Конспект урока "Интерфейс и основные возможности графических редакторов" 9 класс
Сафонова Л.Ф. 9 класс
1
Урок №5
Тема урока: «Интерфейс и основные возможности графических
редакторов»
Практическая работа №1 «Обработка цифровых фотографий с помощью
растрового графического редактора Gimp»
Цели урока:
1. Образовательные:
Активизировать знания по теме: графический редактор, интерфейс графического
редактора;
Формировать знания у учащихся о технологии обработки растровой графики при
помощи графического редактора GIMP;
Ознакомить с интерфейсом программы, параметрами, инструментами рисования,
приемами работы с растровыми изображениями.
2. Развивающая:
развитие практических навыков обработки изображения в растровом редакторе и
сохранения файла.
3. Воспитательная:
создать условия для повышения информационной культуры учащихся путем
знакомства с разновидностями компьютерных технологий обработки графических
изображений.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: компьютерный класс, проектор, экран, сканер.
Информационно-методическое и программное обеспечение:
ОС WINDOWS 7;
растровый графический редактор GIMP;
презентация «Интерфейс и основные возможности графических редакторов»;
приложение 1 « Практическая работа «Обработка цифровых фотографий в
графическом редакторе GIMP»
учебник Н.Д. Угринович (§1.3)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
1. Базовые инструменты графического редактора - http://school-
collection.edu.ru/catalog/res/5a34f5d6-cae6-4518-acf1-f8db18f5eab6/view/
2. Возможности графического редактора - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e5c7d0af-
39a3-48a9-8da9-382d6a3b9835/view/
3. Режимы работы графического редактора - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/53775efc-
9b70-4856-9178-0532c9a545c9/view/
4. Рисование геометрических фигур в Paint - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7e1706ff-
5662-4670-8a4d-694380b255d4/view/
5. Среда графического редактора Paint - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/576324d6-
559b-40f0-b87d-00ad214a2ea5/view/
6. Особенности растровой и векторной графики - http://school-
collection.edu.ru/catalog/res/6f924e02-b906-4593-bac7-7eae6dea443b/view/
7. Растровая и векторная графика - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c7fde5b4-b822-
4472-9595-89fe5b8d17fe/view/
Сафонова Л.Ф. 9 класс
2
8. Растровое представление изображения -
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d32eac10-61d6-46af-a766-adefa94bfb4a/view/
9. Итоговый тест к главе 4 "Графическая информация и компьютер" и главе 5 "Технология
мультимедиа"-http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dd2f78cf-abce-4e1a-bad7-
1453a9fc2910/view/
10. Кроссворд по теме: "Графическая информация и компьютер" -
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/18ff8bae-17e0-42d5-956f-13016b9087e0/view/
11. Кроссворд по теме: "Технологии мультимедиа" - http://school-
collection.edu.ru/catalog/res/d7c63626-727e-4747-ba5f-2cfabd284eae/view/
12. Логическая схема понятий по теме: "Графическая информация и компьютер"
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dbb6722f-b729-42e3-a599-3717f28ba804/view/
13. Практическое задание № 11 - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb800860-a680-40c4-
814c-ee89a8ac2de2/view/
14. Тренировочный тест к главе 4 "Графическая информация и компьютер" и главе 5
"Технология мультимедиа" -
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/71781773-1673-4f81-ab31-d9e22149a586/view/
Ход урока
1. Организационный момент.
Подготовка учащихся к уроку, проверка присутствующих на уроке.
2. Актуализация полученных знаний (Слайд 2).
Устный опрос: В чем отличие растрового изображения от векторного? (Ответы уч-ся)
3. Постановка проблемы и цели урока.
Если у нас существуют два вида графики – соответственно для их обработки нужны и
разные программы. Как вы думаете, как они будут называться? (Ответы уч-ся)
Сегодня мы познакомимся с одной из программ для обработки растровой графики и
попробуем поработать в ней.
Откройте тетради и запишите тему нашего занятия.
4. Объяснение нового материала
Слайд 3: Сначала вспомним, что такое графический редактор.
1)Графический редактор
Графический редактор – это программа создания, редактирования и просмотра
графических изображений. Графические редакторы бывают растровые и векторные.
Слайд 4: Растровые графические редакторы – наилучшее средство обработки
фотографий и рисунков, поскольку растровые изображения обеспечивают высокую точность
передачи градаций цветов и полутонов. Векторные графические редакторы - оптимальное
средство для хранения высокоточных графических объектов, для которых имеет значение
наличие четких и ясных контуров.
Слайд 5, 6: Рассмотрим, какие бывают графические редакторы.
Растровые: Paint, Gimp, Microsoft Photo Editor, Adobe PhotoShop, Fractal Design
Painter, Micrografx Picture Publisher
Сафонова Л.Ф. 9 класс
3
Векторные: Corel Draw, Adobe Illustrator, Fractal Design Expression, Macromedia
Freehand, AutoCAD, Компас
2) Интерфейс графического редактора Gimp
Давайте познакомимся с графическим редактором Gimp.
