Сценарий "«Разбитая жизнь, или роза и крест» (вечер в литературной гостиной о любви в жизни и творчестве Александра Блока"

МОУ «Урусовская СОШ»
Сценарий
«Разбитая жизнь, или роза и крест»
(вечер в литературной гостиной о любви в
жизни и творчестве Александра Блока)
Провела: учитель Кузнецова Л.В.
« Разбитая жизнь, или роза и крест»
(вечер в литературной гостиной)
Вед. 1. Уважаемые гости нашего салона-гостиной! Мы приглашаем вас сегодня перелистать
вместе с нами литературный журнал, посвящённый любви в жизни Александра Блока.
Вед. 2. Любовь – это сама жизнь. С неё начинается и настоящая поэзия, и настоящие дела.
Вед. 1. Всё начинается с любви…
Твердят:
Вначале было слово!..
А я провозглашаю снова:
Всё начинается с любви!
Вед. 2.
Всё начинается с любви:
И озаренье,
И работа,
Глаза цветов, Глаза
ребёнка,
Всё начинается с любви.
Вед. 1. Пожалуй, трудно не согласиться с этими словами Роберта Рождественского.
Вед. 2. Любовь – это сердце всего. И здесь невольно вспоминаешь утверждение великого
Шекспира:
На всей земле не встретите поэта,
Дерзнувшего приняться за перо,
Не обмакнув его сперва в прекрасных
Слезах любви.
Вед. 1.Дрзнул приняться за перо, обмакнув его в прекрасные слёзы любви, и Александр Блок,
заметив:
Есть лучше и хуже меня,
И много людей и богов,
И в каждом – метанье огня,
И в каждом – печаль облаков.
И каждый другого зажжёт
И снова потушит костёр,
И каждый печально вздохнёт,
Взглянувши другому во взор.
«…»
Я сам свою жизнь сотворю,
И сам свою жизнь погублю.
Я буду смотреть на зарю
Лишь с теми, кого полюблю.
(А. Блок. Есть лучше и хуже меня…)
Вед. 2. «Чем хуже жизнь, тем лучше можно творить», - писал Александр Блок. Странные,
казалось бы, слова, но в то же время чрезвычайно справедливые. По-моему нет ни одного
художника, в жизни которого талант и страдание не шли бок о бок, как неразлучные братья-
близнецы, и не претворялись бы в результате в произведения, волнующие души современников
и потомков.
В судьбе Блока переплелось всё: любовь, мятежные страсти и исторические катаклизмы.
Вед. 1. Блок всю жизнь писал о любви: о любви небесной и любви земной. Вот строки 18-
летнего поэта:
Одной тебе, тебе одной,
Любви и счастия царице,
Тебе, прекрасной, молодой, Все жизни
лучшие страницы!
«…»
(«Одной тебе, тебе одной…»
Всегда за поэтическим образом женщины у Блока стоял реальный прототип.
(Из разных концов зала ведущие «историй» произносят свои слова.)
Вед. истории 1. За книгой «Стихов о Прекрасной Даме» стояла Любовь Менделеева.
Вед. истории 2.За «снежной маской» неизмеримо присутствовала в зимнем серебре Наталья
Волохова.
Вед. истории 3. Каждый во времена А. Блока знал: героиня цикла «Кармен» - Любовь
Андреева-Дельмас.
Вед. истории 4. А цикл «Через 12 лет» посвящён Ксении Садовской.
Вед. 2. Благословляю всё, что было,
Я лучшей доли не искал.
О, сердце, сколько ты любило!
О, Разум, сколько ты пылал!
«…»
(«Благословляю всё, что было…»)
Вед. 1. Итак, история 1, первая страница нашего литературного журнала.
