Презентация "В мастерской романтизма: художественная жизнь Франции в первой половине XIX века"

Подписи к слайдам:
  • «В мастерской романтизма:
  • художественная жизнь Франции
  • в первой половине XIX века»
  • Презентация к уроку МХК
  • в 8 (11) классе
  • Автор:
  • Колесникова Лариса Васильевна,
  • преподаватель фортепиано и МХК
  • МАУДО ДШИ Северск Томской области
  • 2015
  • Цель: изучение путей развития изобразительного искусства Франции первой половины XIX века.
  • Задачи:
  • 1. Сформировать понятие об особенностях возникновения романтизма в Западной Европе.
  • 2. Научить ориентироваться в стилевых особенностях живописи данного периода.
  • 3. Уметь описывать и анализировать памятники искусства.
  • 4. Расширить представление о борьбе романтизма с академической школой живописи.
  • 5. Познакомить учащихся с творчеством художников - представителями нового направления в искусстве.
  • 6. Уметь выразить свое отношение к произведениям искусства.
  • 7. Воспитать ценностное отношение к художественным произведениям.
  • 8. Формировать восприятие произведений искусства как неотъемлемой части мировой художественной культуры.
  • 9. Показать неразрывные связи между прошлым, настоящим и будущим в памятниках культуры и искусства.
  • «Живопись... мост, переброшенный от души художника к душе зрителя...»
  • Эжен Делакруа
  • «Великолепные аккорды красок переносят вас в мир гармонии и мелодии. Эта живопись внушает мысль на расстоянии»
  • Шарль Бодлер
  • «Романтизм заключается в восприятии мира, а не в выборе сюжетов или достоверности изображения»
  • Шарль Бодлер
  • Франция - центр художественной жизни Европы и центр политических событий
  • 1. Каковы были главные итоги Французской революции?
  • 2. Чем были вызваны и что принесли наполеоновские войны?
  • 3. Какие восстания и народные выступления произошли в европейских странах в начале XIX века?
  • 4. Как чувствовал себя человек в таком мире?
  • 5. Что происходило в умах людей?
  • Просветительские идеалы
  • в портретах XVIII века
  • Портрет молодого Вольтера
  • Д. Г. Левицкий. «Портрет просветителя Н. И. Новикова»
  • Д. Г. Левицкий. «Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия»
  • Романтический герой — какой он?
  • Э. Делакруа. Портрет Ф. Шопена
  • О. Кипренский. Портрет В. Жуковского
  • О. Кипренский. Портрет гусара Давыдова
  • 1. Чем портреты этих героев отличаются от портретов эпохи Просвещения?
  • 2. Что можно сказать об их занятиях, социальной принадлежности, стремлениях?
  • Романтический герой - бунтарь-одиночка
  • Признаки романтизма:
  • Неудовлетворенность положением, мечется по свету в поисках успокоения.
  • Романтический герой - бунтарь против пошлости жизни.
  • Разочарование в идеалах, поэтому предпочитает бегство от действительности.
  • Куда бежит романтический герой?
  • в дальние страны - привлекает экзотика Востока
  • ностальгия по прошлому
  • Мир грёз и фантазий
  • интерес
  • к средневековью
  • Главное завоевание романтизма — интерес к внутреннему миру человека
  • Интерес к внутренним переживаниям, своему «Я» - нарастание индивидуального начала. Отсюда возникает традиция ведения дневников, повести в жанре исповеди.
  • Личная реакция художника на события современности, субъективизм становится критерием в искусстве.
  • Первое романтическое произведение в литературе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»
  • «Если бы после революции..., которая поразила все вершины и корни общества, не произошло никаких изменений в умах людей, в характере народа - разве это было бы неудивительно?»
  • Виктор Гюго
  • Впервые определение «романтизм» появился в некрологе, посвященном Теодору Жерико. Значение термина расплывчато и неясно. Его ведут от испанского слова «романс» - так называли песни лирического содержания, а, может, он происходит от слова «роман» - так называли эпические поэмы о рыцарях.
  • Проблемный вопрос: Какова же была расстановка сил в художественной жизни Франции?
  • Академия художеств:
  • Обучение на образцах классицизма
  • Публика:
  • Художник - мошенник, его труд и трудом нельзя назвать
  • Критика:
  • Посредник между художником и обществом. Формирует и воспитывает вкусы общества.
  • Художник
  • Художник связан по рукам и ногам, опутан цепями условностей, навязанными извне. Что делать?
  • Художник - отверженный обществом, выказывает презрение к нормам (длинные волосы, небрежность в одежде, широкополая шляпа). Живут на Монмартре. Сообщество называется богема - собрание артистической молодежи.
