Проектная деятельность учащихся на уроках технологии

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема:
«Проектная деятельность учащихся на уроках технологии»
Методическую разработку подготовила:
Шадрина Наталья Анатольевна
Должность:
Учитель технологии
2
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1 Введение………………………………..................................................................................3
2 Основная часть
2.1 Вступительная часть……………………………………….……………………….8
2.2.Банк идей тем творческих и исследовательских проектов по технологии….....9
2.3. Структура проекта..………..……………………………………..……………….11
2.4. Варианты возможных проектных исследований…………………………..…....13
2.5. Графическое изображение примерного содержания дизайн-папки проекта
по технологии………………………………..…………………………..………......15
2.6. Рекомендации по оформлению проекта……………..…………..…..……….…16
2.7. Рекомендации для подготовки к защите проекта…………….………………...17
2.8. Примерный план выступления на защите проекта……………………….....18
2.9. Оценочный лист разработки проекта «Изготовление швейного изделия»…..19
2.10. Словарь основных понятий …………………………………………….....…....20
3. Выводы……………………………………………………………………………..………..23
4. Приложения:
4.1. Пример оформления содержания проекта…… …………………………..……25
4. 2. Примеры формулирования темы, цели, задач проекта…………………..……26
4.3. Пример оформления обдумывания идеи проектного изделия……………...28
4.4. Пример оформления дизайн-спецификации и дизайн-анализа изделия…......29
4.5. Примеры проведения проектных исследований……………………….……….30
4. 6. Пример подсчёта стоимости затраченных материалов……….………….... 32
4.7. Пример оценивания проектного изделия с помощью диаграммы………….…33
4.8. Пример написания аннотации к проекту…………………………................…..34
5. Список литературы…………..………………………………………………………...…..35
3
1. ВВЕДЕНИЕ
Метод проектов (от греческого - путь исследования) - система учения, при которой
ехнология" - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на
творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его
интеллектуальных н физических возможностей, волевых качеств и творческих способ-
ностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих
субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
Проектность - определяющая черта современного мышления. Проектное
мышление - процесс обобщенного и опосредованного понимания действительности, в
ходе которого учащийся использует технологические, технические, экономические и
другие знания для выполнения проектов по созданию товаров и услуг от идеи до ее реа-
лизации.
Проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей
среде стественной и искусственной). Проективное образование - это образование,
предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой -
обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов.
Метод проектов возник в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли
также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в
философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.
Дьюи (осуществлявщего свои исследования в экспериментальной "школе-лаборатории"
при Чикагском университете), а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи
предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность
ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Внимание русских педагогов этот метод привлек еще в начале XX века. Идеи
проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками
американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого
была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать
проектные методы в практике преподавания.
В настоящее время учебное проектирование все более становится основным
методом обучения учащихся в технологии. Оно способствует активному овладению
знаниями и умениями, формированию творческих способностей и других положительных
качеств личности.
4
Под проектом понимается завершенная творческая работа учащегося, выполненная
им самостоятельно под руководством и с помощью учителя. Причем эта помощь носит на
каждом этапе проектирования специфический характер.
Учителю, направляющему проектную деятельность учеников, нужно иметь
представление о проектировании, применяемом на производстве. Оно помогает ему
полнее использовать образовательный и воспитательный потенциал метода проектов, а
также познакомить учащихся с элементарными основами инженерно-технического
проектирования.
Необходимость в проектировании возникает тогда, когда готовые решения,
полученные из предыдущего опыта, не могут быть применены в новых условиях. К тому
же постоянный дефицит ресурсов для осуществления идеальной цели заставляет искать
оптимальное решение с рассмотрением множества возможных вариантов. Отсюда можно
сделать вывод: жизнедеятельность (включая профессиональную) человека представляет
собой череду исполняемых проектов, разных по масштабам, ответственности,
последствиям. Проектированием как процессом создания проекта будем называть поиск
аргументированных и доказательных решений применительно к данным условиям и
выбранным целям. Оно является частью трудовой деятельности в самых различных
областях.
В последние 30-40 лет проектирование становится системным, интегративным и
междисциплинарным, в котором при решении основной задачи улучшения технико-
экономических показателей учитываются технико-технологические, социальные,
экономические и эргономические факторы. Существенной тенденцией проектирования в
последние 20 лет является учет "человеческого фактора", адресованность любого проекта
именно человеку с его психологическими, антропометрическими, социальными и даже
уникальными индивидуальными характеристиками. Эта тенденция отражает сдачу
позиций технократическим мышлением в пользу гуманитарного, в связи с чем уже
принято говорить о необходимости гуманитарной образованности технических
специалистов. Хотя также считается важной технико-экономическая образованность
гуманитариев, занятых проектированием, например социальным, педагогическим.
