Выразительные возможности графических материалов при выполнении портретных зарисовок

2
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
1 Глава. Теоретические основы применения графических материалов при
выполнении зарисовок портрета
1.1 Средства выразительности графических материалов………………….5
1.2 Особенности выполнения портретных зарисовок…………..…………12
Выводы по 1 главе ………………………………………………………….…..19
2 Глава. Организация практической деятельности по выполнению
графических зарисовок портрета
2.1 Технология работы по выполнению серии портретных зарисовок в
графике …………………………………………………………………….……20
2.2 Методические рекомендации по выполнению зарисовок портрета в
графике ……………………………………………………………………...…..23
Вывод по 2 главе………………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………31
Приложение 1 Методические рекомндации
Приложение 2 Работы художников
Приложение 3 Зарисовки портретов
3
Введение
«Рисование... такая же суровая и, главное,
точная наука, как математика.
Здесь есть свои незыблемые законы,
стройные и прекрасные, которые необходимо изучать...»
П. П. Чистяков.
Тема исследовательской работы «Зарисовки портрета различными
графическими материалами». Я выбрал эту тему, потому, что мне интересно
рисовать портреты людей различными графическими материалами. В
портретных зарисовках с исключительной полнотой можно выразить эмоции,
состояние души и настроения, раскрыть внутренний мир человека, его дела,
мысли и желания. Выразительные возможности графических материалов
помогают достичь мне желаемого результата. Интерес к человеку, его
личности – основа развития искусства.
В художественных образах воплотилась вся история человечества на
протяжении тысячелетий. Особую роль в раскрытии внутреннего мира
человека играют портретные композиции, в которых лицо человека имеет
первостепенное значение.
Данная тема может быть использована в курсе школьной программы на
уроках изобразительного искусства, в художественных школах, а также при
преподавании дисциплин культурологического и художественного цикла в
средних профессиональных учреждениях и в ВУЗах.
Наша курсовая интересна тем, что она методического характера. В ней
рассмотрены виды графических материалов, их выразительные возможности.
Также представлено поэтапное рисование портрета, которое поможет
учащимся выполнять портретные зарисовки.
В нашей курсовой работе на тему: «Выразительные возможности
графических материалов при выполнении портретных зарисовок», мы
определили следующие параметры исследования:
4
Проблема: каковы выразительные возможности графических материалов при
выполнении портретных зарисовок?
Цель: выявление особенностей выполнения зарисовок портрета различными
графическими материалами.
Объект: выразительные возможности графических материалов.
Предмет: особенности выполнения портретных зарисовок
Задачи:
- проанализировать художественную литературу и работы художников в
жанре портрет;
- раскрыть содержание основных понятии: портрет, графика, рисунок,
зарисовка;
- выявить выразительные средства зарисовок портрета с натуры;
- выполнить серию зарисовок в жанре портрет;
- передать психологическое состояние портретируемого.
Метод исследования: теоретический анализ художественной литературы,
методических пособий, синтез, практический метод.
Практическая значимость: наглядно – методическое пособие для уроков
изобразительного искусства.
Наша работа состоит из: введения, двух глав, выводов, заключения и
приложения, в которое входит: зарисовки портрета, методические
рекомендации.
5
Глава 1. Теоретические основы применения графических материалов
при выполнении зарисовок портрета
1.1 Выразительные возможности графических материалов
Задачами данного параграфа являются:
1. раскрыть основные понятия :графика, рисунок;
2. проанализировать виды графических материалов;
3. описать выразительны средства графики.
Искусство - одно из важнейших явлений в жизни общества, неотъемлемая
часть человеческой деятельности, играющая значительную роль в развитии
не только отдельной личности, но и общества. Искусство принимает
разнообразные формы, чтобы воплотить все идеи, мысли, чувства людей не в
виде отвлеченных понятий, а вполне конкретной форме. Для этого у
искусства есть особое, только ему присущее средство - художественный
образ. Однако художественный образ предстает совершенно различным в
разных видах искусства. Каждый вид искусства обладает своей спецификой,
ставит собственные задачи и создает для них решения свои средства и
приемы .Любой вид искусства имеет свой собственный язык и определенное
своеобразие художественных возможностей.
В процессе восприятия произведений и последующей практической
изобразительной деятельности ребята учатся понимать содержание, смысл
изображенного. Видеть какими средствами художественной выразительности
достигается задуманное художником. Сила искусства так же и в том, что оно
учит творение воспринимать окружающую действительность, приучает
образно мыслить и вносить элемент творчества в любую деятельность.
Графика наиболее понятный для детей вид изобразительного искусства. Еще
в раннем возрасте они пытались выразить свое понимание окружающего
мира при помощи линий в своих первых рисунках [20]
Термин “графика” первоначально употреблялся применительно только к
6
письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано
с графикой. Новое значение и понимание он получил в конце 19 вначале 20
вв. когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.
Графика (от греч. Graphо пишу, рисую) вид изобразительного
искусства который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет
рисунок как самостоятельную область и различные виды печатной графики:
гравюру на дереве (ксилография) гравюру на металле форт), литографию,
линогравюру, гравюру на картоне и др.
Активно участвует в создании общего впечатления от произведения
графики белый лист бумаги. Добиться интересного, выразительного рисунка
можно, используя только один черный цвет, однако в графике применяются и
другие цвета.
Основа графики это рисунок. Рисунок это основа всех видов
изобразительного искусства, это изображение, созданное с помощью
графических средств, преимущественно из линий и штрихов. Рисунку
подвластны любые жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический,
бытовой, исторический. Рисование может осуществляться на основе
непосредственного наблюдения с натуры, по памяти, представлению или по
воображению. Любая работа художника начинается с рисунка. Важнейшая
часть подготовки художника – обучение рисунка [1,c5].
В основе выразительных средств графики, лежат такие элементы как: линия,
штрих, пятно, точка, тон.
Линия может быть разная спокойная, смелая, хаотичная. Характер
линии выражает эмоции, чувства. Линия является одним из элементов
рисунка. Начинающие рисовальщики обычно обрисовывают края фигуры,
предметов одинаково скучно. В зависимости от назначения она может иметь
различный характер, например, может быть разнообразной и ничего не
выражающей. Линия может быть яркой и выразительной, ее движения
подчиняются воле и чувству присущего, сознательно направляется и
регулируется его рукой. Линия в качестве основного средства изображения
7
применяется во многих видах изобразительного искусства, но больше всего в
станковой графике (офорт, гравюра, плакат) и как вспомогательная.