  • Принципы классицизма
  • Энгр. Зевс и Фетида
  • Давид. Смерть Марата
  • Давид. Клятва Горациев
  • Работа по таблице
  • Объясните, в чем заключаются главные черты классицизма:
  • Строгая иерархия жанров
  • Сюжеты
  • Герои
  • Колорит
  • Передача движения
  • Отход от классицистических норм и правил ради свободы самовыражения
  • - это и есть романтизм!
  • Первым во французской живописи выразил острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических явлений современности и сильных страстей.
  • Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, эмоциональной личности Жерико выразил в портретах и автопортретах.
  • Теодор Жерико
  • (1791–1824)
  • Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку, 1812
  • Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814
  • В чём заключается отступление от классицизма?
  • Плот «Медузы» - первый манифест романтизма
  • Серия из 10 портретов умалишенных, созданных для друга доктора Жорже, изучавшего поведение больных. Картины должны были служить своеобразным учебным пособием для студентов, помогая им выявлять определенные черты во внешности больных и использовать полученные знания на практике.
  • Бег свободных лошадей в Риме
  • Скачки в Эпсоме
  • Фотограф И. Майбридж в 1878 году доказал, что фазы движения коней с картины Жерико не существует, сделав серию снимков скачущей лошади. Но так ли это?
  • Романтизм - идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII-начала XIX вв. Зародился как реакция на рационализм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердился в эпоху революционного преобразования мира, романтизм противопоставил нивелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажду обновления, пафос личной и гражданской независимости, свободу самовыражения.
  • Что такое романтизм?
  • И. Айвазовский. Наполеон на острове св. Елены
  • 1. Мучительный разлад идеала и действительности лег в основу романтического мировосприятия.
  • 2. Утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение сил природы, интерес к прошлому, стремление к синтезу видов искусства
  • 3. Стремление к исследованию «теневых» сторон человеческой души в сочетании со знаменитой «романтической иронией», стремящейся к сопоставлению высокого и низменного, трагического и комического, реального и фантастического.
  • Итоги и выводы
  • Джордж Гордон Байрон
  • 4. Развиваясь во многих странах, романтизм приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное местными историческими традициями и условиями.
  • 5. Живописцы, писатели и музыканты в своих произведениях стремились показать высокое предназначение человека, его богатый духовный мир, глубину переживаний и эмоций.
  • 6. Человек с его духовными переживаниями и исканиями, внутренней борьбой - главная тема в произведениях романтиков.
  • Спасибо за внимание
  • Список литературы
  • 1. Дмитриева Н. А. Краткая история искусства, в. 3. - М.: Искусство, 1981.
  • 2. Ильина Т.В. История искусств. Западно-европейское искусство. - М.: Высшая школа, 1983. - 317 с.
  • 3. Калитина Н. Н. Французское искусство конца XVIII - ХХ вв. - Л.: изд-во Ленинградского университета, 1990. - 278 с.
  • 4. Кожина Е. А. Романтическая битва. - Л.: Искусство, 1969.
  • Ссылки на изображения:
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/4146/
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/
  • http://www.krugosvet.ru/images/1005025_5025_401.jpg
  • http://i.livelib.ru/boocover/1000440773/l/9542/.jpg
  • http://www.xrest.ru/images/collection/00322/045/original_mirror.jpg
  • http://www.bibliotekar.ru/Kdelakrua/12.htm
  • http://smallbay.ru/gericault.html
  • http://allpainters.ru/zheriko-teodor.html
  • http://biography.sgu.ru/art1.php?art=2242
  • http://web-holl.ru/index/zheriko_teodor/0-1455
  • http://larevolution.ru/uploads/posts/2012-11/1351841428_teatralnoe-iskusstvo-vo-francii-xvii-veka.jpg
  • http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=250073879&journalid=4617818&go=prev&categ=0
  • http://dio77.livejournal.com/34883.html
  • http://kultprivet.ru/index.php/romantizm/
  • http://www.art-pics.ru/?hud=Ajvazovskij%20Ivan%20Konstantinovich&picture=200
  • http://stiligivopis.blogspot.ru/2013/08/blog-post_1412.html
  • http://i.allday.ru/8e/f7/5e/1345139899_music_red_roses_02.jpg
  • http://api.ning.com/files/l3WJXdjP7X1zaLHJKBcaU3VVxBs0gFF9YR8wbKhc5*UJVDSL14g7p56CJbFJd6-16HrdkwI8rkJ7rA2*WtxQ2vMLmt56qRsR/2.jpg
  • http://cp12.nevsepic.com.ua/80-4/1355665940-shu-1.png
  • Автор шаблона: Горяйнова Екатерина, http://pedsovet.su/load/385-1-0-26582