Программа курса по выбору «Дизайн в технике «бумажная пластика» 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 4 ГОРОДА БРАТСКА
РАССМОТРЕНО РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на методическом совете Городским методическим Приказ _______
протокол _________ советом __________ от «__» _____ 2010 г.
от «28» апреля 2010 г. от «__» _______ 2010 г. Директор
Руководитель Директор ГИМНЦ МОУ «СОШ 46»
ШМС МОУ «СОШ 4 И.Н. Кускова А. Побойко
_________Л.Низых ____________ ____________
Программа
курса по выбору
«Дизайн в технике «бумажная пластика»
для учащихся 7классов
авторская (комбинаторная)
Образовательная область: технология
Автор: Шубина Ольга Андреевна,
учитель черчения,
первая квалификационная категория.
г. Братск
2011 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ
является профессия "дизайнер", так как деятельность дизайнера направлена на создание
комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека и его имиджа.
Существующие государственные программы «Технология» (автор: В.Д. Симоненко,
г.Москва, «Просвещение», 2008г.), «Изобразительное искусство и художественный труд»
для 1-9 классов ( автор: Б.М.Неменский, г.Москва, «Просвещение», 2009г.) рассматривают
данный вопрос не глубоко, что не удовлетворяет потребности учащихся.
Проведенный анализ существующих программ спецкурсов, элективных курсов в
области дизайна, показал, что таких программ мало, но и они не продуманы и поэтому не
эффективны, не соответствуют инновационной политики нашего образовательного
учреждения.
Для решения данной проблемы была создана программа курса по выбору «Дизайн в
технике «бумажная пластика». Настоящий курс разработан на основе авторских программ
элективных курсов: «Бумажная пластика» ( В.Н. Рязанова, «Илекса» г. Москва, 2006г.) и
«Дизайн» (Долихина Т.В., «Лидер» г. Санкт-Петербург, 2007г), допущенных к
использованию в образовательном процессе Министерством образования и науки РФ.
Программа по типу комбинаторная соответствует государственным образовательным
стандартам, целям образовательной программы школы и является существенным
дополнением и углублением учебного курса «Технология» по разделу «дизайн».
Курс предназначен для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений
(может проводиться также в 6 и 8 классах, при условии учета возрастных особенностей
обучающихся). Программа рассчитана на 34 часа в год (по 1 часу в неделю).
Программа «Дизайн в технике «бумажная пластика» вводит школьников в
удивительный мир дизайна. Конструирование из бумаги дает возможность поверить в
себя, развивает у обучающихся изобразительные, художественно-конструкторские
способности, способствует развитию нестандартного мышления, творческой
индивидуальности. В результате дети приобретают навыки конструкторской, учебно-
исследовательской работы, учатся работать в коллективе, слушать и воспринимать чужую
точку зрения. Поэтому, данный курс актуален и востребован в современной школе.
Цель курса: создание условий для самореализации школьника в творчестве,
воплощение в художественной работе собственных идей, своей индивидуальности,
через освоения техники «бумажная пластика».
Задачи курса:
расширить представление учащихся о дизайне;
создать базы для ориентации школьников в мире профессий;
освоить технику «бумажная пластика» с учетом дизайн - подхода,
технологии формообразования изделия;
формировать образное, пространственное мышление и умение
выразить свою мысль с помощью объемных форм;
способствовать совершенствованию умений и формированию
навыков работы с инструментами при работе с бумагой;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к
творчеству;
развивать мелкую моторику рук.
Программа «Дизайн в технике «бумажная пластика» носит практико-
ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами
работы с бумагой.
Художественные возможности бумаги очень широки. Она используется для
изготовления силуэтов, папье-маше, бумажной мозаики, изделий техникой оригами, а
также для обучения конструированию. В последние годы бумага все больше привлекает
внимание специалистов своими декоративными качествами. Работа с бумагой развивает
фантазию, творчество, конструктивное мышление и сообразительность; расширяет
игровой опыт, знания об окружающем мире, формирует умение общения друг с другом.
