Готовимся к ЕГЭ по литературе "Занятие № 1-2"
Лидия Николаевна Белая
1
Готовимся к ЕГЭ по литературе.
Занятие№1-2.
СТРУКТУРА КИМ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух
частей и включает в себя 17 заданий.
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.
• Отрывок из эпического или драматического произведения:
задания1-7 с кратким ответом на вопрос словом или словосочетанием
и задания 8 и 9 с развернутым ответом на вопрос.
• Лирическое произведение: задания 10-14 с кратким ответом
на вопрос словом или словосочетанием и задания 15 и 16
с развернутым ответом на вопрос.
Часть 2 включает в себя 4 задания (17.1–17.4), из которых нужно
выбрать только ОДНО ( сочинение-рассуждение, объем
не менее 200 слов) и дать на него развёрнутый аргументированный ответ
в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.
На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3
часа 55 минут (235 минут). Рекомендуем не более 2 часов отвести на
выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания
части 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
ЭТО НАДО ЗНАТЬ!!!
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ
Сведения по теории и истории литературы.
1.1.Художественная литература как искусство слова.
1.2.Фольклор. Жанры фольклора.
1.3.Художественный образ. Художественные время и пространство.
1.4. Содержание и форма. Поэтика.
1.5.Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел.
Фантастика.
1.6. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм),
постмодернизм.
1.7. Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман,
роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое
стихотворение, песня, элегия, послание,эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
1.8. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф.
Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка,
эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора.
Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет.
Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.
«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
1.9.Деталь. Символ. Подтекст
1.10.Психологизм. Народность. Историзм.
Лидия Николаевна Белая
2
1.11.Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
1.12. Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм.
Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном
произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия.
Гипербола. Аллегория. Оксюморон.
Звукопись: аллитерация, ассонанс
1.13. Стиль.
1.14. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб,
дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
1.15. Литературная критика.
ЭТО НАДО ПЕРЕЧИТАТЬ…
2. Из древнерусской литературы
2.1 «Слово о полку Игореве»
3. Из литературы XVIII в.
3.1 Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
3.2 Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»
4. Из литературы первой половины XIX в.
4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К
Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»),
«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На
холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро»,
«Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»,
«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И
путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я
посетил…»
4.5 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под
таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется
желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы»,
«Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я
люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто,
пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...»
4.9 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
4.10 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
4.11 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
5. Из литературы второй половины XIX в.
5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны
коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы,
Лидия Николаевна Белая
3
природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано
предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...»
5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью
живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот,
робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога»,
«В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и
Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»
5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,
«Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
5.10 Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
6. Из литературы конца XIX – начала XX в.
6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть
чиновника», «Хамелеон»
6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»
7. Из литературы первой половины XX в.
7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
7.2 М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
7.3 М. Горький. Пьеса «На дне»
7.4 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В
ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На
железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о
славе...», «О, я хочу безумно жить…»
7.5 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
7.6 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко
нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к
лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»,
«Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
7.7 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
7.8 С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах
багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина
дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О
красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду
долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»
7.9 М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку»
(«Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине!
Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из
цикла «Стихи о Москве»)
7.10 О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За
гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
7.11 А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной
вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная
земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни
такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
7.12 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
7.13 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
Лидия Николаевна Белая
4
7.15.А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
7.16 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти
матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
7.17 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок»,
«Смерть и воин»)
7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение
поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»),
«Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...»,
«Сосны», «Иней», «Июль»
7.19 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
7.20 А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
7.21 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
7.22 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
8. Из литературы второй половины ХХ в.
8.1 Проза второй половины XX в.
Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман,
С.Д.Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Некрасов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков,
Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)
8.2 Поэзия второй половины XX в.
Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко,
Н.А.Заболоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов,
Б.А.Слуцкий, В.Н.Соколов, В.А.Солоухин, А.А.Тарковский (стихотворения не менее трех авторов
по выбору)
8.3 Драматургия второй половины ХХ в.
А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М.Рощин (произведение одного автора по
выбору).
КАК ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ 8 И 15.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ.
ЗАДАНИЯ 8 и15 с развернутым ответом
№ 8 – анализ эпизода № 15 – анализ стихотворения
Лаконичный связный аргументированный ответ
в объеме 5-10 предложений.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА!!!
