Развитие УУД при сопоставительном анализе художественных текстов

1
Развитие УУД при сопоставительном анализе художественных
текстов.
Сопоставительный анализ художественных текстов, особенно
поэтических, - это задание высокого уровня сложности, которое требует от
обучающегося проявить литературоведческие и лингвистические
компетенции, а также высокий уровень сформированности УУД.
Покажем, как при обучению сопоставительному анализу можно
формировать универсальные учебные действия. Для сопоставительного
анализа возьмем тексты А.Фета «Это утро, радость эта…» и Б.Пастернака
«Определение поэзии»
Алгоритм
работы
Содержание
деятельности
Познавательные
и регулятивные
УУД
Личностные и
коммуникативные
УУД
1.Узнавание
автора текста.
Даем явное
определение
авторам (А.Фет –
поэт-
импрессионист,
воспевал красоту,
природу и любовь,
изобретал новые
строфы;
Б.Пастернак –
поэт-футурист,
экспериментатор,
музыкален и
стихиен)
воспроизведение
и преобразование
известной
информации;
прогнозирование.
сопоставление и
выдвижение
гипотезы
исследования
Постановка вопроса,
оценивание уровня
знаний о предмете
исследования,
2.Чтение
заглавия или
первой строки
текстов
С карандашом в
руках прочитать
тексты и
подчеркнуть
ключевые слова в
заглавии или
первой строчке.
(«Радость»,
«Утро», «Поэзия»)
Целеполагание и
планирование
ода
исследования;
прогнозирование,
уточнение
гипотезы;
выявление
ключевой темы;
поиск основания
для
сопоставления.
Оценивание;
формулировка
первичного тезиса
3. Чтение
Подчеркиваем
Выявление
Уточнение
2
всего текста.
Выявление
тематических
цепочек
слова, тематически
связанные с
заглавием или
ключевым словом
первой строки
(«утро» – «свет» -
«лист» - «зори» -
«свист» - «трели» -
«весна» у А.Фета;
«щелканье» -
«ночь» - «флейта»
- «звезда» у
Б.Пастернака)
главной и
второстепенной
информации,
преобразование
информации,
коррекция
первоначальной
гипотезы
первоначальной
гипотезы,
формулировка
окончательного
тезиса и подбор
аргументов.
Выстраивание плана
рассуждения с
элементами
описания.
4. Работа с
образным
рядом
Находим
центральный
образ. Отмечаем
приемы создания
(тропы)
Нахождение,
преобразование и
использование
информации,
операции
анализа, и
синтеза,
выявление
главной и
второстепенной
информации.
Смыслообразование.
Эстетическое
оценивание.
5. Работа с
системой
мотивов
Выявляем мотивы
и определяем
связи между ними.
Нахождение,
преобразование и
использование
информации,
операции
анализа, и
синтеза,
выявление
главной и
второстепенной
информации.
Смыслообразование.
Эстетическое
оценивание.
6. Выявление
лирического
героя
Определяем
«формы
присутствия»,
позицию
лирического героя
(вне картины,
наблюдатель,
внутри, участник,
или что-то еще)
Нахождение
информации,
сопоставление,
анализ, синтез;
коррекция
гипотезы
Оценивание,
Смыслообразование,
умение точно
выражать свою
мысль.
7. Работа с
Выявляем
Нахождение и
Постановка
3
лирическим
сюжетом и
композицией
динамику
состояний,
переживаний,
настроений
лирического героя.
Анализируем
строфику текста
преобразование
информации,
анализ и синтез,
вопросов, умение
точно выражать
свою мысль,
Смыслообразование
8. Работа с
формой
Определяем
размер и ритм.
Сопоставляем с
интонацией. Даем
характеристику
рифме.
Определяем жанр,
если возможно
Использование и
воспроизведение
информации,
анализ, синтез,
сравнение,
саморегуляция
Смыслообразование
9. Авторская
позиция
Выявляем
авторскую
позицию и
формулируем
смысл
стихотворения.
Преобразование
и использование
информации.
Синтез.
Оценивание
нравственно-
этическое.
Смыслообразование,
умение понимать и
выражать мысль
10.
Интерпретация
Перечитываем
тексты. Уточняем
выводы
Коррекция,
контроль, оценка.
Завершение
структуры
рассуждения
Смыслообразование
и нравственно-
этическое,
эстетическое
оценивание
11.
Оформление
итогового
письменного
текста
Создаем текст
интерпретации
Преобразование
и использование
информации,
Контроль
Смыслообразование,
нравственная
оценка,
формирование
мотивации к
читательской и
исследовательской
деятельности.
Самоопределение
Вариант сопоставительного анализа стихотворения А.А.Фета «Это утро,
радость эта» и стихотворения Б.Л.Пастернака «Определение поэзии (тезисы):
1. А.А.Фет, несомненно, оказал влияние на формирование
художественной манеры Б.Пастернака: в стихотворениях обоих поэтов
важна музыка льющейся фразы, стихийная сиюминутная эмоция,
ощущение восторга перед «живой жизнью».
4
2. На первый взгляд, стихотворения относятся к разным тематическим
группам: А.Фет создает пейзажную зарисовку, Б.Пастернак в цикле
«Занятия философией» дает определение поэзии. Но объединяет эти
стихи форма выражения эмоции та, что можно назвать
«безглагольностью».
3. Утренняя зарисовка А.Фета состоит из множества элементов: цвет,
свет, звук («зык и свист», «трели»), ощущения («вздох», «мгла и жар
постели (метонимия)»). При этом меняется масштаб изображения:
«синий свод» - «мошки и пчелы» (антитеза). В стихотворении
Б.Пастернака доминируют ощущения и звуки («поединок соловьев»,
«свист», «щелканье». Активное использование аллитерации и метафор.
Масштаб изображения похож на фетовсий (Вселенная). Отметим, что
поэзия, по Пастернаку, сродни явлению природы.
4. Мотивы в стихотворении А.Фета объединяются в группы:
«природные» - ивы, березы; «человеческие» - селенье, ночь без сна;
«ощущения» - радость, мощь. В стихотворении Б.Пастернака картина
похожа, но добавляется группа мотивов «искусство» (поэзия, пульты,
флейты). Объединены тексты ощущением единства и
взаимопроникновения стихий чувства, природы и поэзии.
5. Лирический герой в обоих стихотворениях не заявляет о себе в форме
личного местоимения «Я». Это одна из особенностей философской
лирики. Оба поэта воспринимают мир как «сплошность связей»
человека и природы и радуются возможности ощущать радость
восхищения природой и радость творчества. Субъектами становятся
элементы живой вселенной. Голос лирического героя лишь один из
многих голосов, из которых складывается гармония.
6. Интонации восхищения различны: в стихотворении А.Фета она
выражена хореем, в стихотворении Б.Пастернака анапестом.
(ощущение кружения, большая мелодичность). Строфы в
стихотворении А.Фета необычны. В пастернаковском тексте
неожиданны тематические переходы от строфы к строфе.
7. Красота и мощь мира может быть выражена только в искренних и
«стихийных» поэтических строках. Поэзия не только плод
воображения художника, но и голос живой природы. Задача поэта –
услышать эту гармонию, стать ее частью и выразить свои ощущения в
поэтическом слове. В стихотворении А.Фета лирический герой в
середине картины. Он фиксирует детали воспринимаемого всеми
органами чувств мира и радуется обновлению природы и чувств,
даруемых весной. Перед героем «определения поэзии» - другая задача:
выразить суть поэзии и выявить суть процесса освобождения стихии
творчества (от льдинки – к воде; от ощущения – к слову).