Урок развития речи "Подготовка к описанию памятника А.С. Пушкину в Москве" 8 класс
1
Урок развития речи в 8 классе
Подготовка к описанию памятника А. С. Пушкину в Москве
Цели:
Обучающая: дать учащимся понятие об описании скульптуры: структуре, приёмах, языковых средствах;
Развивающая: развивать дар слова, умение описывать памятник скульптуры;
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к памятникам искусства, к личности А. С. Пушкина
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Слайд 2
На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращается движение потока людей и
машин, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. Она хорошо знакома не только москвичам, но
и многим людям, живущим в самых отдалённых уголках нашей страны и за границей. На пьедестале всегда
лежат цветы. Чьи-то заботливые руки время от времени обновляют их. Они лежат там даже зимой, когда снег
драпирует памятник своим белым покровом. Это скромная дань восхищения и преклонения народа перед
могучим, вечно живым талантом поэта.
2. История создания памятника
Сегодня мы с вами попробуем описать этот памятник А. С. Пушкину. Но прежде всего я расскажу об
истории его создания. Этот материал вы можете использовать в сочинении, поэтому по ходу моего
рассказа запишите ключевые слова.
Слайд 3
Памятник был открыт в Москве в 1880 году. Его с полным основанием можно назвать не только первым, но и
народным памятником А. С. Пушкину. Ведь он сооружался по всенародной подписке, на собиравшиеся по
копейкам и рублям народные деньги. В конкурсе на лучший памятник участвовали многие выдающиеся
скульпторы. Но победил А. М. Опекушин.
Слайд 4
Его жизнь не была радостной и лёгкой. Он родился 11 ноября 1838 года в семье крестьянина, крепостным.
Отец будущего скульптора тоже был опытным лепщиком. Опекушина отдали на обучение в Петербург.
Его жизнь – это постоянная нужда, болезни и голод юности, потом заботы о семье, нелёгкий труд копииста
днём и работа по ночам в мастерской. Свободу свою он купил на скопленные по грошам деньги.
Слайд 5
В 1860 году было принято решение о создании 1-ого памятника Александру Сергеевичу Пушкину.
Опекушина, как и многих других русских скульпторов, глубоко взволновала и увлекла возможность создать
памятник великому поэту, и он весь отдался работе.
3. Отзывы современников о внешности А. С. Пушкина
Внешность Пушкина не была красивой – это всем известно, но лицо его было очень живо, обаятельно. И
современники это отмечали. Вот как они его описывали.
Слайд 6
По свидетельству одного из близких друзей А. С. Пушкина поэта В. П. Горчакова, Пушкин был «человек
небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым наблюдательным взором, необыкновенно
живой в своих приёмах, часто смеющийся в избытке непринуждённой весёлости и вдруг неожиданно
переходящий к думе, возбуждающей участие».
Слайд 7
И. А. Гончаров так описывает наружность поэта: «С первого взгляда наружность его казалась невзрачною.
Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза,
увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. В позе, в
жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека».
2
Почему так отличаются эти отзывы о внешности Пушкина, как вы думаете? (Горчаков – друг Пушкина,
к тому же, видимо, знавший его в юности, а Гончаров – сторонний наблюдатель, он видел Пушкина
в поздние годы, которые были для поэта особенно сложными)
4. История создания (продолжение)
Попробуем представить себе, каким путём зародилась у Опекушина идея памятника. По-видимому, его могла
привлечь знаменитая элегия поэта:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь свои мечтам.
Он мог совершенно отчётливо представить себе одинокую фигуру Пушкина, прогуливающегося по городским
улицам. На нём накинут широкий свободный плащ, сырой ветер раздувает его, кругом снуют люди и экипажи.
Уже падают капли дождя, но поэт снял шляпу и внутренним слухом, всем своим существом прислушивается к
мелодии стихов, слагающихся в голове; лицо его вдохновенно и спокойно… Он наедине со своим
творчеством, ничто не мешает ему.