Вед. истории 1. В Бад-Наугейм Блок приехал гимназистом восьмого класса. Он сопровождал
мать для лечения на водах. Курортный немецкий городок пользовался популярностью здесь
принимали ванны. Лечили и успокаивали нервы. Стоял блаженный май 1897 года. Александр
умирал от праздности и скуки и уже готов был сбежать из этого невыносимого рая. Но
появилась она…
Вед. истории 2. Статная, с чётко вылепленным профилем и завораживающим голосом. К.М.С.
(Ксения Михайловна Садовская). Она тоже томилась от атмосферы провинциального немецкого
городка. Знакомство было случайным. «Рай» был взорван, он ощутил биение сердца, первое
нахлынувшее чувство туманило разум. Она не удержалась от кокетства, завязался лёгкий флирт.
Ксении уже 18, ему – 18. Судьба столкнула недоучившегося гимназиста и жену действительного
статского советника. Он чист и юн, у нег всё ещё впереди. У неё двое детей, но она сохранила
живость характера, обращает на себя внимание мужчин. Они потянулись друг к другу.
Вед. 1. Знакомство закончилось тем, чем и должно было закончиться. Он по утрам бежал
покупать для неё розы, провожал на процедуры, старался ни на шаг не отлучаться от
возлюбленной. Она стала помыкать им, заставляла ревновать. Для него же всё было похоже на
волшебный сон. Сон прошёл, и Александру пора было возвращаться в Петербург.
Вед. 2. Казалось, что после отъезда всё прекратится, но в Петербурге их встречи продолжались.
Теперь потеряла голову она: полюбила на излёте, может, последней отпущенной ей любовью. В
этом мальчике было нечто такое, что тянуло её к нему. В ней проснулась чувственность. Она
позабыла всё: и сколько ей лет, и мужа, и детей, отдалась нахлынувшей страсти всем
существом, понимая, что такого в её жизни больше не будет, что это в последний раз.
Вед. 1. Но через год мальчик повзрослел, а повзрослев, охладел и начал взывать к её
благоразумию. Через некоторое время у неё наступило раскаяние, и она начала взывать к его
благоразумию.
Вед.2. Так продолжалось до тех пор, пока в его жизни не появилась Люба.
Вед.1. Первая любовь остыла так же внезапно, как и началась. Было больно, было жалко её, но
он ничего не мог с собой поделать. Он уже тогда знал, что любая боль проходит, и был уверен,
что Ксения смирится с потерей. К её упрёкам он относился равнодушно, к её слезам –
безучастно. Они расстались.
Вед. 2. (Снова звучит тема «Осенней песни.) Во второй раз он приехал в Наугейм в 1903 году.
Провинциальный бюргерский городок встретил тишиной, ухоженностью. Все мысли были
заняты Любой, предстоящей женитьбой. Всё, что было связано с К. М. С., развеялось, улеглось,
остались только пылкие юношеские стихи, навеянные первой любовной горячкой.
Чтец.
Луна проснулась. Город шумный
Гремит вдали и льёт огни,
Здесь всё так тихо, так безумно,
Там всё звенит, - а мы одни…
Но если б пламень этой встречи
Был пламень вечный и святой,
Не так лили бы наши речи,
Не так звучал бы голос твой!
Ужель живут ещё страданья,
И счастье может унести?
В час равнодушного свиданья
Мы вспомним грустное прости…
(«Луна проснулась. Город шумный…»)
Вед. 2. Через много лет после их первой встречи он напишет Любови Менделеевой и посвятит
ей стихи, равных которым по красоте и пронзительности мало в мировой поэзии.
Чтец.
Что ж ты потупилась в смущеньи?
Погляди, как прежде, на меня.
Вот какой ты стала в униженьи,
В резком, неподкупном свете дня!
Я и сам ведь не такой – не прежний,
Недоступный, гордый, чистый, злой.
Я смотрю добрей и безнадежней
На простой и скучный путь земной…
«…»
(Перед судом»)
Вед. 2. Итак, героиней второй истории будет Прекрасная Дама.
