Презентация "ХРАМЫ РОСТОВА-НА- ДОНУ"

Подписи к слайдам:
ХРАМЫ РОСТОВА-НА-ДОНУ
  • ХРАМЫ
  • РОСТОВА-НА-
  • ДОНУ
Собор Александра Невского
  • Величественный храм, сродни храму Христа Спасителя. В 1891г. собор был заложен по проекту А.А.Ященко. И возводился он долгие 16 лет, с 1891-1907гг.
  • Храм был построен в ознаменование избавления Государя императора Александра II от покушений 4 апреля 1866 года и 25мая 1867 года. Строился он на средства ростовцев, в основном купца П.И.Ильина.
  • Храм был освящен в 1908 году. Его площадь составляла 1000м2, вместимость 1500 человек. Стены, купол и арки были расписаны по эскизам братьев Васнецовых. В храме были три иконостаса: во имя Александра Невского и святых Пантелеймона и Петра
  • Рядом расположена временная церковь, возведенная в 1878г. по проекту архитектора С. Загоскина (с южной стороны храма). Вокруг храма был разбит обширный сквер из канадских тополей, который, как и храм, являлся одним из главных украшений города.
  • В проекте с церкви чувствуется желание архитектора отойти от известных композиционных приемов и создать монументальный и величественный образ культового сооружения. На протяжении всего своего существования он оставался главной доминантой площади Нового базара, его композиционным ядром.
  • К концу XIX - началу XX в.в. на площади Нового базара были возведены кирпичные торговые лавки и магазины, а на Большом и Среднем проспектах (ныне Ворошиловский пр. и улица Соколова) построены жилые и доходные дома известных в городе предпринимателей и купцов. Но в таком виде площадь просуществовала недолго.
  • В 1920-30-е г.г. Александро-Невский собор был разрушен. На площади возвели Дом Советов.
  • ...Много дней тело храма сопротивлялось взрывам, которые в начале 30-х годов осуществляли большевики с целью... много позже разбить на месте храма... цветник.
  • Всехсвятская церковь
  • Здание не сохранилось, в настоящее время на ее месте расположен Дворец спорта.
  • Церковь "Всех Святых", известная больше под названием "Кладбищенской ", основана 8 сентября 1864г. Раньше она находилась на старом кладбище. 3 октября 1865 г. Старокладбищенская церковь сгорела и вся уцелевшая после пожара утварь была перенесена в деревянную, находившуюся в Соборном переулке, между Казан-ским и Соборной улицами (где теперь здание почтово-телеграфного ведомства).
  • 26 октября 1868 г. (спустя 3 года) отсюда крестным ходом она была перенесена вместе с находившеюся там старой утварью, в новую кладбищенскую Всехсвятскую церковь. Названная церковь была основана еще до устройства Никольской и Казанской церквей.
  • Успенская церковь
  • Здание храма утрачено в 30-е годы.
  • Успенская церковь была основана 27 июня 1880г. Ильей Степановичем Шушпановым на собственные средства, в память 25-летия царствования Императора Александра II.
  • Находилась она на площади Старого кладбища, где стояла Старокладбищенская Всехсвятская церковь.
  • Внутренность церкви расписана живописью, иконостас отделан мозаикой.
  • Освящение церкви состоялось 2 декабря 1889 года. Здание храма утрачено в 30-е годы.
  • Греческая Благовещенская церковь
  • Здание Благовещенской церкви было построено в 1909 г. по проекту городского архитектора Г.Н. Васильева. Церковь сооружалась на пожертвования прихожан, проживающих как в г. Ростове-на-Дону, так и в Области Войска Донского. В числе ее прихожан было много коммерсантов, предпринимателей, купцов с греческим подданством, имевших в городе свои фирмы и представительства. Церковь представляла собой крестообразное в плане сооружение, где по оси восток-запад располагались: храм, увенчанный куполом, трапезная, трехъярусная колокольня.
  • В 30-е годы церковь была закрыта. Её приспособили под детскую техническую станцию.
  • Западный фасад
Вид на храм
  • Вид на храм
  • и школу № 7
  • .
  • 1950г
  • В 40-е годы храм был открыт.
  • В 50-е годы директор и учителя школы N 7, располагавшейся рядом с храмом, неоднократно обращались в исполком Кировского района Ростова, настаивая на невозможности "воспитания детей в коммунистическом духе" при таком соседстве.