Преимущество бумаги ещё и в том, что она легко формуется, окрашивается и сохраняет
при этом эстетический вид. Жесткая бумага (ватман) хороший оформительский материал,
прекрасно сохраняющий форму после термической обработки.
«Бумажная пластика» один из самых простых, увлекательных и доступных
способов работы с бумагой, при освоении которого ребенку (человеку) дается
возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги,
превратить его в облака, снег, радугу, животных, цветы, деревья и т.д., постичь его
свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций
различных форм, величин.
Бумажная пластика, в отличии от аппликации, менее трудоёмка. Она напоминает
скульптуру на плоскости, в которой форма создается за счет объема. В результате,
картины смотрятся как произведение искусства. В них ощущается пространство, образ,
стиль, изящество, композиция. Они богаты по содержанию и целостны по восприятию.
Уроки бумажной пластики проходят увлекательно и занимательно, потому что не
существует более притягательного материала для творчества. Бумажный материал
покладистый и капризный одновременно, откликается на самые различные идеи и диктует
свою неповторимую стилистику. Это доказывает, что более притягательного материала
для детского творчества не существует.
Подобные занятия способствуют развитию мелкой моторики и координации
движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, развивают внимание,
память, связную речь и обогащают словарный запас. Учеными доказано, что развитие рук
находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития
мелкой моторики и координации движений рук - один из показателей интеллектуального
развития и готовности ребенка к обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития
мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты
внимание и память, связная речь (особенно это важно для детей, имеющих трудности в
обучении). Поэтому данный курс применим для любого возраста обучающихся.
Содержание данного курса направлено на изучение сущности понятия «дизайн»,
профессий, связанных с деятельностью в области дизайна, принципов композиции, правил
выполнения эскиза, этапов проектирования и создания оригинальных изделий из бумаги с
учетом закономерностей дизайна, технологии формообразования художественного
изделия разными способами обработки бумаги.
Специфика дизайнерской деятельности заключается в постоянном проектировании
различных объектов. Соответственно, в основе организации обучения лежит личностно-
деятельностный подход и метод проектов
Выполнение заданий предполагает разработку основ композиции, средств её
гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного
стиля. В основе курса используется идея художественного преобразования бумаги.
Рассматриваемая методика основана на трех способах освоения действительности:
изобразительной, декоративной и конструктивной. Это позволяет гибко выстраивать
последовательность проведения занятий в соответствии с конкретными условиями,
тематическим планированием, возрастными особенностями и подготовленностью детей,
что отвечает современным требованиям образования. В ходе занятий у детей
формируются навыки обработки бумажного листа, происходит знакомство с
основополагающими законами изобразительного искусства. И здесь важную роль играет
иллюстративный учебный материал.
Иллюстрации выполняют ряд взаимосвязанных функций:
более полно, наглядно и убедительно раскрывают основные содержательные
компоненты учебного материала;
наглядно демонстрируют отдельные действия, операции, технологии работы
над изделиями;
дополняют и конкретизируют текстовую информацию, расширяют
информационное поле, необходимое для решения творческих задач, и повышают
возможность вариативного подхода к выполнению заданий;
обеспечивают эмоционально-эстетическое воздействие изучаемого
материала и способствуют воспитанию хорошего вкуса и повышению учебной мотивации.
В обучении используются групповые и индивидуальные формы работы.. Проведение
выставок и обсуждение итоговых работ способствует повышению уровня обучения и
воспитания, дисциплинирует учащихся. В процессе изучения данного курса все учащиеся
смогут приобрести важные для практической работы знания и умения. В ходе
практических работ формируются умения и навыки проектирования и создания изделий.
Итогом работы является создание и защита творческих проектов.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
первый уровень - репродуктивный с помощью педагога;
второй уровень - продуктивный с помощью педагога;
третий уровень – продуктивный;
четвертый уровень – творческий.
Результатом выполнения программы является выход учащихся на третий или
четвертый уровни обученности.
После изучения курса «Дизайн в технике «бумажная пластика» учащиеся
должны знать:
основные свойства и возможности бумаги как материала для художественного
творчества;
основные приемы работы с бумагой (складывание, сгибание, вырезание,
гофрирование, склеивание);
основные виды работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное
конструирование);
основные приемы формирования композиции и формообразования;
приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные
элементы;
особенности рельефной и объемно-пространственной композиции.