5. Открытие памятника
Слайд 8
Послушайте, как об открытии памятника вспоминал писатель Г. Успенский:
«Около двух часов дня, перед глазами большой, хоть и не особенно, толпы, упала скрывающая памятник
поэта холстина, и перед всеми собравшимися на площади зрителями явилась простая, умная, с
внимательным, тихим, вдумчивым взором, фигура Пушкина и положительно скажу, все, кто ни был тут,
пережили и никогда не забудут не столько сильного, сколько – нового впечатления этой минуты. … Ново было
именно это думающее доброе лицо, новое было торжество во имя человека, который и славен только
работой своей мысли… Эта дума, эта мысль, не сходящая с лица поэта, который удостоился быть
увековеченным потому только, что «пробуждал чувства добрые»…
Слайд 9
А вот что писали в те дни газеты:
«… И вот среди сбитого с толка и растерявшегося общества, среди тяжёлых условий его жизни, на Тверской
площади вдруг встала величавая фигура дорогого народного поэта! Чем-то новым, свежим, живым и свежим
пахнуло в душном воздухе, и нам почудилось присутствие великого духа. Грустно смотрит Пушкин вдаль, и
тайная мысль заботит открытое чело вдохновенного художника…
«О чём грустит душа поэта?»
Пусть каждый разгадает эту заветную думу и даст себе ответ. Но нам кажется, что дух поэта грустит над нашим
настоящим, тревожно смотрит в будущее и призывает нас к иным трудам и подвигам, указывает нам наши
стремления».
Что объединяет эти воспоминания? (От памятника повеяло чем-то новым, доселе невиданным.
Пушкин предстаёт как умный, добрый мыслитель, затаивший глубокую думу)
6. Беседа. Словарная работа
Слайд 10
Давайте рассмотрим памятник в деталях
Как называется эта часть памятника? (учитель показывает пьедестал)
*Учащиеся записывают слова-синонимы пьедестал-постамент, выделяют в словах «ошибкоопасные
места»
Слайд 11
Опишите позу поэта (Пушкин стоит, выдвинув за край постамента левую ногу. Благодаря этому,
создаётся впечатление, что поэт приостановился ненадолго и скоро продолжит свой путь)
Во что одет поэт? (Он одет в широкий плащ, ниспадающий складками. Под крылаткой - сюртук.
Правая рука поэта покоится за обшлагом сюртука)
3
Что подчёркивают спадающие вниз складки плаща? (Они подчёркивают момент начала движения)
Слайд 12
Что мы видим сзади поэта? (Левая рука отведена за спину, в ней Пушкин держит шляпу)
Что выражает поза поэта? (Свободу, непринуждённость, кажется, что поэт гуляет с нами по улице)
Слайд 13
Как вы думаете, какую функцию выполняют фонари? (Они создаю иллюзию, что поэт вышел на
прогулку)
Попробуйте сказать о размерах памятника? (Он не поражает и не подавляет своими размерами)
Какова была задача, которую ставил перед собой Опекушин? (Изобразить Пушкина-творца,
гениального поэта, но в то же время и простого человека)
Слайд 14
В какой момент Опекушин изображает поэта? (в момент задумчивой сосредоточенности,
творческого вдохновения)
Подберите эпитеты к лицу поэта (спокойно и приветливо, полно благородства и мысли)
Попробуйте описать лицо Пушкина (Пушкин склонил в задумчивости курчавую голову. Умные глаза
будто прозревают даль времён)
7. Составление плана
Составим план нашего сочинения
О чём можно написать во вступлении? (Или об истории создания, или можно написать лирическое
вступление о фигуре на самой оживлённой улице Москвы)
Озаглавьте вступление (1. Памятник на одной из самых шумных площадей Москвы. 2. Создание
памятника и история его открытия)
Какова была задача Опекушина? (Изобразить не только поэта в минуту творческого вдохновения,
но и обычного человека)
Как же озаглавить основную часть сочинения, отразив задачу его создания? (Скульптура – это
портрет поэта и обычного человека)
С чего мы начнём описание памятника? (С позы)
Озаглавьте первый подпункт (Поза поэта, выражающая едва уловимое движение)
Озаглавьте подпункт, касающийся одежды (Складки плаща и шляпа в левой руке)
Как озаглавить подпункт о лице поэта? (Задумчивое лицо поэта)
Не забудьте озаглавить подпункты о фонарях, играющих важную роль в композиции, и о размерах
памятника (Четыре чугунных фонаря, размеры памятника)
Что можно написать в заключении? (Почему этот памятник привлекает людей, считается самым
главным монументом поэту)
Озаглавьте заключение (Памятник Опекушина – самый первый и лучший монумент поэту)