Особенности отражения исторических событий в художественных произведениях Толстого («Севастопольские рассказы», «Война и мир»)

1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА №29»
Тема:
“Особенности отражения исторических событий в художественных
произведениях Л. Н. Толстого
(«Севастопольские рассказы», «Война и мир»)”
Авторы: преподаватель русского языка и литературы Малышев Ю.А.,
учащаяся гр. СВ-21 Логинова П.С.
Руководитель: преподаватель русского языка и литературы Малышев
Юрий Александрович
Москва. 2015
2
Аннотация
ТЕМА: “Особенности отражения исторических событий в произведениях
Л. Н. Толстого («Севастопольские рассказы», «Война и мир»)
АВТОРЫ: преподаватель русского языка и литературы Малышев Ю.А.,
учащаяся группы СВ-21 Логинова П.С.
ЦЕЛИ:
1. Определить значимость отображенных исторических событий в художественном
произведении.
2. Сравнить исторические факты с художественным текстом.
ЗАДАЧИ:
1. Понять причину расхождений между описаниями исторических событий,
данных историками и литераторами.
2. Выяснить, какие цели ставит перед собой историк и литератор, работая над
своими сочинениями.
Исходя из целей и задач нашего проекта, мы начали свою
исследовательскую работу, чтобы выявить проблему: с какой целью автор
намеренно искажает исторические факты, в чем заключается их расхождение с
историческими сведениями в произведениях “Севастопольские рассказы” и
“Война и мир”?
ГИПОТЕЗА: для художника слова очень важно передать внутреннее
состояние героя, его личное восприятие происходящего со страной, с его
народом. Персонажи произведений Л. Н. Толстого сердцем ощущают
исторические события, поэтому литератор ставит во главу угла описание
страданий раненых в госпиталях Севастополя, сокрушается о жертвах среди
мирного населения города. Поэтому Андрей Болконский при Аустерлице и в
сражении при Бородино два разных человека. Поэтому Бородинское
3
сражение описано в романе через восприятие Пьера Безухова персонажа,
очень далёкого от войны. Что важно для историка, для писателя только фон, на
котором происходит становление личности, «диалектика души».
МЕТОДЫ: сопоставление, наблюдение, анализ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ: материалы работы
могут быть использованы на уроках русского языка, литературы, истории и
обществознания, а также для проверки знаний учащихся.
Содержание проектной работы:
1. Аннотация проекта 1-3 стр.
2. Введение – 4 стр.
3. Описание осады Севастополя, данное историками. – 4-5 стр.
4. Описание осады Севастополя (1854 - 1855) во время Крымской войны 1853-1856
гг. в произведении Л. Н. Толстого “Севастопольские рассказы” 5-6 стр.
5. Описание Бородинской битвы в исторических источниках и сравнение карт
этого сражения, данных Л.Н. Толстым и А. Михайловским-Данилевским 7-10
стр.
6. Описание Бородинской битвы в романе Л.Н. Толстого Война и мир”.
Нравственные искания Андрея Болконского. Достоверность описания
исторических фактов литератором Львом Николаевичем Толстым. 10-11 стр.
7. Сравнение описаний исторических фактов в трудах историков и литератора. 11-
12 стр.
8. Выводы 12 стр.
9. Использованная литература 12-13 стр.
4
Введение.
Прочитав произведения Льва Николаевича Толстого “Война и мир” и
“Севастопольские рассказы”, мы решили сравнить его описания исторических
событий с описаниями этих же событий историками. К нашему удивлению, мы
нашли много несоответствий между ними. Мы поставили перед собой цель
выяснить, почему существуют такие расхождения и что должен отразить в
своих произведениях историк или литератор.
«Севастопольские рассказы»
Как историки описывают осаду Севастополя.
После сражений под Балаклавой (25 октября 1854) и Инкерманом (5 ноября
1854) война приобрела затяжной характер. В 1854 году Севастополь
готовился к обороне. 17 октября последовала первая бомбардировка города.
Гарнизон Севастополя в сентябре 1854 насчитывал 38 500 человек, а войска
Англии, Франции, Османской империя и Кор-ва Сардиния - 62 000 человек.