История 2
Вед. 1. Андрей Белый пронёсся над только начавшейся семейной жизнью Блока
разрушительным смерчем. Александр Блок понимал, что в случившемся были виноваты все
трое, и из них троих, может быть, больше всех он сам.
Вед. 2. В те годы он находился под сильным влиянием Владимира Соловьёва, философа,
богослова, поэта-мистика. Соловьёв много писал о любви.
Чтец. Смерть и время царят на земле –
Ты владыками их не зови.
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
(Вл. Соловьёв)
Вед. 1. В философских сочинениях он рассуждал о Прекрасной Даме, Вечной Женственности.
Любовь Менделеева была Прекрасной Дамой Александра Блока и в жизни, и в стихах.
Вед. 2. А ей хотелось жить и быть любимой обыкновенной земной любовью.
Но влечение Блока к ней было похоже на вспышку. Которая быстро угасла. Люба делала всё,
чтобы нормальные супружеские отношения возобновлялись, но они продлились недолго и
вскоре вовсе сошли на нет. Александр продолжал верить, что данная ему Богом Невеста, а
потом и жена – всего лишь земное воплощение божественного начала.
Люба, далёкая от мистических философствований, хотела любить и быть любимой тем, кто
стал бы за ней настойчиво ухаживать. Ухаживать стал Андрей Белый.
Вед. 1. (Звучит музыкальная тема.) Они подолгу гуляли по Петербургу, любовались невскими
закатами. Белый был готов продать имение, оставшееся от отца, и уехать с ней за границу.
Люба доводила его до умоисступления: то признавалась, что любит его и мужа, то, что не
любит обоих, то, что любит Блока как сестра, а Белого – «по земному». У Белого голова шла
кругом, но он ничего не мог поделать с этой женщиной.
Отношения внутри любовного треугольника запутались настолько, что надо было немедленно
что-то делать, хотя бы объясниться с безучастно наблюдавшим за происходящим и ни во что не
вмешивающимся Блоком. Объяснение состоялось, Белый и Люба решили уехать в Италию.
Вед. 2. Александр Блок не сделал ни единого шага, чтобы воспрепятствовать этой затее. Белый
бросился за деньгами, но у Любы вдруг переменилось настроение. Она металась и говорила, что
любит обоих, что не знает, как поступить. Через три дня Белому полетело письмо, в котором
Люба сообщала, что между ними всё кончено; она остаётся с Блоком.
Вед. 1. В конце концов Белый уехал в Москву, а потом за границу. Но семейный круг
распался, начались Любины увлечения, а Блок всё чаще возвращался в воспоминаниях к своей
первой любви…
Чтец.
Золотистою долиной
Ты уходишь, нем и дик,
Тает в небе журавлиный
Удаляющийся крик.
Замер, кажется, в зените
Грустный голос, долгий звук.
Бесконечно тянет нити
Торжествующий паук.
Сквозь прозрачные волокна
Солнце, светит не тая,
Праздно бьёт в слепые окна
Опустелого жилья.
За нарядные одежды
Осень солнцу отдала
Улетевшие надежды
Вдохновенного тепла.
(«Золотистою долиной…»)
История 3.
Чтец. И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжёлозмейных волосах.
Я опрокинут в тёмных струях
И вновь вздыхаю, но любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вьюгах вкруг тебя.
И ты смеёшься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, глядясь в живые струи,
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице.
(«Снежное вино»)
Вед. 1. Театр Комиссаржевской открылся 10 ноября 1906 года. Демонстрировали «Геду Габлер»
Ибсена. Несмотря на дороговизну, билеты были раскуплены. Блоку спектакль не понравился, он
нашёл, что режиссёр не понял Ибсена, а актёры поэтому не смогли его сыграть.
Вед. 2. Но всю осень Блок ходил в театр на Офицерской. Тогда шла репетиция спектакля под
названием «Балаганчик».
В нём играла Наташа…
Сейчас для него это было главное. То, что поначалу казалось обычным увлечением, оказалось
страстным влечением.
