Конспект урока "Только мы в ответе перед Будущим!"

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе
«Только мы в ответе перед Будущим!» (по рассказу «И грянул гром» Р. Брэдбери)
(базовый уровень)
Автор разработки: Вишневская Светлана Михайловна,
учитель русского языка и литературы
СОШ при Посольстве России в КНДР, г. Пхеньян, 2018 год.
Цели и задачи урока:
формировать вкус к хорошей научно-фантастической литературе, служащей средством
воспитания нашего отношения к реальности;
формировать средствами литературы способность понимать предназначение каждого на
земле и задумываться над последствиями собственных поступков;
учить анализу идеи рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром» и средствам ее художественного
выражения.
Оборудование:
карта полушарий;
презентация с обязательным изображением уголка современной цивилизации и снежного
безжизненного пространства;
фонограммы мелодий И. Крутого, Paul Mauriat, Пан – флейта;
компьютер, экран.
Предварительные задания к уроку:
Прочитать рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром».
Вспомнить художественные произведения, фильмы (художественные,
мультипликационные), спектакли о путешествиях во времени.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя с элементами аналитической беседы:
(на фоне тихо звучащей мелодии «Колыбельная Сашеньке» Игоря Крутого).
Учитель
Возможные ответы учащихся
Одним из самых популярных жанров
литературы XX века стала научная фантастика.
Загадочные истории о космических пришельцах
и возрожденных динозаврах, универсальных
роботах и неопознанных летающих объектах
издаются рекордными тиражами. В чем секрет
успеха фантастики? Какие струны в душе
человека она затрагивает?
Быстро развивается наука и техника, а
фантасты мечтают о еще более
совершенных машинах.
Люди хотят продлить свое земное
пребывание или изобрести лекарство
вечной молодости.
Писатели задумываются о бессмертии,
победе над старостью и болезнями.
Чтобы покинуть привычную реальность
и посмотреть на мир со стороны.
Путешествие во времени одна из самых
распространенных тем научной фантастики. В
каких произведениях, фильмах вы встречались с
этой темой?
«Алиса в Зазеркалье» Льюиса Керрола;
«Синяя птица» Мориса Метерлинка;
«Гостья из Будущего», «Звездные
войны»;
«Терминатор», «Назад в Будущее»
2. Заочная экскурсия на родину Р. Брэдбери (работа с картой или с использованием
интерактивной доски).
Рядом с школьной доской - карта полушарий. На корейском полуострове в столице
Северной Кореи г. Пхеньяне размещен маленький самолетик на игольном ушке. На фоне мелодии
«Сон, увиденный во сне» И. Крутого звучит текст учителя, медленно передвигающего
«сверхскоростной авиалайнер» в американский городок Уокиган (на родину Р. Брэдбери,
расположенную недалеко от Чикаго).
Учитель
Предлагаю вам совершить путешествие. Мы покидаем Северную Корею, пересекаем океан
и оказываемся в Америке, стране, в которой объединились все плюсы и минусы технического
прогресса. Представьте себе огромнейшие небоскребы, комфортабельные авиалайнеры,
автоматизированное производство, новейшие компьютеры, скоростные автомобили…
Впрочем, знаменитый писатель фантаст Рэй Брэдбери боялся летать на самолетах и всем
видам транспорта, как и местное население КНДР, предпочитал велосипед. Герои же его
совершают самые разнообразные путешествия, в том числе – путешествия в прошлое.
3. Аналитическая работа, направленная на выдвижение гипотез учащимися для постановки
проблемы и обобщение.
1. Заочное путешествие в Прошлое, в Будущее
Учитель
Возможные ответы учащихся
А хотели бы вы оказаться в Прошлом?
Заглянуть в Будущее? Зачем?
Каждый человек проживает короткий
промежуток времени. Очень интересно
было бы своими глазами увидеть то, как
выглядела Земля сотни, тысячи лет
назад.
Еще более увлекательно оказаться в
Будущем, посмотреть, до чего может
дойти технический прогресс, каким
станет человек, как будет выглядеть
Земля через миллион лет?
На фоне мелодии «Once Upon A Time In America» (Пан флейта)
Тогда попутешествуем. Готовы?
Представьте себя на борту
суперсовременного сверхскоростного
авиалайнера. Всего через несколько мгновений
перелет завершается. Мы приземляемся в
удивительном месте, примерно таком, какое
изображено на экране.
Да.
Мы готовы.
Путешествовать всегда интересно, даже
если оно виртуальное.
На экране появляется кадр презентации с изображением уголка современной цивилизации
2. Словесное рисование
Переместитесь в воображении в
указанную местность. Нравится ли вам здесь?
