План-конспект урока "Развитие образного мышления в процессе работы над штрихами на начальном этапе обучения в классе баяна" 1 класс

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
ЗАТО Северск
«Детская школа искусств»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» ЗАТО Северск
ПЛАН-конспект
открытого урока
Автор: Васильева Е.В.
- преподаватель по классу баяна
2017 г.
План урока:
Преподаватель: Васильева Евгения Владимировна
Предмет: специальность по классу Баяна
Класс: 1 класс дополнительной предпрофессиональной программы в области
музыкального искусства «Народные инструменты» (5 летнее обучение)
Учащйся: Ильин Егор
Продолжительность урока: 40 минут
Дата время и место проведения: 26.01.2017г., в 14.00., МАУДО ДШИ, 1 корпус, кабинет
68
Тема урока: «Развитие образного мышления в процессе работы над штрихами на
начальном этапе обучения в классе баяна».
Цель урока: Создание условий для формирования активной творческой деятельности,
положительной мотивации учащегося к работе над освоением различных видов туше и
правильного звукоизвлечения на баяне.
Тип урока: комбинированный (закрепление навыков разных видов туше, знакомство с
новым видом звуковедения).
Форма урока: индивидуальная.
Средства обучения: два инструмента (баяны), нотный, наглядный материал, 2 пульта.
Методы обучения:
1. Беседа.
2. Метод показа педагогом игровых движений и пьес.
3. Объяснительно-иллюстративный.
4. Метод сравнения и сопоставления уже освоенных приемов и нового материала.
5. Метод ассоциативного мышления, активизации познавательной деятельности
учащегося.
6. Метод самостоятельной работы учащейся по усвоению нового материала.
7. Методы проверки знаний и умений учащихся: наблюдение, рефлексия.
Принципы обучения:
наглядный;
словесный;
наглядно-слуховой;
практический;
аналитический;
эмоциональный
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии пражнения для расслабления игрового
аппарата.)
Задачи урока:
Образовательные
1. Научить правильно отличать различные виды туше.
2. Научить точным видам туше и культуре звука через образное мышление.
3. Освоить новый вид меховедения –Деташе.
4. Научить правильному звукоизвлечению, меховедению.
Развивающие
1. Развивать познавательную активность учащейся путем вовлечения в творческий
процесс.
2. Развивать двигательные навыки: игра разными видами туше.
3. Развивать точную координацию игрового аппарата.
4. Развивать контроль за качеством звука (певучий ,мягкий, напевный).
5. Развивать умение выразить свое ассоциативно-образное отношение к исполняемым
произведениям.
6. Развивать музыкальный слух.
Воспитательные
1. Воспитывать эмоциональное восприятие к музыке.
2. Воспитывать интерес к обучению игре на инструменте через образное
мышление.
Конспект урока:
1. Организационный момент. Вступительное слово преподавателя (2 мин.).
2. Основная часть:
2.1. Повторение пройденного материала (15 мин.).
2.2. Знакомство с новым видом туше (деташе) (10мин.).
2.3. Подбор по слуху. Мелодического упражнения на штрих легато (5 мин.).
2.4. Работа с музыкальным материалом в ансамбле, упражнение, которое
подобрали (5 мин.).
2.5. Ребусы (Отгадайка) (2 мин.).
3.Итог урока 2 ( мин.).
4. Домашнее задание для самостоятельной работы.(1минуты.)
Музыкальный материал:
Г.И. Крылова упражнение «Лесенка».
О. Шплатова. «Лягушка».
Г.И. Крылова упражнение «Песню солнышку мы пели».
Г.И. Крылова детская песенка. «Киска»
Подбор по слуху. Д.Самойлов «Мелодическое упражнение».
Е.Левина «Парад».
Ход урока
1. Организационная часть
Приветствие. Представление ученика.
2. Вступительное слово преподавателя
3. Основная часть:
Егор учится с сентября месяца, за это небольшое время выучили ноты в двух
ключах.
Познакомились с инструментом, из каких частей он состоит.
Учимся правильной посадке и постановке инструмента. Освоили три вида туше:
-нон легато;
-легато;
-стаккато.