Проектирование опирается на определенные требования научного подхода, в
частности такие:
не принимать решения без анализа;
5
не считать метод проб и ошибок рациональным;
расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;
стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной связи и
последовательности не наблюдается;
составлять мысленные макеты, модели, образы, схемы будущего объекта
проектирования, максимально используя свои знания и воображение, и только затем
переходить к изучению литературы и других баз данных;
подходить к любому вопросу разносторонне и системно;
считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако
среди них имеются такие, которые наилучшим образом соответствуют конкретным
условиям, цели;
учитывать, что принципиально новые решения часто воспринимаются как
нереальные, фантастические или просто плохие.
Любой проект является коммуникативным документом, посланием авторов другим
людям, которым предстоит понять содержание и аргументацию найденных решений,
осуществлять предлагаемый проект. Чтобы он был убедительным, аргументы должны
соответствовать принятым научным представлениям, теориям и гипотезам.
Материализация проектных решений обычно служит лишь аргументом в пользу их
обоснованности. Главным критерием качества проекта является его внутренняя
непротиворечивость и гармоничность. Надо заметить, что воплощение проекта не всегда
является доказательством его правильности.
С позиций педагогики проектную деятельность можно считать действенным
средством воспитания разума, что является одной из важнейших целей образования.
Антиподом проектирования является репродуктивное использование известных решений,
повторение пройденного и известного. Здесь уместно вспомнить слова замечательного
авиаконструктора О.К Антонова, сказавшего однажды, что взлетевший самолет уже
устарел. Проектирование следует искать там, где есть восхождение, диалектическое
развитие от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовлетворяющего к
удовлетворяющему новым потребностям улучшения технико-экономических и
социальных показателей производства, по большому счету — потребностям людей.
6
Опыт внедрения технологии в учебный процесс позволяет утверждать, что при
выполнении творческих работ ведущее место занимает разработанная нами творческая
проектно-технологическая система. Творческая по той причине, что создается изделие,
обладающее субъективной (для учащихся), а, возможно, и объективной новизной.
Значительный удельный вес в выполнении проектов отводится проектной деятельности
учащегося. Она является ведущей в обосновании проекта, создании различных вариантов
изделия, выборе объекта проектирования из многих вариантов, его конструирование и
моделирование. В целом, умение людей участвовать в проектной деятельности есть
показатель культуры народа и приучение школьников со школы к этому великому
достоянию мировой цивилизации создает благоприятные условия для их развития и
достижения определенной карьеры.
Технологическая она по той причине, что в выполнении проектов присутствуют
разработки технологии изготовления изделий, непосредственное изготовление изделия от
идеи до результата. В выполнении творческих проектов ведущими являются творческая,
проектная и технологическая деятельности, составляя основу системы обучения
технологии, названной "творческая проектно-технологическая система".
Работа над проектом может послужить развитию общения и взаимопонимания
между детьми и родителями, а также обеспечит связь школы и семьи что является
огромным плюсом в деле воспитания учащихся. Это достигается путем того, что работа,
требующая больших затрат времени, может быть выполнена дома. Соответственно
появляются совместные дела, на основе которых формируются чувство общности,
взаимопомощи, уважения и т.д.
Организация творческих групп. Количество участников при выполнении проекта в
зависимости от его сложности меняется от одного до больших творческих коллективов не
ограничивающихся пределами одного класса.
Также проектирование повышает уровень коммуникабельности, особенно уровень
делового общения.
Воспитательная цель проектирования отражает формирующиеся у учащегося
способы взаимодействия с окружающими (взрослыми и сверстниками), возникающие
трудовые отношения, вызывающие изменения в духовной жизни учащихся, их характере.
Таким образом при достижении цели реализуются творческие усилия личности,
происходит развитие внутреннего мира, воспитывается новый взгляд на мир, воля. Очень
7
важно приобретение при этом любви к труду, осознание нравственной стороны трудового
начала в жизни.
Проектирование воспитывает такое морально-ценностное отношение к труду, при
котором учащийся осознает не только общественную, но и личную значимость его,
понимает роль труда в саморазвитии, самореализации. Таким образом появляется чувство
радости от процесса и результата труда, то есть от применения интеллектуальных,
волевых и физических сил, думаю, что не следует говорить о том насколько большое
влияние это оказывает на личность.
8
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Вступительная часть.
Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по «Технологии», то каждый
учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности учащихся, так
как проект это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под
руководством учителя, то к учителям дисциплины «Технология» предъявляются высокие
требования
Объектом исследования является процесс обучения технологии.
Предмет исследования – метод творческих проектов.
Цель методической разработки изучить методику проектной деятельности
учащихся в школьном курсе «Технология».
Гипотеза работы если в процессе обучения технологии использовать метод
творческих проектов, то будут развиваться творческие способности учащихся в области
проектирования и изготовления изделий.
Задачи методической разработки следующие:
Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся.
Разработать методику преподавания раздела «Проект» в школьном курсе
«Технология».
Узнать требования, предъявляемые к проектам учащихся.
Методы работы: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения
психолого-педагогической литературы, анализ педагогической деятельности и
передового педагогического опыта, систематизация и обобщение.
Теоретическая значимость работы заключается в определении гностической
сущности методики руководства проектной деятельностью, который может быть
использован в процессе обучения учащихся и конкретизации развития творческих
способностей учащихся.
