Жанрово-стилистические особенности ранних рассказов АП. Чехова

Тема урока:
жанрово-стилистические особенности ранних рассказов АП. Чехова
Цели урока:
Образовательные:
выявить особенности раннего творчества А.П. Чехова, тематику, проблематику
его сатирических и юмористических рассказов, некоторых приемов создания
комического (на примере рассказов «Толстый и тонкий», «Пересолил», «Смерть
чиновника»);
совершенствовать навыки выразительного чтения, исследовательской работы с
текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении,
коммуникативные навыки учащихся;
расширить познания учащихся о жизни и творчестве А.П. Чехова;
помочь обучающимся увидеть индивидуальность писателя через
художественные особенности его произведений.
Развивающие:
развивать навыки самостоятельной работы с текстом;
развивать способность к самостоятельному мышлению;
развивать умение высказывать и аргументировать свое мнение;
прививать интерес к творчеству А.П. Чехова.
Воспитывающие:
воспитывать любовь к русской литературе и родному языку;
воспитывать стремление к совершенствованию устной и
письменной речи.
Методические приемы:
лекция с элементами беседы;
составление таблиц «Жанровые особенности ранних рассказов А.П. Чехова»;
«Стилистические особенности ранних рассказов Чехова
анализ ранних рассказов А.П. Чехова;
аналитическая беседа.
Оборудование:
тексты ранних рассказов А.П. Чехова;
Эпиграф к уроку:
«Краткость - сестра таланта».
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и
мысли». А.П. Чехов
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя
«Через столько мировых катастроф, через три войны, через три революции прошла
юмористика Чехова. Сколько царств рушилось вокруг, сколько прогремело
знаменитых имен, сколько сменилось литературных течений и мод, а эти чеховские
однодневки как ни в чем не бывало живут и живут до сих пор, и наши внуки так же
хохочут над ними, как хохотали отцы и деды. То, что считалось безделками, оказалось
нержавеющей сталью».
Эти слова принадлежат Корнею Ивановичу Чуковскому - всем вам известному автору
«Доктора Айболита», «Мухи Цокотухи» и других остроумных и забавных детских
книжек.
Юмористические рассказы Чехова, о которых у нас с вами пойдет речь, сегодня
относятся к раннему его творчеству. Тогда еще совсем юный Антоша Чехонте
(прозвище, полученное в гимназии, и литературный псевдоним) напропалую взахлеб
писал фельетоны, юморески, очерки и рассказы для нескольких журналов и газет. В
1886 г. вышел сборник «Пестрые рассказы». Их было много, и они действительно
были пестрыми: веселыми, печальными, ироническими, злыми, карикатурными,
добрыми.
«В городах наших нет... никаких веяний, а есть застой, глупость, бездарность», - писал
Чехов и мог бы еще прибавить: ложь, хамство, низкопоклонничество, пошлость... Но
«Чехову мало было внушить сострадание к тем, кого мы склонны любить и кому
привыкли сочувствовать. Он стремился вызвать в нас горячую жалость к несчастным,
даже наперекор нашим симпатиям и вкусам». Он высмеивал человеческие пороки,
издевался над глупостью и трусостью, смеялся над невежеством и лицемерием, но все
его герои предстают перед нами «как бы озаренные милосердием Чехова».
Он - сын разорившегося купца из Таганрога, врач по профессии и по духу своему
подвижник - знал не понаслышке жизнь своих персонажей. Кем бы они ни были -
чиновниками, купцами, солдатами, монахами, лакеями и аристократами, мужиками,
генералами, нищими, актерами, помещиками... Работая в отцовской лавке, давая
уроки, путешествуя, учась в Московском университете, практикуя врачом, жадно и
радостно Антоша Чехонте познавал окружающий пестрый мир российской жизни
конца XIX века и переносил его на бумагу.
Он был невероятно гостеприимным, хлебосольным человеком, ему всегда были
интересны люди. Он обожал розыгрыши и мистификации, любил дурачиться в
компании, обожал рыбалку, лес, трепетно, любовно относился ко всему живущему -
цветам, зверям, людям. Выйдя из рабьей среды (мещанской, пошлой, грязной) и
возненавидев ее такой испепеляющей ненавистью, которая впоследствии наполнила
все его книги, он еще подростком пришел к убеждению, что лишь тот может бороться
с обывательским загниванием человеческих душ, кто сам очистит себя от этого гноя...
Потребовались героические усилия воли, чтобы рожденный в приниженном,
скопидомном быту, где кланялись каждой кокарде и пресмыкались перед каждым
кошельком, он мог выработать в себе такую великолепную гордость.
Вот отрывок из письма Чехова: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек,
сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на
чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям,
благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без
калош (т.е. в негодной обуви), дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у
богатых родственников, лицемеривший и Богу, и людям без всякой надобности,
только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек
выдавливает из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро,
чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».
Этим молодым человеком был сам Антон Павлович Чехов. Чувство уважения к себе,
собственного достоинства — вот что было главным для не