На уроке стараемся подбирать несложные детские песенки.
Учимся культуре ведения меха. Так как в нашем классе нет инструмента для маленьких
детей с выборной клавиатурой, обучение ведется на баяне с готовыми басами.
1. Упражнение «Лесенка» - упражнение построено по хроматической гамме, играем на
штрих нон легато, чтобы пальчики размялись. При этом ученик еще запоминает, как
строится звукоряд на правой клавиатуре по хроматизму. Игровой аппарат находится в
первой позиции. Рука должна быть свободной, большой палец скользит за грифом.
Играем восходящее движение, при игре поем с такими стихами: «По ступенькам
поднимались пальцы к ноте «До»». И нисходящее движение играем и проговариваем: «По
ступенькам опускались пальцы к ноте «До»». Упражнение помогает усвоить движение по
полутонам, лучше запомнить хроматическую гамму.
При этом следим за посадкой учащегося, и постановкой инструмента. Преподаватель
контролирует, как руки располагаются на клавиатуре, чтобы не было зажима. Игровой
аппарат округлый, большой палец находится за грифом. Инструмент расположен на обеих
ногах, гриф правого полукорпуса упирается о правую ногу.
Играем с музыкальными оттенками. Преподаватель спрашивает учащегося: как
упражнение сыграть музыкально? Добиваемся точного исполнения видом туше нон-
легато. В разжим ведем мех ровно, затем левой рукой ускоряем движение меха, делаем
крещендо - усиливая силу звука ко второй октаве, сменить мех необходимо неслышно,
перед звуком «До» второй октавы. И затем в нисходящее движение необходимо сделать
диминуэндо. Необходимо, левой рукой сделать замедление левого полукорпуса и прийти
к «до» первой октавы на piano.После того, как получилось упражнение, когда все задачи
выполнены, переходим к пьеске на тот же вид туше (за смену меха отвечает левая рука).
2. Пьеса «Лягушка» - домашнее задание: выучить наизусть. Повторяем отдельными
руками. Работаем над характером. Произведение начинается из-за такта, преподаватель
наводящими вопросами выясняет, что учащийся может представить в этой пьесе. Скачок
«до-фа» (это прыжок лягушки), где первую долу необходимо играть ярко, подать звук
сильнее, с ускорением левого полукорпуса. Синкопированный ритм тоже выражает
характер этой пьесе, а подтекстовка помогает раскрыть эмоциональный образ этой пьесе.
Учащийся играет пьесу на память. Переходим к следующему упражнению, на другой вид
туше-легато.
3. Упражнение по гамме До-мажор с подтекстовкой.
Слова развивают образное мышление. «Песню солнышку мы пели, улыбнулось нам
оно» исполняется другим видом туше-легато. Преподаватель спрашивает, как играется
это штрих, при этом как играются звуки? Играем на легато, каждый звук плавно
переходит в следующий. Следим за пальчиками, указательный палец не выпрямляется,
как «молоточек» округлый, контролируем движение меха. (Делаем упражнение на
расслабление игрового аппарата.) Движение меха необходимо сменить перед звуком.
Стараемся играть с динамическими оттенками. Начинается упражнения с «p», в правой
руке пальцы округлые, играют на легато, мех ведется ровно, ко второй октаве делаем
ускорение в движении меха и приходим на f. Нисходящее движение играем с f, движение
меха ускоренное, постепенно снижаем силу звука на диминуэндо, левый полукорпус
замедляется, темп в пьесе единый.
4. После упражнения повторяем пьесу «Киска». Пьесу разобрали отдельными руками.
