Конспект урока "Моделирование в среде графического редактора Paint" 5 класс

Урок информатики
на тему: «Моделирование в среде графического редактора Paint»
Автор:
Кулешова Екатерина Валерьевна,
учитель информатики
ГБОУ ЦО №1456 ЮЗОУО ДО г. Москвы.
Класс: 5
Цели урока:
- дидактические: обеспечить усвоение учащимися основных этапов
моделирования, сформировать умение учащихся проводить компьютерный
эксперимент, работая с программой Paint.
- развивающие: развивать умение анализировать полученные результаты,
выявлять ошибки и корректировать модель; развивать творческие способности
учащихся.
- воспитательные: формировать активную, самостоятельную и
инициативную позицию учащихся в учении, используя метод проектов,
подчеркнуть важное место моделирования в деятельности человека, широкое
использование компьютера в моделировании.
ХОД УРОКА.
1) Организационный момент.
Ребята, запишите тему урока: «Моделирование в среде графического
редактора Paint» (слайд 1)
Ваша задача сегодня: выполнить минипроект создать компьютерную
модель объекта «Паркет». Оцениваться будет как ваш проект, так и активность на
уроке.
2) Актуализация знаний.
Вы уже занимались моделированием.
Что мы с вами моделировали?
Мы с вами знаем, что такое» «модель» и «моделирование». Давайте
вспомним определения.
Итак, модель это (ученикам предлагаю продолжить определение) аналог
(заместитель) оригинала, отражающий некоторые его характеристики.
А что такое моделирование?
Моделирование исследование объектов путем построения и изучения их
моделей (презентация, слайд № 2).
Зачем создавать модель, почему не исследовать сам оригинал? (Слайд 3)
Ответы учащихся:
1) оригинала может не существовать в настоящем: это объект прошлого или
будущего. Ученые построили теоретическую модель динозавра;
2) оригинал может иметь много свойств. В процессе познания учесть все
сразу невозможно. Модель помогает изучать некоторые интересующие
исследователя свойства, не учитывая других;
3) оригинал может быть недоступен исследователю по каким-либо
причинам: рельеф лунной поверхности.
3) Новый материал.
Моделирование – процесс очень сложный. Но этот процесс упрощается,
если использовать компьютер. Моделирование творческий процесс. Но чтобы
достичь цели, создать модель, мы должны пройти несколько этапов.
Запишем в тетрадях: Этапы моделирования:
I этап. Постановка задачи (слайд № 4).
Что мы будем моделировать? Ответ учащихся: Объект «Паркет».
Где будем моделировать? В графическом редакторе Paint.
Описание задачи. В Санкт-Петербурге расположены великолепные
дворцы-музеи, в которых собраны произведения искусства великих русских и
европейских мастеров. Помимо прекрасных творений живописи, скульптуры,
мебели здесь сохранились уникальные образцы паркетов. Эскизы этих паркетов
создали великие зодчие. А реализовали их идеи мастеровые-паркетчики (слайды
5-11, «Паркеты Екатерининского дворца»).
Паркет составляется из деталей разной формы и породы дерева. Детали
паркета могут различаться по цвету и рисунку древесины. Из этих деталей
паркетчики на специальном столе собирают блоки, совместимые друг с другом.
Из этих блоков уже в помещении на полу компонуется реальный паркет.
Одна из разновидностей паркетов из правильных геометрических фигур
(треугольников, квадратов, шестиугольников и др. многоугольников). В
различных сочетаниях детали паркета могут давать неповторимые узоры.
Представьте себя в роли дизайнера, выполняющего заказ.
Итак, цель моделирования: Разработать эскиз паркета. (Слайд 12)
II этап. Разработка модели (слайды № 13).
Объектом моделирования является геометрический паркет, составленный из
стандартного набора правильных фигур.
Что такое правильный многоугольник? (все стороны равны)
Каким свойством должны обладать все фигуры? (совместимые)
Детали должны быть совместимы, то есть должны иметь единый размер
длину стороны многоугольника.
Посмотрите, что вам предстоит создать (слайды № 14-16):
Модель 1 (это полный набор деталей, необходимых для моделирования).
Фигуры раскрасьте, имитируя фактуру различных пород дерева.