должны уметь:
организовать свое рабочее место в соответствии с требованиями техники
безопасности;
работать нужными инструментами и приспособлениями;
выполнять различные действия с бумагой (складывать, наносить разметку и т.п.);
применять основные технические приемы макетирования;
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов
изготовления, готовое изделие);
самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных
изделий (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять
самоконтроль);
создавать настроение с помощью изменения пластики и фактуры бумаги;
оценивать результаты своих действий.
Учебно-тематический план
Темы занятий
Количество часов
Форма контроля
Всего
Теория
Практика
1
Презентации курса «Дизайн в
технике «бумажная пластика»
Направления дизайна.
Профессия «дизайнер».
Основные закономерности
дизайна.
1
Презентация,
выставка,
лекция, дискуссия
2
Композиция бумажной
пластики и ее особенности.
Технология изготовления
изделий из бумаги.
3
2
Инструктаж.
Презентация.
Практическая работа.
Демонстрация работ
«Кусудама»
3
Оригами – складывание
объёмных фигур.
2
1
Презентация « В мире
птиц и животных из
бумаги».
4
Лист бумаги как сворачивание
радужной оболочки.
2
1
5
Гладкий лист как основа
моделирования объемных
работ.
2
1
Инструктаж.
Практическая работа.
Презентация работ
«Бумажные фантазии»
6
Виды рельефной скульптуры:
пустотелые и заполненные
бумажные формы.
3
2
Инструктаж.
Презентация.
Практическая работа.
Выставка
пространственно-
рельефных скульптур.
7
Объёмно- пространственная
скульптура из модуля.
3
2
8
Пространственная композиция в
рельефе.
3
2
Инструктаж.
Презентация.
Практическая работа.
Выставка-презентация
«Ландшафт –
объёмные формы»
9
Формирование образного
мышления в процессе создания
бумажной скульптуры.
3
2
Инструктаж.
Презентация.
Практическая работа.
Выставка работ
«бумажные куколки»
10
Пластические возможности
бумаги для конструктивной
деятельности детей.
4
3
Инструктаж.
Презентация.
Практическая работа.
Демонстрация
моделей шляп и
масок.
11
Полоска бумаги как
формообразующий элемент для
создания декоративных и
конструктивных работ.
3
2
Инструктаж.
Практическая работа.
Учебно-
исследовательская
работа «Квиллинг-
вокруг нас»
12
Пластические возможности
бумаги для создания
декоративных композиций из
гладкого листа.
2
1
Инструктаж.
Презентация.
Практическая работа.
Выставка
«Вытынанка-
ажурный узор.
13
Проект в технике «бумажная
пластика». Презентация и
защита проекта.
3
3
Разработка проекта,
защита проекта.
Итого часов
34
12
22
Содержание программы
Тема №1 Презентации курса «Дизайн в технике «бумажная пластика». ( 1ч.)
Направления дизайна. Профессия «дизайнер». Основные закономерности дизайна.
Теория:
Понятие о дизайне. История развития дизайна. Основные цели, задачи и содержание
курса. Виды бумаги. Способы обработки бумаги. Способы скрепления бумаги.
Профессии, связанные с деятельностью в области дизайна. Особенности композиции
изделия в технике бумажной пластики.
Тема №2 Композиция бумажной пластики и ее особенности. Технология изготовления
изделий из бумаги. (3ч.)
Теория:
Презентация «Кусудама – бумажный цветочный шар».
Из истории возникновения кусудама оригами. Разнообразие видов кусудам. Где
встречается кусудама – оригами. Почему оригами всем нравится.
Практика:
Схемы. Выбор бумаги. Разметка. Работа с модулями. Склеивание модулей друг с другом.
Складывание приемом гофрирования деталей из круга, овала, квадрата, треугольника.
Объединение деталей в одном изделии (с использованием и без использования клея).
Тема №3 Оригами – складывание объёмных фигур. (2ч.)