Практическая значимость: разработанная методика руководства проектной
деятельностью может быть использованы в работе учителей, студентов практикантов, а
так же руководителями кружков дополнительного образования и родителей.
9
2.2 Банк идей тем творческих и исследовательских проектов по технологии
5 класс
1. Фартук – элемент русского национального костюма
2.Фартук традиционный и современный
3. «Дитя солнца» - хлопок в быту и производстве
4. Русский лён – современный шёлк
5. Вышивка – древнее рукоделие
6. Одежда для дома
7. Весёлые лоскутки
8. Тайна бабушкиного сундука
9. Его величество Ситец
10. Рукотворная кукла
6 класс
1. Русские узоры
2. Его величество платок
3.Обрезки ткани для пользы дела
4. Комплект летней одежды
5. Букет из атласных лент
6. Костюм для меня
7. Подарок маме своими руками
8. Интерьер моей комнаты
9. Праздник моей семьи
10.Отделка исторического и современного костюма
7 класс
1. Ткани, которые мы выбираем
2 Одежда для школьницы
3. Мягкая игрушка своими руками
4. Забытое искусство
5. Создание образа в костюме
6. Платье моей мечты
7. Семейный праздник
10
8. Туника: традиции и современность
9. Одежда для летнего отдыха
10. Модные штучки своими руками
8 класс
1. Из истории костюма
2. Индивидуальный стиль в костюме
3. Нетрадиционное решение традиционных проблем
4. История развития моды: вчера, сегодня и завтра
5. Откуда приходит мода?
6. Русские традиции и обычаи в одежде
7. Создание образа на тему…
8. Костюм в стиле (романтическом, спортивном и т. д.)
9. Вариации на тему (весна, зима, осень и т. д.)
10. Платье моей мечты
11
2.3 Структура проекта
1. Обоснование темы проекта (описание проблемы, её актуальность)
2. Цель и задачи (цель: спроектировать и изготовить изделие; задачи: шаги по
достижению цели. Формулировка задач начинается с глаголов – изучить,
исследовать, смоделировать, сконструировать, подобрать, изготовить и др.)
3. Исследование
Цель исследования – более глубоко понять каковы потребности, получить
информацию о том, что необходимо для дальнейшей работы. Обычно
исследуются:
- материалы, их свойства, доступность и стоимость;
- методы (способы) изготовления в разных условиях;
- потребности пользователя изделия;
- психологические факторы (направления моды, особенности стиля);
- исторические факторы (возникновение и развитие ключевого понятия проекта,
преобразование предмета в исторический период времени)
Комментарии и выводы
4. Дизайн-спецификация (предположение о том, каким должно быть изделие,
исходя из проблемы и результатов исследования)
5. Первоначальные идеи
Это процесс быстрой зарисовки своих идей и аннотаций к ним. Важно
выработать как можно большее количество идей. Простые комментарии
должны быть описательные и оценочные. Чем больше будет количество
идей, чем лучше будут эти идеи, тем проще выбор оптимальной идеи.
6. Выбор лучшей идеи
Необходимо решить, какая из идей наиболее подходит по отношению к
критериям дизайн – спецификации. Свои решения обоснуйте.
7. Дизайн анализ
Перечень критериев, которым должно соответствовать изделие, чтобы быть
качественным:
- для кого предназначено изделие;
- какие функции будет выполнять;
- экономические характеристики;
- эстетические характеристики (цветовая гамма, материалы, отделка);
12
- методы изготовления (виды швов)
- соответствие стандартам
- предположительная стоимость
8. Планирование и изготовление:
- перечень инструментов, оборудования, приспособлений и способов
изготовления (с описанием причин, почему был сделан тот или иной выбор).
- инструкционная карта (технологическая последовательность изготовления
изделия с графическим изображением швов, поузловой обработки).
9. Самооценка
Самооценка изготовленного объекта:
- на сколько удачно изготовленное изделие? (Оценить по отношению к краткой
формулировке задачи, дизайн – спецификации).
- как оно может быть улучшено (эскиз с комментариями)?
Самооценка процесса (насколько я был успешен в процессе проектирования?):
- четкая и значимая, краткая формулировка задачи.
- хорошо спланированное, проведенное и использованное в процессе работы
исследование.
- широкий спектр первоначальных идей, обоснованный выбор лучшей идеи
- процесс изготовления хорошо спланирован, правильно выбраны инструменты,
оборудование и методы изготовления.
- спланировано и проведено испытание результата проекта.
13
2.4 Варианты возможных проектных исследований
Исследование материалов
Таблица 1
п/п
Материалы
Свойства
Наличие
(доступность)
Стоимость
Вывод__________________________________________________
________________________________________________________
Исследование методов изготовления изделия
Таблица 2
Методы (способы)
изготовления
Инструменты
Время
Умею ли я это делать,
где можно научиться
Вывод____________________________________________________
__________________________________________________________
Исследование психологических факторов
Таблица 3
п/п
Физиологические
(где будет
использоваться, кем
и для чего)
Безопасность
при изготовлении
и эксплуатации
Психологические
(ощущения, чувства,
мышление, воля)
Другие
Вывод_______________________________________________________________________
_______________________________________
14
Историческое исследование
Прослеживается история происхождения ключевого понятия проекта, слова (его
этимология), или возникновение и развитие вида рукоделия, или преобразование
предмета по форме, размеру в исторический период времени. Результаты исследования
желательно представить не только в описательной форме, обязательно сделать выводы
15
2.5 Графическое изображение примерного содержания
дизайн-папки проекта по технологии*
1.Подготовительный этап
2.Технологический этап
3.Итоговый этап
____________________________________________________________________________
* Данное содержание является примерным и допускает возможность изменений.
