Технологическая карта урока "Место и роль картины в искусстве 20 века" 7 класс

Технологическая карта открытого урока по изобразительному искусству
Ф.И.О. учителя: Панфилова Марина Викторовна
Класс: 7
Предмет: изобразительное искусство
Тема урока: «Место и роль картины в искусстве 20 века».
Тип урока: урок-практикум, открытия нового знания.
Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая,
коллективная.
Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация.
Цели урока:
- создать полное представление о многообразии стилей и направлений в искусстве
20 века;
- создать условия для формирования у учащихся представлений о месте и роли
тематической картины, плаката в искусстве 20 века;
- способствовать восприятию их образных языков в изобразительном
искусстве; развивать культуру зрительского восприятия;
- формировать представления о трагических темах в жизни народа середины
20 века, о возрастании личностной позиции художника в искусстве;
- уметь понимать конструктивное, изобразительное и декоративное начала в
живописи.
Задачи урока:
развивающие:
развитие образного мышления, эмоциональной отзывчивости учащихся;
развивать творческую и познавательную активность, совершенствование
навыков декоративного, абстрактного и предметного рисования.
развить навыки самостоятельной работы с различными дополнительными
источниками, устной речи.
развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес,
рациональное использование времени и памяти, точность движений,
художественный вкус, творчество.
воспитательные:
воспитывать патриотизма и любви к Родине, России;
уметь слушать и уважать мнение других,
воспитывать чувство прекрасного, интерес к культурным ценностям
человека
воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе,
настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное
выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами
и лаком.
деятельностные:
сформировать у учащихся способностей к самостоятельному построению
новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации;
сформировать умения: раскрывать тему, скомпоновать рисунок на листе,
изображать фигуры, предметы, использовать шрифт, комбинировать текст и изображение,
применять выразительные средства для передачи собственных мыслей и переживаний;
сформировать представления о различных стилистических направлениях в
искусстве XX века, о возрастании личностной позиции художника и личностных
переживаний человека в искусстве российских и зарубежных художников;
сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об
особенностях их выполнения.
Предметные:
научатся воспринимать информацию, необходимую для решения учебной
задачи;
самостоятельно использовать фактическую информацию; участвовать в
диалоге;
получат возможность познакомиться с произведениями живописи и
плакатного искусства, отражающими трагические темы жизни народа середины
20 века;
познакомятся с именами художников 20 века и их произведениями.
Личностные:
смогут развить свой собственный опыт в процессе знакомства с
произведениями изобразительного искусства на тему Великой Отечественной
войны; воспитывают в себе патриотические чувства к своей Родине;
осознают свои интересы и цели;
умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет,
линию, ритм, композицию для достижения творческих замыслов;
способны моделировать новые образы путём трансформации уже
известных;
понимают значение знаний для человека.
Метапредметные УДД.
Познавательные УУД:
научатся определять цель;
формулировать проблему урока;
выдвигать версии об увиденном, работать по плану, излагать своё мнение в
диалоге, обмениваться мнениями, принимать самостоятельные решения,
самостоятельно создавать алгоритм действий при анализе художественного
произведения.
Регулятивные УУД:
принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают основные моменты,
выделенные учителем в процессе урока, оценивают уровень своих знаний на
уроке.
Коммуникативные УУД:
ведут активный диалог с учителем и одноклассниками; проявляют
активность при решении коммуникативных и познавательных задач (выражают и
контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу;
умело аргументируют свою точку зрения; грамотно строят дискуссии;
делают выводы.
умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
владеют диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.
Средства обучения:
Наглядные
- постеры и репродукции картин;
- наглядные материалы;
- правила техники безопасности с режущими инструментами и лаком.
Учебные:
- Гуашь, кисти, бумага, палитра, графические материалы (по выбору), ластик.
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации)
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на
личностно-значимом уровне внутренней готовности
выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели
учебно-познавательной деятельности.
Формулирование проблемы,
планирование деятельности
Создание условий для формулировки цели урока и
постановки учебных задач.
Открытие нового знания
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного
запоминания знаний, связей и отношений в объекте
изучения.
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения
учебного материала, выявление пробелов, неверных
представлений, их коррекция.
Применение новых знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на
уровне применения в измененной ситуации.
Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление
качества и уровня овладения знаниями.
Тема: «Место и роль картины в искусстве 20 века».
Ход урока .
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель
Многие люди считают, что задача художника создавать на своих полотнах
красоту. А как считаете вы?
Ученики
Отвечают на вопрос.
Учитель
Давайте отложим этот вопрос до конца урока, а пока вспомним, а, может быть,
и узнаем, какие процессы и изменения происходили в обществе и искусстве конца
19-начала 20 века.
Ответы учеников. Резюме учителя:
20 век - век острых противоречий, глубоких социальных конфликтов и
разочарований и вместе с тем надежд человечества, век настойчивых исканий
новых, более совершенных путей развития общества. Он принес с собой глубокие
изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе идеологии,
культуре, искусстве.
Никогда раньше живопись, скульптура и графика не были столь тесно и
непосредственно связаны с реальной жизнью, никогда раньше не проявлялась в
них так ясно критическая направленность, отрицание всего и вся. Бурно
развивающееся искусство утрачивало свою прежнюю стилевую цельность, его
развитие становилось все более неравномерным, скачкообразным, творческое
взаимодействие отдельных видов искусства нарушалось, возрастали
индивидуалистические тенденции. Как в прежние времена, так и в 20 веке
художественные стили тесно связуются со смыслами эпохи, с ее мифологией.