Теория:
Презентация «В мире птиц и животных из бумаги». Знакомство с разными видами
складывания из бумаги птиц и животных. Объёмные и плоские.
Практика:
Складывание из бумаги квадрата, вспомогательных линий для сгибания слона, павлина,
волка, кота и др. Объёмные объекты схемы, вырезание, склеивание. Плоские объекты
вырезание квадрата, сгибание, сгибание вспомогательных линий для последующего
складывания.
Тема №4 Лист бумаги как сворачивание радужной оболочки. (2ч.)
Теория:
Презентация «Радужное складывание айрис - фолдинга». Из истории возникновения
айрис. Разновидность изделий радужного складывания.
Практика:
Цветной лист бумаги. Выбор схем айрис шаблона, цветовые полоски, линии границы
раскладки бумаги, порядок наклеивания. Наклеивание бумаги в виде спирали, под
определённым углом.
Тема №5 Гладкий лист как основа моделирования объемных фигур. (2ч.)
Теория:
Презентация «Азбука формообразования». История возникновения формообразования.
Конструирование. Где встречается формообразования.
Практика:
Подбор схемы. Чертёж по линейки. Складывание объёмных фигур. Конструирование,
вырезание, ребристых и симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции.
Тема 6 Виды рельефной скульптуры: пустотелые и заполненные бумажные формы.
(3ч.)
Теория:
Презентация « Виды рельефной скульптуры». Виды макетирования. Объёмные формы.
Выбор сюжета. Композиционное решение.
Практика:
Композиционное решение. Эскизы. Макетная разработка поверхности — бумажный
рельеф. Фоновый сюжет. Склеивание на основе, выполнение дополнительных элементов.
Тема №7 Объёмно – пространственная скульптура из модуля. (3ч.)
Теория:
Презентация «Модульное оригами». История возникновения модульного оригами.
Треугольный модуль. Чудо- лебеди.
Практика:
Выбор изделия: лебедь, фламинго, снеговик, рыбка, ваза, цветы и т.д. Подбор цветовой
гаммы. Вычерчивание и вырезание прямоугольников размером 2,5 Х 80. Складывание
треугольных модулей. Создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами.
Тема №8 Пространственная композиция в рельефе.(3ч.)
Теория:
Презентация «Ландшафт. Техника разработки объёмных форм».Композиция.
Особенности композиции изделия в технике бумажной пластики. Объём.
Практика:
Разработка эскизов. Составить на бумаге объёмно- пространственный макет ландшафта.
Склеивание объёмных форм. Оформление в рамке.
Тема 9 Формирование образного мышления в процессе создания бумажной
скульптуры.(3ч.)
Теория:
Презентация « Бумажные куколки». Знакомство с творчеством украинской художницы
Аси Гонца.
Практика:
Эскиз, набросок куколки. Конструктивная разработка объёмов. Конус – основа юбки.
Цилиндр средний - верхняя часть туловища. Цилиндр малый - руки и шея. Голова,
завитушки, шляпа. Оформление дополнительных декоративных элементов, которые
помогают довершить образ, скрывают соединения деталей. Формообразование.
Тема 10 Пластические возможности бумаги для конструктивной деятельности
детей.(4ч.)
Теория:
Презентация «Шляпа и маски - как самостоятельный объект искусства». История
возникновения. Маски. Шляпы.
Шляпа – элемент аксессуара. Маска - элемент карнавала, театра, хэлуин. Музей масок.
Практика:
Эскиз, набросок. Шаблоны. Конструирование шляп, масок из бумаги. Разработка шляпы,
как вид декора. Изготовление изделий из бумаги и картона, основные приёмы работы:
разметка, резание, сгибание, складывание, склеивание. Подбор цвета.
Тема №11 Полоска бумаги как формообразующий элемент для создания декоративных и
конструктивных работ.(3ч.)
Теория:
Презентация « Квилинг бумагокручение»з истории развития квилинга. Удивительные
формы. Приёмы выполнения. Техника работы. Квилинг вокруг нас. Чему учит это
искусство.