Титульный
лист
Дизайн-
специфика
ция
Содержание
___________
___________
___________
Оценочный
лист
Проблема
__________
__________
_______
Исследова-
ние
Выбор
Идеи
обоснова-
ние выбо-
ра
(почему?)
Задача:
изготовить
__________
__________
__________
Дизайн-
анализ
изделия
Эскиз
Выбор мате-
риалов и обо-
рудования,
инструментов
,
приспособле
ний. Правила
тех.безопасн
ости
Последо-
ватель-
ность из-
готовле-
ния изде-
лия
Инструк-
ционная
карта
Инструк-
ционная
карта
Обработка
деталей
операций
Инструк-
ционная
карта.
Изменение
основы
Моделиро-
вания
Инструк-
ционная
карта
Чертежи,
схемы
Защита
проекта
Критерии
оценива-
ния
выступле-
ния
Реклама
Себесто-
имость
Пути сни-
жения се-
бестоимости
Самооценка
1.оценка ка-
чества
изделия
2.оценка ус-
пешности св.
деят-ти
16
2.6 Рекомендации по оформлению проектной документации
Титульный лист дизайн-папки является первым. Он не нумеруется. Титульный
лист включает: полное название учреждения, в котором создавался проект, вид проекта
(творческий, исследовательский), предметная область (по технологии, по психологии и т.
д.), тему проекта, данные об авторе работы и о руководителе, а также город и год создания
работы. Пример оформления титульного листа приведён в приложении 1
После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все
заголовки дизайн-папки (пояснительной записки) и указываются страницы, на которых
они находятся. Желательно, чтобы содержание помещалось на одной странице. В
исследовательском проекте введение, отдельные главы и заключение всегда в самом
тексте начинаются с новой страницы, чего нельзя сказать о подразделах. Необходимо
следить, чтобы названия подразделов в тексте соответствовали аналогичным названием
в содержании, но чтобы названия отдельных разделов не совпадали с общим названием
(то есть с ее темой).
Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точек в конце. Последнее слово
каждого заголовка соединяются с соответствующим ему номером страницы в правом
столбце оглавления. Введение, заключение, список литературы, приложения не
нумеруется. Нумеруются разделы (главы) основной части и подразделы арабскими
цифрами.
В содержании творческого проекта выделяются три основных этапа работы,
пункты каждого этапа нумеруются по порядку двумя цифрами: первая номер этапа,
вторая-номер пункта. Пример оформления смотри в приложении
Согласно данным учебника «Русский язык 10 11 классы» (авторы Власенков,
Рыбченкова), литература оформляется следующем образом:
1. фамилия автора, инициалы;
2. название книги, статьи;
3. после наклонной черточки – название журнала, если это статья;
4. тире – город, где была издана данная книга (Москва сокращается –М.);
5. знак : название издательства;
6. после запятой – год издания журнала.
Список литературы формируется в алфавитном порядке, согласно первым буквам
фамилий автора. Пример оформления смотри в приложении.
Все помещённые в дизайн-папку таблицы должны иметь название и нумерацию.
17
2.7 Рекомендации для подготовки к защите проекта
1. Для защиты проекта необходимо подготовить: изделие, дизайн- папку, в которой
собрана документация проекта и речь (тезисы).
1. Речь должна отражать все три этапа проекта. Готовясь к защите проекта,
расскажите 2-3 раза о своём проекте по заготовленному плану родителям.
Попросите их задать несколько вопросов.
2. Начините выступление словами: «Разрешите представить вашему вниманию
проект по теме…», закончить речь так: «Спасибо за внимание, готова ответить на
ваши вопросы».
4. Регламент (время выступления) -10 минут
5. К защите проекта, для наглядности выступления, желательно (но не обязательно),
подготовить мультимедиа презентацию, которая продемонстрирует идеи проекта-
иллюстрации (эскизы), таблицы исследования и себестоимости, фото готового
изделия
6. Презентация включает максимум 12 слайдов
7. Требования к компьютерной презентации:
- единый цветовой стиль, неяркий фон;
- титульный слайд с темой и данными об авторе проекта;
- минимум текста, контрастного цвета (по отношению к цвету слайдов);
- крупный шрифт, без точек в заголовках.
18
2.8. Примерный план выступления на защите проекта
1. Объявить тему выполненного проекта, продемонстрировать его.
2. Назвать причины, побудившие взяться за выполнение данного проекта, и указать
цели и задачи, поставленные перед его выполнением.
