Презентация "Анализ стихотоворения Лермонтова «Ветка Палестины»" 9 класс

Подписи к слайдам:
Презентация по литературе на тему «Анализ стихотоворения Лермонтова «Ветка Палестины»
  • МБОУ «Средняя школа « 22» города Ульяновска Кашина А.В., учитель русского языка и литературы
«Ветка Палестины» Михаил Лермонтов
  • Скажи мне, ветка Палестины, Где ты росла, где ты цвела, Каких холмов, какой долины Ты украшением была?
  • У вод ли чистых Иордана Востока луч тебя ласкал, Ночной ли ветр в горах Ливана Тебя сердито колыхал?
  • Молитву ль тихую читали Иль пели песни старины, Когда листы твои сплетали Солима бедные сыны?
  • И пальма та жива ль поныне? Все так же ль манит в летний зной Она прохожего в пустыне Широколиственной главой?
  • Или в разлуке безотрадной Она увяла, как и ты, И дольний прах ложится жадно На пожелтевшие листы…
  • Поведай: набожной рукою Кто в этот край тебя занес? Грустил он часто над тобою? Хранишь ты след горючих слез?
  • Иль божьей рати лучший воин Он был, с безоблачным челом, Как ты, всегда небес достоин Перед людьми и божеством?
  • Заботой тайною хранима Перед иконой золотой Стоишь ты, ветвь Ерусалима, Святыни верный часовой.
  • Прозрачный сумрак, луч лампады, Кивот и крест, символ святой… Все полно мира и отрады Вокруг тебя и над тобой.
История стихотворения
  • Стихотворение 1840, где ошибочно датировано 1836 г. Посвящается писателю Муравьеву Андрею Николаевичу (1806— 1874), который в своих воспоминаниях сообщает, что «Ветка Палестины» была написана у него на квартире 20 февр. 1837 г. перед арестом Лермонтова, когда тот приезжал к нему в связи с начавшимся следствием по делу о стихотворении «Смерть поэта».Муравьёв вспоминает: «Долго ожидая меня, написал он... чудные свои стихи «Ветка Палестины», которые по внезапному вдохновению у него исторглись в моей образной при виде палестинских пальм, принесенных мною с Востока»
Анализ стихотворения Лермонтова «Ветка Палестины»
  • Образная система «Ветки Палестины» соотносится с христианской новозаветной мифологией. Христа, въезжающего в Иерусалим, люди встречали восклицанием «осанна!» и пальмовыми ветвями. В «чистых водах Иордана» Спаситель проходил священный обряд крещения. С «миром и отрадой» связаны евангельские представления о спасении и прощении. Не случайно возникает и «божей рати лучший воин». Он характеризуется твердостью в вере, духовной непреклонностью, способностью стойко переносить страдания.
Работа со словарём
  • Солим — Иерусалим. Божьей рати лучший воин — один из паломников к святым местам в Иерусалиме, приезжающий оттуда на родину с пальмовой ветвью. Таким паломником был А. Н. Муравьев, написавший книгу «Путешествие ко святым местам в 1830 г.» ознаменовавшую начало его деятельности в качестве религиозного писателя и проповедника.
В стихотворении отчетливо различимы два разных мира: Палестина и “этот край”, в котором ветка Палестины – случайный гость, символизирующий святость, покой, гармонию в мире тревог и скорбей. В “этом краю”, в противоположность святым местам (икона, лампада, кивот, крест), есть и разлука, и смерть, и печаль, и страдание.
  • В стихотворении отчетливо различимы два разных мира: Палестина и “этот край”, в котором ветка Палестины – случайный гость, символизирующий святость, покой, гармонию в мире тревог и скорбей. В “этом краю”, в противоположность святым местам (икона, лампада, кивот, крест), есть и разлука, и смерть, и печаль, и страдание.
  • Примечательно, что не сама по себе ветка Палестины, условно говоря, умиротворена, а вокруг нее и над ней “Всё полно мира и отрады”. Ветка, не получив “счастья”, “вознаграждена” хотя бы тем, что пребывает в гармоничном и прекрасном мире.
Стихотворение написано в 1840, посвящено писателю Муравьёву Андрею Николаевичу.
  • Стихотворение написано в 1840, посвящено писателю Муравьёву Андрею Николаевичу.
  • Образная система «Ветки Палестины» соотносится с христианской новозаветной мифологией. Христа, въезжающего в Иерусалим, люди встречали восклицанием «осанна!» и пальмовыми ветвями.
  • Идея- жизнь настолько коротка и ничтожна, что не стоит тратить её на самообогащение.
  • Тема-обращение к Святой ветви
  • Размер четырёхстопный ямб с пиррихием.