Приступая к выполнению задания необходимо в формулировке вопроса
выявить ключевые слова (понятия / словосочетания). Ключевые слова
направляют размышление и не позволяют уйти в сторону от ответа
на вопрос. Ключевые слова авторами сочинений могут вводиться как в
тезисы, так и в аргументы.
Лидия Николаевна Белая
5
СТРУКТУРА РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА НА ВОПРОСЫ 8 И 15
ТЕЗИС → АРГУМЕНТЫ → ВЫВОД
ЛОГИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ 8 И 15
ТЕЗИС: прямой ответ на вопрос
АРГУМЕНТЫ: последовательное обоснование своего ответа с
опорой на приведенный фрагмент (анализ содержания текста)
ВЫВОД: обязательно (!) должен соотноситься с вопросом
НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОТВЕТА
НА ВОПРОСЫ 8 И 15.
•прямой связный ответ на вопрос
•опора на текст (анализ текста, цитирование)
•выявление авторской позиции входе комментария (анализа) текста
•использование теоретико-литературных понятий
•обобщение наблюдений над текстом
•отсутствие фактических ошибок
•соблюдение норм речи.
Вопросы для самопроверки ответа к заданиям 8 и 15
1. Даёте ли вы прямой связный ответ на вопрос с учётом авторской
позиции?
2. Насколько убедительно вы аргументируете тезисы своего ответа,
привлекая текст художественного произведения?
3. Не подменяете ли свои рассуждения пересказом произведения?
4. Допускаете ли фактические и речевые ошибки?
КАК ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ 9 И 16.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ.
Вопросы 9 и 16 (привлечение литературного контекста)
• указать не менее двух примеров
• обосновать каждый из примеров;
• сопоставить каждый из примеров с исходным текстом в заданном
направлении анализа
Лидия Николаевна Белая
6
ПОЗИЦИИ СОПОСТАВЛЕНИЯ ТЕКСТОВ
В каких произведениях русских классиков изображены поединки и в чём
можно сопоставить эти произведения с поэмой М.Ю. Лермонтова
«Мцыри»?
В каких произведениях русской классики изображено противостояние рабов
и господ и в чём его можно сопоставить с историей, изображённой в
проведённом фрагменте?
Кто из русских классиков изображает в своих произведениях героев,
способных на жертву? В чём можно сопоставить эти произведения с
рассказом М. Горького «Старуха Изергиль»?
В каких произведениях русской лирики звучит тема разлуки и как они
перекликаются со стихотворением В.В. Маяковского «Лиличка!»?
Вопросы для самопроверки ответа к заданиям 9 и 16.
1. Сколько произведений для сопоставления называете в работе (более
двух, два, одно, ни одного)?
2. Указаны ли авторы всех этих произведений? Нет ли фактических
неточностей?
3. Обоснован ли выбор каждого из произведений для сопоставления с
исходным текстом (обоснован выбор двух произведений, одного
произведения, выбор произведений не обоснован)?
4. Убедительно ли сопоставлено каждое из выбранных произведений с
предложенным текстом (убедительно сопоставлены два произведения,
одно произведение, оба произведения не сопоставлены с
предложенным тестом)?
5. Выдержан ли в процессе сопоставления тот аспект анализа, который
указан в вопросах 9 и 16?
6. Соотносится ли ваш ответ с ключевыми словами в формулировке
заданий 9 и 16? (Аспект анализа, заданный в вопросе, выдержан в
процессе сопоставления обоих произведений, одного произведения, не
выдержан при сопоставлении обоих произведений.)
7. Найдите в работе фактические ошибки.
ВАЖНО!!! Не забывайте, что задания 8, 9, 15, 16 подразумевают
развёрнутый ответ, но никак не сочинение на свободную тему.
Формулируйте ответ на поставленный вопрос чётко, как можно более
конкретно, избегая многословных размышлений. Залог успешного
выполнения заданий ЕГЭ по литературе всех типов — знание текстов
литературных произведений, включённых в кодификатор, а также
другого литературного материала, который вы можете использовать
при выполнении заданий 9 и 16, ориентированных на проблемно-
Лидия Николаевна Белая
7
тематическое сопоставление текстов. Поэтому такой критерий качества
выполнения заданий с развёрнутым ответом, как фактологическая
точность, считается обязательным при оценивании заданий всех типов.
Задание 17 (сочинение-рассуждение).
