Конспект урока "Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой "Первые зрители""

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине
Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»
Тип урока: Урок развития речи
Цель урока: познакомить с личностью и творчеством художницы
Е.В.Сыромятниковой, продолжить работу по развитию речи учащихся.
Задачи:
Продолжить формировать умение составлять связный текст по картине, сочинять
текст на заданную тему.
Продолжить знакомить учащихся с особенностями художественного описания
картины.
Уметь создавать рассказ-повествование на основе изображённого на картине.
Развивать и обогащать речь учащихся словами, связанными с темой картины, и
средствами выражения замысла художника.
Развивать мышление, устную и письменную речь, творческое воображение детей.
Планируемые результаты:
Предметные УУД
1. Продолжить формирование умения составлять связный текст по картине,
сочинять текст на заданную тему.
2. Продолжить знакомить учащихся с особенностями художественного описания
картины.
3. Знать композицию рассказа-повествования, его языковые особенности.
4. Уметь создавать рассказ-повествование на основе изображённого на картине.
Метапредметные УУД
1. Развивать и обогащать речь учащихся словами, связанными с темой картины, и
средствами выражения замысла художника.
2. Развивать мышление, устную и письменную речь, творческое воображение
детей.
Личностные УУД
Воспитывать интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству
Е.В.Сыромятниковой.
Оборудование: репродукции картин Сыромятниковой Е.В. на доске; репродукция
картины «Первые зрители» в учебнике, индивидуальные пакеты с материалами для
подготовки к сочинению, учебник «Русский язык. 6 класс» (авторы М.Т.Баранов,
Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.).
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Эпиграф к уроку. Обсуждение.
Прежде, чем начать писать, я задаю себе три вопроса:
что хочу написать, как написать и для чего написать.
М.Горький
3. Сообщение темы и цели урока.
- Картина, по которой мы будем работать, называется «Первые зрители».
- Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой
«Первые зрители».
- Работа нам предстоит серьезная, но уже знакомая. Давайте вспомним, чем мы
занимались раньше, описывая картины, и поставим перед собой цели. (Мы будем
учиться составлять текст по картине, подбирать нужные для сочинения слова,
вспомним композицию рассказа-повествования и т.д.)
4. Сведения об авторе
- Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнавали как можно
больше об авторе картины, то есть о художнике.
- К удивлению, о художнице не так много известно. Но кое-что всё же удалось найти.
- Сыромятникова Екатерина Васильевна родилась 24 ноября 1914 года в Харькове.
Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И.
Сурикова до 1948 года. Постоянный экспонент московских, республиканских,
всесоюзных и зарубежных выставок. Е.В.Сыромятникова личность многогранная,
творческая. Большая часть её работ выполнена в стиле реализма, однако от
произведения к произведению стиль работ неуловимо менялся, создавая особое
настроение.
После выставки "Советское современное искусство", прошедшей в 1976 г. в Японии
все работы художницы были приобретены частными коллекционерами. До сих пор
большинство работ художницы находится в частных коллекциях России и за рубежом,
и оценить их по достоинству можно только по выпущенному каталогу работ, однако
картина, по которой мы будем писать сочинение, находится в Третьяковской галерее.
Посмотрите на некоторые работы Е.В.Сыромятниковой.
Картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» посвящена творчеству, точнее,
сотворчеству. Создателю любого произведения, будь то роман, музыкальная пьеса или
живописное полотно, требуется зритель, который и смог бы оценить творение.
5. Рассматривание картины
- Картина, о которой мы будем с вами говорить сегодня, не совсем обычная. А
вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить. Давайте посмотрим на неё.
Ребята рассматривают картину, на фоне музыки П.И.Чайковского (Июнь:
«Баркарола» из цикла «Времена года») звучит стихотворение Игоря Брумера в
исполнении заранее подготовленного ученика.:
Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.
Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.
В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, – слышишь,
чтоб красоту не извести.
Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.
6. Слово учителя о картине:
- Самое интересное здесь то, что это картина в картине. Мы рассматриваем картину
художника Сыромятниковой , а ребята-герои этого полотна- смотрят на картину
неизвестного нам художника. Причем мы этой картины не видим. Мы можем только
догадываться, что же изобразил на ней художник.
- как вы думаете, что изобразил на своей картине художник?
Может быть, это пейзаж, который виден из окна: белоствольные березки и темный лес
вдали? Может это натюрморт: букет ромашек, который стоит на столе? А может
художник нарисовал и самих непоседливых мальчишек?
7. Беседа по картине
- Вспомните, как называется первая часть сочинения?
(Вступление).
- Что будем писать в первом пункте плана?
( Е.В.Сыромятникова автор картины «Первые зрители» или На картине
Е.В.Сыромятниковой изображено… (я вижу…).
- Сначала я хочу, чтобы вы объяснили лексическое значение слов, которые
используют в своей речи художники.
- Как называются слова, используемые людьми той или иной профессии?
(Профессионализмы слова, связанные с особенностями работы людей той или
иной профессии, специальности.)
- Сейчас мы будем рассматривать репродукцию картины «Первые зрители» и попутно
объяснять лексическое значение слов, которые будем использовать в сочинениях.
Вы можете пользоваться «Рабочим словариком».
8. Работа над репродукцией картины «Первые зрители».
Составление примерного плана сочинения.
а) - Рассмотрите внимательно картину и перечислите всё, что на ней изображено.
(Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; за
окном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт с
холстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)
- Что такое мольберт?
(Мольберт подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску,
картон.)
- Что такое палитра?
(Палитра небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с
отверстием для пальца. А также палитрой называют подбор красочных сочетаний в
картине художника.)
- Как вы понимаете значение слова подрамник?