Пятно также является средством выразительности в графике, а
точнее локальные переходы от светлых тонов к более темным и наоборот.
Иногда пятна могут быть контрастными будут создавать тревогу, ярость.
Отношение темного и светлого очень важная составляющая. Это не только
один из главных средств создание образов, но и возможность передачи
объема формы. [11, c72]
Одним из ведущих художественных средств в рисунке, является тон,
так как рисунок обычно одноцветен (монохромен). При помощи отношений
различных тонов передаются объемность формы, положение в пространстве
и освещение предметов. Тоном передаются то различие предметов по
светлоте, которое обусловлено в натуре разнообразием цвета и материала.
Под понятием тональность понимается определенное соотношение цветов
или тонов характерное для данного произведения, одна из его
художественных особенностей. В графике тональность определяется
степенью контраста темных и светлых тонов.
Кроме тона в графике используется штрих. Это одно из
изобразительных средств в рисунке. Каждый штрих представляет собой
линию, проведенную одним движением руки. Приемы работы штрихом
разнообразны. Используются штрихи разной длины, силы и частоты
положенные в различных направлениях. При этом в зависимости от
характера работы штрихи могут выглядеть как отдельные линии или
сливаться в сплошное пятно.
Точечное изображение строится на основе точек различной величины,
но одинаковой конфигурации. В изобразительном искусстве использование
точки как средство художественного выражения не имеет такого
распространения, как использование линии, пятна или штриха. Однако это не
означает, что точечное изображение вообще редкое явление. Трудоемкость
нанесения точек на поверхность (бумагу) без особых, специальных
8
приспособлений действительно сужает границы их применения, но особое,
ни с чем несравнимое точечная фактура всегда притягивала мастеров к
графике. В наиболее частом виде использование точки можно увидеть в
офорте.
В настоящее время точечная техника широко применяется в графике,
как при комбинации техник, так и в чистом виде. [27].
Активную роль в графике играет фактуру материалов. Фактура это
характерные особенности материала, поверхности предметов в натуре и их
изображение в произведениях искусств. Особенности обработки материала, в
котором выполнено произведение, а также характерные качества этого
материала. Фактура произведения во многом зависит от свойств
используемого художником материала, от особенностей натуры, которую он
изображает, а также от поставленной задачи и манеры исполнения. Фактура
является одним из художественных средств, способствующих
эмоциональному воздействию произведению. [7.c124; 176].
Графическими материалами принято называть материалы, которыми
рисуют и на которых рисуют (карандаш, уголь, сангина, акварель, тушь,
бумага разных сортов, картон, калька). Основные графические материалы
бумага и карандаш. [9. с72]
Бумага ( от ит. Bombagio бумажный, от лат. Bombacium шелковый)
- материал для письма, графических и живописных работ. Бумагу получают
из массы специальным образом обработанных волокон с добавлением
минеральных и проклеивающих веществ, красителей. К лучшим сортам,
пригодным для рисования, относятся ватман, полуватман, рисовальная и
чертежная бумага. Ватман ( от англ. whatman ) высший сорт бумаги с
шероховатой поверхностью, хорошо проклеенной и прочной. Названа она по
имени владельца английской бумажной фабрики Дж. Ватмана. Рисовать
хорошо и на цветной бумаге она заранее дает рисунку тоновую среду, по
которой можно работать одновременно и темными, и светлыми
9
графическими материалами. [3] Материалы принято разделять на “сухие” и
“влажные”. [9.c72]
К сухим” относятся карандаш, уголь, соус, сангина, пастель. К
“жидким” относится тушь, акварель.
Рисунки выполненные графитным карандашом имеют сероватый тон с
легким блеском, в них не бывает интенсивной черноты. в настоящее время
карандаши выпускаются трех основных групп: черные графитовые,
копировальные (химические) и цветные. Они дифференцируются по
твердости и мягкости, обозначаемые буквами Т, ТМ, М (за рубежом – Н, НВ,
В) с цифровым показателем перед буквой. Когда то карандашами служили
палочки из свинца, серебра, дающие достаточно четкие серые штрихи на
бумаге. Пользовались ими главным образом для предварительных набросков.
Одновременно с металлическими карандашами из свинца и серебра
пользовались и так называемыми итальянскими карандашами из черного
сланца, которые широко применялись до 19 в.
Карандашами называют и палочки сангины, и палочки пастели. Первое
описание графического карандаша было найдено в относящихся к 1564г.
трудах о минералах швейцарского естествоиспытателя К. Гейслера.
Сангина (от лат. Sanguis “кровь”) материал и инструмент для
рисования в виде палочки карандаша без оправы. Натуральным кроваво
красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. В
эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина красный
мел. В настоящее время сангина изготовляется из каолина и оксидов железа с
введением небольшого количества клеящих веществ. Она дает возможность
применять растушевку, штрихи различной интенсивности, разнообразные
пятна, так как штрих легко растирается. Сангина не требует фиксации.
Красивые рисунки сангиной получаются на тонированном фоне и когда
к основному материалу добавляются уголь и мел. Интерес работы сангиной
сохраняется и в наши дни. Сангина хороша при технике, гризайль. [8.c71-73]
10
Пастель один из необычных видов изобразительных материалов.
Пастель очень воздушна и нежна. Тонкость и изящество технике пастели
придает картинам живость, где-то сказочность и волшебство. В технике
“сухой” пастели широко используется прием “растушевки” что придает
эффект мягких переходов и нежности цвета. Пастель наносится на
шероховатую бумагу. Цвет бумаги имеет значение. Фоновый цвет
проступает сквозь штрихи пастели, вызывает определенное настроение,
ослабляя или усиливая цветовые эффекты рисунка. Картины, нарисованные
пастелью закрепляются фиксативом и хранятся под стеклом. [26]
Соус жирные черные палочки цилиндрической формы, диаметром 8-
10 мм, обернутые станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из
спрессованного порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно
работать линией, штрихами с применением растирки (сухой соус) и
растворенным в воде соусом кистью (мокрый соус). В рисунке соусом
мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские
кисти. Соус обладает интенсивной красящей способностью, дает
бархатистый тон, он легко разносится по поверхности бумаги. Соусом
пользуются и как акварелью. При этом он похож на черную или цветную
тушь.