Объем не менее 200 слов
Три варианта тем:
17.1 – древнерусская литература,
литература XVIII века,
литература XIX века (первая половина)
17.2 - литература XIX века (вторая половина)
17.3 – Литература конца XIX – XX веков
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ 17
К1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений
с опорой на авторские суждения.
К2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями.
К3. Обоснованность привлечения текста произведения.
К4. Композиционная цельность и логичность изложения.
К5. Следование нормам речи.
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ 17.
• Внимательно прочитать вопрос. Выделить ключевые слова
(понятия, словосочетания).
• Сформулировать тезис / тезисы. Соотнести свои тезисы с
формулировкой вопроса.
• Обосновать каждый тезис аргументами с привлечением
литературного текста и с учетом авторской позиции.
• Сформулировать вывод. Вывод необходимо соотнести с
формулировкой вопроса, чтобы не нарушить логику рассуждений в
самом конце.
• Проверить текст на соответствие речевым и стилистическим
нормам.
ВАЖНО!!! В задании 17 от вас требуется написать сочинение
литературоведческого характера. Вам предлагаются конкретные вопросы:
об особенностях произведения, о проблемах, о конфликте, об основных мо-
тивах произведений, о перекличках с другими произведениями, темами и т. д.
Не путайте задание 17 с той работой, которую вы уже писали на итоговом
сочинении в декабре. В итоговом сочинении предполагалась немного другая
работа. Там требовалось написать сочинение мировоззренческо-
философского характера с опорой на литературный материал. Здесь же —
Лидия Николаевна Белая
8
литературоведческое исследование, в котором вы должны
продемонстрировать свои знания по теории литературы и свой кругозор, а
также умение анализировать, аргументировать свою точку зрения и делать
выводы. В любом случае учащийся во всех видах сочинения должен
показать, что он начитан. Но в итоговом сочинении литературный материал
вы выбираете сами, он может быть взят даже не из школьной программы. А
задание 17 — это конкретно поставленный вопрос, который предполагает
конкретный ответ с учётом ваших знаний по литературе как предмету,
конечно же, с оглядкой на личную начитанность и умение рассуждать. В
любом случае, готовясь качественно к итоговому сочинению, вы «убиваете
двух зайцев»: и к сочинению, обязательному для всех, готовитесь, и для
сочинения на ЕГЭ по литературе тоже накапливаете материал для размыш-
лений.
ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ!!!
РАБОТА С ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПОНЯТИЯМИ
ЭПИЧЕСКИЕ И ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.Сюжет (цепь событий): этапы развития сюжета (экспозиция,
завязка конфликта, развитие действия, кульминация, развязка)
2.Персонаж (персонажи): портрет, деталь, характеристика
персонажа через событие, психологизм, композиционные принципы
системы персонажей (контраст, противопоставление, двойничество);
герои-антиподы, антагонисты, двойники.
РАБОТА С ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПОНЯТИЯМИ
ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.Развитие лирического образа-переживания. Композиционные
особенности стихотворения.
2.Изобразительно-выразительные средства.
ЭТО НАДО ЗНАТЬ!!!
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (по кодификатору)
1.1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
Искусство – довольно специфическая область деятельности человека. Через искусство человек
может выразить себя и свои переживания, свое видение мира. В основе всех произведений
искусства лежит окружающая действительность. Через искусство человек также познает мир,
самого себя и других людей – человечество в целом, – приобщается к опыту других людей.
Искусство отображает действительность через художественные образы, однако художественная
действительность отличается от реальной действительности.
Существуют разные виды искусства: музыка, живопись и графика, скульптура, архитектура,
хореография, киноискусство, художественная фотография, театр, художественная литература.
Каждый из этих видов искусства использует свои инструменты – музыка использует ноты для
записи звука, танец использует движения тела, архитектура использует формы, живопись – цвет и
линии для создания художественного образа. Единственный инструмент художественной
Лидия Николаевна Белая
9
литературы как вида искусства – это слово. Слово как инструмент художественной литературы
выделяет этот вид искусства среди всех остальных – только художественная литература способна
отразить процесс мышления через диалоги, монологи и внутреннюю речь героев.
Виды искусства:
1) изобразительные (живопись, театр)
2) пространственные (архитектура, скульптура)
3) выразительные (литература, музыка)
4) временные (литература, музыка, театр)
Художественная литература тесно связана со многими другими видами искусства. Если бы
Чехов, Островский и Грибоедов и сами не писали бы пьесы и другим не давали писать, то театра
как вида искусства бы просто не было. Художественная литература в сочетании с другими видами
искусства дает очень интересные результаты.