3. Назвать оборудование и средства, используемые при выполнении проекта;
4. Назвать разделы программ предмета «технологии», дополнительную литературу,
задействованные при выполнении проекта.
5. Рассказать о соответствии выбранной модели индивидуальным особенностям
фигуры, направлению моды.
6. Обосновать выбор модели (идеи)
7. Обосновать выбор ткани с учётом её свойств, соответствия ткани названию и
форме модели, цветовой гаммы и индивидуальных особенностей внешности (цвет
волос, глаз, лица).
8. Указать на положительные и отрицательные стороны модели, т.е. выявить
недостатки и достоинства выполненной модели, которые могли присутствовать
при выборе: оборудования, ткани, конструирования, методов обработки изделия и
др.
9. Указать, что можно изменить из вышеперечисленного, в случае повторного
выполнения проекта, с целью улучшения качества и эстетического восприятия;
10. Рассказать о новых знаниях и умениях, полученных при выполнении проекта, об
использовании прогрессивных методов обработки ткани, если они имели место.
11. Объявить окончательную себестоимость изделия и сделать выводы о
целесообразности его выполнения и правильности выбора.
12. Самостоятельно объективно оценить выполненную работу, выслушать мнения
одноклассниц и оценку учителя
19
2.9 Оценочный лист разработки проекта
«Изготовление швейного изделия»
Что оценивается
Оценка
5
4
3
2
Определение потребностей
Формулировка задачи
проекта
Исследование:
оборудование,
инструменты,
приспособления
Владение правилами
безопасной работы
Овладение навыками
работы на швейной машине
Анализ идей проекта
Сравнение идей и выбор
лучшей
Проработка лучшей идеи
Технологическая карта
изготовления изделия
Оценка ученицей
изготовленного изделия
Защита проекта
Итоговая оценка за проект
Учитель_____________________________ Дата__________________
20
2.10 Словарь основных понятий
1.Актуальность важность, необходимость, показатель выбора темы работы.
Обосновать актуальность - объяснить выбор темы работы
2.Анализ мысленное расчленение целого на части с целью раскрытия внутренних
связей между ними. Порядок анализа:
- мысленно расчлените объект на отдельные составные части, имеющие
функциональное значение, соедините их в блоки;
- постарайтесь обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали
изучаемого предмета;
- выявите существенные причинно-следственные связи между отдельными частями
Сформулируйте вывод.
3.Аннотация – краткое описание содержания работы: проблемы, методов решения,
результата.
4.Выбор отбор (избрание) чего-либо из многого.
5.Гипотеза предположение, которое необходимо доказать.
6.Дизайн- папка сборник документации творческого проекта
7.Дизайн- спецификация – перечень критериев, предъявляемых к проектному
изделию
8.Задачи проекта пути и средства для достижения цели.
9.Защита отстаивание своего мнения, взглядов, точки зрения.
10.Идея основная, главная мысль.
11.Изготовление процесс создания чего-либо.
12.Изделие вещь, товар, предмет одежды.
13.Инструменты орудия туда (ручного, станочного, механизированного).
14.Интервью опрос одного или нескольких людей по какой-либо теме.
15.Испытание проверка чего-либо в работе, на опыте.
16.Классификация распределение множества явлений на группы по общему для
каждой группы признаку
17.Контроль проверка качества, выполнения запланированных работ.
18.Критерий показатель для оценки, мерило оценки.
19.Материал предметы, вещества, сырье, идущие на изготовление чего-либо.
20. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего
в заданных предметах и явлениях. В основе обобщения лежит анализ, синтез и
сравнение. Порядок обобщения:
21
-найдите важные моменты в рассматриваемых фактах и явлениях;
- определите их сходства;
- установите связь между ними;
- сформулируйте вывод.
21.Оборудование машины, устройства, приборы, необходимые для работы
22. Оценка мнение об уровне выполнения чего-либо.
23. Планирование рассмотрение всех условий предстоящей деятельности, путей и
средств достижения цели; действия по составлению плана.
24.Потребность ощущение нехватки чего-либо, требующее удовлетворения.
25. Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.
26.Приспособления устройства, облегчающие выполнение работ.
27.Проект замысел, план выполнения какого-либо действия.
28.Проблема противоречие между желаемой и реальной ситуациями.
29.Рецензия – официальный письменный отзыв специалиста
30.Ресурсы – средства для достижения цели
31.Синтез – мысленное соединение элементов, которое требует раскрытия
внутренних связей и делает элементы составными частями целого объекта. Синтез
включает обобщение, систематизацию, классификацию, формулирование выводов.
Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего
происходит соединение изучаемых частей в целое? Для ответа проводится
подробный анализ изучаемых объектов. После нахождения связи между
отдельными частями явления их объединяют и обобщают полученные данные.
32.Систематизация множество взаимосвязанных элементов, которые в
совокупности представляют единое целое. Это мыслительная операция по
сведению различных элементов в определённую систему.
33.Сравнение сопоставление объектов с целью выявления сходства или
различия между ними. Порядок сравнения:
- выделите признаки, свойства, качества объекта (цвет, запах, величина, вкус,
вес, форма, назначение, объём, принцип действия и др.);
- выявите существенные и несущественные признаки, выделите признак, который
принадлежит предмету при всех условиях, выделите основание для сравнения;
- сопоставьте предметы по выделенным признакам, установите сходства и
различия;
- сформулируйте выводы.