Вед. 1. 30 декабря состоялась премьера. Зал был переполнен. На сцене начали разыгрывать
вечную драму на тему любви и смерти, где низкое сливалось с высоким, трагедия – с балаганом.
Спектакль не оставил публику равнодушной. Успех решили отпраздновать в дружеском кругу.
Устроили «бал», дамы были в маскарадных костюмах, мужчины – в чёрных полумасках. Блок
пришёл с любой. В числе приглашённых были Г. Чулков и С. Городецкий. На этом вечере
танцевали, общались и даже объяснялись друг другу в любви. Люба кокетничала с Чулковым.
Блок ни на шаг не отходил от Натальи Волоховой. На ней было длинное со шлейфом светло-
лиловое платье. Они отпускали друг другу иронические реплики, но что-то в этой иронии
таилось неопределённое, волнующее, ускользающее.
Вед. 2. На Новый, 1907 год, он прислал ей коробку роз и стихи «Я в дальний мир вошла, как в
ложу…». За 10 дней он написал цикл из 30 стихов – «Снежную маску».
Чтец.
Смотри: я спутал все страницы,
Пока глаза твои цвели,
Большие крылья снежной птицы
Мой ум метелью замели.
Как странны были речи маски!
Понятны ли тебе? - Бог весть!
Ты твёрд знаешь: в книгах – сказки.
А в жизни – только проза есть.
Но для меня не разделимы
С тобою – ночь, и мгла реки,
И застывающие дымы, И рифм
весёлых огоньки
Не будь и ты со мною строгой,
И лаской не дразни меня,
И в тёмной памяти не трогай.
Иного – страшного – огня.
Вед. 1. Всю зиму они, как юные влюблённые, то бродили по заснеженному Петербургу, то
гнались сквозь ночь и метель на лихаче. Жизнь перепуталась с литературой, действительность с
фантазией, всё было прозрачно и зыбко, похоже на сон и обман: и луна, и холодные мерцающие
звёзды. Предчувствие гибели и обречённости граничило со страстью и неотвратимостью
разлуки.
Вед. 2. В апреле «Снежная маска» вышла в свет. Александр подарил Наташе изящно изданный
томик. Она раскрыла книгу и прочитала: «Посвящаю эти стихи тебе, высокая женщина в чёрном
с глазами крылатыми и влюблёнными в огни и мглу моего снежного города».
Вед. 1. Роман длился 2 года и был для Блока мучительным и радостным. На людях Александр
оставался всегда лёгким, вдохновлённым и стремительным. Но любовь его к Волоховой томила,
она не несла желанного успокоения. Наталья манила его за собой. За «снежной маской» таились
силы и упорство, стремление подчинить его себе, желание властвовать. Этого Александр боялся
больше всего. Временами у него не было сил сопротивляться, он терялся, робел перед её не
терпящим возражения тоном. Наталья была бледна, тонка и высока. Казалось, что её сжигает
какой-то внутренний огонь. Блок чувствовал, что в этом огне они могли сгореть оба. Долго так
не могло продолжаться.
Вед. 2. Надо было либо решительно рвать с Любой и жениться на Наталье, либо рвать с
Натальей и возвращаться к Любе. Он не мог решиться ни на то, ни на другое. Загнав себя в
ловушку, он разрывался между двумя женщинами и не находил выхода. Он всегда придавал
своим влюблённым мистические черты, а его возлюбленные всегда оставались женщинами из
плоти и крови и были от мира сего. Когда он понял, что и Наталья из их числа, пришло
прозрение.
Вед. 1. Развязка наступила весной 1908 года. Нервы у обоих были напряжены, их объяснения
привели к окончательному разрыву. Снежная маска растаяла, всё закончилось, прошло.
Остались только стихи «Я помню длительные муки…»
В дневнике Блок написал: «Не было любви, была влюблённость». Влюблённость кончилась, всё
остальное сгорело. Он вернулся к разбитому семейному очагу.