Практика:
Тренировочные упражнения. Из полосок белой бумаги скрутить спираль, попробовать
сделать “каплю”, “глаз” и другие формы. Самостоятельно придумать композиционное
решение. Подбор бумаги по цвету и качеству. Вырезание лент и скручивание в спирали.
Наклеивание элементов на заготовку.
Тема №12 Пластические возможности бумаги для создания декоративных композиций из
гладкого листа.(2ч.)
Теория :
Презентация «Вытынанка ажурный узор».Украинская вытынанка. Материалы и
принадлежности. Разработка эскиза и вырезание вытынанки.
Практика:
Выбор схем. Эскиз схемы. Вырезание. «Вытынанка» - это одно из популярных техник
украинского декоративно-прикладного искусства. В чем же состоит ее особенность?
Изготовить «вытынанку» очень просто. Это сложенный лист белой или цветной бумаги
(вдвое, вчетверо, или в восемь раз) с надрезами в определенных местах, когда при
разворачивании листа перед нами предстает ажурный узор ("мереживо" по-украински) из
звездочек, человеческих фигурок, крестиков, цветов, бабочек, животных и других
изображений.
Тема №13 Проект в технике «бумажная пластика».
Презентация и защита проекта.(3ч.)
Практика:
Выбор темы проекта. Подборка материала.
Цель исследования. Гипотеза. Описание хода работы: основные этапы, заключительный
этап. Задачи исследования. Подборка материала.
Защита проекта.
Список литературы
1. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Практическое пособие. - Москва: «Росмэн», 1996.
-145 с.
2. Врона А.П., Лапина Е.Г., Пузанов В.Н. Макетные материалы и их применение. Бумага.
Подготовительные и вспомогательные работы.- Москва: «Техническая эстетика», 1985,
- 72 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Методическое пособие.
- Москва: «Просвещение», 1991.- 78 с.
4. Данилено В.Я. Краткосрочные учебные задания-средства активизации творческой
интуиции. Методическое пособие для учителя.- Москва: «Техническая эстетика», 1984.
- 82 с.
5. Калмыкова Н.В. Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. - Москва:
«Университет», 2000. 138 с.
6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. Практическое пособие.
- Москва: «Искусство в школе», 1995.- 92 с.
7. Полунина В.Н. Искусство и дети. Практическое пособие. - Москва: « Просвещение»,
1982.
- 118 с.
8. Рунге В.Ф. Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. - Москва: «МЗ-
Пресс», 2001. -124 с.
9. Рязанова. В.Н. Бумажная пластика. Методическое пособие. - Тамбов: «ТОИПКРО»,
2003. 94 с.
10.Бондаренко О.В. Поделки из бумаги. Подарки, игрушки, забавные зверушки. Вместе
учимся мастерить. - Ярославль: «Академия развития», 2009. - 80 с.
11.Уолтер Хелен. Узоры из бумажных лент. – Москва: «Ниола – Пресс», 2007. – 112 с.
Приложение 1
Поурочное планирование
Темы занятий
Всего часов
Дата
I. Презентации курса «Дизайн в технике «бумажная пластика».
Направления дизайна. Профессия «дизайнер». Основные закономерности дизайна.
(1ч.)
1.
Понятие о дизайне. История развития дизайна.
Основные цели, задачи и содержание курса.
Профессии, связанные с деятельностью в области
дизайна.
1
II. Композиция бумажной пластики и ее особенности. Технология изготовления
изделий из бумаги. (3ч.)
1.
Презентация « Кусудама – бумажный цветочный
шар». Из истории возникновения оригами.
Условные обозначения.
1
2.
Схемы. Выбор бумаги. Разметка. Работа с
модулями. Складывание приемом гофрирования
деталей из круга, овала, квадрата, треугольника.
Склеивание модулей друг с другом. Объединение
деталей в одном изделии (с использованием и без
использования клея).
1
3.
Демонстрация выполненных работ « Кусудама».
1
III. Оригами – складывание объёмных фигур.(2ч.)
1.
Презентация «В мире птиц и животных из бумаги»
Складывание из бумаги слона, павлина, волка, кота
и др.»
1
2.
Выставка « Удивительные животные».