Уголь чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающейся
красивой матовой фактурой. Изготовляются из равномерно обожженных
тонких веток или обструганных палочек липы, ивы или других пород
деревьев. В 19 в. получил распространение твердый уголь из прессованного
угольного порошка с добавлением растительного клея (сухой грифель).
Линии, штрихи, нанесенные на бумагу с шероховатой поверхностью
палочкой рисовального угля, плохо соединяются с бумагой, и осыпается,
поэтому рисунки нуждаются в закреплении специальным раствором
фиксатором. Уголь рисовальный затачивается лишь с одной стороны под
углом 45 градусов, что дает возможность проводить тонкие и толстые линии.
При работе углем пользуются клячкой, прокатывая ее по бумаге. Втирать в
11
бумагу нельзя. Со временем рисунки углем темнеют. Для работы углем
следует пользоваться шероховатой бумагой, лучше удерживающий уголь.
Техника рисунка углем разнообразна, так как заточенным стержнем
или палочкой угля можно проводить тонкие четкие линии, а боковой
стороной закрывать целые поверхности. Работая торцом угля и плашмя,
меняя силу нажима и поворот угольной палочки, направление штрихов,
можно добиться большой выразительности рисунка, решать светотеневые и
объемно пространственные задачи. Это основные графические материалы,
относящиеся к сухим. К влажным относятся акварель, тушь.
Акварель кажущаяся простота и легкость рисования акварелью
обманчива. Акварель требует мастерства владения кистью, мастерства
видения тона и цвета, знания законов смешивания цвета и нанесения
красочного слоя на бумагу. В акварели существует множество приемов,
работа по сухой и сырой бумаги.
Рисунок пером. Перо используется для рисунка жидкими красящими
веществами (тушь, чернила, акварель). Ранее использовали гусиные.
Тростниковые и соломенные перья. В настоящее время в художественной
практике распространены металлические перья различных размеров и форм.
Рисунки, сделанные пером, трудно исправить, так как раствор красителя
глубоко проникает в структуру бумаги. [9.c70]
Тушь это взвесь определенного красителя в клеящем, связующем
веществе с небольшим добавлением субстанции, улучшающих свойства этого
материала. В зависимости от главного ингредиента выделяют такие ее
разновидности: сажевую (черную), содержащую в качестве пигмента сажу,
анилиновую (цветную) содержащую производные анилина и минеральную
(белую). Сажевая тушь устойчива к свету, анилиновая же чувствительна к
нему. [27]
Итак, мы перечислили основные графические материалы, их виды и
свойства. Также мы раскрыли основные понятия: графика, рисунок и описали
выразительные средства графики. Проанализировав литературу, мы можем
12
сделать выводы: графика это наиболее понятный для детей вид
изобразительного искусства. Графика объединяет рисунок как
самостоятельную область искусства. Рисунок является основой графики и
ему подвластны любые жанры. В основе выразительных средств графики
лежат такие средства выразительности как: линия, пятно, штрих, тон, точка.
В графике материалы принято подразделять на сухие и влажные. К сухим
относятся: карандаш, уголь, соус, сангина, пастель. К жидким: тушь,
чернила, акварель. Активное участие в создании общего впечатления от
произведения графики играет белый лист бумаги.
1.2 Особенности выполнения портретных зарисовок
Задачи:
1. раскрыть понятия: набросок, зарисовка, портрет;
2. описать разновидности жанра портрет;
3. проанализировать творчество художников портретистов.
В портрете с исключительной полнотой можно выразить самое
трудное, самое ответственное для всякого искусства внутренний мир,
внутреннее состояние или, как говорят, душу человека, его дела, мысли и
желания.[10.с4]
Интерес к человеку, его личности основа развития искусства. В
художественных образах воплотилась вся история человечества на
протяжении тысячелетий. Благодаря ‘’ человеческому началу’’ красота
прошлых времен продолжает очаровывать нас, несмотря на изменения
эстетических критериев. В искусстве особую роль в раскрытии внутреннего
мира человека играют портретные композиции, в которых лицо человека
имеет первостепенное значение.[20]
В портретах любой эпохи мы находим отражение взгляда на человека
как такового, и потому портрет представляет интерес не как нечто само в
себе существующее и даже не только как необходимая часть общего
13
состояния искусства в данную эпоху, но и как свидетельство самой эпохи. В
этом большое познавание значения портрета.
Потрет один из жанров графики, живописи и скульптуры,
посвященной изображению определенного, конкретного человека.
Портрет (фр.portrait- изображение) жанр изобразительного искусства с
изображением одного человека или группы людей. В портрете художники
стараются передать не только внешнее сходство, но и духовный мир
человека [3.с35]. [Необходимое требование, предъявляемое ко всякому
портрету, -передача индивидуального сходства так начинается
определение портрета в «Словаре терминов изобразительного искусства»
[4.с385]. В практическом пособии « Рисунок и живопись» под редакцией
Кирцер. М.понятие портрет раскрывается как жанр изобразительного
искусства , а также произведения посвященное изображению определенного
человека или нескольких людей [7] .
Воспроизводя индивидуальный облик человека, художник раскрывает
его внутренний мир, сущность его характера посредством вдумчивого
психологического анализа изображаемого лица. Портрет как произведения
искусства предназначается исключительно для зрительного восприятия. Но
внутренний мир человека, т.е его чувства , эмоции ,живость ума или
скудоумие, зрительно воспринимается нами через внешние признаки:
мимику лица, жест, манеру движения. Не достаточно ли , следовательно, для
характеристики внутреннего мира человека точно воспроизвести эти
внешние признаки, т.е добросовестно изобразить характерные черты лица
или фигуры человека? Психологический анализ изображаемого лица на
портрете сводится к всестороннему изучению опять таки внешних
признаков лица и выявления основных из них, определяющих характер
изображаемого человека.