Художественная литература + музыка = песни, оперы
художественная литература + актерское мастерство = театр
художественная литература + танец + музыка + актерское мастерство = мюзикл
1.2. ФОЛЬКЛОР. ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
Жанры устного народного творчества (фольклора)
Малые жанры фольклора
Загадка
Поэтическое описание какого-либо предмета или
явления, основанное на сходстве или смежности с
другим предметом, отличающееся краткостью,
композиционной четкостью
«Висит сито, не руками свито»
(паутина)
Пословица
Краткое образное ритмически организованное народное
выражение, обладающее способностью к многозначному
употреблению в речи по принципу аналогии
«Семеро одного не ждут»
Поговорка
Выражение, образно определяющее суть какого-либо
жизненного явления и дающее ему эмоциональную
оценку; не содержит законченной мысли
«Легок на помине»
Скороговорка
Шутливое выражение, намеренно построенное на
сочетании трудно произносимых вместе слов
«Ехал Грека через реку, видит
Грека в реке рак, сунул Грека руку в
реку; рак за руку Грека цап»
Частушка
Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная
песенка, быстрый поэтический отклик на событие
бытового или общественного характера
«Пойду плясать.
Дома нечего кусать.
Сухари да корки,
А на ногах опорки».
Сказка
Народная
Литературная
Автор – коллективный (народ)
Автор – конкретное лицо
Есть исполнители сказок - сказители
Исполнителя как такового нет
Название
жанра
Краткая характеристика
Примеры художественных
произведений
Сказка
Эпическое повествование, преимущественно
прозаического характера, с установкой на вымысел;
отражает древнейшие представления народа о жизни и
смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу,
поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов
«Колобок»,
«Липовая нога»;
«Василиса Премудрая», «Лиса и
журавль», «Заюшкина избушка»
Былина
Повествовательное сказание о богатырях, народных
героях, написанное особым былинным стихом, для
которого характерно отсутствие рифмы
«Три поездки Ильи Муромца»,
«Вольга и Микула Селянинович»
Песнь
Музыкально-поэтический вид искусства; выражает
определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни
человека
Песни о С. Разине, о Е. Пугачеве
Лидия Николаевна Белая
10
Примечание: сказитель отличается от писателя тем, что стремится не создать сказку, а передать
услышанное от кого-то.
Народная
Литературная
Существует в устной форме
Текст вариативен – каждая сказка существует в
нескольких вариантах (сказитель может вносить
изменения)
Образ героя предельно типизирован: герой, вредитель,
даритель, искомый персонаж
Набор сюжетов ограничен определёнными мотивами
Поэтика традиционна, используется ограниченный
набор изобразительно-выразительных средств
Время создания определить невозможно; по отдельным
признакам можно установить время бытования сказки
Создается в письменной форме
Текст каноничен (не допускается произвольное
внесение изменений)
Образ героя предельно индивидуален
Сюжет не ограничен набором каких-либо
мотивов (число вариантов ничем не ограничено)
Поэтика определяется творческой манерой
автора
Время создания сказки или известно, или
определяется с высокой степенью точности по
приметам времени в тексте
Разновидности сказки (по содержанию)
Разновидность
Примеры
О животных
«Лисичка-сестричка и волк»
Социально-бытовая
«Жадная старуха»
Волшебная
«Василиса Прекрасная»
Авантюрная
«Мальчик с пальчик»
Разновидности песни (по тематике)
Лирическая:
1) обрядовая
2) любовная
3) колыбельная
историческая
Разновидность былины (по тематике)
Разновидность
Примеры
Героическая
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Социально-бытовая
«Садко»
1.3 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — важнейшее понятие эстетики; специфическая форма познания и
отражения действительности искусством, неотъемлемое свойство искусства; результат художественного
обобщения; все, что обращено к воображению и чувству, а не рассудку. О. X. неотделим от своего
объективно существующего материального прообраза (О. Х. — это непременно образ чего-либо; это не сама
жизнь, а картина жизни) и в то же время является своего рода выражением взгляда автора на данный
прообраз, отношения к нему, выражением духовного мира и мира идей автора. Помогает не просто
механически воспроизвести то или иное явление действительности, но увидеть и выразить его сущность.
