"Размышляем о прочитанном" (тексты для сжатого изложения в 8 классе) для уроков литературы и русского языка

Тексты для сжатого изложения
(по материалам произведений художественной литературы -8 класс)
г.Рыбинск Ярославской области, учитель1категории Королькова И.Г.
Может ли любовь желать зла?
Мне всегда казалось, что любовь – это светлое, доброе, теплое чувство. Оно с детства
для меня было связано с мамой - самым родным, дорогим, бескорыстно любящим меня
человеком. Эту любовь я читал в мамином взгляде, она исходила от добрых маминых рук.
Она, эта любовь, лечила меня, оберегала, восполняла, утешала и поднимала мои, еще не
оперившиеся, крылья.
Может ли любовь желать зла? Не прощать. мстить, подавлять волю, толкать на
предательство, на измену? Думаю, нет. Однозначно – нет. Любовь предполагает
верность: без веры человеку и в человека любовь быстро остынет, как одинокий уголёк,
выпавший из костра. Любовь – это всегда жертва, добровольная, бескорыстная,
сладостная жертва. Любя кого-то, разве можно помнить о себе и своих интересах?! Мне
всегда странно слышать, что любовь кого-то сделала несчастным, кого-то погубила…
Например, Андрия из «Тараса Бульбы» или Швабрина из «Капитанской дочки»… Да,
Андрий влюбился в полячку. Но перечеркнул все, что было ему ранее дорого, растоптал,
предал. Любовь в этом виновата? Нет, не любовь, а неправильная расстановка жизненных
ценностей или приоритетов. А Швабрина разве любовь толкнула на измену присяге, на
клевету, на насилие….? Нет, не любовь, а эгоизм, оскорбленное самолюбие, упорство в
достижении своих преступных целей.
Можем ли мы говорить, что любовь, как шоколад, дается всем разная: у кого-то белая,
у кого-то темная, кисло – горькая или сладкая? От чего зависит способность человека к
любви? Любовь, думается мне, как катализатор. Именно в любви усиливаются в
несколько раз и обнаруживаются природные свойства и качества человека: злого и
эгоистичного человека любовные потрясения делают более злым и эгоистичным, а
доброго и щедрого - более добрым и более щедрым. Кто бы мог подумать, что за
невзрачной фигурой дворянского недоросля, Петра Гринева, скрывается такая сила духа,
такой характер и такая готовность к самопожертвованию! А ведь все это заложено было в
нем еще в детстве. Береги платье снову, а честь смолоду!
Честь имею
Наверное, вам приходилось слышать, как военные, прощаясь, вместо «до свидания»
говорят «честь имею». Что же такое честь? И разве только военнослужащие должны
иметь честь? Вот мы говорим о чести девушки, женщины, которая заключается в
целомудрии, хранении себя. Мы говорим о чести гражданина, которая не совместима с
поведением, порочащим страну и народ. Всем с самого раннего детства известно и
понятно значение слова «честный» - оно заложено в междометиях «честное слово» или,
как в советские времена, «честное пионерское», «честное комсомольское»… Честное
значит правдивое, без компромиссов, без оправданий, то есть надёжное, верное, стоящее.
Наглядный пример честности и подлости, на мой взгляд, можно найти в «Капитанской
дочке» А.Пушкина. Например, Петр Гринев честен в отношениях с Пугаёвым: не лжёт,
говорит правду, несмотря на то, что «правда» может стоить ему жизни. Он верен слову,
верен присяге. Он честен в отношениях с Марьей Ивановной: не склоняет ее к постыдным
отношениям, порочащим девичью честь, но готов ради спасения Маши даже на смерть, и
на суде не впутывает имя капитанской дочки, оберегая ее честь. Он не опорочил честь
мундира, честь дворянина… Гринева можно назвать честным человеком. Надо сказать, в
повести Пушкина много персонажей, которых можно было бы назвать людьми честными
и благочестивыми: Марья Ивановна, Василиса Егоровна и Иван Кузьмич, Савельич. Даже
Пугачёву, несмотря на его злодейские «подвиги» знакомо понятие чести: и сироту
обижать не дозволяет, и слово свое держит.
Есть в русском языке такие понятия, как «благочестие» и «честолюбие». Несмотря на
то, что один из корней «честь», значения у слов разные. Благочестие – это хранение чести
в чистоте, целомудрии и благости, а честолюбие – стремление к чести любым путём.
Швабрин – антагонист, т.е. полная противоположность Гриневу: для этого человека
понятия чести чужды. Всеми его действиями и поступками руководит не понятие о чести,
а эгоизм, себялюбие и гордыня. «Честолюбивым» его назвать можно – «честным» нет.
Дрался же Швабрин на дуэли, защищая «честь»! Вот только как можно защищать то, чего
нет?! И нужно ли честь вообще защищать?! Как говорят мудрецы: «Если сам себя не
опорочишь, никто тебя не сможет очернить».