(Подрамник – остов, на который натягивается холст для живописной работы.)
б) - Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.
углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными
подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого
края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая
ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене
под окном.)
- Что такое этюдник?
(Этюдник специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и
палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные
ножки, что очень удобно при рисовании на природе.
Этюд рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд это
подготовка к большому произведению.)
в) - Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что
он мог нарисовать?
(Точно ответить на вопрос нельзя, но можно предположить. Может быть, это пейзаж,
который виден из окна: белоствольные березки и темный лес вдали? Может это
натюрморт: букет ромашек, который стоит на столе? А может художник нарисовал и
самих непоседливых мальчишек?
- Что мог наблюдать художник из своего окна?
(Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим
белые с коричневым стволы берёз, их молодую свежую зелень. За берёзами поляна,
трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он
словно окутан дымкой.)
г) - В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.
Что так заинтересовало ребят в комнате художника?
(Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и
заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он нашёл там что-то
интересное для себя. Может быть, это кошка живописца, а может другая картина.
Другой мальчик он постарше, брюнет, на нём бело-голубая футболка с
любопытством рассматривает обращённый к нему холст на губах лёгкая улыбка, в
глазах словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера.)
д) - Что изображено за окном?
(За окном ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной
листвой берёз, вдали темнеет лес. Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового
ветерка; слышится задорный птичий щебет, шёпот листьев.
- Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?
(Основная часть).
- Что запишем во второй части?
( II. Описание картины:
а) обстановка комнаты художника;
б) картина художника;
в) вид за окном;
г) первые зрители.)
е) - Попытайтесь передать общее настроение картины.
(Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном летнее,
приподнятое, жизнерадостное.)
- Что мы должны отразить в сочинении, то есть сделать идеей своего сочинения?
(Пока у художника есть зрители, пусть даже такие юные, он может творить, и каждая
из его работ будет живой и завораживающей.)
- Как называется третий пункт плана?
(Заключение).
- Как мы его назовём?
( III. Общее настроение картины и её идея.)
- Из ваших высказываний можно сделать следующий вывод.
Во-первых, картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» необычна прежде
всего по жанру. Здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты,
и портрет мальчиков.
(Вопросы продублированы в бланках подготовки)
9. Физминутка
Буквой Л поставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу.
Молодцы!
Раз –присели, два –присели
Потом-раз! -и полетели
И за парты прилетели, тихо сели.
9. Подготовительные упражнения:
1.Словарно-орфографическая работа.
Впишите в слова пропущенные буквы:
Жив..пись, п..йзаж, пр..изведение иску(?)тва, из.. бражен, м..льберт, п..драмник,
п..литра, к..л..рит, восх.. тительный, заворожё(?)ый, п..ражённый.
2. Рассмотрите внимательно картину, выберите подходящую фразу и продолжите
предложение на тему этой картины.
Художник (живописец, автор) обратился...
к какому-либо изображению…
к какому-либо эпизоду…
к какой-либо сказке…
3. Назовите признаки предметов на этой картине (цвет, форма, объем,
размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем отрывок текста
На картине изображен … (какой?)... (название предмета).
Герои картины мальчики (ребята). Старший (какой?). Младший парнишка
(какой?)
4.Опишите предметы на переднем плане картины, справа, слева, на заднем плане.
На переднем плане справа расположен…
Слева изображен…
Задний план занимает…
Вдалеке открывается...
5. Выразите своё отношение к герою, к картине. Опишите чувства, которые вызывает
у вас картина (воспользуйтесь словарем настроений и чувств).
Художник (живописец, автор) добивается … (какого?) настроения…
Чем? (яркостью красок, выбором палитры, четкостью деталей …)
I. Что изображено на картине.
II. Описание картины:
а) обстановка комнаты художника;
б) картина художника;
в) вид за окном;
г) первые зрители.)
III. Общее настроение картины и её идея.
10. Возвращение к эпиграфу урока.
Итак, мы возвращаемся к нашему эпиграфу. Как вы считаете, достигли ли мы своих
целей? Можем ли мы ответить на три вопроса: что писать, как писать и для чего
писать?
11. Рефлексия. Закончить предложение по данному началу
o сегодня я узнал...
o было трудно…
o я понял, что…
o я научился…
o я смог…
o было интересно узнать, что…
o меня удивило…
12. Выставление оценок. Объяснение домашнего задания: написать сочинение на
черновике.
На картине изображены любопытные мальчики, первыми оценившие талант
творца. На картине просторная светлая комната.
Занавески развеваются на легком ветерке. Ваза со свежими ромашками располагается
на полу. Напротив нее, на табурете, находится палитра с множеством красок. А
прямо на палитре лежат длинные кисти художника. Рядом на мольберте в
подрамнике холст с картиной, невидимой для нас.
Неподалеку от картины лежит этюдник, который доказывает, что этот художник
профессионал. Прямо напротив картины стоит старинное кресло, специально для
художника, чтобы он в удобстве оглядывал свое творение. Мне очень хочется
попасть туда и посмотреть на эту чудесную картину, скрытую от моих глаз. Такое
чувство, что там есть что-то необычное, что-то завораживающее.
За огромным окном весна. Виднеются белоствольные березы. Травка совсем
молоденькая, изумрудная. А вдали чернеет темный лес.
Первыми и случайными зрителями и ценителями неизвестной картины оказались два
мальчика, просто проходившие мимо. Старший светловолосый мальчик в бело-
голубой футболке не может отвести глаз от чудесной картины, а другой, помладше, в
красной футболке, на картину совсем не смотрит, ему больше интересно убранство
комнаты. Картина «Первые зрители» показывает нам обычные будни художника. Мне
очень понравилось это необычное творение Е. В.Сыромятниковой.