Под руководством Владимира Алексеевича Корнилова и Павла Степановича
Франц Рубо, оборона Севастополя
5
Нахимова героические защитники города в ходе борьбы с врагом превратили
Севастополь в мощную крепость, которая успешно отражала натиск
противника в течение 349 дней. Подступы с моря к городу были защищены
батареями береговой обороны. Оборонительные работы в Севастополе
велись и днем и ночью одновременно по всей оборонительной линии.
Работали не только солдаты и моряки, но и все гражданское население.
Женщины работали наравне с мужчинами. Весной 1855 года после
продолжительной артподготовки, союзники двинулись на штурм, но перелом
в ход сражения внесла отчаянная атака роты русских саперов. Позже
подоспели подкрепления и союзники были выбиты с окраин Севастополя. 24
августа 1855 года началась последняя (шестая) усиленная бомбардировка
Севастополя. 27 августа начался общий штурм. После захвата французами
господствующей высоты Малахова кургана дальнейшая оборона
потеряла всякий смысл. Так закончилась 349-дневная героическая оборона
Севастополя. Общие потери русских составили 102 669 человек, потери
союзников – 54 000 в целом.
Как Л.Н. Толстой описывает осаду Севастополя.
«Вы… увидите ужасные, потрясающие душу зрелища; увидите войну не
в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с
развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в
настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти...»
Л. Толстой «Севастопольские рассказы»
Лев Николаевич Толстой был очевидцем осады Севастополя. В
произведении “Севастопольские рассказы” он рисует беспощадно достоверную
картину войны. Во всем, что писал Л. Толстой об этом ужасном явлении,
чувствуется его глубоко заинтересованное отношение к нему. В центре
описаний Л. Толстого стоит русский человек - солдат матрос, офицер, - с одним
лишь ему присущим отношением к этой войне. Эти рассказы не ограничились
6
мастерским описанием событий, а раскрыли их внутренний смысл, показали
русского человека на войне, продемонстрировали его богатый внутренний мир,
типизировали его лучшие черты. И именно этим они выделились среди
многочисленных описаний Севастопольской обороны. Первое что привлекло
читателей в рассказах Толстого это суровая простота и правдивость, строгость
и сдержанность при описании тех ужасных событий. Крестьянин-солдат у Льва
Николаевича - носитель всех лучших моральных качеств нации, воин,
способный на любой подвиг, человек с врожденным чувством родины, однако
образ защитника Родины лишен приукрашивания и идеализации.
Мужественных защитников Севастополя автор сравнивает с героями Древней
Греции. Ни в одном историческом труде мы не найдём более правдивого
описания изображения жизни осаждённого города, чем в цикле рассказов Л.
Толстого. Именно в этом заключается его расхождение с историческими
сведениями в произведении “Севастопольские рассказы”.
Многочисленные корреспонденции, очерки и рассказы, заполнившие
журналы, были полны лакировки действительности, а то и просто лжи. Одни
литераторы увлекались помпезным изображением войны. У других солдаты
выглядели или наивными детьми, или сверхъестественными храбрецами,
которые за чарку водки готовы лезть в огонь и воду, не понимая, за что и во
имя чего они воюют. А в произведении Льва Николаевича Толстого
прослеживается высшая достоверность, правдивость и вместе с тем страстная
заинтересованность автора в делах обороны. Как писал С. С. Дудышкин о
рассказе «Севастополь в декабре месяце» ( Отечественные записки, 1855, №7):
«Он выбрал для себя другую точку зрения, с которой взглянул на эту
удивительную картину. Прежде всего он берёт за руку читателя, который не
бывал в Севастополе и не имеет понятия о жизни в осаждённом городе, и ведёт
читателя из улицы в улицу, потом из траншеи в траншею и приводит на
страшный бастион №4. Он заставляет читателя испытывать, одно за другим,
все чувства – от страха до гордости…»
7
Роман эпопея «Война и мир» Краткое описание Бородинского
сражения, данное историками.
Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны
1812г., произошедшее 26 августа 1812г. между русской армией (155 200 чел.,
636 орудий) под командованием М.И.Кутузова и франц. армией (133 819 чел.,
587 орудий) под командованием Наполеона Бонапарта при селе Бородино, в
120 км от Москвы. Сражение началось 26 августа в 5ч. 30 мин. В течение дня
шла ожесточённая битва с переменным успехом. С наступлением темноты
Наполеон, не имея сил для продолжения сражения, отвёл войска за реку
Колоча. Русские войска в ходе боя отступили за Семёновский овраг и на линию
Горки, старая Смоленская дорога.
В сражении французы потеряли убитыми и ранеными около 50 тыс.
солдат и офицеров и 47 генералов, русские – более 55 тыс. солдат и офицеров и
23 генерала. Большие потери и отсутствие необходимых резервов для
наступления заставили Кутузова в последующие дни отвести армию к
Можайску. Итог – обе стороны понесли огромные потери, Наполеон не смог
уничтожить русскую армию, а Кутузов не смог спасти Москву.
Мы решили сравнить данные о войсках Российской и Французской
империй в Бородинском сражении по Л. Толстому и А. Михайловскому-
Данилевскому.
8
План предполагаемого и
действительного
расположения армий
(По Л. Толстому)
9
Как видно, на карте историка А. Михайловского-Данилевского более
подробно показано расположение пехоты, кавалерии и артиллерии
противоборствующих армий, чего нет у Л.Толстого, который отметил
только позиции войск. Также на карте А Михайловского-Данилевского
более точно отмечено расположение обеих армий.
План расположения армий к началу
сражения (По А. Михайловскому-
Данилевскому)
10
«…разногласие мое в описании исторических событий с рассказами
историков…не случайное, а неизбежное. Историк и художник, описывая
историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета… Историк
имеет дело до результатов события, художник до самого факта события. Как
историк будет неправ, ежели он будет пытаться представить историческое лицо
во всей его цельности…, так и художник не исполнит своего дела, представляя
лицо всегда в его значении историческом», - так писал Л. Н. Толстой о своём
романе – эпопее «Война и мир».
Для Л. Толстого важнее описание человеческих чувств и страданий, а
не подробное описание исторических событий. Подтверждение этого -
нравственные искания Андрея Болконского, героя романа Война и мир”.
Именно благодаря войне он смог стать другим человеком, прийти к своему
Идеалу. Это зло помогло ему понять, что такое истинное Добро. Глазам
раненого Болконского открылось высокое аустерлицкое небо. Андрей понял
свою ничтожность перед вечностью, он умрет, а небо останется навсегда.
Изменилось его отношение к Наполеону. Раньше он был его кумиром, но в
плену Бонапарт показался ему ничтожным человеком. Князь Андрей больше не
мечтал о подвигах и славе, о своем Тулоне. Он понял, что все это не значит в
жизни ничего, началась его новая жизнь. Князь Андрей больше не хотел
служить в русской армии. Когда началась война 1812 года, он как будто забыл
об этом. Болконский отправился на войну на этот раз не в поисках славы, а с
желанием разделить судьбу своего народа. После Бородинского сражения
смертельно раненный князь Андрей попадает в госпиталь и там внезапно узнает
в одном из раненых Анатоля Курагина. Жалость к своему врагу пробудилась в
Болконском: « …любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам да, та любовь,
которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья, и
которой я не понимал.» Перед смертью князю Андрею открылась правда
жизни, истинный смысл человеческого существования, его посетило духовное
просветление. Будет ли историк писать про нравственные искания героя, его
11
чувства, страдания? Нет, для него важно более подробно описать исторический
факт.
При изучении исторических сведений в различных источниках о
Бородинском сражении для нас стало открытием то, что за короткий срок на
поле был срублен большой кусок леса, расчищено место для грандиозного
сражения, воздвигнуты «сильнейшие» укрепительные сооружения: флеши,
редуты, «волчьи ямы». Сухие факты из донесений и докладов военных не
могли передать состояние человека, ведущего бой в полный рост, ничем не
защищённого, или стоящего в каре в полный рост и принимающего смерть не
дрогнув. В укрытиях находилась только артиллерия. Штыковые атаки, личный
пример командиров, в восемь рядов лежавшие трупы и русских, и французов
перед редутами, самоотверженные подвиги во имя родины всё это
дополняется к объективной картине событий и исследованиями историков, и
описаниями в художественном произведении. Но благородное отношение к
поверженному врагу читатель узнаёт из романа «Война и мир»: «Кутузов один
все силы свои (силы эти очень невелики у каждого главнокомандующего)
употреблял на то, чтобы противодействовать наступлению».
