Основы патриотического воспитания в художественном образовании

Основы патриотического воспитания в художественном образовании
Происходящие изменения в политическом и социально-экономическом
устройстве России создают принципиально новые требования к проблемам
воспитания и образования. Патриотизм это важнейшая сторона личной и
общественной культуры, когда весь народ и сам человек как бы поднимается
над самим собой, ставя себе сверхличные цели. Суть патриотизма
выражается в чувстве любви к Родине, заботе о ее интересах, уважении к
историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной
памяти, национально-культурным традициям.
Очевидно, что в обществе все более заметной стала утрата
традиционного российского патриотического сознания. Учеными также
отмечается недостаток сформированности гражданской зрелости у
юношества в ситуации кризисного социума, когда не найдены четкие
нравственно-духовные воспитательные идеалы. Есть опасность развития
деструктивных процессов в области образования, сегодня это выразилось в
снижении воспитательного воздействия российской культуры, искусства и
образования на воспитание патриотизма школьников.
Патриотизм (как социальное явление) рассматривался античными
философами Аристотелем, Платоном; западными философами Т.
Гоббсом. Г.-В.-Ф. Гегелем; русскими философами и просветителями В.Г.
Белинским, Н.А. Добролюбовым, А.Н. Радищевым, Н.Г. Чернышевским и др.
Многие мыслители раскрывали самобытность «русской души», русского
национального характера, в котором патриотизм звучит как яркая
составляющая нации.
Воспитание патриотизма как ценности возможно в процессе
художественного образования, которое определяется как формирование
системы ценностей личности, отвечающее требованиям общества и
достигнутому человечеством уровню культуры и индивидуальным
способностям, входящего в жизнь человека. Опора на авторитет
художественной традиции, истории, обращение к национальному прошлому,
в котором художественный образ трансформируется через личностные
ценности, через эмоциональную сферу школьников создает естественную
передачу культурно-исторического опыта от старшего поколения к
младшему.
Проблема эстетическо-художественного образования в развитии
личности в современных условиях наряду с нравственным, эстетическим,
трудовым воспитанием расширяются за счет включения в него
патриотического воспитания школьников, формирования национального
самосознания и чувства национальной гордости.
В современных условиях актуализируется обращения к культурно-
историческому наследию народа, отражающее многовековые традиции,
обычаи, нравы, национальное самосознание. Вопросы взаимосвязи
образования и национальной культуры рассматривались В.Г.Белинским,
П.П.Блонским, Л.Н.Толстым, К.Д.Ушинским и др.
Раскрытию роли русского искусства в современном обществе, в
межпоколенческих связях, сохранению традиций и духовных ценностей
послужили работы В.А.Афанасьева, Г.К.Вагнера, В.С.Воронова,
П.Р.Гамзатовой, М.А.Некрасовой, Л.Д. Назаровой. Символика народного
костюма, мифологические образы, обряды изучались: С.П.Исенко,
Е.В.Киреевой, В.С.Масловой, Ф.М.Пармоном, Б.А.Рыбаковым, Т.Семеновой
и др. Исследователи рассматривают символику в народном искусстве как
совершенную форму запечатления мысли и возможность прочтения
закодированной в нем информации.
Культурологический подход, который является основой для выработки
концептуальных положений, рассматривающий воспитание патриотизма в
системе художественной культуры как составляющей целостного мира
культуры. В сфере художественной культуры осуществляется
преемственность народных традиций, сохранение художественных
ценностей. Народные традиции являются ценностью, удовлетворяющей
художественной потребности, позволяет регулировать мотивацию личности,
развивает эмоциональную сферу, имеет личностный смысл. Отсюда вывод,
что существует логика взаимосвязи между патриотическим воспитанием и
сопричастностью школьников к национальной культуре.
Патриотизм является конкретно-историческим явлением. Древние
греки понимали влияние художественно-эстетического воспитания на
формирование гражданина-патриота своей Родины. Европейский
гуманистический подход предполагал превращение человека в активную
личность-гражданина, с высокими человеческими качествами.
Национально-патриотическое воспитание в России всегда было
построено на национальных началах: «православие, самодержавие,
народность», основанного на патриотических идеях служения Отечеству. В
идее народности заключалась сущность национально-патриотического
воспитании. В XIX - начале XX века, делался акцент на воспитание
патриотического чувства, являющегося самым коротким путем к
пробуждению нравственности личности, соответствующее идеалам
православной веры. Российский патриотизм рассматривался как компонент
духовности и нравственности. Социалистический патриотизм также
отличался чувством любви и преданности Родине, был наполнен
идеологическим содержанием.
Современные представления о воспитании патриотизма предполагают
сохранение и возрождение самобытности России, воспитание духовно
развитой личности, способной к эстетическому познанию мира в
художественном образовании.
Воспитание патриотизма как духовно-нравственной ценности
возможно в художественно-творческой среде, поскольку овладение
культурными ценностями в художественной деятельности способствует
духовно-нравственному преобразованию личности. Художественно
образование понимается как процесс воспитания духовной культуры
личности-патриота, в который включены два важнейших компонента:
художественная культура и художественное творчество.
Можно рассмотреть культуру как важный фактор в формировании
патриотизма личности, патриотизм рассмотреть как ценностно-
ориентационную, защитную функцию народа, как важнейший элемент
общенациональной идеи, сформировавшийся на этнопсихологическом
уровне, имеющий государственное значение, способный сохранить и
упрочить нацию.
Общей целью современного воспитания является человек культуры,
осваивающий миропонимание и поведение своего этноса в художественной
деятельности.
Личностный подход позволяет рассмотреть личность как высшую
ценность и цель педагогической деятельности. Теория личности, является
подсистемой культуры, изменения, происходящие в ней, отражают
изменения, происходящие в отечественной культуре. Таким образом,
ценностные основания и целевые установки личностно-ориентированного
воспитания связываются с воспитанием патриота-гражданина России,
человека культуры и нравственности, центрированного на национальные
ценности.
Патриотическое воспитание как элемент национальной культуры имеет
все основные признаки культуры отечества, его содержание
детерминировано культурой конкретного народа и общества.
Патриотическое воспитание рассматривается как составляющая
художественного образования в культуре российского общества, а культура
рассматривается в качестве основополагающей категории педагогической
науки.
Важным критерием эффективности воспитательной деятельности
является творческое развитие, личностный рост учащегося, его
гуманистическая позиция, гуманное отношение к людям. Эти качества могу
быть сформированы при условии позитивного отношения к русской
культуре. С учетом этой позиции выявлены результаты патриотического
воспитания школьников в художественном образовании.
Для воспитания патриотизма личности, необходимо наличие
ценностного сознания, ценностного отношения, выраженного в
мировоззренческой позиции, и ценностной установки личности, которые
являются ориентиром в художественной деятельности и поведении.
Понятие родины связано у большинства учащихся с конкретной
пространственной средой, с местом, где живут родители, с природой родного
края. Это свидетельствует о представлении о Родине, которое на
сегодняшний день не является символом сильного процветающего
государства. Идентификация «Я - моя страна» сменяется более камерным,
гражданским мироощущением, наполненным эмоциональной связью,
духовной близостью. Символические представления о Родине, связанные с
чувством гордости, силы, уверенности в стабильности и превосходстве в
эпоху кризиса ценностей уходят на второй план и сменяются чувствами
родства, причастности, близости, духовной преемственности. Особо следует
отметить то, что понятие Родина связывалось всеми учащимися с народной
культурой в процессе творческого освоения произведений народного
искусства. То есть «Родина» синонимична с такими понятиями, как «русское
искусство», «традиции», «творчество», «ценности».