34.Тезисы – краткое изложение содержания текста
22
35.Цель – модель желаемого конечного результата
36.Этапы проекта – основные периоды работы над проектом (подготовительный,
технологический, итоговый)
23
3. ВЫВОДЫ
Умение пользоваться методом проектов показатель высокой квалификации
преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти
технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение
адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека
постиндустриального общества.
Важной задачей обучения методом творческих проектов в рамках образовательной
области "Технология" является формирование у учащихся:
технологической грамотности, то есть сознательного и творческого выбора
человеком оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы
альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы и общества; умение
мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в
информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и
применять их в качестве средств преобразовательной деятельности;
технологической образованности, понимая ее как необходмый и достаточный объем
знаний, умений и навыков, обеспечивающий человеку возможность вхождения его в
будущую профессиональную деятельность; стремление к непрерывному
совершенствованию своих знаний и умений, позволяющее человеку всегда быть в
"деловой" форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и
технологическую обстановку; высокий уровень способностей и научных знаний в
преобразовании материи, энергии и информации в интересах человеческого общества и
природной сферы с учетом техноэтики.
Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе
«Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование
творческой деятельности, которая предусматривает выполнение системы
последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная,
состоит из следующих элементов: потребности мотивы цели задачи информация
идеи – планы действий – операции – оценки.
Метод учебного проекта помогает педагогу объединить и успешно решить
различные учебные задачи в пределах образовательной области «Технология»:
воспитательные, развивающие, образовательные, профессиональные, а затем – оценить
приобретенные знания, умения, навыки.
24
Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики,
физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя
осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению
творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий
является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности
проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.
25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пример оформления содержания
(творческий проект «Сирень души моей»)
Содержание
1. Подготовительный этап ………………………………………………………………….....3
1.1 Обоснование темы ……………………………………………………………...…………....3
1.2 Цель …………………………………………………………………………...……………....3
1.3 Обдумывание идеи создания образа ………………………………………………………..4
1.4 Задачи …………………………………………………………………………………………4
1.5 Идеи. Выбор лучшей идеи …………………………………………………………………...5
1.6 Обоснование выбора техники отделки изделия вышивкой………………………………..6
1.7 Подбор основной ткани, материалов для отделки и аксессуаров ………...........................7
1.8 Исследование свойств ткани ……………………………………………………………......8
1. 9 Исследование прочности окраски ниток ………………………………………………......9
1.10 Исследование особенностей подобранной цветовой гаммы ………...……………….....9
1.11 Дизайн – анализ костюма …………………………………………………………………10
2. Технологический этап ……………………………………………………………………...11
2.1 Изготовление выкройки платья ……………………………………………………...…….11
2.2 Раскрой деталей изделия …………………………………………………………...………11
2.3 Последовательность выполнения вышивки ………………...………………………….....12
2.4 Последовательность изготовления платья ………………………………………………...12
2.5 Изготовление шапочки …………………………………………………………………......13
2.6 Изготовление болеро ………………………………………………………………………..13
3. Итоговый этап …………………………………………………………………………….…14
3.1 Экономическая оценка изделия …………………………………………………………….14
3.2 Оценка эстетической и социальной направленности проекта …………………………..15
3.3 Экологическая оценка проекта ………………………………………………………….….15
3.4 Описание окончательного варианта проекта… …………………………………………...16
Информационные ресурсы ……….………………………………………………….……….18
Приложение …………………………………………………………………………………….19
26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примеры формулирования обоснования темы, цели, задач
Исследовательский проект
«Пусть играют в куклы!»
Моя мечта детства иметь младшего братишку или сестренку. Я с удовольствием
хожу в детский сад, где работает воспитателем моя мама. И в школе я - вожатая у
детей младших классов. Мне нравится общаться с малышами, обучать их чему-
нибудь, наблюдать за их играми. Маленькие дети всегда такие доверчивые и милые.
Свою будущую профессию мне бы хотелось связать с педагогикой и
психологией, поэтому тема исследовательской работы «Пусть играют в куклы»
выбрана мной не случайно.
Цель работы: Убедится, что кукла главная игрушка детства, воспитывающая
чувство материнства.
Гипотеза исследования: современному ребёнку для развития нужны не только
современные красивые куклы, но куклы – самоделки.
Объект исследования: детские игрушки.
Предмет: куклы.
Задачи: 1 познакомиться с литературой по педагогике и психологии игры;
2 выявить особенности главной игрушки детства – куклы;
3 обосновать важность самодельной куклы.
В ходе работы использованы данные по итогам посещения магазинов игрушек
нашего города, детского сада 37 в тринадцатом микрорайоне, результаты общения
с детьми дошкольного возраста, с их родителями и воспитателями.