О. Х. создается с помощью типизации, обобщения, вымысла (условности) и имеет самостоятельное
эстетическое значение. Является формой чувственно-образного восприятия мира (в противоположность
понятийно-логическому).
ХУДО
́
ЖЕСТВЕННОЕ ВРЕ
́
МЯ И ХУДО
́
ЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРА
́
НСТВО — важнейшие
характеристики художественного образа, организующие композицию произведения и обеспечивающие его
восприятие как целостной и самобытной художественной действительности.
Время и пространство в литературе представляют собой своего рода условность, от характера которой зависят разные формы пространственно-временной
организации художественного мира.
Художественное пространство неразрывно связано с художественным временем. В художественном
тексте данная взаимосвязь выражается в определенных формах. В качестве примера рассмотрим некоторые из
них:
1) две одновременные ситуации изображаются как пространственно раздвинутые, соположенные (ср.
пространство города и пространство дома в романе «Белая гвардия М.А. Булгакова);
2) при убыстрении времени происходит сжатие пространства (ср. романы Ф.М. Достоевского);
3) при замедлении времени происходит расширение пространства, художественными средствами которого
являются детальные описания пространственных координат, места действия, интерьера и т.д.
Для выражения пространственных отношений и пространственных характеристик в тексте
существуют и грамматические средства. Это могут быть синтаксические конструкции со значением
Лидия Николаевна Белая
11
местонахождения, бытийные предложения, предложно-падежные формы с локальным значением, глаголы
движения, глаголы со значением обнаружения признака в пространстве, наречия места, топонимы и др.
В словесно-образном искусстве существуют следующие типы художественного пространства:
1) географическое пространство принадлежит к одной форм пространственного конструирования мира,
модель которого зависит от определенных исторических условий. Данный тип пространства обычно
представлен в виде конкретного места, обжитой среды: городской, деревенской или природной. Обладает
определенными признаками и свойствами: может быть направленным/ненаправленным, открытым,
отграниченным, близким/далеким.
2) психологическое пространство отличается замкнутостью, погруженностью во внутренний мир субъекта.
Ракурс изображаемых событий меняется в зависимости от мировосприятия героя, точка зрения которого
может быть как строго зафиксированной, статичной, так и подвижной, динамичной.
3) фантастическое или волшебное пространство, будучи неограниченно большим, наполнено нереальными,
как с научной, так и с обыденной точки зрения, существами и событиями. Это чужое для человека
пространство. Одной из характерных черт является динамичность, так как в пределах данного локуса
постоянно что-то совершается.
4) космическое пространство, имеющее вертикальную ориентацию, является далеким для человека,
наполненным свободными и независимыми от него телами (солнце, луна, звезды).
5) социальное пространство является близким, освоенным для человека, так как в нем протекает почти вся его
сознательная жизнь, совершаются события, имеющие социально-общественный характер.
Выделенные типы художественного пространства в литературном произведении не отрицают, а чаще всего
взаимодействуют, взаимопроникают и дополняют друг друга.
ПОТРЕНИРУЕМСЯ.
Задание №1.Из приведенного ниже материала для справки выберите соответствующее каждому
из теоретико-литературных понятий определение и запишите его в нужную строку.
1. Тема —
2.Идея —
3.Проблема —
4.Композиция —
5.Конфликт —
6.Сюжет —
7.Экспозиция —
8.Завязка —
9.Кульминация —
10.Развязка —
11.Эпилог —
12.Портрет —
13. Пейзаж —
14. Деталь —
15. Реплика -
16. Ремарка —
17. Монолог —
18. Диалог —
19. Персонаж —
Материал для справки:
1.Вступительная, исходная часть сюжета, изображение условий и обстоятельств,
предшествовавших началу действия; знакомит с персонажами, обстановкой, временем и
обстоятельствами действия.
2. Изображение внешности героя как средство его характеристики, разновидность
описания.
3. Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения,
вершина конфликта.
4. Краткие указания или пояснения автора в драматическом произведении,
Лидия Николаевна Белая
12
характеризующие жесты, мимику, интонацию, темп речи героев, а также описание
обстановки действия, состава персонажей и т.д.
5. Выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и
эмоциональную нагрузку.
6. Сложный вопрос, исследуемый автором в произведении (может получить ответ или
остаться неразрешенным).
7. Положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате
развития изображенных в нем событий.
8. Круг жизненных явлений, отобранный и освещенный писателем в художественном
произведении с определенных мировоззренческих позиций.