Нельзя обмануть доверие…
Нельзя обмануть доверие… Нельзя обмануть доверие ребёнка, женщины, любящего
человека… Доверие – это когда настолько верят другому человеку, что вверяют ему всего
себя, без остатка. Так доверять может только открытая душа…Потому особенно
болезненны удары, которые получаешь от близких. Все хорошо помнят знаменитые
слова, сказанные Лисом Маленькому принцу: «Ты навсегда в ответе за тех, кого
приручил». «Приручил» нужно понимать не в буквальном смысле - «сделал ручным»,
приручил то есть приучил доверять.
Трудно понять, осознать, что же такого ужасного сделал господин Н.Н. Кажется, он
сделал все правильно: он не воспользовался преданностью невинной души, не поддался
нахлынувшим мужским чувствам, предупредил даже Гагина о встрече с Асей. Господин
Н.Н. повел себя вполне порядочно и поступил разумно. Но почему так скребет у него на
сердце? Почему он оправдывается перед Асей? В чём оправдывается? Почему он все
время говорит о своей порядочности? Кого пытается в ней убедить? И вот уж
неожиданная развязка: Ася исчезает из его жизни, как лёгкий утренний туман, как
майское дыхание ландыша. Исчезает навсегда. Оставляет лишь упрёк: « Я ждала от Вас
одного только слова, но Вы его не сказали». Ася – натура цельная: уж если полюбила, то
всецело, без остатка готова вверить себя любимому. Ей не нужна его светская условная
«честность», «порядочность» - в своем избраннике она ожидает готовности принять ее
любовь, ее доверие, всю ее жизнь как дар.
Нельзя обмануть доверие… Нельзя обмануть доверие ребёнка, женщины, любящего
человека…Все эти разговоры о крыльях… О чувствах, которые способны поднять
человека от земли. Звуки вальса, будто бы парение в танце. Разговоры о книгах,
способных развить неопытную душу… Ася судила по себе. Она думала, что человек
всегда говорит то, что чувствует. Говорит то, что знает по опыту. То, что испытала его
душа. Она предположила в господине Н.Н. присутствие высокой души, сильного
характера, способного переступить через все условности мира ради единственной любви.
Ее воображение наделило возлюбленного теми качествами и чертами, которыми он не
обладал или которые в нем самом были ещё не раскрыты. Виновен ли он в том, что
оказался героем не её романа? Обманул ли ее доверие? Приручил ли ее? И почему же все-
таки тяжело было у него на душе?
Домострой
Уж сколько написано, сказано об изменении нравов, о моде, о смене поколений….
Кажется, добавить нечего! Но берешь любой шедевр русской классики Пушкина,
Лермонтова, Тургенева, Куприна – и снова невольно начинаешь предаваться все тем же
размышлениям - о нравах …
Вот, например, читаешь «Песню про царя Ивана Васильевича да удалого купца
Калашникова…» М.Ю. Лермонтова. Все в укладе и домашнем быту купеческой семьи
вызывает неподдельный интерес. Вот молодая женщина, мать двоих малолетних детей,
идет на Вечерню в церковь, вот перед Образом, в Красном углу, мерцает лампада – в
достатке живет, а о душе попечение имеет. Вот красоту своей молодости прячет под
фатой от бесстыдных мужских взоров, волосы длинные в косы убирает. Степан
Калашников братьев на верную смерть зовет – те не смеют старшего брата ослушаться и
честь рода своего им всем дороже жизни. Перед нами прямо-таки самая настоящая
патриархальная семья! И ведь не только Калашниковы так жили! Побледнел же
Кирибеевич, как узнал, душегубец, в супротивнике обиженного мужа опозоренной Алены
Дмитриевны! Знал же, басурман, что перед Богом отвечать придется за то, что посягнул
на святое: захотел взять чужую жену, разрушить то, что Бог венцом соединил.
Несколько столетий на Руси правила мирской, семейной и духовной жизни регулировал
«Домострой». В нем можно было найти исчерпывающие ответы на все вопросы: как
воспитывать дочерей и сыновей, как вести себя дома и в гостях, как должна была вести
себя добрая жена, справедливый муж и вежливые дети. Появился этот рукописный свод
житейских законов еще в конце XV века в Новгороде, он был популярен в домах
новгородской знати. Постепенно он постепенно обогащался новыми рекомендациями и
советами, пока наконец В XVI веке московский церковный деятель, духовник и
сподвижник Ивана Грозного, протопоп Сильвестр не собрал все воедино. Само название
«Домострой» уже заключает в себе большой смысл: дом строить значит созидать семью
на высоко нравственных началах.
Как же часто мы, нынешние люди, забываем о том, что главное в доме не стены, не
крыша, а люди, живущие в нем. И крепость любого Дома напрямую зависит от тех
ценностей, на которые ориентируются все насельники и обитатели этого самого Дома.