1
IV. Лист бумаги как сворачивание радужной оболочки.(2ч.)
1.
Презентация «Радужное складывание айрис -
фолдинга».
Айрис – шаблон, цветовые полоски, линии границы
раскладки бумаги, порядок наклеивания.
Наклеивание бумаги в виде спирали, под
определённым углом.
1
2.
Демонстрация лучших работ.
1
V. Гладкий лист как основа моделирования объемных работ. (2ч.)
1.
Презентация «Азбука формообразования».
Схемы. Складывание объёмных фигур по схемам.
1
2.
Конструирование, вырезание, ребристых и
симметричных форм. Симметрия и асимметрия в
композиции.
Демонстрация лучших работ.
1
VI. Виды рельефной скульптуры: пустотелые и заполненные бумажные формы.
(3ч.)
1.
Презентация « Виды рельефной скульптуры».
1
2.
Эскизы. Композиционное решение. Макетная
разработка поверхности — бумажный рельеф.
Склеивание бумажных рельефов. Фоновый сюжет.
1
3.
Выставка рельефных скульптур.
1
VII. Объёмно – пространственная скульптура из модуля.(3ч.)
1.
Презентация «Модульное оригами» .
1
2.
Треугольный модуль. Схема. Создание объёмных
фигур из треугольных модулей оригами.
1
3.
Выставка «Лебёдушки».
1
VIII. Пространственная композиция в рельефе. (3ч.)
1.
Презентация « Ландшафт. Техника разработки
объёмных форм»
1
2.
Объемно-пространственный макет ландшафта.
Создание наброска композиции с учётом
особенностей её выполнения.
Вырезание из бумаги, конструирование.
1
3.
Демонстрация лучших работ.
1
IX. Формирование образного мышления в процессе создания бумажной
скульптуры.(3ч.)
1.
Презентация « Бумажные куколки»
1
2.
Конус – основа юбки. Верхняя часть – туловища.
Цилиндр - руки и шея. Голова, завитушки, шляпа.
1
3.
Оформление дополнительных декоративных
элементов, которые помогают довершить образ и
скрывают соединения деталей. Формообразование.
Выставка « Модницы».
1
X. Пластические возможности бумаги для конструктивной деятельности детей.(4ч.)
1.
Презентация « Шляпа и маски - как
самостоятельный объект искусства».
1
2.
Конструирование шляп. Разработка шляпы и маски
как вид декора.
1
3.
Изготовление изделий из бумаги и картона.
1
4.
Выставка шляп. Выставка масок.
1
XI. Полоска бумаги как формообразующий элемент для создания декоративных и
конструктивных работ.(3ч.)
1.
Презентация « Квиллинг – бумагокручение».
Приёмы. Техника работы. Квиллинг – это
возможность увидеть необычные возможности
обычной бумаги.
1
2.
Тренировочные упражнения. Из полосок белой
бумаги скрутить спираль, попробовать сделать
“каплю”, “глаз” и другие формы.
Самостоятельно придумать композиционное
решение. Подбор бумаги по цвету и качеству.
1
3.
Выставка «Квиллинг».
1
XII. Пластические возможности бумаги для создания декоративных композиций из
гладкого листа.(2ч.)
1.
Презентация «Вытынанка – ажурный узор».
1
2.
Составить эскиз. Сложить лист белой или цветной
1
бумаги (вдвое, вчетверо, или в восемь раз) с
надрезами в определенных местах, когда при
разворачивании листа перед нами предстает
ажурный узор.
Выставка «Вытынанка – ажурный узор»
XIII. Проект в технике «бумажная пластика». Презентация и защита проекта.(3ч.)
1.
Разработка самостоятельного проекта учащимися.
2
2.
Защита проекта.
1
Итого часов
34
Приложение 2
Инструктаж по технике безопасности (для учащихся и учителя)
Материалы и инструменты
Бумага, картон, краски, цветная бумага, кисти, клей, ножницы, резак, линейка, угольник,
карандаш, циркуль.
Оборудование.
Схемы, отобранные образцы обоев, использование таблиц, образцов, фотографии
художественно разработанных интерьеров, художественные эскизы, работы детей.