9. Развернутое высказывание одного персонажа, обращение к собеседникам или самому
себе.
10. Ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий,
составляющих непосредственное содержание эпического, лиро-эпического или
драматургического произведения.
11. Главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения,
выражающаяся в образной форме.
12. Событие, с которого начинается конфликт, действие в художественном произведении
и которое влечет за собой все последующие существенные события сюжета.
13. Фраза, произнесенная одним персонажем произведения в ответ на слова другого.
14. Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения
событий.
15. Изображение картин природы в художественном произведении, разновидность
описания.
16. Общее название любого действующего лица литературного произведения.
17.Острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни,
положенное в основу действия.
18.Заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейших судьбах героев; при
этом излагаются события, которые произошли с действующими лицами после окончания
основного сюжета.
19.Разговор двух или нескольких лиц в литературном произведении, представленный в
форме отдельных высказываний.
Задание№2. Выполните тест.
Часть 1 «Часто встречаемые вопросы»
1. Укажите роды литературы
1) роман 2) эпос 3) драма 4) лирика 5) повесть 6)рассказ 7) стихотворение
2. Как называются устойчивые сочетания, например «дважды убить нельзя»?
3. Каким термином принято называть устойчивые словосочетания слов, смысл которых может
быть идентичен значению одного слова?
4. Как в литературоведении называется авторское указание на жесты, мимику, интонацию,
движения актёров в драматическом произведении?
5. Укажите название авангардистского течения в поэзии XX века, оказавшее влияние на
творчество С.Есенина
1) символизм 2) классицизм 3) имажинизм 4) романтизм 5) футуризм
6. Как называется направление литературы второй половины XIX века, характеризующееся
отражением жизненных закономерностей, взаимоотношений человека и среды, к которому
принадлежит произведение А.Н.Островского «Гроза»?
1) Футуризм 2) символизм 3)классицизм 4) реализм 5) акмеизм
Лидия Николаевна Белая
13
7. Назовите термин, которым в литературоведении называют художественное преувеличение
8. Как в литературоведении называют тип героя, имеющего невысокое социальное положение, к
которому принадлежит Акакий Акакиевич?
9. Как называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым
утверждением?
10. Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли,
образу.
Часть 2 «Редко встречаемые вопросы»
11. Назовите категорию поэтики литературного произведения, которая, наряду с
пространством, являясь одной из форм бытия и мышления, позволяет дать всестороннюю
характеристику жизни героев
12. Как называется четырнадцатистишной строфы с особой системой рифмовки?
13. Каким термином принято обозначать в литературоведении максимально ослабленное
повествовательное начало лирики А.А.Фета, когда преобладающие в тексте
существительные называют яркие зрительные и слуховые впечатления героя?
14. Каким термином принято определять центральный предмет изображения и лирического
переживания?
15. Каким термином принято обозначать многозначный иносказательный образ, основанный на
общности предметов?
Часть 3 «Соотнесение»
16. Соотнесите произведение и его автора с жанровой принадлежностью.
Произведение и автор
жанр
А) Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
1) комедия
Б) Д.И. Фонвизин «Недоросль»
2) элегия
В) В.А. Жуковский «Светлана»
3) послание
4) баллада
5) повесть
17. Соотнесите произведение и его автора с жанровой принадлежностью.
Произведение и автор
жанр
А) А.С. Грибоедов «Горе от ума»
1) поэма
Б) А.С. Пушкин «К Чаадаеву»
2) роман
В) А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
3) элегия
4) комедия
5) послание
18. Соотнесите произведение и его автора с жанровой принадлежностью.
Произведение и автор
жанр
А) А.С. Пушкин«В Сибирь» («Во глубине сибирских руд…»
1) поэма
Б) А.С. Пушкин «Повести Белкина»
2) роман
В) А.С. Пушкин «Медный всадник»
3) цикл повестей
4) комедия
5) послание
19. Соотнесите название литературного направления и его лексическим значением.