И так, для зрительного восприятия индивидуальный облик человека
есть нечто иное, как своеобразные его внешних признаков-форм тела,
мимики жеста. Содержание портрета не исчерпывается только
14
воспроизведением на плоскости характерных черт личности и признаков
социально-типического в ней; содержанием портрета является отношение
художника к изображаемому. Личная симпатия, преклонение перед
величием, сострадания, сознание собственного превосходства или
ничтожества перед моделью руководит кистью художника портретиста.
Естественно чем, образованнее художник, чем шире его кругозор и глубже
интеллект , тем сложнее будет восприятие им личности, тем вернее даст он
психологическую оценку личности. Таким образом, в портрете
переплетаются два характера – модели и художника. По - этому есть истина в
парадоксальном утверждении, что каждый портрет является автопортретом
[17 .c7]
В этом есть доля истины. Но можно сказать и другое: всякий автопортрет
содержит в себе черты окружающего художника мира - материального и
духовного. И видимо чем глубже полнее отражает их мастер в автопортрете,
тем он выше как произведение искусства, как художественный образ. Здесь
мы подходим к проблеме взаимосвязи автопортрета с тем жанром, которым
обычно обозначаем термином «портрет-тип». Портрет-типом принято
называть широко или глубоко типизированный портретный образ.
Существует, по меньшей мере, два рода портретной типизации. В одних
случаях мастер широко обобщает (типизирует социальные и
психологические признаки характерные исключительные для эпохи, в других
- сверх того или независимо от того - крупномасштабно обобщаются
(типизируются) некие извечные, устойчивые свойства человеческого духа в
их исторически складывающихся инвариантах[5.с 3]
Художники в портрете особенно выделяют лицо, глаза, руки. В
частности В. А. Тропинин считал, что в портрете главное лицо, что с особым
вниманием и с усердием следует рисовать голову, правильно подмечать в
посадке, в движении головы , натуральную грацию рук. Всякое натянутое,
изысканное положение фигуры действует неприятно. В натуре оно не так
15
замечается, потому что бывает большей частью минутное, временное, а в
портрете оно остается навсегда. [10. 9]
Портрет это художественное изображение человека с передачей его
внутреннего мира. На портрете человек может быть изображен по грудь, по
пояс, в полный рост. [13. 204]
Портрет разделяется по способу исполнения: масляный, карандашный,
пастельный, акварельный, сухой кистью, гравированный, миниатюрный,
фотографический и т.д. Портрет может быть написан в различных стилях:
академизм, реализм, импрессионизм, экспрессионизм, модерн,
абстракционизм и т. д.
Существуют различные виды портрета:
- автопортрет это графическое, живописное или скульптурное изображение
художника выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал;
- групповой портрет – Это портрет, включающий не менее трех персонажей;
- индивидуальный портрет – это портрет, включающий одного персонажа;
- интимный портрет камерный портрет с нейтральным фоном,
выражающий доверительное отношение между художником и
портретируемой особой;
- камерный портрет портрет использующий поясное, погрудное или
поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура
дается на нейтральном фоне;
- костюмированный портрет портрет, в котором человек представлен в виде
аллегорического, мифологического, исторического, театрального или
литературного персонажа. Обычно в наименования таких портретов
включаются слова «в виде» или «в обрезе»;
- парадный портрет - портрет показывающий человека в полный рост, на
коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на
архитектурном или пейзажном фоне;
16
- парный портрет два портрета, написанных на разных холстах или листах
бумаги, но согласованных между собой по композиции, формату и колориту.
Обычно в парных портретах изображают супругов;
- посмертный портрет – портрет, сделанный после смерти изображенных
людей по их прижизненным изображениям;
- шарж сатирическое или добродушное юмористическое изображение
людей, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены
наиболее характерные черты человека. [24]
Задачей кратковременных рисунков научиться брать от натуры самое
существенное, характерное, что в свою очередь дает легче запоминать и
воспроизводить увиденное . [3.с35]
Набросок и зарисовка дают возможность быстро и что самое главное
точно передать внутреннее состояние изображаемого человека. Набросок
это быстрый рисунок. Трактовка форм в наброске обычно отличаются
значительной обобщенностью, так как его цель дать лишь общее
представление о натуре. Набросок часто имеет самостоятельное значение, но
могут быть и подготовленные наброски для картин.
Зарисовка это рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне
мастерской с целью собирания материала для более значительной работы
или как упражнение. В отличии от подобного по техническим средствам
наброска исполнение может быть очень детализованным. Так раскрываются
понятия набросок и зарисовка в практическом пособии «Рисунок живопись»
под редакцией Кирцер Ю.М.[7]
Многие великие мастера прошлого оставили нам свои рекомендации,
свои философские размышления о разных проблемах искусства вообще и
искусства рисунка в частности. Леонардо Да Винчи и А. Дюрер, Н. Пуссен и
Э. Делакруа, Ж. Энгр и А. Матис, И. Е. Репин и А.М. Васнецов, также
мыслители , как Д. Дидро и И. В. Гете, А.Гильдебрандт и П. А. Флоренский.
Василий Иванович Суриков и многие другие.
17
Василий Иванович Суриков являлся автором множества знаменитых
картин исторического содержания. Для создания их Василий Иванович много
читал статей, искал исторические факты, прослеживал цепочку событий,
наблюдал за характерами исторических героев. Им создавалось огромное
количество эскизов и зарисовок, которые впоследствии использовались.
Только изучив всё, приступал он к написанию картины. Для создания
персонажей Суриков писал множество зарисовок, а затем примерял их в
картине.
Портретное творчество Репина вбирает у себя и развивает
наилучшие традиции российского портретного искусства ХІХ века
романтичную страсть портретов К.П. Брюллова, моральную высоту образов
Н.Н. Ге, остроту анализа и психологическую глубину портретов И.Н.
Крамского и В.Г. Перовая, опираясь на высокие традиции живописи старых
европейских мастеров. Репину портретисту принадлежит одно из
важнейших мест. Репин работал и в области исторического портрета.
Наиболее удачными портретами, какие Репин написал в период 1881 1887
годы, есть портрет критика В.В. Стасова (1883), композиторов М.И. Глинки,
А.К. Глазунова и А.П. Бородина (1887р).