Творческий проект
«Платья для сестрёнки Натальи»
Светлана, Мария и Наталья такие имена выбрали мои родители для своих
дочерей. Моей младшей сестрёнке, Наталье, всего полтора года. Она наша
любимица. Мы с Машей с удовольствием помогаем маме о ней заботиться. А ещё я
люблю заниматься рукоделием, вязать крючком и шить. Коллекция платьев из
27
конфетных фантиков, созданная мною в прошлом году, заслужила всеобщее
признание. Но главное, мои портновские способности, наконец, оценил папа и купил
мне современную швейную машину.
Я сразу решила: пора заняться серьёзным делом, буду шить платья для
Натальи. Во-первых, усовершенствую умения, полученные на уроках технологии,
во-вторых, помогу родителям сэкономить семейный бюджет, ведь для изготовления
маленьких «шедевров» не надо много ткани и ниток. Главное полёт фантазии и
желание мастерицы. Тема проекта: «Платья для сестрёнки Натальи»
Цель проекта: Изготовить коллекцию платьев для младшей сестрёнки.
Задачи проекта:
1. выявить особенности современной детской одежды;
2. освоить приёмы работы на швейной машине «Janome»;
3. спроектировать и изготовить модели платьев для девочки полутора лет.
28
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Пример оформления обдумывания идеи проектного изделия
(проект «Игрушка-трансформер»)
Можно сделать из
текстиля, желательно
из лоскутков, их у меня
очень много
Работа не должна быть
трудоёмкой, у меня не так уж
много свободного времени
Игрушка должна поднимать
настроение ребёнку
Хотелось бы,
чтобы у игрушки
была весёлая и
добрая
мордочка
Желательно что-то
обучающее или
познавательное, чтобы
была польза
Мех использовать
нельзя – у малыша
может быть на него
аллергия
Хорошо бы сделать такую
игрушку, которая
приучила бы к
аккуратности, например в
кармашке игрушки
можно хранить мелкие
вещи
Игрушка должна быть
занимательной, чтобы
трансформировалась. Ребёнок
будет долго с ней играть и она не
надоест
Моя
будущая
игрушка
29
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Пример оформления дизайн-спецификации и
дизайн-анализа проектного изделия
Дизайн-спецификация изделия
(проект «Костюм для внучки деда Мороза»)
Костюм Снегурочки должен быть:
1. оригинальным (не платье голубого цвета);
2. воздушным и ажурным (как морозные узоры на окнах);
3. модным;
4. незамысловатого кроя;
5. нетрудоёмким по изготовлению;
6. невысокой себестоимости;
7. подходящим для фигур девушек разных размеров (на роль Снегурочки кандидатура
ещё не утверждена)
Дизайн-анализ изделия
(проект «Костюм для внучки деда Мороза»)
Костюм состоит из Костюм ажурный белого
основных частей: цвета – как зимний узор
пончо, юбка, шапочка на окнах.
Конструкция пончо Вставка-сеточка спереди
и юбки состоит из украшена бусинами
отдельно связанных
крючком мотивов в
форме квадратов Костюм легко надевается
и подходит для девушек
разного размера и роста
Схема вязания
квадрата напоминает
снежинку, в морозном окне Костюм не требует
специального подклада
Обвязка края деталей
выполнена пряжей Смена цвета одежды под костюмом
«травка» костюмом позволит
обновлять образ
30
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Примеры проведения исследований
Сравнительная характеристика возможных вариантов крепления
деталей (проект «Игрушка-трансформер», автор: Ретина Анастасия)
Вид креплений
Преимущества
Недостатки
замки- молнии
- красиво смотрится готовое
изделие, как единое целое
- ребёнок самостоятельно не
сможет соединить детали
пуговицы и петли
- дёшево
-быстро отрываются
-трудоемко обработать
петли объемных деталей
-не эстетично
липучка
- дёшево
- не эстетично;
- на липучках
накапливаются
ворсинки ткани, это
может испортить
внешний вид
кнопки
- эстетично
- не интересно
собирать конструктор;
- быстро ломаются
- не дешево
тесьма и блочки
- не портит внешний вид, а
даже улучшает;
- больше возможностей
трансформирования
деталей в другие изделия;
- способствует развитию
мелкой моторики пальцев
ребёнка во время игры
- не выявлено
Вывод: Из пяти возможных вариантов крепления деталей для игрушки-
трансформера, тесьма и блочки – более рациональное решение, потому что имеет
больше преимуществ перед другими видами креплений.
31
Исследование прочности окраски ниток для вышивания
(проект «Сирень души моей», автор: Дрожжева Юлия)
Для исследования прочности окраски ниток мулине, небольшое их количество
замочили в тёплой воде и высушили на светлой ткани. Следов краски ниток после
высыхания не осталось.
Вывод: Проведённое исследование показало, что прочность окраски ниток для
вышивания достаточно высокая, значит, готовое изделие-платье, украшенное
вышивкой этими нитками можно не только чистить, но и стирать.
