Диалоговая технология на уроках литературы

Диалоговая технология на уроках литературы
Автор: преподаватель
русского языка и литературы Бекренева Т.Г.
Только в диалоге развивается способность
мыслить. В беседе, спрашивании создаются
условия для взаимодействия понимающих
сознаний.
М. М. Бахтин
Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение
стандартов нового поколения определяют цели и задачи, решение которых требует
высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках
СПО, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать
полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве,
продуктивно работать, эффективно сотрудничать.
Задача преподавателя заключается в том, чтобы студенты соответствовали этим
критериям, и на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность преподавателя
и обучающегося. На протяжении всей моей педагогической деятельности возникают
вопросы: "как учить?", "как учить результативно?" Чтобы ответить на эти вопросы, я
изучаю, а затем использую на занятиях современные педагогические технологии.
К современным педагогическим технологиям относятся:
1. Технологии личностно-ориентированного обучения.
2. Проектные технологии.
3. Диалоговые технологии.
4. Игровые технологии.
5. Информационно-коммуникационные технологии.
6. Здоровьесберегающие технологии.
В своей работе я хочу остановиться на использовании диалоговой технологии на
уроках литературы. Я считаю, что уроки литературы на современном этапе это не
просто предмет, который относится к общеобразовательному циклу, а основа
нравственного воспитания личности. Без духовности знания губительны. Рассмотрение
художественного произведения в диалоговом режиме дает возможность глубже изучить
материал, выявить пробелы знаний, определить правильность позиции обучающихся.
Данный вид урока позволяет сочетать разнообразные виды человеческой деятельности
мыслительной, речевой, коммуникативной. Уроки способствуют развитию творческого
воображения, памяти, речи, обогащению внутреннего мира, духовному становлению
личности. Внедрение диалоговых форм обучения также способствует тому, что у
обучающихся развивается критическое мышление и культура.
Диалоговая технология представляет собой последовательность следующих этапов:
1-й этап - подготовительный. На этом этапе происходит постановка целей; поиск и
оформление проблемы; подбор приемов, позволяющих достичь цели.
2-й этап вводный: создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной
атмосферы, актуализация необходимой информации, стимулирование интереса к
проблеме.
3-й этап основной: обсуждение вопросов в микрогруппах; выступление с заранее
подготовленным сообщением; постановка вопросов, не предполагающих однозначных
ответов; формулировка проблемы, размышление над проблемой; привлечение
разнообразных источников информации; осмысление позиций; аргументированные
выступления.
4-й этап - итоговый, заключительный: оценка текущих результатов, анализ и осмысление
диалога.
Основные виды и формы диалоговой технологии, используемые на моих уроках:
диспут; дискуссия; конференция; интервью; игра-соревнование.
Опираясь на свой педагогический опыт, я могу сказать, что на уроках студенты не
хотят говорить. Возможно причина в том, что студенты не могут найти нужных слов
для того, чтобы выразить свое мнение; обсуждаемые проблемы не касаются их лично, а
потому сказать им нечего; они стесняются своих сокурсников, преподавателя.
Поэтому моя задача создать атмосферу живого общения, задать такой вопрос, на
который хотелось бы ответить. И я не всегда предлагаю готовые вопросы, а учу своих
студентов находить такие вопросы. Для этого на своих занятиях для обучения
диалоговому взаимодействию я использую работу в группах. Это могут быть пары или
небольшие группы по 4 человека. Чаще использую работу в малых группах, так как к
первому курсу студенты уже умеют работать таким образом. Но постепенно перехожу и к
работе в парах, так как это более сложный вид работы.
Всем группам может быть предложен один и тот же вопрос, например: самоубийство
Катерины: слабость, неосознанный протест или единственный выход? Вам хочется
осудить или оправдать Обломова? Как объяснить слова Блока: «Я мог бы сжечь все свои
произведения, кроме «Стихов о Прекрасной Даме»?
Можно предложить группам различные вопросы и задания; тогда отчет будет напоминать
конференцию.
Может показаться, что для использования приемов диалогового взаимодействия нужна
большая подготовительная работа, но это не так. Работа в группах может осуществляться
на каждом уроке в ходе небольшой игры. Например, когда мы завершаем изучать роман
«Преступление и наказание», я отправляю несколько листов, на которых написаны
вопросы: расскажите подробно, какое впечатление произвел на вас Родион Раскольников
при первом знакомстве с ним? Какая теория привела Раскольникова к преступлению?
Внимательно проанализируйте ее, опираясь на текст, и докажите ошибочность его
суждений. Что составляет сущность характера Сони? Почему Родион соглашается с
Соней и идет каяться за содеянное преступление? Как Достоевский показывает наказание
Раскольникова? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры из текста.