Увлечение натурой, острое ощущение неповторимости каждой
личности, выраженная позой, жестом, движением, поражающая разнообразие
художественного языка, умения отобразить противоположное внутреннее
движение человеческой души, ее “диалектику”, вот, что составляет силу и
новизну портретов Репина. Каждый его портрет полный рассказ о человеке
в целом, ее манеру держаться, ее характер и взаимосвязь с миром. Уже
ранние портреты художника говорят о нем, как о незаурядном мастере. В
портрете брата, В.Е. Репина (1867), какой художник создал в академические
годы, он, не обратив внимания на признанные авторитеты, решает задачу
создания портретного образа, который привлекает своей юношеской
естественностью и жизненностью. [23]
18
Рисунки Энгра отмечены печатью поистине ренессансного высокого
стиля. Художники разных направлений спорили и спорят о достоинствах
живописных работ Энгра. Безусловная эстетическая ценность его
портретных рисунков не подвергалась сомнению никем.
Рисунок составляет основу и живописных портретов Энгра, диктует их
структуру, хотя цвет, конечно, вносит в их звучание много нового.
Вскоре по приезду в Рим Энгр написал «Портрета мадам Девосе». Именно
ритмика линий, ясных, плавных, подчиненных единому модусу,
способствует созданию удивительно гармоничного образа.
Орест Кипренский Лучшие русские поэты и писатели стремились
быть изображенными знаменитым Кипренским, среди них И.А. Крылов, В.А.
Жуковский, К.М. Батюшков, П.А. Вяземский. Художник создал портрет А.С.
Пушкина и уже за одно это заслужил благодарность потомков. Кипренский,
как никто другой, возвышенно и правдиво представил “героев своего
времени”. [25]
Его женские портреты воплощают лучшие качества русской женщины,
и недаром при взгляде на них вспоминаются то жены декабристов, то образы
Татьяны Лариной или Наташи Ростовой. Для Кипренского умение заглянуть
во внутренний мир человека, выявить его особенности было привлекательно.
[19]
Проанализировав литературу и работы художников, мы можем сделать
следующие выводы: потрет один из жанров графики, живописи и
скульптуры, посвященной изображению определенного, конкретного
человека или группы людей. При выполнении портрета художники стремятся
передать не только сходство портретируемого, но и его внутренний мир,
душу, мысли, образ.
Выводы по первой главе
Проанализировав литературу, мы выяснили что:
19
Зарисовка это кратковременный рисунок выполненный в течении 15
20 мин. с натуры, исполнение может быть очень детализованным.
Набросок обычно отличаются значительной обобщенностью, так как
его цель – дать лишь общее представление о натуре.
Графика это наиболее понятный для детей вид изобразительного
искусства. В основе выразительных средств графики лежат такие средства
выразительности как: линия, пятно, штрих, тон, точка. В графике материалы
принято подразделять на сухие и жидкие. К сухим относятся: карандаш,
уголь, соус, сангина, пастель. К жидким: тушь, чернила, акварель. Активное
участие в создании общего впечатления от произведения графики играет
белый лист бумаги.
Потрет один из жанров графики, живописи и скульптуры,
посвященной изображению определенного, конкретного человека или
группы людей. Существуют различные виды портрета: автопортрет,
групповой портрет, индивидуальный, интимный, костюмированный,
парадный, парный портрет, посмертный портрет, шарж. Также камерный
портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение
человека. Проанализировав творчество таких художников как Сурикова
Василия Ивановича, Репина, Кипренского, Энгра и многих других мы нашли
общее и пришли к выводу, что, работая в жанре портрет, художники
стремились передать не только сходство портретируемого, но и его
внутренний мир, душу, мысли, образ.
2 Глава. Организация практической деятельности по выполнению
графических зарисовок портрета
20
2.1 Технология работы по выполнению серии портретных зарисовок
в графике
Задачи:
1. описать выразительные возможности графических приемов;
2. раскрыть приемы и способы передачи образа и характера в
портретных зарисовках.
Чтобы достичь нужного нам эффекта, характера изображаемого нам
понадобятся следующие прием, техники и способы работы с графическими
материалами: растушевка, гризайль, гратаж, растирка, техника сухой кисти,
лессировка. Растушевка это затенение, осуществляемое посредством
растушевки, позволяет получить более реалистичное изображение, поскольку
в данном случае переходы между оттенками происходит более плавно.
Благодаря этой технике достигается великолепное сочетание тонов. В
первую очередь ее рекомендуется применять при написании портретов.
Также можно растушевывать штриховку, нанесенную мягкими материалами.
Но лучше применять эту технику пи работе с углем. Растушевку можно
производить с помощью абсолютно сухого пальца, абсолютно чистого
кусочка ткани или подходящих растушек, которые имеют различные
размеры и изготавливаются, как правило, из бумаги, но иногда и из замши.
Среди различных видов техник рисования тушь играет важную роль.
После разведения ее водой в различных пропорциях, получатся гаммы
различных оттенков серого цвета. Бумага должна быть гладкой, дабы
чернила могли растекаться равномерно.
Техника работы сухой кистью позволяет получать приятные эффекты
светотени. Кисть окунается в тушь не более чем до середины, затем
стряхивается и вытирается о газетный лист в целях удаления излишков
туши.[2.с16;25]
21
Техника гризайли - это рисунок сделанный кистью в два цвета, чаще всего
черно-белый или коричнево белый, в процессе ее создания используется
один цветовой тон, допускается лишь применение белил.
В технике гризайли удобно разбирать форму на фронтальные, боковые,
верхние и подрезающие поверхности
Гризайль дает возможность создать фиксированную тональную шкалу,
используя для этого заготовленные колера.
Граттаж (от французкого grattage, от gratter - скрести, царапать)
Один из способов нанесения изображения, когда рисунок создается через
процарапывание пером или другие остриём по воску картона или бумаги,
залитых тушью работе используются острые инструменты для удаления
черной краски с гладкой, специально подготовленной поверхности картона, в
результате чего приоткрывается нижний слой на основе белой глины или
мела. В результате применения данной техники образуется эффектное и
драматичное черно-белое изображение.[21]
Рисование зарисовок отличается от рисования с натуры. Зарисовки
отличаются от длительного рисунка лаконичностью восприятия. Делая
зарисовку головы человека, старайтесь быстро и убедительно передать свое
впечатление об изображаемом человеке, выявить особенности его облика,
внутреннего мира, настроения. Рисовать нужно ярких, интересных людей.
