Конспект урока "Духовная жизнь Серебряного века" 9 класс

Конспект урока по истории России в 9 классе по теме: « Духовная жизнь
Серебряного века»
Антоненкова А.В., учитель истории
МОУ Будинской ООШ Тверской области
Цели: - сформировать представление о сущности социокультурного феномена
Серебряного века;
- на конкретных примерах показать достижения русской науки и философии;
- раскрыть социальную суть и художественную ценность новых
направлений
Оборудование:
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания.
3. Сообщение темы и целей урока.
Д. С. Мережковский, говоря об этом веке, отмечал: «Наше время должно
определить двумя противоположными чертами это время самого крайнего
материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы
присутствуем при великой, многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь,
двух диаметрально противоположных миросозерцании. Последние требования
религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».
- Догадались ли вы о каком веке идёт речь?
( сл. 2) План урока.
1. Духовное состояние общества.
2. Просвещение.
3. Наука.
4. Литература.
5. Живопись.
6. Скульптура. Архитектура.
7. Музыка, балет, театр, кинематограф.
4. Изучение нового материала.
- конец XIX начало XX века представляет собой переломную эпоху не только в
социально-политической, но и духовной жизни. Великие потрясения, которые
пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не
отразиться на её культурном развитии.
- Давайте вспомним, как назывался период первой половины XIX века в истории
русской литературы ( «золотой век»)
- Почему его так назвали? С чем это было связано? ( в этот период были созданы
шедевры русской классики практически во всех направлениях русского искусства,
представителями которого были А.С. Пушкин, М.Ю, Лермонтов, М.М. Глинка, А.А.
Иванов и др.)
( сл. 3) Как вы думаете, почему этот период в истории получил такое красивое и
поэтическое название – Серебряный век?
Серебряный век - эпоха расцвета русской культуры рубежа 1920 вв., данное по
аналогии с «золотым веком»
- В конце девятнадцатого — начале двадцатого века Россия переживала
интенсивный интеллектуальный подъём, особенно ярко проявившийся в
философии и поэзии.
1. Духовное состояние общества.
( сл. 4)
-
Всту
пая
в XX
век,
Росс
ия
мен
ялас
ь, т.к. менялся мир.
Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Рушились
старые традиционные ценности и представления людей
Нарушалась гармония между природой и обществом, человек утрачивает
свою индивидуальность.
Требовали пересмотра представления о добре и зле
Многие виды искусства искали ответы на не имевшие очевидных решений
вопросы
Данный период породил много художественных произведений и научных
открытий, открыл блестящие имена, ставшие гордостью не только русской,
но и мировой культуры.
Начало XX века называют Серебряным веком русской культуры
2. Просвещение.
( сл. 5) Ознакомьтесь с материалом на стр. 54- 55 и заполните таблицу:
( сл. 6) – Давайте проверим
Положительные стороны
Отрицательные стороны
Увеличение госуд. расходов на
народное образование
рост числа учебных заведений
демократизация состава
учащихся
развитие женского образования
Отсутствие единой системы
образования
отсутствие всеобщего
начального образования
ограничения в получении
образованиям
стремление к жёсткому
государственному контролю над
учащимися.
3. Наука.
( сл. 7) Ознакомьтесь с материалом на стр. 55 56 и выполните задания 1-2
в рабочей тетради ( стр. 30-31)
Задание 1. Стр. 30-31
Положительные стороны
Отрицательные стороны
П.Н.
Леб
едев
физ
ика
волн, В.И. Вернадский учение о биосфере и ноосфере,
И.П. Павлов физиология, И.И. Мечников - иммунология, Н.Е. Жуковский
аэродинамика, самолётостроение, К.Э. Циолковский ракетостроение, В.О.