Опишите свои ощущения, чувства, возникшие в
этом необыкновенном месте.
Это прекрасное здание на берегу реки,
моря или океана мне тоже очень понравилось,
но нам пора. Несколько счастливых
воспоминаний о только что посещенном
чудесном месте пронеслись как сон и…
Здесь здорово: солнечно, ярко, красиво.
Люди, живущие здесь, скорее всего
любят этот уголок земли. Все здания
построены с любовью, кустарники и
деревья ухожены.
На территории много цветов.
Мы видим счастливые лица детей и
взрослых…
Звучит тревожная мелодия «El Condor Pasa» (Пан – флейта).
На экране появляется изображение снежного безжизненного пространства
Странное место…Уютно ли вам здесь?
Страх, одиночество…
Что вы испытываете?
Остатки обломанных деревьев
устрашающе торчат в разные стороны.
Кругом лед, снег, ветер и ни одной
живой души.
Небо пугает: солнца не видно совсем.
Картина напоминает место после какой-
то катастрофы
3. Выдвижение гипотез учащимися
А мог ли художник на этих 2-х картинах
запечатлеть одну и ту же местность? Почему?
Художник изобразил разные
территории, первое полотно это уголок
современного города с высокоразвитыми
технологиями, а второе холодное
безжизненное пространство.
Может быть, это и одно место, но после
страшной войны, землетрясения или
спустя миллионы лет.
Подобное могло произойти, но не в
реальной жизни, а на страницах
фантастического рассказа.
4. Обобщение гипотез учащихся учителем
Прозвучали противоположные точки
зрения. Попробуем разобраться, кто прав, а
поможет нам в этом фантастический рассказ
Р. Брэдбери «И грянул гром», с которым
вы познакомились дома.
5. Анализ рассказа «И грянул гром» Р. Брэдбери
Репродуктивная беседа
Куда и зачем отправляются герои этого
произведения?
Они отправляются в Прошлое ради
собственного удовольствия.
Это путешествие можно считать охотой
на динозавров. Главные герои - очень
богатые люди. Все земные развлечения
им уже прискучили.
О чем предупреждает их Тревис перед
тем, как отправиться в Прошлое? В чем смысл
его теории?
Теория Тревиса состоит в следующем:
если нарушить что-то в Прошлом, если
уничтожить самое малое (помять траву,
убить мышь), это может привести к
непоправимым последствиям в Будущем,
так как изменится весь ход эволюции.
Поэтому ни в коем случае нельзя сходить
с Тропы.
В чем состоит вина Экельса? Сколько
преступлений он совершил за то короткое
время, что провел в Прошлом?
Вина Экельса состоит прежде всего в его
легкомысленном отношении ко всему
происходящему: он никак не хочет
понимать и принимать объяснений
Тревиса, «шутя» целится в птеродактеля.
Кроме того он трус: его руки трясутся, он
«бледно улыбается», сам признается, что
«дрожит, как мальчишка».
Легкомыслие и трусость приводят к двум
преступлениям: он бросает товарищей в
минуту опасности и сходит с Тропы, зная,
что это может привести к непоправимым
последствиям для всего человечества.
Беседа с элементами анализа рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром».
Каковы были последствия поступков
Экельса?
Каким образом построение рассказа
помогает ответить на этот вопрос?
Последствия поступков Экельса были
ужасны:
во-первых, уровень развития человечества
резко снизился (объявление с ошибками),
во-вторых, на выборах, к всеобщему
удовольствию, победил диктатор,
в-третьих, сама атмосфера прямом и
переносном смысле) стала иной.
Придти к подобным выводам можно,
сравнивая начало рассказа Р. Брэдбери «И
грянул гром» с окончанием
повествования. Таким образом, кольцевая
композиция помогает понять замысел
автора.
Не вступают ли в противоречие теория
Тревиса и его действия? Почему организуется
сафари, если так велик риск повлиять на ход
событий, изменить Будущее?
Между действиями Тревиса и его
теорией в определенной степени есть
противоречия. Хотя Тревис очень
осторожен в своем обращении с
Прошлым (создана Тропа, уничтожаются
только те животные, которые вскоре
должны погибнуть, специальные шлемы
служат защите Прошлого от бактерий
Будущего, из тела динозавра удаляются
пули и т.д.), сафари все же служит для
него и его сотрудников средством
наживы.
Какова цель автора, отправляющего
героя в Прошлое?
Автор не мог избрать другого пути: ему
необходимо было отправить героев в
Прошлое. Иначе он не показал бы нам,
что может произойти, если забыть об
ответственности перед Будущим. Ведь и
мы за Будущее в ответе.