Кроме зарисовок с натуры нужно учиться делать зарисовки по памяти. Такие
зарисовки выполняются после окончания длительного рисунка. На основе
впечатления от натуры надо восстановить по памяти самые основные,
характерные, запомнившиеся черты. Это очень хорошо тренирует
зрительную память. Также полезны зарисовки по представлению, которые
развивают зрительную память и воображение, помогают накапливать
опыт, фантазировать. [12. 178]
22
Пропорции, движения и характер вот те свойства натуры, которые
передаются в зарисовках.
Великие художники прошлого, тщательно изучая пропорции
человеческого тела, искали законы его гармоничного строения. [3.с35]
Пропорция это гармонизация формы художественного произведения,
пропорциональность ее эстетическое качество. Соразмерность частей
образует красоту формы. В основе определения пропорций лежит метод
сравнения. Все эти свойства лежат и в основе грамотного рисунка, зарисовки.
В художественной практике существует известный метод определения
пропорций, называемый визированием.
Проверять пропорции можно с помощью обычного карандаша или
кисточки, при этом держать их следует на вытянутой руке. Для удобства
определения пропорций методом визирования можно прищурить один глаз.
С помощью длины карандаша уточняют также степень наклона всей формы.
[16]
Изысканный кратковременный рисунок был в почете и у живописцев
Франции Энгра, Домье, Родена, Дега, О. Ренуара, П. Синьяка, П. Сезанна,
П.Пикассо и др. [3.с35]
Огюст Роден делал наброски с подвижной, не позирующей модели,
мимолетно фиксируя её непроизвольные движения широкими росчерками
акварели или сангины. Данный метод передает эмоциональное восприятие
динамики человеческой фигуры, «ощущение трепетного живого движения»,
пластической взаимосвязи фигур.
В своей работе я хочу обратиться к творческому наследию А.С. Пушкина.
Исследователи постоянно наталкиваются на многообразные проявления
альбомной графики применительно к жизни и творчеству поэта. Известно,
что Пушкин много и охотно писал и рисовал в альбомы своих друзей. В
сущности, поэт описал свои черновики. Манера его рисунков в рукописях,
располагавшихся, в основном, вокруг стихотворных текстов или
23
набросанных как отдельные иллюстрации, эскизы обложек к произведениям,
или портретные зарисовки, очень близка альбомной графике его времени. Но
при этом эта графика имеет свое лицо. Обаяние пушкинских рисунков
неотразимо: они свободны, гибки, артистичны благодаря упругости,
подвижности и тонкости штриховых линий. [18.с36]
При создании художественного образа от учащегося требуется правильно
передать характер, форму, сосредоточить внимание на главном, отбрасывая
второстепенное, подметить наиболее существенное в натуре. [22]
Проанализировав литературу, мы можем сделать следующие выводы по
параграфу: Чтобы достичь нужного нам эффекта, характера изображаемого
нам понадобятся следующие прием, техники и способы работы с
графическими материалами: растушевка, гризайль, гратаж, растирка, техника
сухой кисти.
Пропорции, движения и характер вот те свойства натуры, которые
передаются в зарисовках. От учащегося требуется при выполнении
портретных зарисовок правильно передать характер, форму, сосредоточить
внимание на главном, отбрасывая второстепенное, подметить наиболее
существенное в натуре.
2.2 Методические рекомендации по выполнению зарисовок портрета
в графике
Задачи:
1. описать этапы работы над зарисовкой портрета;
2. разработать методические рекомендации по организации работы над
графическими зарисовками портрета.
Главным источником получения знаний и практических навыков в
изобразительном искусстве является систематическое рисование с натуры, по
памяти и представлению, чтение специальной литературы и изучение
произведений мастеров искусства.
24
При работе с натуры, по памяти и представлению ученик может выполнять
как быстрые наброски, так и более основательные рисунки,
продолжительные зарисовки и эскизы.
Зарисовки и наброски позволяют передать характерные особенности.
Умение быстро выполнять зарисовки в профессионально практической сфере
предпочтительнее длительного рисования, поскольку кратковременный
рисунок дает наглядное представление о творческом замысле, и в
дальнейшем он может стать ценным справочным материалом при работе над
композициями и в творческой работе с целью «овеществления» замысла в
материале. Наряду с этим зарисовка служит эффективным средством
познания окружающей действительности. [22]
Целиком и прямо с натуры выполняются, как правило, лишь этюд,
набросок, зарисовка, портрет.
Рисование с натуры можно рассматривать с двух точек зрения. Во
первых, как вид учебной работы и, во-вторых, как способ изображения
реальной действительности. [14. 58]
Рисование с натуры может быть кратковременным или длительным.
Наброски и зарисовки, рекомендуется выполнять в течение 10-20 мин., когда
ставится определенная учебная задача, решить которую необходимо за
относительно небольшой промежуток времени.
Во время рисования портрета с натуры у учащихся формируется умение
анализировать, сравнивать, обобщать. Учащиеся учатся наблюдать и
передавать наиболее типичные черты портретируемого.
Перед началом выполнения портретных зарисовок графическими
материалами необходимо знать что графика – это вид изобразительного
искусства, который связан с изображением на плоскости. Основа графики
это рисунок. Рисунок это основа всех видов изобразительного искусства,
это изображение, созданное с помощью графических средств,
преимущественно из линий и штрихов. Также понятие графики раскрывается
в методическом пособии. Графическими материалами принято называть
25
материалы, которыми рисуют и на которых рисуют (карандаш, уголь,
сангина, акварель, тушь, бумага разных сортов, картон, калька). Основные
графические материалы бумага и карандаш. Бумага бывает мелко- и
крупнозернистая, гладкая, шероховатая, торшированная, белая,
тонированная. Выбирать бумагу следует соответственно характеру
изображаемого. Для рисунка предпочтительнее шероховатая, но не рыхлая
бумага, поскольку на её поверхности лучше держится и карандаш, и уголь, и
сангина, и пастель. Мелкозернистая бумага пригодна для мелкомасштабных
изображений, крупнозернистая для грубых, фактурных и сильно
освещённых форм. Тонированная бумага даёт дополнительную
выразительность рисунку сангиной, углём, соусом. [6. 78]
Перед началом работы над зарисовкой портрета нам необходимо выбрать
материал, которым мы будем рисовать и технику исполнения.