Какие есть инструменты в Paint для создания этих деталей?
(треугольник, шестиугольник, прямоугольник, повернуть, отразить)
Как нарисовать в Paint правильную фигуру?(кл. Shift)
ДЕМОНСТРАЦИЯ в Paint
Модель 2 (вы моделируете паркетный блок). Блоки могут компоноваться из
деталей одной, двух или трех разновидностей.
Модель 3 (компоновка паркета из созданных блоков).
III этап. Компьютерный эксперимент (слайд № 17).
Учитель знакомит учащихся с планом эксперимента.
План эксперимента.
1. проверка совместимости отдельных деталей.
2. проверка совместимости каждого блока.
3. Моделирование эскиза паркета.
4. Предложите его на выбор заказчику.
IV этап. Анализ результатов
Если вид паркета не соответствует замыслу заказчика, необходимо
вернуться к одному из предыдущих этапов:
· разработать другой набор деталей
· или создать другой блок из выбранных деталей.
Если вид паркета удовлетворяет заказчика, принимается решение о
разработке чертежей в реальном масштабе и подборе материалов.
На слайде 18 представлены компьютерные модели паркета. Их можно
предложить заказчику.
4) Выполнение практической работы.
Не забывайте о правилах техники безопасности при работе за
компьютерами.
А теперь садитесь за компьютеры и, следуя всем этапам задания,
выполняйте работу (Приложение 1, 2)
При необходимости учитель помогает ученикам.
5) Подведение итогов.
Учитель: итак, все так или иначе справились с заданием. Посмотрите на
экран (слайд 19), поднимите руки те, кто в результате оказался на нижней
ступеньке «Лесенки успеха»? Кто на средней? Кто на верхней ступеньке?
Сегодня вы показали хорошее умение моделировать. Возможно,
профессиональная деятельность многих будет в дальнейшем связана с тем
или иным видом конструирования (моделирования). Это и проектирование
строительных объектов, и моделирование одежды, и создание
многоцветных витражей и многое другое.
Оценки за урок.
6) Домашнее задание: создать модель ковра из геометрических фигур на
листе бумаги. (слайд № 19).
Спасибо всем.
Приложение 1.
Алгоритм выполнения практической работы.
1. Выбрать инструмент «шестиугольник»
2. Нарисовать шестиугольник с помощью кл. Shift
3. Выбрать инструмент «прямоугольник»
4. Нарисовать квадрат с помощью кл. Shift, совместив курсор со
стороной шестиугольника.
5. Выбрать инструмент «треугольник»
6. Нарисовать треугольник с помощью кл. Shift, совместив
курсор со стороной шестиугольника.
7. Скопировать шестиугольник с помощью кл. Сtrl
8. Повернуть его на 90
0
9. Скопировать треугольник с помощью кл. Сtrl
10. Отразить его по вертикали
11. Скопировать треугольник с помощью кл. Сtrl
12. Повернуть его на 90
0
13. Скопировать перевернутый треугольник с помощью кл. Сtrl
14. Отразить его по горизонтали
15. Создать меню паркета
16. Залить красками
17. Создать эскиз паркета
Приложение 2.
Построение квадрата, наклоненного на 30
0
(60
0
), выполните по алгоритму
Построение квадрата, наклоненного на 30
0
(60
0
), выполните по алгоритму
Построение квадрата, наклоненного на 30
0
(60
0
), выполните по алгоритму
Построение квадрата, наклоненного на 30
0
(60
0
), выполните по алгоритму
Используемая литература:
1. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Г. Захарова М.: Изд. центр
Академия, 2003. – 192 с.
2. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень В 2 ч. Ч.1 / Под ред.
Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2007. – 96 с.: ил.
3. Компьютерная графика в дизайне: Учебник для вузов [Текст] /
Д. Ф. Миронов. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
4. http://www.moeobrazovanie.ru/modelirovanie_v_srede_graficheskogo_redaktora.ht
ml
5. Изображение эскизов паркета: http://odessa-parket.narod.ru/parket-foto-ukl-
2.html
6. Изображение многоугольников: http://samara.obmen-russia.ru/wp-
content/languages/regular-polygon-shapes
7. Изображения залов Екатерининского дворца:
http://www.mirparket.ru/ru/Parquet/Best/index.html