В правой руке - (мелодии) играем на легато, а в левой (аккомпанементе) играем на
штрих нон легато. Если сложно учащемуся сыграть сразу двумя руками, то отрабатываем
таким образом: он играет мелодию, а преподаватель - аккомпанемент, и наоборот. Этот
метод очень полезен в обучении по классу баяна. Внимательно нужно подойти к
меховедению, правильно разжать и сжать мех. Сжимаем и разжимаем мех перед звуком, а
не во время его звучание. Для того чтобы учащийся чувствовал, когда начинается игра,
необходимо взять дыхание, преподаватель называет правильный музыкальный термин,
ауфтакт. И когда фраза закончилась, мы меняем правильно мех. С первых же уроков
необходимо показывать и рассказывать учащемуся, что сначала мы делаем, для того чтоб
наш инструмент звучал. Конечно в первую очередь, мы разжимаем мех, а затем нажимаем
звук, как мы берем звук? Каким способом туше? Нажимом? Звук связно переходит в
другой звук. (Делаем упражнение на расслабление игрового аппарата). Преподаватель
играет пьесу двумя руками, для того, чтоб учащийся получил полную картины об
услышанном произведении.
5. Изучение новой темы.
Преподаватель обращается к учащемуся: Сейчас я хочу сыграть небольшую пьесу,
которая называется «Поезд». Послушай внимательно и скажи, что нового ты увидишь
или услышишь. Преподаватель играет. Учащийся сразу реагирует на новый способ
ведения меха. Преподаватель показывает, как скрипачи играют эти способом.
Преподаватель знакомит учащегося с интересным видом звуковедения, называется -
Деташе. Переводится (отделять) - каждому звуку, свое движения меха. Смена
направления в движении меха на каждый звук.
Разбираем с учащимся 4 такта. Читает с листа. Деташе применяется основными
видами - звукоизвлечения - разжим и сжим. Остальные такты преподаватель оставляет
учащемуся для самостоятельного разбора.
6. Подбор по слуху.
Мелодическое упражнение, для двух баянов. Преподаватель играет мелодию из
трех звуков и аккомпанемент. Преподаватель дает настройку от «до-соль», учащийся
внимательно настраивается. Находит нужные звуки на правой клавиатуре.
Учащийся подбирает, и уже тогда, когда учащийся и преподаватель разобрали: из
каких звуков состоит мелодия, какими длительностями играть, какими штрихами
исполнять, через, сколько тактов сменить смену меха, как подобрать удобную
аппликатуру, тогда уже преподаватель играет свою партию, гармоническую
последовательность, а учащийся свою партию, состоящую из четырех звуков.
Преподаватель наводящими вопросами спрашивает об образе, который учащийся
представляет, играя это музыкальное упражнение (время года). Игра в ансамбле - это
творческий процесс, который приносит несомненную пользу и делает учебный процесс
интереснее.
7. «Парад» - пьеса шуточного характера. К этой пьесе есть слова. Пьеса на все виды туше.
Учащийся играет полностью пьесу. Говорим о характере произведения. Образу помогает
подтекстовка. Учащийся справляется с поставленными задачами.
Преподаватель спрашивает, какими видами туше играется это произведение.
Отрабатываем отдельными руками.
8. Ребусы - « Отгадайка» Проверка ноток, на каких линейках пишутся. Учащемуся даны
ребусы, ноты со словами, нужно отгадать, какое слово зашифровано? Учащийся быстро
справляется с таким заданием.
9. Подведение итогов и выводы.
Цель урока достигнута, все задачи выполнены.
Учащийся хорошо работал на уроке, проявлял интерес. Умеет переключаться с
одного задание на другое. Оценка, полученная учащимся на уроке - отлично.
10. Домашнее задание:
1.Упражнения повторять, играть с динамическими оттенками. Ускорить темп.
2.. «Лягушка» - ярче играть первую долю, в левой руке штрих - стаккато, играть легче
(удар- отскок). На синкопу-вести мех с ускорением. Готовить к сдаче.
3. «Поезд»- разобрать 4 такта самостоятельно. Играть разжим и сжим на деташе.
4. «Парад» - учить двумя руками на память. Играть выразительно, в характере
5. Пьесы, которые находятся в работе, повторять каждую партию отдельными руками.
Список литературы:
1.А.В.Крупин, А.Н.Романов «Новое в теории практике на баяне».
2.Г.И.Крылова. «Азбука маленького баяниста».1-2 части.
3.Д.Самойлов «Пятнадцать уроков игры на баяне».