Учебно-игровой урок "Алгоритмы и программы для исполнителя Кукарача" 7 класс
Учебно-игровой урок по информатике и ИКТ
7 класс
Преподаватель Крылова Галина Алексеевна
МОУ «Гимназия №10»
Г. Тверь
Раздел программы: Алгоритмизация.
Тема: Алгоритмы и программы для исполнителя Кукарача.
Цели:
Проверка знаний учащихся.
Повышение интереса к изучению предмета.
Развитие творческой активности.
Воспитание навыков быстрого мышления и ответственности за коллективное решение.
Задачи:
Обучение - систематизировать знания, повторить основные понятия по указанной теме;
закрепить умение использования различных технологий программирования.
Развитие - продолжить формирование алгоритмического стиля мышления, навыков работы с
системой программирования Кукарача; продолжить развитие умений переноса знаний в
новые ситуации.
Воспитание - продолжить воспитание взаимопомощи, ответственности, самоконтроля;
содействовать пониманию, что воображение и фантазия – необходимые атрибуты
программиста.
Здоровьесбережение - поддерживать эмоционально положительный настрой учащихся;
использовать смену деятельности в течение урока.
Тип урока: повторение и закрепление полученных знаний и умений.
Форма проведения: соревнование 2-3 команд друг с другом. Учащимся приходится в быстро
меняющейся обстановке контролировать и проверять знания друг друга, а также
демонстрировать свои знания.
Обеспечение и наглядность: мультимедийный проектор, компьютерная презентация по
указанной теме, система программирования Кукарача, карточки для работы за столами,
карточки с заданиями для работы за компьютерами.
Содержание урока: группа разбивается на 2-3 команды по 5-6 человек. В каждой команде
выбирается капитан, отвечающий за организацию работы в своей команде, имеющий право
решающего голоса. Урок разбивается на 4 этапа: первые три ориентированы на проверку
знаний учащихся по тематике данного урока, последний – заключительный.
Структура и план урока:
1) Организационное начало (приветствие, целеполагание, мотивация).
2) Этап I. Командное первенство (за столами).
Данный этап предполагает коллективное участие учеников в поиске ответов на
предложенные вопросы. Этап ориентирован на привитие навыков быстрого
мышления, ответственности за коллективное решение и развитие творческой
активности.
3) Этап II. Командное первенство (с помощью компьютера).
Данный этап предполагает коллективное участие учеников в решении задач. Этап
предполагает не только составление учащимися алгоритмов, но и работу за
компьютером, требуя индивидуальных навыков работы с ним.
4) Этап III. Личное первенство.
Цель этого этапа заключается в проверке знаний каждого ученика, умения применить
их в непривычной для него обстановке.
5) Этап IV. Заключительный.
Определение команды - победительницы по сумме баллов, полученных на первых
двух этапах. Отображение результатов в таблице.
ЭТАП I. Командное первенство (за столами)
Данный этап предполагает коллективное участие учеников в поиске ответов на
предложенные вопросы. Этап ориентирован на привитие навыков быстрого мышления,
ответственности за коллективное решение и развитие творческой активности.
Содержание этапа: всем командам предлагается вопрос. Команды его обсуждают,
пишут ответ на листочке и сигнализируют о готовности поднятием руки. За правильный ответ
команда получает заранее определенное количество баллов. В процессе проведения этапа
заполняется таблица результатов.
Ниже приводятся задания. Количество их дано с избытком. Учитель выбирает из них,
ориентируясь на уровень обученности класса.
Разминка (на внимание) (2 балла)
Кукарача находится в клетке с координатами (2,1) на запасном поле размером 3*3 клетки.
1
2
3
1
2
3
Назовите конечное положение Кукарачи после выполнения последовательности команд:
ВВЕРХ ВПРАВО ВНИЗ ВПРАВО ВНИЗ ВЛЕВО ВВЕРХ ВПРАВО
(Учитель называет команды, ученики отслеживают визуально)
Задание№1
Перед вами список команд для Кукарачи (команды пронумерованы). Исходное положение
Кукарачи для каждой команды в клетке с координатами (1,1):
1) ВНИС 2) ВВЕРХ 3) НАПРАВО 4) ВНИЗ 5) ВЛЕВО 6) ПОВТОРИ 2 ВПРАВО 7) ВПЕРЕД
8) ПОВТОРИ 3 ВЛЕВО 9) ТОЛКНИ
Разделите команды на 3 группы по реакции Кукарачи на них (в ответах пишите
номера команд):
I группа: «не понимаю» II группа: «не могу» III группа: выполнит
Задание№2
Продолжите предложения:
1)В алгоритме используется команда ВЕТВЛЕНИЯ, когда …
2)В алгоритме используется команда ПОКА, когда …
Задание№3
Переделайте программу ОЛЕНЬ, заменив в ней полную форму команды
ветвления на неполную, но чтобы задача решалась та же:
ПРОГРАММА ЭТО ОЛЕНЬ
ВВЕРХ
ЕСЛИ О
ТО
ИНАЧЕ ВВЕРХ
КОНЕЦ
Задание№4
ЗАДАЧА Кубик с буквой А стоит в клетке с координатами (1,1). После выполнения
программы ВЫБРОС кубик с поля удален, а Кукарача оказался в клетке с координатами
(1,1).
