горячий воздух», « тлетворный дух», «женский визг», « девичий
стан», «древними поверьями», «глухие тайны». Интонация стихотворения спокойная. Блок
чаще использует запятые и точки, обозначающие завершённость мысли. И лишь в конце
стихотворения используются восклицательные знаки, которые выражают уверенность,
эмоциональность, делают финал драматичным, явно отражающим всё состояние
«распутья», бездорожья в котором жил поэт в тот период, - в конфликте чувств, что
пробудила Незнакомка в душе героя, и своего рода бессилия, когда этот герой нехотя,
вяло, но всё же соглашается с возгласом «пьяного чудовища». С одной стороны,- «Глухие
тайны мне поручены», « Я вижу берег очарованный». С другой стороны, воля к забвению,
какая – то горестная и трагическая, вынужденная уступка злому миру, заключенная в
согласии с теми, кто всегда «рядом у соседних столиков»:
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Фонетический анализ. Фонетическая часть анализа является наиболее формальной, так
как звуковая организация текста не имеет такой очевидной и прямой связи с
содержательной его стороной, как, например лексико-семантическая организация. Между
тем фонетические средства выполняют очень важные функции, как в создании
целостности стихотворного произведения, так и в выражении его тематического развития.
Фонетические средства создают звуковое единство текста. Это выражается в процентном
соотношении согласных и гласных. В стихотворении самыми частотными являются
шумные согласные: взрывные 34%, сонорные 26%, щелевые 18 %. Среди гласных
преобладают: гласные заднего ряда среднего подъёма 16 (О), далее идут гласные среднего
ряда нижнего подъёма 15(А), а также гласные переднего ряда верхнего подъёма 15 (И), а
гласные заднего ряда верхнего подъёма встречаются 7 раз. (У). Появление героини
сопровождается редкой по красоте звукописью. В стихотворении встречаются ассонансы
(повтор гласных звуков) и аллитерации (повторение согласных звуков), создающие
ощущение воздушности образа: «И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…»; «Девичий стАн,
шелкАми схвАченный, В тумАнном движется (А) о (А) кне». Ассонансы на у придают
утончённость образу Незнакомки: И вею (У) т древними поверьями Её УпрУгие шелка, И
шляпа с траУрными перьями, И в кольцах Узкая рУка.
Фонетика стихотворения выражает пластику образа Незнакомки: шипящие передают
проникновение одетой в шелка героини в суету быта.
Поэт очень чутко слышал музыку во всём, что его окружало, и старался наполнить ею
каждое своё творение. Так вся «Незнакомка» построена на музыкальной антитезе. Для того
чтобы убедиться в этом, необходимо сравнить начала первой и второй частей
стихотворения:
По вечерам, над ресторанами
Горячий воздух дик и глух.
Поэт сознательно нагромождает труднопроизносимые согласные п, в,ч,р,д,с.т и другие и
нерегламентированно использует ударные гласные а,о,у,и.э. Всё это придаёт первой части
нестройное звучание, которому противостоит гармония второй:
И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
Здесь Блок сводит к минимуму неудобопроизносимые согласные, обращаясь к звучным
сонорным л, м, н, р. А повторение шипящих и свистящих ч, ш, с напоминает шуршание
шёлка. Одновременно поэт обращается к повторам гласных а, и, о, у, и этим добивается
напевного звучания стиха. Таким образом, можно сделать вывод, что стихотворение
своеобразно по содержанию и поэтике.
Список использованной литературы
Литература.
1. Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русской литературе», М, «Вако», 2009 г.
2. Минц Н.Г. «Блок и русский символизм», 1980.
3. Малькова Марина Юрьевна . Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка",
«Интернет и образование » Сентябрь 2011, Том 2011, № 35
4. Пути анализа литературного произведения. Пособие для учителя. Под редакцией
Б.Ф. Егорова, М.,”Просвещение”. ,81г.
5. Работа над стихом в школе. Л.В. Тодоров “Просвещение”, М., 1996 г.
6. Ю.А. Озеров . Раздумья перед сочинением .Высшая школа., 1990г., М.
7. Медведев В.И. Изучение лирики в школе, 1985.
8. Трихизько В.А. Постижение лирики, М, 1988.
9. Б.С. Локшина. Поэзия А. Блока и С.Есенина в школьном изучении Ленинград.
“Просвещение”, 1978.
10. B.C. Баевский. История русской поэзии, М.,1996.
11. И.А. Фогельсон, Литература учит. М., “Просвещение”, 1990.
12. И.Е. Каплан. Анализ произведений русской классики. Школьный курс. М., 87
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://nsportal.ru/korotkova-aneta-mikhailovna
Литература - еще материалы к урокам:
- Рабочая программа по литературе 10-11 классы
- Литературный журнал "Страна берёзового ситца"
- Презентация к 300-летию М.В. Ломоносова
- Конспект интегрированного урока в 7 классе «Картины природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» (литература, география, музыка)
- Конспект урока литературы в 8 классе "Смысл названия рассказа К. Г. Паустовского "Телеграмма"
- Презентация к вводному уроку литературы в 5 классе "Введение в литературу"