Презентации по темам спецкурса (использование в презентации материала для
теоретических знаний и умений школьников).
Текущий инструктаж учителя
(по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)
проверка организации рабочих мест учащихся;
проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно
технологической картой;
оказание помощи слабо подготовленным учащимся;
на рабочем столе не должно быть ничего лишнего;
располагать инструменты и материалы нужно так, чтобы они не мешали, работе и
их было удобно брать. То, что левой, - слева, у дальнего края стола, чтобы не
зацепить локтем во время работы;
будьте внимательны при работе с колющими и режущими предметами;
не забывайте об осанке, держите спину прямо;
после работы обязательно уберите за собой;
Правила работы с ножницами и резаком.
Резак должен находиться закрытым в основании.
Храните ножницы в определённом месте.
Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.
Приложение 3
Оценка учащихся
В методическом плане основную роль играет оценка результатов работы учащихся.
Разделы программы
Вид контроля
Часы
1 . Презентации курса «Дизайн в технике
«бумажная пластика» Направления дизайна.
Профессия «дизайнер». Основные
закономерности дизайна.
1
2. Композиция бумажной пластики и ее
особенности. Технология изготовления
изделий из бумаги.
Выставка работ учащихся
«Кусудама».
3
3. Оригами – складывание объёмных фигур.
Выставка «Волшебное
превращение из бумаги».
2
4. Лист бумаги как сворачивание радужной
оболочки.
Презентация «Чудесное
скручивание».
2
5. Гладкий лист как основа моделирования
объемных работ.
Презентации работ «Бумажная
фантазия».
2
6. Виды рельефной скульптуры: пустотелые и
заполненные бумажные формы.
Выставка пространственно -
рельефных скульптур.
3
7. Объёмно – пространственная скульптура из
модуля.
Выставка «Объёмы из модулей».
3
8. Пространственная композиция в рельефе.
Выставка- презентация
«Ландшафт - объёмные формы».
3
9. Формирование образного мышления в
процессе создания бумажной скульптуры.
Выставка работ «Бумажные
куколки».
3
10. Пластические возможности бумаги для
конструктивной деятельности детей.
Демонстрация моделей шляп и
масок.
4
11. Полоска бумаги как формообразующий
элемент для создания декоративных и
конструктивных работ.
Учебно-исследовательская работа
«Квиллинг - вокруг нас».
3
12. Пластические возможности бумаги для
создания декоративных композиций из
гладкого листа.
Выставка выполненных работ
«Вытынанка-
ажурный узор».
2
13. Проект в технике «бумажная пластика».
Презентация и защита проекта.
Разработка проекта. Защита
проекта «Бумажная пластика».
3
Приложение 4
Технологические карты изготовления цветов
Технологическая карта
«Изготовление цветка "ВАСИЛЕК»
Материалы:
тонированный ватман
для лепестков и
чашелистика, нити,
проволока, клей,
папиросная бумага,
подкрашенная манная
крупа.
Последовательность выполнения
работ
Эскизы
Инструменты и
приспособления
Два круга одинакового диаметра
разделить на 8 частей, в каждой
части по краям сделать овальный
надрез, края лепестков надрезать
зубчиками.
Ножницы, шаблон.
По обозначенным линиям
обработать с двух сторон
одинарным ножом, затем малой
булькой в центре, приподнимая
лепестки.
Нож, булька,
подушка.
Из круга меньшего диаметра
вырезать уголки у чашелистика,
согласно намеченным линиям
Ножницы, карандаш.
Для одного цветка достаточно
части круга. Обработать
одинарным ножом по линиям.
Нож, подушка.
Детали: лепестки – 2 круга,
чашелистик – 0.5 круга,
тычинки, стебель.
Из толстых ниток и проволоки
сделать тычинки. Обмакнуть
тычинки в клей и посыпать
подкрашенной манкой. Стебель
обкрутить папиросной бумагой на
расстоянии 1,5 см.
Ножницы.
На стебель поместить лепестки,
приклеить чашелистик.
Продолжать обкручивать стебель,
закрепляя листья.