Например, для работы с углем, сепией, сангиной, пастелью в некоторых
случаях карандашом после нанесения штриховки или пятен подходит
техника растушевка. Эта техника осуществляется посредством растушевки,
позволяет получить более реалистичное изображение.
Для работы с тушью подходит техника работы сухой кистью. Эта
техника позволяет получать приятные эффекты светотени. Чтобы добиться
нужного нам эффекта при работе с тушью можно использовать ее
выразительные возможности такие как рисование пятном при помощи кисти,
или линией (штрихом) при помощи пера. Хотелось бы отметить, что
выразительные возможности при рисовании маркером или гелиевой ручкой
схожи с выразительными возможностями работы с тушью и пером.
Для работы с акварелью подходит техника гризайли - это рисунок
сделанный кистью в два цвета, чаще всего черно-белый или коричнево
белый, в процессе ее создания используется один цветовой тон, допускается
лишь применение белил. В технике гризайли удобно разбирать форму на
фронтальные, боковые, верхние и подрезающие поверхности. Гризайль дает
возможность создать фиксированную тональную шкалу, используя для этого
26
заготовленные колера. Образцы работ выполненные некоторыми
материалами представлены в методическом пособии.
После того как материл и техника выбраны нужно подобрать подходящую
модель, лучше выбрать мужскую, с ясно выраженной формой головы и
крупными чертами лица. Посадите натурщика на стул на одном уровне с
собой, положение головы модели – прямо. Для первого рисунка головы такое
положение головы наиболее удобно. Если нет мужской натуры, подойдет и
женская, желательно молодая.
Окружающее пространство рисовать не надо. Позади модели на
расстоянии ставится гладкий светло серый фон. Сами сядьте на расстоянии
не более 2м. и не менее размера двух голов это облегчает работу. По такому
принципу можно работать на первых порах. В дальнейшем, когда появится
опыт работы, зарисовки нужно выполнять тогда, когда изображаемый
человек об этом не подозревает. Так рисовать сложнее, но тут есть и свои
плюсы, приходится быстрее выполнять зарисовку, что повышает мастерство
и что самое главное портреты становятся более «живыми» и естественными.
Работа над зарисовкой головы ведется по принципу «от общего к частному
и от частного к общему» и проходит следующие этапы:
1 компоновка;
2 - построение формы;
3 светотеневая моделировка.
Компоновать рисунок это значит, в первую очередь, найти на листе
лучшее место для изображения. Лучше, чтобы размер головы был 17 – 19 см.
от темени до подбородка. В этом размере удобно рисовать. Изображение
портрета нужно скомпоновать так, чтобы со стороны лица оставалось больше
места, чем со стороны затылка. Кратковременные зарисовки головы человека
имеют своей целью развить наблюдательность. Отличие зарисовки от
длительной постановки в том, что она делается быстро, в течение получаса
без тщательных измерений, на глаз, по первому яркому впечатлению.
Пригласите для сравнения две модели: молодого человека и старика или
27
девушку и юношу, чтобы во время работы вы могли сравнить их. Старайтесь
передать в каждой модели то главное, что отличает одного человека от
другого в целом и в главных частях.
При построении формы подробно останавливаться на деталях не надо.
Рисунок должен быть быстрым, чтобы у вас не было времени его
«засушить», испортить лишними деталями, свежим, ярким, легким,
интересным, и что самое главное передавать характер и схожесть
портретируемого. [3]
При помощи светотеневой моделировки нужно достичь градации
светлого и темного. Необходимо найти градации светотени: свет, тень,
полутень, рефлекс, блик. Благодаря светотени зрительно воспринимаются и
передаются в произведении пластические особенности натуры. В натуре
характер светотени зависит от особенностей формы и материала предмета.
Порядок выполнения зарисовки портрета подчиняется общим принципам
изображения: от общего к частностям, от главных масс к более мелким,
второстепенным, сохраняя при этом целостность. Надо решить, как
расположить один или несколько рисунков на листе, с учетом каждой
отдельной зарисовки и листа в целом. [15] При создании художественного
образа от учащегося требуется правильно передать характер, форму,
сосредоточить внимание на главном, отбрасывая второстепенное, подметить
наиболее существенное в натуре. [22]
Проанализировав литературу, и собственный опыт можно сделать
следующие выводы: чтобы достичь нужного нам эффекта, характера
изображаемого нам понадобятся такие прием, техники и способы работы с
графическими материалами как растушевка, гризайль, гратаж, растирка,
техника сухой кисти, лессировка.
Выводы по второй главе
28
Проанализировав литературу, мы можем сделать следующие выводы:
Чтобы достичь нужного нам эффекта, характера изображаемого нам
понадобятся следующие прием, техники и способы работы с графическими
материалами: растушевка, гризайль, гратаж, растирка, техника сухой кисти.
Пропорции, движения и характер вот те свойства натуры, которые
передаются в зарисовках. От учащегося требуется при выполнении
портретных зарисовок правильно передать характер, форму, сосредоточить
внимание на главном, отбрасывая второстепенное, подметить наиболее
существенное в натуре. Рисование с натуры может быть кратковременным
или длительным. Наброски и зарисовки выполняются в течение 10-20 мин.
Работа над зарисовкой головы ведется по принципу «от общего к частному и
от частного к общему» и проходит уже известные нам этапы: компоновку,
построение формы, выявление формы светотенью и тоном, обобщение.
Отличие зарисовки от длительной постановки в том, что она делается
быстро, в течение получаса без тщательных измерений, на глаз, по первому
яркому впечатлению.
Заключение
29
В нашей курсовой работе на тему: «Выразительные возможности
графических материалов при выполнении портретных зарисовок», мы
поставили себе цель: выявить особенности выполнения зарисовок портрета
различными графическими материалами и определили, что зарисовка дает
возможность быстро и что самое главное точно передать внутреннее
состояние изображаемого человека, а графические материалы помогают
достичь выразительности.