Где стоял Кукарача до выполнения программы (назовите его исходное положение)?
ПРОГРАММА ЭТО ВЫБРОС
ПОКА НЕ А ВЛЕВО
КОНЕЦ
Задание№5
Какая команда пропущена в программе, написанной для решения задачи?
После какой строки (укажите номер) ее нужно вставить?
ЗАДАЧА
Найти и вытолкнуть кубик с буквой А:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
3
ПРОГРАММА
1. ЭТО ПОИСК_А 6. ЭТО РАБОТА
2. ВВЕРХ 7. ВНИЗ
3. ПОКА НЕ А РАБОТА 8. ВВЕРХ
4. ВВЕРХ 9. КОНЕЦ
5. КОНЕЦ
Задание№6
Нарисуйте блок-схему алгоритма решения задачи ПОИСК_А. Смотрите
исправленную программу из задания №5.
Задание№7
Какая команда пропущена в программе ПРИРОДА, написанной для решения задачи?
После какой строки (укажите номер) ее нужно вставить?
ЗАДАЧА
На перевернутом кубике одна из букв – «Е» или «И». Если «Е», то собрать
слова ЛЕС и ФЛОРА, если «И», то собрать слова ЛИС и ФАУНА.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Ф
Ф
2
Л
А
3
О
У
4
Р
Н
5
А
?
А
6
Л
С
7
8
9
10
ПРОГРАММА
1. ЭТО ПРИРОДА
2. ЕСЛИ И
3. ТО ВПРАВО
4. ИНАЧЕ ВЛЕВО
5. КОНЕЦ
ЭТАП II. Командное первенство (с помощью компьютера)
Данный этап предполагает коллективное участие учеников в решении задач. Этап
предполагает не только составление учащимися алгоритмов, но и работу за компьютером,
требуя индивидуальных навыков работы с ним.
Содержание этапа: всем командам предлагается три задачи. Команды их обсуждают,
распределяются парами. Каждая пара (или один человек при нечетном количестве) решает
одну задачу. Решение представляется в виде блок-схемы алгоритма и отлаженной программы
за компьютером. Члены одной команды помогают друг другу. За правильное решение
команда получает заранее определенное количество баллов. В процессе проведения этапа
заполняется таблица результатов.
Задание: Решить 3 задачи, представив алгоритм решения в виде блок-схемы, программу
набрать и отладить за компьютером (ученикам разделиться на пары).
ЗАДАЧА№1
Помогите Кукараче пройти по горке из клетки (10,1) в клетку (7,10).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
Х
Х
6
Х
Х
7
Х
Х
Х
Х
8
Х
Х
9
Х
Х
Х
10
Х
ЗАДАЧА№2
На одном из перевернутых кубиков буква Ц, помогите Кукараче составить слово
ПРОЦЕССОР:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
?
3
?
4
П
Р
О
Е
С
С
О
Р
5
ЗАДАЧА№3
Помогите Кукараче найти проход в стене и дойти до края доски (в десятую строку).
Расположение прохода заранее неизвестно (на рисунке он изображен приблизительно):
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
С
С
С
С
С
С
С
С
С
6
7
8
9
10
Этап III Личное первенство
Цель этого этапа заключается в проверке знаний каждого ученика, умения применить их в
непривычной для него обстановке.
Содержание этапа: каждому ученику предлагается девять вопросов разного уровня
сложности. Каждый вопрос оценен определенным количеством баллов. Ученик вправе
выбирать любой вопрос. Его задача – отвечая на вопросы, набрать как можно большее
количество баллов за ограниченное время.
Задание№1 (2 балла)
Что пропущено в программе СТОЛБ?
ЗАДАЧА
Если можно, поставьте СТОЛБ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
С
Т
О
Л
?
3
ПРОГРАММА
ЭТО СТОЛБ
ВЛЕВО
ЕСЛИ
ТО ВЛЕВО
КОНЕЦ
Задание№2 (2 балла)
Сколько раз вызывается подпрограмма ЗИГ в программе ЛАБИРИНТ?