Приложение 5
Технологическая карта
Изготовление цветка "МАК"
Материалы:
Тонированный
ватман, манка, клей
ПВА, гуашь черная
Последовательность выполнения
работ
Эскизы
Инструменты и
приспособления
Изготовить детали лепестков мака
из тонированного ватмана (6
лепестков на цветок)
Шаблон лепестка,
карандаш, ножницы
Лепестки обработать с двух сторон
при помощи одинарного ножа и
средней бульки.
Средняя булька,
одинарный нож
Лепестки у основания подкрасить
черной гуашью, край лепестка
отогнуть ножом с изнаночной
стороны.
Кисть, нож
одинарный.
Полоску тонированного черного
ватмана тонко надрезать и скрутить
в змейку. Склеить.
Ножницы, кисточка.
Тычинки распушить, смазать клеем
и посыпать манной крупой.
Склеить лепестки в цветок, в центре
вклеить тычинки.
Детали: 6 лепестков,
тычинки.
Приложение 6
Технологическая карта изготовления цветка "РОМАШКА"
Материалы:
Тонированный
ватман, манка, клей
ПВА, проволока, вата.
Последовательность выполнения
работ
Эскизы
Инструменты и
приспособления
Цветок состоит двух кругов
одинакового диаметра. В центре круга
поставить точку, разделить на 4 части,
не дорезая до центра 5 мм., ещё делить
пополам, должно получиться 16
лепестков.
Шаблон цветка,
карандаш, ножницы.
Закруглить концы лепестков. По
намеченным линиям обработать
лепестки ножом. В центре пригладить
булькой. Лепестки должны выгнуться.
Ножницы, нож
одинарный, булька.
Скрутить плотный шарик из ваты,
перетянуть его проволокой,
подровнять ножницами, распушить.
Смазать клеем и окунуть в
подкрашенную в желтый цвет манную
крупу.
Ножницы.
Чашелистик выполнить из круга
тонированной зеленой бумаги
меньшего диаметра. Сложить вчетверо
и вырезать мелкие зубчики.
Гофрировать одинарным ножом, в
центре пригладить булькой.
Ножницы, нож,
булька.
Детали с лепестками склеить в центре,
выполнить отверстие в середине и
поместить сердцевину.
Обкрутить стебель полоской
гофрированной бумагой.
Кисточка.
Детали: лепестки – 2
круга,
чашелистик – 1 круг,
тычинки, стебель.
Приложение 7
Технологическая карта изготовления листа цветка "МАК"
Материалы:
Тонированная бумага
Последовательность выполнения работ
Эскизы
Инструменты и
приспособления
Вырезать по шаблону заготовки для
листьев
Шаблоны листьев,
карандаш, ножницы
По намеченным линиям обработать лист с
двух сторон ножом. Линии должны быть
слегка изогнутыми.
Нож одинарный,
подушка
По намеченным линиям обработать лист с
двух сторон ножом. Линии должны быть
слегка изогнутыми
Нож одинарный,
подушка
ПАСПОРТ
авторская (комбинаторная) программа
I раздел (заполняется автором программы)
1).________________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество автора, учреждение, полный адрес
2).________________________________________________________________
предмет, предметная область
3). ________________________________________________________________________________
для каких классов, групп предназначена программа
4).________________________________________________________________________________
количество часов на изучение программы
5). ________________________________________________________________________________
на основе каких программ разработана(автор, название, издательство)
___________________________________________________________________________________
6).________________________________________________________________________________
с какого времени используется программа
7). ________________________________________________________________________________
авторская оценка программы
___________________________________________________________________________________
II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)
1). ________________________________________________________________________________
где используется программа: кружковая, факультативная, внеклассная работа
2). ________________________________________________________________________________
является частью Федерального, регионального, школьного компонента
3). ________________________________________________________________________________
тип программы (развивающая, углубляющая, коррекционная, др. классификация)
4).________________________________________________________________________________
оценка программы
___________________________________________________________________________________
III раздел (заполняется ГИМНЦ Департамента образования города Братска)
Директор ГИМНЦ ________________________ /И.Н.Кускова/