Почему Тревис сначала пощадил
Экельса. «О кей, Экельс, выходите. И больше
никогда не попадайтесь мне на глаза», - говорит
он.
Тревис сначала пощадил Экельса, хотя
гнев его не знал границ. Он хотел
оставить Экельса в Прошлом, но не
сделал этого, вероятно потому, что не
знал, к каким последствиям приведет
такой поступок.
В наказание за трусость он послал
Экельса вырезать пули из тела динозавра.
Дело в том, что Тревис, видимо, всегда
помнит, что убийство, уничтожение
может нарушить равновесия на Земле. И
неважно, кто убит: бабочка, мышь, лиса,
тигр или человек.
Кроме того, Тревис не совсем уверен,
что его собственная теория верна и что
поступок Экельса действительно окажет
воздействие на ход эволюции.
В самом финале рассказа Тревис все же
убивает Экельса? Почему, подарив жизнь
изначально, он принимает такое страшное
решение? Какие события произошли между
этими эпизодами?
В конце рассказа он видит убитую
бабочку и понимает, что произошло. Он
выносит Экельсу смертный приговор: тот
должен расплатиться перед
человечеством за свое преступление.
Беседа обобщающего характера
«И грянул гром» - это рассказ-
предупреждение. Как вы поняли, о чем
предупреждает людей Рэй Брэдбери? В чем
смысл названия рассказа?
Брэдбери предупреждает, что все мы в
ответе перед Будущим за каждый свой
поступок, даже самый, казалось бы,
незначительный.
Гром гремит в рассказе, когда
появляется динозавр и когда Тревис
стреляет в Экельса (раздается гром
выстрела). Но в заглавии рассказа это
выражение имеет переносное значение:
грянул гром предупреждение, грянул
гром - расплата.
В названии слышится угроза тем, кто не
прислушается к предупреждающему
голосу автора: остановитесь вовремя,
завтра будет поздно, не убивайте,
одумайтесь!
Писатель показывает, что все в мире, в
природе взаимосвязано, и человек не
может постичь эту связь или решить, что
какое-то насекомое или животное
«бесполезно». Уничтожая его, разрывая
связи, нарушая равновесие, человек
губит самого себя.
6. Формулирование темы, проблемы урока учащимися
Подумайте и попробуйте самостоятельно
сформулировать тему сегодняшнего урока. Что,
на ваш взгляд, было в нем самым главным,
самым значимым? От кого же зависит Будущее?
Мы все в ответе перед Будущим!
Будущее в наших руках!
Каждый из нас в ответе перед Будущим!
Сохраним Будущее для потомков!
Будущее это не то, куда мы идем, а то,
что мы создаем!
Жизнь шахматная доска. Здесь все
зависит от твоего хода.
Что мы можем и должны сделать, чтобы
современные красавцы-города не превратились
в груду развалин или холодное безжизненное
пространство, как на картинах художника,
которые сравнивались в начале урока? Над чем
просит задуматься Р. Брэдбери?
Рассказ заставляет размышлять над
последствиями поступков, сознательно
подходить к решению тех или иных
вопросов.
Это произведение воспитывает ум, наше
сознание, формирует наше отношение к
окружающему миру.
Произведение Брэдбери убеждает
каждого из нас в том, что у нас нет
другой судьбы кроме той, что мы творим
сами.
7. Анализ эпиграфа к уроку
На фоне мелодии «Колыбельная Сашеньке» Игоря Крутого звучит текст эпиграфа в исполнении
ранее подготовленного ученика, а на экране поочередно появляются разнообразные картины
природы (презентация)
Внимательно прослушайте появившиеся
на экране строки современного поэта Вадима
Шефнера, являющиеся эпиграфом урока.
Подумайте, созвучны ли эти строки теме
сегодняшнего урока? Как вы их понимаете?
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, -
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье. (Вадим Шефнер)
Будущее очень хрупко. Оно может быть
таким или другим. От наших мыслей,
чувств, а главное поступков оно
зависит напрямую.
Рассказ Брэдбери и стихотворения В.
Шефнера будто бы говорят: радуйтесь
дню сегодняшнему, люди! Но не
забывайте и о будущем. Сохраните мир
для других поколений светлым,
красивым и солнечным!
Да, это стихотворение В. Шефнера о
трепетном отношении к природе, именно к
этому и призывает нас автор фантастического
рассказа «И грянул гром». И все это ради
счастливого Будущего.
8. Домашнее задание:
1). Написать небольшое сочинение на тему: «Каждый из нас в ответе перед Будущим».
2). Проиллюстрировать работу.
9. Оценки за работу на уроке.