название
Лексическое значение
А) Классицизм
1) Изображение личной жизни человека, его задушевных чувств
Б) Сентиментализм
2) общее название художественных авангардистских движений 1910-х -
начала 1920-х годов XX века прежде всего в Италии и России. Для этого
направления характерно отрицание культурных традиций, попытка
Лидия Николаевна Белая
14
создать искусство, устремленное в будущее
В) Романтизм
3) Изображение человека главным образом со стороны его обязанностей
перед государством
4) Изображение человека разносторонне. Типические характеры в
типических обстоятельствах
5) изображение душевной жизни человека, мира его чувств и страстей,
наделение героев чувствами и страстями исключительной силы,
поступки героев в необычных условиях
20. Найдите ошибку (ошибки)
Основные признаки футуризма:
1) бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
2) отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
3) бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области
ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
4) перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические
ассоциации, «тоска по мировой культуре»;
5) поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного»
языка;
6) культ техники, индустриальных городов;
7) пафос эпатажа.
Задание №3.
Выберите из приведенного списка произведений те, в которых рассматривается тема подвига
на войне, и запишите их номера в ответе:
1. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
2. М.Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»
3. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»
4. Л.Н. Толстой. «Война и мир»
5. И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
6. М.А. Шолохов. «Судьба человека»
7. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
8. А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»
Ответ:
____________________________________________________________________________
Задание №4.
Выберите из приведенного списка произведений те, в которых поставлена проблема
взаимоотношений личности и государства, и запишите их номера в ответе:
1. Д.И. Фонвизин. «Недоросль»
2. А.С. Пушкин. «Медный всадник»
3. И.А. Гончаров. «Обломов»
4. А.П. Чехов. «Вишневый сад»
5. А.А. Ахматова. «Реквием»
6. А.А. Блок. «Двенадцать»
7.А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»
Ответ:
_____________________________________________________________________________
Лидия Николаевна Белая
15
Задание №5.
В каких произведениях русской литературы создается образ «героя времени»?
Назовите не менее трех произведений.
Ответ:
_____________________________________________________________________________
КЛЮЧИ.
1.Тема — Круг жизненных явлений, отобранный и освещенный писателем в
Лидия Николаевна Белая
16
художественном произведении с определенных мировоззренческих позиций.
2.Идея — Главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного
произведения, выражающаяся в образной форме.
3.Проблема — Сложный вопрос, исследуемый автором в произведении
(может получить ответ или остаться неразрешенным).
4.Композиция — Построение произведения, расположение его составных
частей, порядок изложения событий.
5.Конфликт — Острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов
и принципов жизни, положенное в основу действия.
4.Сюжет — Ряд связанных между собой и последовательно развивающихся
жизненных событий, составляющих непосредственное содержание
эпического, лиро-эпического или драматургического произведения.
7.Экспозиция — Вступительная, исходная часть сюжета, изображение
условий и обстоятельств, предшествовавших началу действия; знакомит с
персонажами, обстановкой, временем и обстоятельствами действия.
8.Завязка — Событие, с которого начинается конфликт, действие в
художественном произведении и которое влечет за собой все последующие
существенные события сюжета.
9.Кульминация — Момент наибольшего напряжения в развитии действия
художественного произведения, вершина конфликта.
10.Развязка — Положение действующих лиц, которое сложилось в
произведении в результате развития изображенных в нем событий.
11.Эпилог — Заключительная часть произведения, сообщающая о
дальнейших судьбах героев; при этом излагаются события, которые
произошли с действующими лицами после окончания основного сюжета.
12.Портрет — Изображение внешности героя как средство его
характеристики, разновидность описания.
Лидия Николаевна Белая
17
13. Пейзаж — Изображение картин природы в художественном
произведении, разновидность описания.
14. Деталь — Выразительная подробность в произведении, несущая
значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.
15. Реплика - Фраза, произнесенная одним персонажем произведения в ответ
на слова другого.
16. Ремарка — Краткие указания или пояснения автора в драматическом
произведении, характеризующие жесты, мимику, интонацию, темп речи
героев, а также описание обстановки действия, состава персонажей и т.д.
17. Монолог — Развернутое высказывание одного персонажа, обращение к
собеседникам или самому себе.
18. Диалог — Разговор двух или нескольких лиц в литературном
произведении, представленный в форме отдельных высказываний.
19. Персонаж — Общее название любого действующего лица литературного
произведения
Литература - еще материалы к урокам:
- Урок литературы в 7 классе "И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе"
- Конспект урока "Анализ содержания рассказа И. Бунина "Темные аллеи""
- Конспект урока "«Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины"
- Презентация "ГТО - возрождение традиций"
- Презентация "Кот Баюн"
- Тесты "По сказке "О красоте" Лидии Чарской"