Он не мог им сказать то, что мы говорим теперь: зачем сраженье, и
загораживание дороги, и потеря своих людей, и бесчеловечное добиванье
несчастных? Зачем всё это, когда от Москвы до Вязьмы без сражения растаяла
одна треть этого войска? Но он говорил им, выводя из своей старческой
мудрости то, что они могли бы понять он говорил им про золотой мост, и они
смеялись над ним, клеветали на него, и рвали, и метали, и куражились над
убитым зверем». (Л.Н.Толстой. Собрание сочинений. Том 7. «Война и мир».
Государственное издательство художественной литературы. 1958 г. Стр.203.) В
этих словах мы угадываем позицию автора: «Большое видится на расстоянии».
В ходе исследования мы заметили, что в произведениях литераторов
акцент делается на исследование внутреннего мира человека, а в трудах
12
историков - на более полное и достоверное описание исторических событий и
фактов.
Выводы:
Проведя исследование, мы сделали следующий вывод: историк и
литератор, работая над своими трудами, преследуют разные цели. Задача
историка - точно передать исторические факты и события, а литератора -
вызвать у читателя сочувствие к горю людей, чувство гордости за свою
Родину
Следовательно, картина исторического события в целом, с максимальной
точностью складывается через десятилетия. Л. Н. Толстой писал «по горячим
следам». Да, он выезжал на место событий, пользовался архивными
сведениями. Но слишком мало прошло времени, чтобы всё было выверено,
подсчитано и сопоставлено двумя сторонами военного конфликта.
Со дня Бородинского сражения прошло 200 лет, и сегодня мы, потомки
тех, кто самоотверженно сражался за нашу Родину в 1812 году, должны
вспомнить, понять и достойно оценить поступки героев Отечественной войны,
личный подвиг и рядового, и генерала, и крестьянина, и маршала.
Список использованной литературы:
Л. Толстой «Война и мир», Москва, 1-4 тома. Москва, Дрофа, 2005 г.
Л. Толстой «Севастопольские рассказы». Избранные сочинения в
трёх томах. Москва, «Художественная литература», 1989 г.
А. Михайловский-Данилевский «Описание Отечественной войны
1812 года», Санкт-Петербург, 1843 г.
А. Л. Монахов, Л.Л. Ивченко. Музей – панорама «Бородинская
битва». Москва, 2004.
13
П. А. Вяземский, «Воспоминания о 1812 года». В кн.: Вяземский П.
А. Эстетика и литературная критика, Москва, 1984 г.
«100 битв, которые изменили мир. Бородино-1812». Еженедельное
издание. Москва, выпуск № 1, 2011 г.
Газета «Мой район», 2 декабря 2011 года, 9 декабря 2011 года.
Н.Ф. Гарнич. «1812 год». Москва, 1952 год.
Вл. Лапин. «Семеновская история». Лениздат. 1991 год.
Е.В. Тарле. «Наполеон». Москва, «Пресса», 1994 год.
Э.И. Тотлебен «Описание обороны города Севастополя» (в 2-х
частях).
Луи Адольф Тьер «История Консульства и Империи» тт. 1-4. СПб,
1846-1849.
Пьер Ланфрэ «История Наполеона», 1867-1875; 9 изд. 1880.
В.М. Глинка, А.В. Помарнацкий «Кутузов, Михаил Илларионович» //
Военная галерея Зимнего дворца. – 3-е изд. – Л.: Искусство, 1981.
Высочайший рескрипт Александра I о награждении штабс-капитана
Я.И. Судакова орденом Святого Равноапостольного Князя
Владимира четвёртой степени.
Н.Ф. Дубровин «История Крымской войны и обороны Севастополя»,
1901.