GIMP — растровый графический редактор, программа для создания и обработки
изображений. Проект основан в 1995 году Спенсером Кимбеллом и Питером Маттисом, в
настоящий момент поддерживается группой добровольцев.
GIMP - бесплатное ПО, независимое от платформы, работает в Windows, Linux,
MacOS, GIMP можно расширить за счёт простой установки дополнений.
Возможности GIMP:
создание графики, логотипов для web-дизайна,
создание анимации,
масштабирование и кадрирование фотографий,
раскраска, комбинирование изображений,
использование слоёв, ретуширование,
возможность работы с векторной графикой,
преобразования изображений в различные форматы.
Слайд 7: Основными элементами интерфейса любого графического редактора
являются:
1. строка заголовка,
2. строка меню,
3. рабочая область,
4. панели инструментов,
5. палитра,
6. строка состояния.
Слайд 8: Интерфейс GIMP состоит из 3-ех основных частей:
1 - панель на которой располагаются основные инструменты, и чуть ниже их диалог
настройки инструментов.
2 - рабочая область или окно изображения, тут будут отображаться
редактируемые/создаваемые изображения. Если кликнуть на этой области правой кнопкой
мыши то в выпадающем меню можно быстро выбрать нужный инструмент или фильтр, или
выполнить другие действия.
1
2
3
Сафонова Л.Ф. 9 класс
4
3 - ещё одна панель которая по умолчанию содержит диалоги для
управления слоями 3-а, контурами 3-б, историей действий 3-в, каналами 3-г, кистями 3-д,
текстурами 3-е и градиентами 3-ж.
3) Основные инструменты растрового редактора Gimp (Слайды 9-13)
Инструменты выделения
Прямоугольное выделение (R) – инструмент позволяющий выделять на
изображении прямоугольные области (Вызывается нажатием горячей клавиши на клавиатуре
– R).
Эллиптическое выделение (E) – создает выделение круглого или овального
типа.
Свободное выделение (F) – выделение областей на изображениями
произвольными линиями или отрезками.
Инструменты преобразования
Перемещение (M) – инструмент для перемещение изображений, выделений,
слоев и прочих объектов.
Выравнивание (Q) – выравнивание или расстановка слоев или объектов.
Кадрирование (Shift+C) – удаление областей с края изображения или слоя.
Вращение (Shift+R) – инструмент позволяющий произвести операцию поворота
слоя, выделения или контура вручную или на заданный угол.
Масштаб (Shift+T) – масштабирование (изменение размеров) слоев, выделений
или контуров
Искривление (Shift+S) – инструмент искривления слоев, выделений или
контуров
Перспектива (Shift+P) – инструмент графического редактора гимпа
позволяющий изменить перспективу отображения слоя, выделения или контура.
Зеркало (Shift+F) – горизонтальное или вертикальное зеркальное отображение
слоя, выделения или контура.
Инструменты рисования
Плоская заливка (Shift+B) – инструмент для заливки цветом или текстурой.
Градиент (L) – заливка цветным градиентов (цветом плавно переходящим в
другой цвет)
Карандаш (N) – инструмент рисования позволяющий рисовать резкими штрихами
Кисть (P) – инструмент рисования позволяющий рисовать плавными штрихами
Сафонова Л.Ф. 9 класс
5
Ластик (Shift+E) – стирание выбранной кистью до фона или прозрачности (если
активирован альфа-канал у слоя)
Аэрограф (A) – рисование выбранной кистью с переменным давлением
Штамп (C) – выборочное копирование из изображения или текстуры при помощи
кисти. Действие этого инструмента происходит в два этапа. Сначала при помощи зажатой
клавиши Ctrl вы выбираете область на изображении, а затем рисуете уже при нажатой
клавиши мыши и отпущенной Ctrl.
Резкость или размывание (Shift+U) – выборочное размывание или увеличение
резкости кистью.
Размазывание (S) – произвольное размазывание выбранной кистью.
Осветление/Затемнение (Shift+D) – выборочное осветление или затемнение
участка изображения выбранной кистью.
Инструменты цвета
Цветовой баланс – коррекция распределения цвета.
Тон-насыщенность – коррекция тона, насыщенности и освещенности.
Тонирование – инструмент быстрого окрашивания изображения или фрагмента.
Яркость-Контраст – коррекция яркости и контраста на изображении.
Уровни – коррекция цветовых уровней
Кривые – инструмент коррекции цветовых кривых
Вопросы для закрепления:
1. Как формируется растровое изображение?
2. Что влияет на качество изображения?
3. Почему искажается файл при увеличении или уменьшении?
4. Что понимают под параметрами растровой графики?
5. Назовите стандартные окна программы GIMP.
5. Практическая работа «Обработка фотографий в растровом редакторе GIMP»
(Приложение 1)
6. Домашнее задание: Учебник: §1.3.1, 1.3.2
Использованная литература:
1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 9
класса. – М.: БИНОМ, 2009;
2. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям.
Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2009;
3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое
пособие для учителей
Сафонова Л.Ф. 9 класс
6
Приложение 1
Практическая работа
«Обработка фотографий в графическом редакторе Gimp»
Задание 1. Изменение размеров изображения. У изображения Нижегородский кремль.jpg
изменить размеры, установив размер 400х300 и сохранив результат под
именем Нижегородский кремль _1.jpg.
Алгоритм
1. Запустить программу Gimp.
2. Для изменения размеров изображения выполните команду Изображение/Размер
изображения, интерполяция – Кубическая, нажмите Изменить.
3. Сохраните рисунок как Город_1.jpg. Для этого выполните команду Файл/Сохранить
как …. В появившемся диалоговом окне выберите расширение jpg и имя файла и
нажмите кнопку Сохрани, качество - 85.
4. Закройте рисунок.
Задание 2. Кадрирование изображения. Из изображения Памятник_Чкалова.jpg вырежьте
памятник и сохраните результат под именем Памятник_Чкалова_1.jpg.
Алгоритм
1. Загрузить файл Памятник_Чкалова.jpg.jpg.
2. Для выполнения кадрирования выберите инструмент Кадрирование и
выделите прямоугольную область памятника.
3. Сохраните рисунок.
Сафонова Л.Ф. 9 класс
7
Задание 3. Поворот изображения. Фотографию Пизанская башня.jpg приведите в порядок –
выпрямите башню и сохраните под именем Пизанская башня_1.jpg.
Алгоритм
1. Загрузить файл Пизанская башня.jpg.
2. Для выполнения поворота выполните команду Инструмент/Инструменты
преобразования/Вращение, угол вращения -7 градусов.
3. Кадрируйте полученное изображение.
4. Сохраните рисунок как Пизанская башня_1.jpg.
Задание 4. Коррекция изображения. Из изображения Медведь.jpg удалите медведя и
сохраните рисунок под именем Медведь_0.jpg.
Алгоритм
1. Загрузить файл Медведь.jpg.
2. Выберите инструмент Штамп .
3. Выберите размер штампа, но не меняйте других свойств.
4. Назначьте образец (ее начальную точку). Для этого прижмите клавишу Ctrl и щелкнув
левой кнопкой мышки по части изображения, которое Вы возьмете за образец.
5. Прижмите левую кнопку мышки и водите по закрываемому образцом фрагменту
(мотоциклисту). Меняйте образец почаще, добиваясь нужного результата.
6. Сохранить рисунок как Медведь_0.jpg.
7. Аналогично на изображения 4 Медведя.jpg вставьте еще одного медвежонка и
сохраните рисунок под именем 5 Медведей.jpg.
Сафонова Л.Ф. 9 класс
8
Задание 5. Художественная обработка. Из изображений Лес_летом.jpg и
Лес_осенью.jpg создайте изображение Лес_Лето_Осень.jpg
Алгоритм
1. Загрузить файлы Лес_летом.jpg и Лес_осенью.jpg и расположите их так, чтобы
удобно было работать с обоими.
2. Размер изображения Лес_летом.jpg сделайте таким же, как у Лес_осенью.jpg
3. На изображении Лес_летом.jpg выполните команду Правка пункт Копировать, в
результат которой выделенное скопируется в буфер обмена.
4. Перейдите на рисунок Лес_осенью.jpg и выполните команду Правка пункт
Вставить. В результате будет создан плавающий слой.
5. В палитре Слои нажмите правой кнопку мыши на плавающем выделении и выберите
команду Создать слой.
6. Выберите инструмент Овальное выделение и установите для него параметры: Растушевать
края, радиус – 50. Выделите центр рисунка или правую половину. При необходимости
измените размеры и/или место область выделения.
7. Выполните очистку выделения, нажав клавишу Delete.
8. При желании выполните регулировки каждого из слоев.
9. Сохраните рисунок как Лес.jpg
Задание 6. Художественная обработка. Из изображений Лес_осенью.jpg создайте рисунок
Лес_Осень_1.jpg, Лес_Осень_2.jpg, Лес_Осень_3.jpg применив фильтры:
Фильты/Имитация/Масляная краска, Фильты/Имитация /Холст, Фильты/Имитация
/Рассяянный свет. Можно поэкспериментировать разными фильтрами.
Сафонова Л.Ф. 9 класс
9
Задание 7. Фотоколлаж. Создать фотоколлаж из файлов: Лес летом, Лес осенью, Лес зимой,
Лес весной, Времена года.
Информатика - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Ветвление" 9 класс
- Конспект урока "Абсолютная адресация"
- Конспект урока "Построение диаграмм в Excel" 8 класс
- Технологическая карта урока "Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов" 5 класс
- Конспект урока "Алгоритм. Свойства алгоритма" 9 класс
- Технологическая карта "Нахождение информационного объёма сообщения" 6 класс