Чтец.
Тайно сердце просит гибели,
Сердце лёгкое. Скользи…
Вот меня из жизни вывели
Снежным серебром стези…
Как над тою дальней прорубью
Тихий пар струит вода,
Так своею некой поступью
Ты свела меня сюда…
Завела, сковала взорами
И рукою обняла,
И холодными призорами
Белой смерти предала…
И в какой иной обители
Мне влачиться суждено,
Если сердце хочет гибели,
Тайно просится на дно?
(«Тайно сердце просит гибели…»)
История 4.
Вед. 1. Ах, как она была хороша, эта медноволосая Кармен! Как божественно Пеле, как
держалась на сцене! Она околдовала его, и он влюбился в оперную диву, позабыв всё на свете. В
новый театр Музыкальной драмы он приходил только на «Кармен», только на Андрееву-
Дельмас. Андреевой она была по мужу, потом взяла сценический псевдоним Дельмас. Она пела
в «Аиде», «Каменном госте», но его влекла только Кармен. Он написал ей анонимное письмо, в
котором признавался в любви. Но он скрыл, что при виде её испытывает робость и
неуверенность. 35-летний поэт бродил вокруг её дома и никак не решался познакомиться с нею.
Вед. 2. 2 марта Блок вновь пришёл в театр. Но пела другая актриса. Сама Андреева была в зале.
Он пересел на другой ряд и неотрывно смотрел на неё. В этом взгляде было столько страсти и
любви! И она обернулась. После второго акта Андреева ушла из театра. Блок бросился вслед.
Он спешил, строчки налезали одна на другу: «…я не мальчик, я много любил и много
влюблялся… Когда я увидел вас без грима и совершенно не похожей на вашу Кармен, я потерял
голову ещё больше, чем когда я видел вас на сцене… Я совершенно не знаю , что мне делать
теперь…»
Вед. 1. Его представили Любови Александровне. Но он опять, как мальчишка, не решился на
знакомство и убежал из театра. Но на следующий день послал ей розы, а через швейцара
передал первые посвящённые ей стихи.
Чтец.
Как океан меняет цвет,
Когда в нагромождённой туче Вдруг
полыхнёт мигнувший свет,
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть.
И кровь бросается в ланиты,
И слёзы счастья душат грудь
Перед явлением Карменситы.
(«Как океан меняет цвет…»)
Вед. 2. Когда»Кармен»шла в сезоне последний раз, Блок оставил для неё номер телефона с
просьбой позвонить. Она позвонила во втором часу ночи.
Чтец.
Ты – как отзвук забытого гимна
В моей чёрной и дикой судьбе.
О. Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе.
Внешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть –
Как гитара, как бубен весны!
И проходишь ты, в думах и грёзах,
Как царица блаженных времён,
С головой, утопающей в розах,
Погружённая в сказочный сон.
Спишь, змеёю склубясь прихотливой,
Спишь в дурмане и видишь во сне
Даль морскую и берег счастливый,
И мечту, недоступную мне.
Видишь день, беззакатный и жгучий
И любимый, родимый свой край,
Синий, синий, певучий, певучий,
Неподвижно-блаженный, как рай.
В том раю тишина бездыханна,
Только в куще сплетённых ветвей Дивный голос
твой, низкий и странный,
Славит бурю цыганских страстей.
(«Ты – как отзвук забытого гимна…»)
Вед. 2. В марте 1914 года стихи, обращённые к Дельмас, сложились в цикл «Кармен».
Вед. 1. Два месяца они почти не расставались. Стояли белые ночи, они ездили в театр,
увлекались кинематографом. Любовь Андреева-Дельмас вернула его к жизни. Всё стало
музыкой и светом, Александр купался в этой стихии. И искренне пытался наладить с ней
«земное» счастье. Блок сходил с ума и был готов на безрассудные поступки. Но она не могла
любить так, как он. В его орбите сгорали все, женщины не выдерживали сильного чувства…
Вед. 2. Вскоре Александром овладели беспокойство, тревога, тоска. Он искренне мечтал о
счастье, но у него ничего не получалось. Любовь Андреевой-Дельмас сумела продержать его в
плену у счастья, но только в плену, так как само счастье ему, художнику, было недоступно.