Исследование свойств тканей
(проект «Платья для сестрёнки Натальи»)
В результате исследования органолептическим способом ( с помощью органов
чувств), был выявлен волокнистый состав отобранных материалов. Все они
выработаны из натуральных волокон, это значит, что они обладают хорошими
гигиеническими свойствами:
-гигроскопичность – высокая;
-воздухопроницаемость – высокая;
-не накапливают статическое электричество;
-намокаемость – высокая;
-пылеёмкость – низкая.
Гигиенические свойства натуральных материалов влияют на самочувствие
ребёнка, иногда даже на настроение. Врачи утверждают, что ребёнок чувствует
себя комфортно, если одежда впитывает влагу с поверхности кожи, не
препятствует тепло- и воздухообмену, не накапливает статическое электричество
Вывод: Ткани, выбранные для изготовления детских платьев имеют хорошие
гигиенические свойства и не нанесут вреда здоровью ребёнка
Исследование истории возникновения понятия «детское платье»
Общеупотребительный термин «платье» происходит от древнерусского,
старославянского слова «плать» кусок ткани. Временная характеристика появления
слова в русском языке неизвестна.
Оказывается, настоящим феноменом детской моды начала двадцатого века можно
считать платье для мальчиков - его носили до трёх - четырёх летнего возраста.
Мальчикам отращивали волосы до плеч, завязывали банты. Истоки этой традиции,
наверное, в восприятии малышей взрослыми как нежных и воздушных ангелочков.
Самым предпочтительным цветом для детей был белый. Белого цвета (или цвета
сливок) шили одежду мамы себе и дочкам, бельевого стиля, столь популярного в
прошлом веке.
Детское бельё было очень затейливым. Достигалось это качеством тканей,
аккуратностью исполнения, сложностью и обилием вышивки, кружева, лент.
Следует сказать особо о пуговицах на детской одежде, и, прежде всего на белье. Они
так и назывались – бельевыми. Для удобства их делали мягкими, обтяжными или
обшивали той же тканью, что и бельё. Декоративные пуговицы допускались только на
нарядной и верхней одежде.
32
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Пример подсчёта стоимости затраченных материалов
(проект «Сирень души моей»)
Итого: 535 рублей
Материалы
Цена за 1м
(шт.) в руб.
Количество
Стоимость в
рублях
1
ткань «габардин»
115
1,5
173
2
нитки «ирис»
20
5
100
3
нитки «мулине»
8
6
48
4
нитки швейные
8
4
32
5
флизелин
100
0,2
20
6
тесьма-молния
7
1
7
7
стразы
3
25
75
8
бусины сиреневые
2
10
20
9
аппликация
25
1
25
10
нитка зелёных бус
35
1
35
33
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Пример оценивания проектного изделия с помощью диаграммы
(проект «Лакомство для здоровья»)
Для построения диаграммы использованы требования дизайн-спецификации к
проектному изделию. Все требования оценены по пятибалльной шкале.
0
2
4
6
Источник энергии
Польза для здоровья
Внешний вид
Вкус
Транспортируемость
Доступность
изготовления
Срок хранения
Себестоимость
34
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Пример написания аннотации к проекту
(проект «Ода конфетному фантику»)
Аннотация
Отечественные экологи обеспокоены тем, что на территории нашей страны
ежегодно образуется 26 миллионов тонн отходов потребления. Между тем,
банальные бытовые отходы, вызывающие антикультурные ассоциации у многих
людей, на самом деле очень ценны.
В проекте рассмотрен вопрос вторичного использования конфетных фантиков
из алюминиевой фольги. Алюминий металл, широко распространенный в природе
и очень востребованный для жизнедеятельности, особенно для изготовления
упаковочной тары. Использование в качестве вторичного сырья
алюминесодержащих изделий ведёт к уменьшению бытовых отходов.
Яркие фантики декоративный, не аллергенный, достаточно прочный и
доступный материал для детского творчества. В данной работе содержатся
некоторые идеи использования конфетных фантиков.
35
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тихонов А.С Творческий потенциал учебного проектирования// Школа и
производство. 1995 №1
2. Хотунцев Ю.Л. и др. Проекты в школьном курсе «Технология»// Школа и
производство. 1994 №4
3. Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. Г.Л. Ильин. –
Казань, 1995. 74 с.
4. Басманова В. Защита проекта экзамен по технологии // Школа и производство.
2005. №4. – с. 6.
5. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш.
учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова Сибирская; Под ред.
И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с. 288.
6. Крылов А.С. Что такое творческий проект и как над ним работать // Учитель
года. – Екатеринбург, 2002. – с. 182.
7. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в
технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред.
Сасовой И.А., – М.; Вентана-Графф, 2003. – с. 299.
8. Пархомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении:
Пособие для учителей и студентов педагогических вузов, М.: АРКТИ, 2003.
с. 112.
9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.:
Аркти, 2003. с. 21.
10. Сасова И.А., Гуревич М.И. Метод проектов в технологическом образовании
школьников. М.: «Вентана-Граф», 2003. с. 38.
11. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технологического
творчества: Книга для учителя. - М.: Народное образование, 1996
12. Леонтьев А.В., Капустин В.С., Шайхелисламов Р.Ф. Опыт внедрения
образовательной области «Технология» в V-IX классах// Школа и производство
1997 №1