Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
Подписи к слайдам:
- Автор: учитель русского языка и литературы
- МБОУ лицей№5 г. Уфа
- Казанцева Ольга Александровна
- ПЕТР ПЕТРОВИЧ
- КОНЧАЛОВСКИЙ
- (1876-1956)
- российский живописец,
- народный художник России (1946), действительный член АХ СССР (1947).
- Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт.
- П.П. Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.
- Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др.
- "Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… В цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными... Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца".
- Один из жанров живописи.
- В натюрморте изображаются только обиходные, т. е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т. е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п.
- Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц. "натуре морте" — букв. "мертвая натура") и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы — убиты, рыбы, морские животные — выловлены, цветы — срезаны.
- Художник не изображает вещи "с натуры", как они расположены в интерьере, а предварительно компонует их в соответствии со смысловой и художественной задачей.
- Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком.
- Натюрморт с рябиной
- Натюрморт с фруктами
- Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал цветы так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. П.П. Кончаловский говорил, что в “цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще”.
- Цветы
- Сирень в банке
- Сирень в корзине
- - Какие чувства вызвала у вас картина П.П. Кончаловского?
- - Созвучно ли настроение музыки и картины?
- - Художник передает красоту цветов красками, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой при помощи звуков.
- - Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?
- - Какого цвета, каких оттенков сирень?
- С чем можно сравнить цветы?
- Звездочки, звоночки.
- Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. Запишите в тетрадь.
- Душистая, пахучая, благоухающая.
- Опишите грозди сирени.
- Гордые, мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые.
- Листочки какие?
- Зеленые с тоненькими прожилками.
- С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? Запишите в тетрадь.
- Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная.
- Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? Запишите в тетрадь.
- Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка.
- Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.
- Богатый, обильный, щедрый, бордовый, розовый, фиолетовый, изумрудный, светло – зелёный, светло – фиолетовый.
- Пахнуло весной, богатый букет сирени, благоухает свежестью, удивительным цветочным ароматом, веточки сирени залиты утренним солнцем, изумрудные листочки, оттеняют, каждый лепесточек выделен талантливой рукой художника, восхищение, щедрая, богатая природа, прелесть.
- I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.
- II. Чудесный букет сирени.
- 1.Цвет
- 2.Гроздья.
- 3.Листья
- 4.Корзина
- III. “В букете все живет, цветет и радуется”.
- Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
- Сравнение — фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.
- Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным.
- Олицетворе́ние — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
- Передо мной картина П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». Наверное, никто из художников не написал столько полотен с изображением цветов, сколько создал их П. П. Кончаловский. Самым любимым его цветком была сирень. На картине изображен свежесрезанный роскошный букет сирени. Видно, что грозди у сирени тяжёлые, душистые, от них идёт ароматный запах. Автор на своей картине изобразил сирень разных цветов и оттенков: лиловую, тёмно-красную, белую, розоватую. В центре
- букета - большая ветка белой жемчужной сирени. Рядом с ней
- грозди бледно - розового и лилового цвета. Верхушку букета обрамляют пышные тёмно - красные грозди. Они как веер, а между ними виднеются белые, голубоватые фиолетовые ветки. Листья на ветках выглядят по - разному. Внизу и вверху слева они тёмно - зелёные; в середине и справа - светло - зелёные с золотистым оттенком. Корзина сплетена из ивовых прутьев. Она как будто обнимает и поддерживает ветки сирени. На заднем плане картины серо-коричневый с желтоватым оттенком фон. На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им. Такую прекрасную картину не мог написать равнодушный к природе человек. Видно, что художник очень любит родную природу, восхищается её щедростью и красотой.
- Сирень.
- Вставал обыкновенный вешний день,
- Парил туман, заря траву косила,
- И вспыхнула лиловая сирень
- С какой-то неосознанною силой.
- Она раскрылась робко, не спеша,
- Застенчиво и неохотно вроде,
- И вдруг пошла, пошла, пошла
- Смеяться и бурлить, как в половодье.
- М. Бекетова
- - Что общего вы найдете в изображении сирени на картине и в стихотворениях?
- Написать сочинение по картине.
- http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98706797
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Итоговая контрольная работа по русскому языку за 1 четверть 3 класс УМК «Школа России»
- План-конспект урока по русскому языку "Учимся переносить слова" 2 класс
- Презентация по русскому языку "Повторение. Части речи" 2 класс
- Презентация "Словосочетание. Разбор словосочетания" 5 класс
- Конспект урока "Сложносочинённые предложения. Обобщение" 9 класс
- Рабочая программа по русскому языку 7 класс для учебника под ред. Ладыженской (175 часов)