Подготовка к итоговому сочинению Направления «Дом», «Любовь», «Время» на материале рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

Подписи к слайдам:
Подготовка к итоговому сочинению Направления «Дом», «Любовь», «Время» на материале рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор» Тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года

«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

Рассказ «Матрёнин двор» Краткое содержание Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово... Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна. Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти. Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти. Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины. Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины. Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше? Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества. Фаддей даже не приходит на поминки.

Матрёнин двор – воплощение труда и честности, доброты и терпения, душевного спокойствия и тишины, любви.

Двор, дом Матрёны – то пристанище, которое обретает наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья:

«Дом Матрены стоял…неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд…крытый щепою…Дом не низкий – восемнадцать венцов. Но при этом изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие».

«Милей этого места…не приглянулось во всей деревне; две – три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и выходили на берег гуси, отряхиваясь».

Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам - горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой.

Когда-то, в минуту опасности, героиня, прежде всего, думала о том, что «так любила»: «…проснувшись…ночью в дыму, не избу бросилась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму)».

Кроме Матрены жили в избе еще - кошка, мыши и тараканы.

Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.

Разрушение этого тихого уголка занимает очень значимое место в рассказе.

Разрушение дома, по мнению автора, повлечет за собой гибель его хозяйки, потому что дом и Матрёна – это одно целое.

  • Страдая от недугов и чая недалекую смерть, объявляет Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти её отдать в наследство Кире. О самой избе она ничего не сказала. Еще три сестры ее метили получить эту избу.
  • Фаддей начал требовать, чтоб она отдала горницу теперь же, при жизни.

Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это - конец ее жизни всей.

Нелегко было Матрёне решиться ломать горницу, для героини это означает конец жизни; 40 лет прошли здесь.

В этом доме она пережила 2 войны – германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести.

Как яростно разбирают горницу «ломатели»; дом разбирают, как человека – «по рёбрышкам», и «всё показывало, что ломатели – не строители и не предполагают, чтоб Матрёне ещё долго пришлось здесь жить».

Сама природа словно противится разрушению дома– сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи.

Но в тот же день началась метель… Она кутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами. Потом, чуть дорогу умяли, прошёл грузовик – другой – внезапно потеплело, в один день разом распустило, стали сырые туманы, журчали ручьи, прорывшиеся в снегу, и нога в сапоге увязала по всё голенище.

Две недели не давалась трактору разломанная горница! Эти две недели Матрёна ходила как потерянная.

И в те же дни кошка колченогая сбрела со двора – и пропала.

Ещё и это пришибло Матрёну.

  • Погибает Матрёна вместе с горницей, с частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом.
  • Те самые фикусы, что спасла однажды Матрёна при пожаре, «испуганной толпой» замерли в эту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы.
  • Избу Матрёны до весны забили, словно гроб, - похоронили.

Тема дома в рассказе А.И.Солженицына раскрывает духовное неравенство между героиней и окружающими ее людьми, соотношение материального и духовного.

Матрену окружают жадные и корыстные люди. Ее родственников интересует только материальное благополучие.    

Сама Матрена – глубокая натура с богатым духовным миром. Несмотря на трудности, она находит радость в тяжелой жизни: в работе, в общении с природой: «не гналась за обзаводом… не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…»

 

Направление «Время»
  • «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

А.И.Солженицын показывает, как законы общества, государства отражаются на жизни русской женщины, крестьянки.

…Матрёна в колхозе работала не за деньги – за палочки…

Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца…

- Притесняют меня, Игнатич, - жаловалась она мне…

Топлива было не положено – и спрашивать о нём не полагалось…

Бабы собирались по пять, по десять, чтобы смелей…Зараз уносили в мешке торфин шесть, если были сыроваты, торфин десять, если сухие. Одного мешка такого, принесённого иногда километра за три (и весил он пуда два), хватало на одну протопку. А дней в зиме двести. А топить надо: утром русскую, вечером «голландку».

Матрена говорила Игнатичу: «Мне молока и от козы хватает. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест. У полотна не скоси – там свои хозяева, и в лесу косить нету – лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят – не колхозница, мол, теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух всё в колхоз, всё в колхоз, а себе уж из-под снегу – что за трава?

Председатель колхоза пятнадцать соток песочка оставил Матрёне, а десять соток так и пустовало за забором. Впрочем, и за пятнадцать соток потягивал колхоз Матрёну. Когда рук не хватало…, жена председателя приходила к Матрёне:

  • И вилы свои бери!
  • Ни лопат, ни вил в колхозе нету…
У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей (А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»)

Фотография Матрены Автор Солженицын