ЭТО ЛАБИРИНТ
ВВЕРХ
ПОВТОРИ 2 ЗИГ
ПОВТОРИ 4 ВЛЕВО
ПОВТОРИ 2 ЗАГ
ПОВТОРИ 2 ВЛЕВО
ПОВТОРИ 2 ЗИГ
ПОВТОРИ 3 ВЛЕВО
КОНЕЦ
ЭТО ЗИГ
ВЛЕВО
ПОВТОРИ 2 ВВЕРХ
ВПРАВО
ПОВТОРИ 2 ВВЕРХ
КОНЕЦ
ЭТО ЗАГ
ПОВТОРИ 2 ВНИЗ
ВПРАВО
ПОВТОРИ 2 ВНИЗ
ВЛЕВО
КОНЕЦ
Задание№3 (2 балла)
Сколько раз проверяется условие в команде ЕСЛИ?
Задание№4 (3 балла)
Сколько раз проверяется условие в команде ПОКА?
Задание№5 (4 балла)
Какие записи в программе являются правильными (запишите их номера):
1) ПОВТОРИ К ВВЕРХ 2) ПОВТОРИ 5 ВНИЗ 3) ПОВТОРИ 4 КУБ
4) ЕСЛИ Р 5) ЕСЛИ дом 6) ЕСЛИ НЕ Ф 7) ПОКА А
ТО ВВЕРХ ТО вход ТО узор1 ТО ВНИЗ
ИНАЧЕ выход ИНАЧЕ узор2
8) ПОКА НЕ М ХОД 9) ПОКА ШАР ВВЕРХ
Задание№6 (4 балла – по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Кукарача стоит в клетке с координатами (10,10). Что он ответит, получив команды:
1) НАЛЕВО 2) ВНИЗ 3) ПОЛЗИ 4) ВПРАВО
Задание№7 (4 балла)
Какое сообщение компьютера последует при попытке Кукарачи выполнить программу:
ПРОГРАММА
ЭТО ЛЕСЕНКА
ПОВТОРИ 5 СТУПЕНЬ
КОНЕЦ
Задание№8 (5 баллов)
Какая команда пропущена в программе, написанной для решения задачи?
Укажите номер строки, после которой ее нужно вставить (строки в программе
пронумерованы).
ЗАДАЧА Найти и вытолкнуть за край поля кубик с буквой К:
1
2
3
4
1
?
ПРОГРАММА
2
?
1. ЭТО ПОИСК_К
3
?
2. ПОКА НЕ К ИЩИ
4
?
3. ВЛЕВО
5
?
4. КОНЕЦ
6
?
5. ЭТО ИЩИ
7
?
6. ВПРАВО
8
?
7. ВВЕРХ
9
?
8. ВЛЕВО
10
?
9. КОНЕЦ
Задание№9 (5 баллов)
Нарисуйте результат выполнения программы Орнамент, если Кукарача двигается по
центрам клеток, оставляя за собой след, в начале Кукарача в клетке (1,2). Запишите
координаты клетки, в которой он окажется после выполнения программы.
ПРОГРАММА ЭТО Орнамент ЭТО Часть
ПОВТОРИ 2 ВПРАВО ВПРАВО
Скобка ПОВТОРИ 2 ВНИЗ
ПОВТОРИ 2 ВПРАВО ПОВТОРИ 2 ВЛЕВО
ПОВТОРИ 8 ВВЕРХ ПОВТОРИ 2 ВНИЗ
КОНЕЦ ВПРАВО
ЭТО Скобка КОНЕЦ
ПОВТОРИ 2 Часть
КОНЕЦ
Этап IV Заключительный
Итоговая командная победа определяется по сумме баллов, полученных на первых двух
этапах. Результаты отображаются в таблице. Члены команды – победительницы подходят к
компьютерам и загружают по командам учителя незнакомого им исполнителя Шарманщик
(музыкальный редактор), а в нем файл, содержащий знакомую ребятам мажорную мелодию,
которая звучит как гимн победителям. В заключении учитель говорит, что результаты
личного первенства на 3-ем этапе будут объявлены на следующем уроке. Предлагается
придумать проект нагрудного знака «Золотой Кукарача» для победителя.
Литература и программное обеспечение
1. Дуванов А.А., Рудь А.В., Семенко В.П. Азы программирования. Факультативный курс.
Книга для ученика. Санкт-Петербург, «БВХ-Петербург», 2005
2. Дуванов А.А., Рудь А.В., Семенко В.П. Азы программирования. Факультативный курс.
Задачник. Санкт-Петербург, «БВХ-Петербург», 2005
3. Дуванов А.А., Рудь А.В., Семенко В.П. Азы программирования. Факультативный курс.
Книга для учителя. Санкт-Петербург, «БВХ-Петербург», 2005
4. Программное обеспечение: система программирования «Кукарача Windows»,
Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия»
Информатика - еще материалы к урокам:
- Презентация "Числовая информация" 2 класс
- Разработка урока "Числовая информация" 2 класс
- Презентация "Способы решения уравнений с помощью компьютера" 11 класс
- Конспект урока "Способы решения уравнений с помощью компьютера" 11 класс
- Презентация "Управление базой данных в СУБД Access" 10 класс
- Урок - КВН "Управление базой данных в СУБД Access" 10 класс