Ключевский история России
Задание 2 . Кто из перечисленных ниже ученых являлся лауреатом Нобелевской
премии:
а) Д.И. Менделеев;
б) И.И. Мечников;
в) И.П. Павлом
Какая фамилия выпадает из общего логического ряда:
а) Н.А. Бердяев;
б) С.Н. Бусгаков;
в) Д.С. Мережковский;
г) П.Д. Струве;
д) С.Л. Франк
( сл. 8 ) Пётр Николаевич Лебедев
Впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым
процессам различной природы
Создал первую в России физическую школу
( сл. 9) Николай Егорович Жуковский
Открытия в теории и практике самолётостроения
Его учеником и соратником был математик Сергей Алексеевич Чаплыгин
( сл. 10 ) Константин Эдуардович Циолковский
Стоял у истоков космонавтики
Был учителем калужской гимназии
Опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность
космических полётов
( сл. 11) Владимир Иванович Вернадский
Получил известность благодаря энциклопедическим трудам
Создал учение о биосфере и ноосфере
Заложил основу современной экологии
( сл. 12) Иван Петрович Павлов
Создал учение о высшей нервной деятельности
Создал учение об условных рефлексах
В 1904 г. была присуждена Нобелевская премия за исследования в области
физиологии пищеварения
- Что такое нобелевская премия ? ( одна из наиболее престижных
международных премий, ежегодно присуждаемая за выдающиеся научные
исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или
развитие общества.)
( сл. 13) Илья Ильич Мечников
В 1908 году получил Нобелевскую премию за труды по иммунологии и
инфекционным заболеваниям
( сл. 14) - Начало XX века- время расцвета российской исторической науки. Видными
историками были Василий Осипович Ключевский, Александр Александрович
Корнилов, Николай Петрович Павлов – Сильвановский, Сергей Фёдорович
Платонов.
( сл. 15) Русские философы занимались изучением проблем самобытности
исторического пути развития России, своеобразия её духовной жизни,
предназначения.
4. Литература.
- Литература начала XX века отмечена многообразием художественных жанров,
стилей, методов.
( сл. 16) Работал в традициях реалистической школы. В последних произведения
пытался показать, как может личность противостоять закоснелым нормам жизни
( сл. 17) Создал пьесы « Три сестры», « Вишнёвый сад» , в которых отразил
происходившие в начале века социальные изменения
( сл. 18) с болью писал об оскудении дворянских усадеб, о переменах,
происходящих в душах людей ( « Деревня», « Суходол».)
( сл. 19) Показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат,
духовную опустошённость офицеров. ( «Поединок»)
( сл. 20) Впервые в своих произведениях обратил внимание на рабочих ( « Враги»,
« Мать»)
- В первое десятилетие XX века в русскую поэзию вошли имена крестьянских поэтов
С. Есенина, Н.А. Клюева, С.А. Клычкова.
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль? ( С.Есенин)
( сл. 21) - Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-
символисты. Они объявили войну материалистическому мировоззрению,
утверждая, что только вера и религия являются основой человеческого бытия и
искусства.
- Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином
подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко
выраженный индивидуализм. Эти черты свойственны ранней поэзии К.
Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова.
( сл. 22)
- С противоположными идеями выступали акмеисты (от греческого слова «акме» —
высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические
устремления символистов, провозглашали самоценность реальной, земной жизни.
Акмеисты призывали возвратить словам их изначальный, традиционный смысл,
освободив от символических толкований. Основным критерием оценки
художественного творчества для акмеистов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А.
Ахматова, О. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и
отточенность художественного слова.
( сл. 23)
- Русская художественная культура начала XX в. испытала и влияние
зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма.
Авангардизм вобрал в себя различные художественные направления и стили,
объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями прошлых
эпох и провозгласившие идеи создания «нового искусства». Яркими
представителями русского авангарда были футуристы. Поэзия футуристов
отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме стихосложения.
Футуристы конструировали новые слова, использовали в своих произведениях
вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши.
Сборники стихов футуристов носили характерные названия: «Пощечина
общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Рыкающий Парнас» и др.
Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками.
Наиболее яркие имена собрала петербургская группа «Гилея» — В. Хлебников, Д.
Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Каменский, Е. Гуро. Ошеломляющим
успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина,
возглавлявшего «Ассоциацию эгофутуристов».
Задание 3 в рабочей тетради на стр. 31
Декаданс
5. Живопись.