Задачами нашей курсовой было:
- Раскрыть содержание основных понятии: графика, рисунок, зарисовка,
портрет;
Графика (от греч. Graphо пишу, рисую) вид изобразительного
искусства который связан с изображением на плоскости.
Рисунок это основа всех видов изобразительного искусства, это
изображение, созданное с помощью графических средств, преимущественно
из линий и штрихов.
Зарисовка это кратковременный рисунок выполненный в течении 15
20 мин. с натуры, преимущественно вне мастерской с целью собирания
материала для более значительной работы или как упражнение. Наброска
обычно отличается значительной обобщенностью, так как его цель – дать
лишь общее представление о натуре.
Портрет р.portrait- изображение) жанр изобразительного искусства
с изображением одного человека или группы людей.
- Проанализировать художественную литературу и работы художников в
жанре портрет. Опираясь на опыт и работы таких художников как Сурикова
Василия Ивановича, Репина, Кипренского, Энгра, также мы обратились к
альбомному творчеству Пушкина А. С. Мы пришли к выводу, что в портрете
художники стараются передать не только внешнее сходство, но и духовный
мир человека. Художники в портрете особенно выделяют лицо, глаза, руки.
30
- Одной из задач нашего исследования было раскрыть выразительные
средства графики. В их основе лежат такие элементы как: линия, штрих,
пятно, точка, тон.
- Также я выполнил серию зарисовок в жанре портрет различными
графическими материалами и попытался передать схожесть и настроение
портретируемого.
В первой главе мы пришли к выводу: что выразительные возможности
графических материалов очень разнообразны. При выполнении зарисовки
портрета художники стремятся передать не только сходство
портретируемого, но и его внутренний мир, душу, мысли, образ.
Во второй главе мы пришли к выводу: чтобы достичь нужного нам
эффекта, характера изображаемого нам понадобятся следующие прием,
техники и способы работы с графическими материалами: растушевка,
гризайль, техника штриховки, граттаж, растирка, техника сухой кисти.
Данная тема может быть использована в курсе школьной программы
на уроках изобразительного искусства, в художественных школах, а также
при преподавании дисциплин культурологического и художественного цикла
в средних профессиональных учреждениях и в ВУЗах.
Мне понравилась работа над зарисовками портрета. В дальнейшем я
намерен более подробно изучать художественную литературу, связанную с
данной темой и повышать свое мастерство по выполнению зарисовок
портрета.
31
Библиография
1. Бесчастнов, Н.П. Черно белая графика [Текст]:учебное пособие для
проф.- тен. / – М: Издательский центр «Владос».-2007.-С.5
2. Верделли, А. Искусство рисунка [Текст] учебное пособие для проф.- тен.
/ М: Издательский центр «Эксмо». – 2003.- С16; 25.
3. Губарева - Муха. Самоучитель рисования [Текст]: учебное пособие для
проф.- тен. / -М: Издательский центр «АСТ Астрель». 2009.-35с.
4. Дмитриева, Н.А. [Текст]: Краткий словарь терминов ИЗО иск. / -М.;
Издательский центр «Советский художник». 1965.-385с.
5. Зингер, А.С. Автопортрет в советской живописи [Текст]: учебное
пособие для проф.- тен. /-М.; Издательский центр «Знание».-1986.-.-
С.13.
6. Кибрик, Е. Искусство и художник [Текст]: учебное пособие для проф.-
тен./ – М: Издательский центр «Молодая гвардия» .1969.-С.78.
7. Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись [Текст]: учебное пособие для проф.-
тен. / – М: «Высшея школа». - 1992. - С. 124; 176.
8. Константинова, С.С. Техника ИЗО иск. [Текст]: учебное пособие для
проф.- тен. / - М. Издательский центр Феникс, 2004.-71 - 73с.
9. Королева, В. А. Материалы и техники рисунка [Текст]: художественная
литература /- М. Издательский центр «Просвещение».-1983.-С72; 70.
10. Лушников Б. В. «Рисунок. Портрет» [Текст]: - М. / Издательский центр
«Владос».- 2004. С-4; 9.
11. Мосин И. Г. Рисованиеч1. [Текст]: /-Екатеринбург// Издательский центр
«У - Фактория».-1999.- С 72.
12. Погейни У. Искусство рисования. [Текст] - Минск. // Издательский
центр «Попурри».-2006. С 178.
13. Ростовцев Н. Н. Рисование головы человека. [Текст] / - М.; -
Издательский центр «ИЗО иск.».-1989.-С 204.
14. Самойлов Ю. К. «Рисунок» [Текст] // Ульяновск 2002.- С 58
32
15. Сапожников А. П. Полный курс рисования [Текст] / - М. Издательский
центр «Алев - В».-2003 С59.
16. Сокольникова Н. М. Основы рисунка 5 8 кл.»ч 1 [Текст] / - М.
Издательский центр «Титул».- 1996. –С 31.
17. Стасевич В. Н. Искусство портрета. [Текст] / - М. Издательский центр
«Просвещение».-1972. С 7.
18. Цявловская Т. Г. Рисунки пушкина. [Текст] / - М. Издательский центр
«Искусство».-1986. С 36.
19. Творчество Ореста Кипренского [Электронный ресурс]. -Режим доступа.
http://www.smirnova.net/articles/portret/4076/
20. Искусство графики [Электронный ресурс]. -Режим доступа. http: // www.
openciass.ru
21. Техника граттаж [Электронный ресурс]. -Режим доступа. http: // www.
benua. ru
22. Создание художественного образа при выполнении портрета
[Электронный ресурс]. -Режим доступа. http: // www. pdffactory.com
23. Портретное творчество Репина [Электронный ресурс]. -Режим доступа.
http: // www. allpainters. ru
24. Что такое портрет? [Электронный ресурс]. -Режим доступа. http: // www.
art spd. ru
25. Графика [Электронный ресурс]. -Режим доступа. http: //
festival@1september.ru
26. Графические материалы [Электронный ресурс]. -Режим доступа. http: //
www. kartinanz.narod.ru
27. Выразительные средства рисунка [Электронный ресурс]. -Режим
доступа. http: // community.livejournal. com