Каждая группа отвечает на часть вопросов и передает лист другой. Вторая группа
продолжает ответ и передает третьей, и так до конца.
А можно предложить одним группам придумывать вопросы, а другим отвечать на
них. А потом группы могут поменяться. Например, вспоминая жизненный путь
М.Горького, студенты предлагают друг другу ответить на такие вопросы: о ком говорил
писатель: «…изумительно добрая и самоотверженная старуха, о которой я всю жизнь буду
вспоминать с чувством любви и уважения». Как появился псевдоним М.Горький? Кто
произнес эти слова: «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе…»
Когда повторяем биографию А.П.Чехова, студенты предлагают такие вопросы:
история возникновения псевдонима Чехонте. Какая «особая примета» была вписана в
паспорт Чехова? Как называл себя А.П.Чехов: писателем, литератором, лекарем?
Сколько троек было в аттестате А.П.Чехова? Согласно легенде А.П.Чехов начал сочинять
почти случайно, чтобы…….
Как я уже отметила, работа в парах это более высокий уровень диалога. Для такой
работы я заранее предлагаю следующие вопросы: какие основные темы развивает
русская литература второй половины 19 века? Подтвердите свой ответ примерами из
художественных произведений. Как вы думаете, почему И.С.Тургенев не отвечает прямо
на вопрос «что надо сделать, чтобы вывести страну из кризиса?», а указывает на лучших
представителей дворянства («Если таковы сливки, то каково же молоко?»)? Какие, по
вашему мнению, неожиданные и нелепые поступки совершает Флягин в повести
«Очарованный странник»? Почему? (Ответьте, используя текст). В чем смысл эпилога
романа-эпопеи «Война и мир»?
Студенты отвечают на вопросы, аргументируя свой ответ, так я провожу урок
конференцию. Студентам нравится такой вид работы, они активно включаются в процесс,
развивают свою речь и учатся слушать друг друга.
На втором курсе начинаем изучать поэзию «Серебряного века». Я замечаю, что
поэзию изучать всегда труднее, чем прозу, поскольку она требует эмоционального
отклика, душевного сопереживания. А на знакомство с творчеством поэта у нас бывает
всего 1-2 часа. Передо мной стоит задача: как построить разговор, чтобы студенты не
только могли составить представление о творчестве автора, но и вступить в диалог друг с
другом? Для этого я готовлю следующие вопросы и задания:
1. О чем пишет поэт?
2. Выпишите самые яркие, запомнившиеся, понравившиеся строчки.
3. Какие чувства рождают в вас эти стихотворения?
4. Что можно сказать о характере и судьбе поэта по его стихотворениям?
5. Понравились ли стихотворения? Чем?
Надо заметить, что диалог может начаться только в том случае, когда студенты
начинают использовать выражения «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется
дополнить», «моя точка зрения». Целью диалога является создание такого пространства, в
котором студенты забывают об условностях (урок, преподаватель, отметка), которые
мешают им проявить себя. Я пересматриваю пространство кабинета, так как вести
диалог легче лицом к лицу, поэтому традиционная расстановка парт, когда студенты
видят затылки сидящих впереди и только одно лицо преподавателя, здесь неуместна.
Изменение привычной расстановки парт, когда студенты видят друг друга, возможность
обсуждать поставленные вопросы сообща подготавливают их к нетрадиционным формам
обучения. Уже при входе в кабинет у студентов возникает готовность к нестандартной
учебной ситуации, что является хорошей мотивацией.
Чтобы работа была эффективной и не превратилась в бессмысленный спор,
необходимо разработать и познакомить студентов с правилами ведения диалога. Их может
быть немного, но они должны неукоснительно соблюдаться. Правила могут быть такими:
1)Каждый человек заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая. 2)Говорить
следует понятно, высказываться непосредственно по теме, избегая избыточной
информации. 3) Критикуются идеи, а не личности. Поэтому не допускаются грубые,
оскорбительные замечания. 4) При разговоре смотри на собеседника и обращайся к нему
по имени. 5)Если преподаватель поднимает руку, надо прекратить обсуждение и
выслушать его сообщение.
Регулярное использование этой технологии помогает моим студентам высказывать
свое мнение, доказательно спорить и четко излагать свои мысли. Также у них
формируется грамотность, беглость высказывания, культура речи, речевой этикет.
Студенты учатся вести диалог, выстраивать беседу, формулировать вопросы и ответы,
терпимо и внимательно относиться к собеседнику, отстаивать свою точку зрения,
слушать и слышать.
И в конце хочется сделать вывод: диалоговая технология является одной из
наиболее универсальных технологий, используемых на любом уроке.