- Прочитайте материал на стр. 56-57 и обозначьте основные тенденции,
характерные для всех направлений художественной культуры начала XX века
Прочные позиции удерживали представители реалистической школы
Действовало Общество передвижников
- Товарищество передвижных художественных выставок (Передви
́
жники)
творческое объединение российских художников, существовавшее в
последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или
передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям
официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г.
Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники
вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную
просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные
выставки;
Появляется новый стиль – модерн ( К.А. Коровин, В.А. Серов)
Появляются творческие объединения «Мир искусства» ( А.Н.Бенуа,
В.Ф.Нувель, Д.В.Философов,Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов, С.П.
Дягилев
В 1907 году в Москве открылась выставка « Голубая роза», в которой
приняли участие А. Арапов, Н. Крымов, П. Кузнецов, Н. Сапунов, М.
Сарьян и др., всего 16 художников. Это была ищущая молодежь,
недовольная состоянием искусства, знакомая с достижениями
художников Запада и стремившаяся обрести свою индивидуальность в
синтезе западного опыта и национальных традиций.
Представители «Голубой розы» были тесно связаны с поэтами-символистами. Но
символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением.
Он включал в себя, например, таких разных по своим живописным системам
художников, как М. Врубель, К. Петров-Водкин и др.
6. Скульптура и архитектура.
Стр. 58 - 59 по цепочке.
7. Музыка, балет, театр, кинематограф.
( сл. 25) Начало XX в. стало временем творческою взлета великих русских
композиторов-новаторов А. Скрябина, И. Стравинского, С. Танеева, С.
Рахманинова. Они композиторы пытались выйти за рамки традиционной
классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы.
- Значительного расцвета достигла и музыкальная исполнительская культура.
Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов — Ф.
Шаляпина, А. Неждановой, Л. Собинова, И. Ершова.
- К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном
искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX
в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки
выдающегося балетмейстера М. Петипа. Но в то же время появились и новые
веяния. Молодые постановщики А. Горский и М. Фокин выдвинули принцип
живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля
становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты
Горского и Фокина оформляли К. Коровин, А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих. Русская
балетная школа начала XX в. дала миру плеяду блестящих артистов А. Павлову,
Т. Карсавину, В. Нижинского и др.
- Примечательной чертой культуры Серебряного века стало новаторство в
театральных постановках. Они были связаны с именами выдающихся
режиссеров — К. Станиславского, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова. К.
Станиславский основатель психологической актерской школы — считал, что
будущее театра — в углубленном психологическом реализме, в решении
сверхзадач актерскою перевоплощения. В Мейерхольд отдавал предпочтение
театральной условности, обобщенности, использовал элементы народного
балагана и театра масок. Е. Вахтангов ставил выразительные, зрелищные,
радостные спектакли.
Появился интерес к соединению различных видов творческой деятельности. Венцом
деятельности «мирискусников» стали организованные С. Дягилевым «Русские
сезоны» в Париже, представленные балетными спектаклями, театральной
живописью, музыкой и т. д.
( сл. 26) Начало XX в. — время зарождения нового вида искусства —
кинематографа. С 1903 г. в России стали появляться первые «электротеатры» и
«иллюзионы», а к 1914 г. было построено около 4 тыс. кинотеатров. В 1908 г. была
снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г.
первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Кинематография быстро
развивалась и становилась очень популярной. В 1914 г. в России насчитывалось
около 30 отечественных кинофирм. Основную массу кинопродукции составляли
фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами. Мировую известность
получили режиссер Я. Протазанов, актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Максимов,
А. Коонен и др. Несомненный заслугой кинематографа была его доступность для
всех слоев населения.
Вывод: таким образом, культура начала XX в. переживала необычайный расцвет.
В то же время новые направления в искусстве провозглашали уход от реальной
жизни в сферу чистого искусства. Несмотря на несомненный интерес к народным
культурным традициям, высокие достижения культуры оставались недоступными
широким слоям народа.
5. Подведение итога урока.
6. Домашнее задание:
Параграф8, вопросы, задания 5-7 в раб. тетради