Седьмого июня Блок уехал в Шахматово, она в Чернигов.
Вед. 1. Закрывая последнюю страницу нашего журнала, прочитаем строфы стихотворного
шедевра Александра Блока.
Чтец.
«…»
Что ж делать, если обманула
Та мечта, как всякая мечта,
И что жизнь безжалостно стегнула
Грубою верёвкою кнута?
Не для нас ей, жизни торопливой,
И мечта права, что нам лгала, -
Всё-таки когда-нибудь счастливой
Разве ты со мною не была?
Эта прядь – такая золотая
Разве не от прежнего огня? –
Страстная, безбожная, пустая,
Незабвенная, прости меня!
(«Перед судом»)
Вед. 2. Женщины восхищались им, боготворили, преклонялись, но – любили ли? Наверное, нет,
и по-человечески понять их можно. Всё на какие-то высоты тянул, а им, земным, было так
холодно там, неуютно и страшно.
А ему? Ему, может, ещё холодней и ещё страшнее…
(Вновь звучит музыка «Баркарола» Чайковского. Вечер завершён.)
МОУ «Урусовская СОШ»
«Он баснями себя прославил»
(о жизни и творчестве И.А. Крылова)
Провела: учитель Кузнецова Л.В.
Вед. 1. И.А. Крылов родился в 1769 г. в г. Москве, в семье армейского офицера, который до
капитанского чина дослужился из рядовых.
В тринадцать лет Иван Андреевич Крылов приехал в Петербург. Он уже чувствовал, что в
этом городе когда-нибудь сбудутся его мечты. Здесь он станет известным драматургом, а потом
начнёт писать басни, которые будут читать и запоминать наизусть вся Россия. И на службу его
назначат полезную: в Публичную библиотеку, которую Иван Андреевич и откроет для публики
вместе со своими друзьями-коллегами.
Вед. 2. Чистой литературой писатель никогда не занимался – приехав в Петербург, он стал
сначала журналистом, а потом библиотекарем, а начал литературную деятельность Иван
Андреевич как драматург, автор произведений для театра, но прославился он своими баснями.
В баснях Крылова обычно действуют не люди, а звери. Но ведут они себя по-человечьи –
спорят, ссорятся, мирятся.
Инсценировка басни «Квартет»
Вед. 1. Басни Крылова легко запомнить, такие они ясные и складные, а многие фразы из них
стали крылатыми словами: «ларчик просто открывался», «кукушка хвалит петуха», «Васька
слушает да ест» - говорим мы в подходящий момент, порой даже не думая, что слова эти
впервые произнесли герои басен Крылова.
Вед.2.Басни Крылова стали, как сказал Гоголь, «… книгой мудрости самого народа».
Подлинная народность, живописный и неиссякаемый по своему богатству язык делают
творчество Крылова вершиной развития русской басни, ставят писателя в ряд мировых
корифеев этого жанра.
Вед. 1. Почти каждая басня Ивана Андреевича Крылова живо откликалась на какое-нибудь
общественное явление или животрепещущий вопрос, занимавший современников. Широко
известны, например, басни, посвящённые Отечественной войне 1812 года. Одна из них, «Волк
на псарне», была всеми принята с особым восторгом. В ней под видом Волка был высмеян
Наполеон, а под Ловчим подразумевается Кутузов. Позвольте напомнить вам некоторые факты
тех событий. Находясь в Москве, тщетно ожидал Наполеон депутации от русских. Тогда он
послал генерала Лористона к Кутузову с предложением мира. Это было выгодно французской
армии. Но Кутузов на это ответил: «Меня проклянёт потомство, если признают меня первым
виновником какого бы то ни было перемирия. Таков действительный дух моего народа».