Очевидно, что место мифа в искусстве новейшего времени занимает научно-
технический прогресс, заставивший художников отказаться от привычного
взгляда на мир.
Наука пересмотрела большую часть «непреходящих истин» Нового времени, а
также изменила отношение к гуманистическим ценностям эпох Возрождения и
Просвещения. Каждый стал искать свой выход: одни в продолжение культурной
традиции прошлого, вторые в обретении утраченных связей с природой, третьи
в научно-технической революции, в нигилистическом самоутверждении.
Изобразительное искусство начала 20 века во многом было основано на
достижениях русской и европейской живописи конца 19 века. В 1900-1910 годах в
изобразительном искусстве появляется множество течений: кубизм,
кубофутуризм, супрематизм, экспрессионизм, лучизм. Представители каждого из
этих течений объединяются в группы, разрабатывают собственные уставы, в
которых описывают свои взгляды на изобразительное искусство. Общим для всех
этих направлений является отказ от традиционного искусства, поиск новых форм
художественной выразительности. Поиски новых путей, экспериментирование и
революционное преобразование, многоликость, разнообразие и контрастность
творческих исканий отличительные особенности искусства 20-21 веков.
Изобразительное искусство начала 20 века все настойчивее отходит от принципа
жизнеподобия формы. Первыми в этом направлении пошли кубисты,
деформировавшие натуру, разложив ее на простые геометрические формы. Их
сменили футуристы, воспевающие динамизм жизни и красоту скорости; орфисты,
ищущие гармонию в цветовых сочетаниях; пуристы, пропагандирующие
машинную эстетику.
Каковы же отличительный особенности каждого из этих направлений?
Ученики
Отвечают на вопрос.
Учитель
Постараемся определить эти отличительные особенности. Для этого вашему
вниманию представляется презентация, на основании которой вам следует
перечислить основные направления искусства 20 века, дать краткую
характеристику особенностей каждого из них.
(Далее использование материала презентации)
Модерн (фр. moderne современный) - художественное направление в
искусстве, архитектуре и дизайне, возникшее во второй половине XIX века
начале XX века в Европе как объединяющий различные направления передового
искусства.
Отличительными особенностями стиля Модерн являются: отказ от прямых
линий и углов в пользу более естественных, “природных” линий, интерес к новым
технологиям особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Стиль Модерн стремится сочетать художественные и утилитарные функции
создаваемых произведений, вовлекая в сферу прекрасного все сферы
деятельности человека.
Основной принцип стиля Модерн динамическое равновесие, воплощенное в
обтекаемых гибких формах.
Первые шаги Модерн как стиль начинает с живописи и графики. Основным
орнаментом и формой декора нового стиля становится изогнутая линия, похожая
на локон волос или изгиб стебля растения. Интерьер стиля носит четко
выраженный декоративно-прикладной характер ориентированный на подражание
природным формам.
Характерные черты стиля Модерн волнообразно изогнутая линия,
сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо
изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной
конструкции. В интерьере, его отделке, большое внимание уделяется
стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало
металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов.
Стилистический диапазон искусства Модерна широк, в нем можно видеть
смешение элементов разных стилей. Новые сочетания в декоре необычных
материалов и техник дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, камень,
фарфор, витраж.
Абстракционизм (от лат. Abstractus отвлеченный) одно из главных
художественных направлений в искусстве 20 века, в котором структура
произведения основывается исключительно на формальных элементах линии,
цветовом пятне, отвлеченной конфигурации. Произведения Абстракционизма
отрешены от форм самой жизни: беспредметные композиции воплощают
субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания, они
порождают свободные ассоциации, движение мысли и эмоциональные
сопереживания.
Абстракционизм, как направление, возник в начале 20 в. одновременно в
нескольких европейских странах. Признанными основоположниками и
вдохновителями этого движения считаются художники Василий Кандинский,
Казимир Малевич, Пит Мондриан, Франтишек Купка и Робер Делоне,
изложившие основные положения Абстракционизма в своих теоретических
трудах и программных заявлениях. Разные по целям и задачам, их учения были
едины в одном: Абстракционизм как высшая ступень развития изобразительного
творчества создает формы, присущие только искусству. «Освобожденный» от
копирования действительности, он превращается в средство передачи
различными изобразительными образами непостижимого духовного начала
мироздания, вечных «духовных сущностей», «космических сил».
Футури
́
зм (лат.futurum будущее), художественное течение в европейском
искусстве (поэзии и живописи) начала 20 в. Идеолог и основатель футуристского
движения, возникшего в 1909 г., итальянский поэт Ф. Т. Маринетти. Основную
задачу нового искусства футуристы видели в отказе от всех традиций, в разрыве с
идеологией и этическими взглядами, выраженными в творчестве всех
предшественников. Футуристы были революционерами в искусстве, некоторые из
них считали себя сторонниками социальной революции, а свою роль в
современном искусстве видели в том, чтобы обновлять его так же, как обновляют
общественную жизнь истинные революционеры.
Поп-арт (анг. Pop art, от popular art популярное искусство) направление в
искусстве 1950-1960-х гг., для которого характерны использование и переработка
символических и знаковых объектов рекламной продукции и массовой культуры.
Поп-арт, возникнув как реакция на засилье абстрактного искусства, провозгласил
своей целью возвращение к реальности и «раскрытие эстетической ценности»
образцов популярной культуры. Абстракционистскому отказу