Крылов собственноручно переписал эту басню и отдал жене Кутузова, которая отправила её
мужу в письме. Кутузов прочёл басню вслух офицерам после сражения под селом Красное.
Чтец.
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор –
Почуя серого так близко забияку,
Псы залелись в хлевах и рвутся вон на драку.
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьём, иной с ружьём.
«Огня! – кричат,- огня!» Пришли с огнём.
Мой волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,
Пустился мой хитрец в переговоры.
И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?
Я ваш старинный сват и кум.
Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…» - «Послушай-ка, сосед, -
Тут ловчий прервал в ответ, -
Ты сер, а я , приятель сед.
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Вед.1.Слово у Крылова приобретает различную стилевую окраску в зависимости от идейной
направленности басни, в зависимости от того, кто, какой персонаж является его носителем.
Вед.2.Заслугой Крылова и было превращение басни из моральной аллегории в жгучую
сатиру. Сказочными басенными образами Крылов зачастую говорил ту суровую и смелую
правду о притеснении и угнетении сильными и знатными простых тружеников, которую трудно
было высказать прямо, открыто в России тех лет.
Вед.1.Предметом художественного постижения в баснях Крылова стала обыденная,
исторически возникшая жизнь нации, в басенную сатиру Крылова мощным потоком хлынуло
народное просторечие. Крылов высветил народные этические нормы, продвинул вперёд
самосознание нации и обогатил литературный язык формами устной народной речи.
Вед.2. Мудрость народных пословиц, яркость и меткость народной речи, пленительный
колорит русских сказок – всё это воплотилось, ожило, зазвучало в баснях Крылова. Корни
реализма его басен, живописности их языка следует искать не столько в книжных источниках, а
прежде всего в народном творчестве.
Вед.1. За басенными образами Крылова стоит народная мудрость, веками накопленный опыт
народа, в них выражено не только индивидуальное мнение автора, но и то отношение к миру,
которое обосновано на обобщённом, коллективном опыте народа. Это сказалось как в самом
характере басенной морали, в той народной мудрости, которая лежит в основе крыловских
басен, так и в их художественной структуре.
Вед.2. Пушкин и Белинский высоко ценили басни Крылова. Александр Сергеевич называл его
«истинно русским поэтом» с «лукавством ума, с насмешливостью и живописным способом
выражаться». Крылов – писатель-реалист. Он рисует в своих баснях всю Россию со Львом –
царём в о главе, Россию чиновников – взяточников и грабителей; помещиков-тунеядцев и
угнетателей. В его баснях ярко показана и Россия крестьянская, трудовая, угнетённая. Басни
Крылова – не общие нравоучения вневременного, внеисторического порядка, а острые сатиры,
написанные на злобу дня.
Венд.1. Язык Крылова – это подлинно народный, реалистический русский язык. Он
пользуется в своих баснях меткими образными выражениями, которое сделали его произведения
незабываемыми, живым источником мудрости.
Вед.2. Иван Андреевич Крылов принадлежал к кругу лучших российских литераторов, его
талант высоко ценил сам Державин. Иностранцы, так же как и русские, почитали талант
Крылова. Басни его, особенно те, в которых больше национальной прелести, были переведены
более чем на пятьдесят языков мира.
Вед1. Басни Крылова – совершенны по силе выражения, по красоте формы, по мастерству и
живости рассказа, тонкому юмору и чисто народному языку. Знаменитый баснописец
безжалостно казнил смехом всякие недостатки человеческого рода, всякое зло, разнообразные
виды глупости и пошлости, приписывая эти недостатки животным, и делал это с блеском.
Забавой он людей исправил.
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не забудут эти были,
Пока по-русски говорят.
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Чтение басен И.А. Крылова (по выбору учащихся.) наизусть.