  • В 1959 году было принято решение переоборудовать храм под учебно-производственные мастерские и спортивный зал школы.
  • Последняя попытка прихожан спасти церковь датируется 1.11.64г., когда ими было направлено письмо в Верховный Совет СССР на имя К. Ворошилова с просьбой передать храм верующим. Однако было принято решение: " Церковь разрушить, а на ее месте с использованием нижнего яруса построить здание Областного театра кукол, что и было осуществлено.
  • Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы
  • В соответствии с историческими документами на месте Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы изначаль-но находилась ветхая часовня во имя Рождества Богородицы.
  • Позднее в 1766 году здесь была построена деревянная церковь с тем же наименованием. В 1778г. ее заменили новой, но в 1791г. от удара молнии храм сгорел. В 1795г. на площади Старого базара была построена из камня новая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1822г. Синод переводит ее в ранг "Соборной". Официальное освещение состоялось 20 апреля 1822г.
  • К этому времени вместимость собора становится малой и ростовчане решают строить новый. Сооружение его началось в 1854г. и завершилось в 1860г., тогда же состоялось освящение храма. Строительство осуществлялось строго по проекту, разработанному профессором Константином Андреевичем Тоном, кроме позолоты куполов. На нее не хватило средств. Синод временно разрешил покрасить купола яр-медянкой.
  • Храм выделялся своими размерами и величественностью. В плане он представлял собой равноконечный крест. Двухцветный четверик храма завершался шлемовидной главой. Центральный барабан прорезан 12 полуциркульными оконными проемами, которые обрамлены килевидными кокошниками.
  • Внутреннее пространство собора формируют четыре пилона, несущие барабан и купол. Стены оштукатурены и покрыты росписями на библейские и евангельские сюжеты. Трехъярусные иконостасы выполнены в виде часовен увенчанных шатрами с главкой и крестом . Вход в храм осуществлялся с южного, северного и западного фасадов. По проекту областного войскового архитектора Антона Кампиони рядом с Кафедральным собором строится колокольня.
  • Она запроектирована в классическом стиле с использованием эле-ментов Ренессанса и представляла сооружение из четырех ярусов, увен-чанных восьмилепестковой главкой луковичной формы. Главу колоколь-ни венчал позолоченный крест. В нижнем ярусе постройки размещалась теплая (дежурная) церковь во имя "Святого и чудо-творца Николая". Второй и третий ярусы предназначались для звонницы.
  • Торжественная закладка фундамента колокольни состоялась 29 июня 1875г. А 22 октября 1887г, в день Казанской Божьей Матери "при многочисленном стечении народа, в 8 часов утра перед Литургиею состо-ялось освящение новой каменной колокольни и в тот же день состоялось поднятие главного колокола весом в 1032 пуда (16.5 тонны). Прочие коло-кола подняли ранее – 15 – 17 октября 1887г." В 1942 году из-за боязни "демаскировки" были снесены два верхних яруса колокольни.
  • В 1948-50гг архитектор Л. Ф. Эберг предлагает проект восстанов-ления колокольни в измененном объеме (без ранее существовавшего третьего яруса), но проект не был осуществлен. Претерпел изменения и сам собор. В послевоенные годы установили иконостас, выполненный по аналогу московского храма Христа Спасителя и художник Волков восста-новил росписи в интерьере храма. В настоящее время завершено восста-новление колокольни собора по проекту архитектора Ю. Н. Солнышкина.
  • Церковь монастыря Сурб-Хач
  • Строительство монастыря Сурб-Хач связано с переселением армян с Крымского полуострова на Дон в последней трети XVII столетия. Самой почетной святыней в монастыре, послужившей основой для его строительства и наречения, считается тот огромный хачкар, который помещен в колонну большого клироса нынешнего здания . Ныне этот хачкар взят в позолоченную стеклянную раму, в которую вложены два креста – один медный большой,без мощи, а другой маленький, с серебряной неизвестной мощью. Они вместе с большим крестом названы Сурб-Хач (Святой Крест).
  • На территории монастыря находились:
  • церковь,
  • колокольня,
  • жилые, производственные и служебные постройки.
  • Монастырская церковь первоначально была деревянная. В 1783г. на ее месте заложили каменную, строившуюся с 1786 по 1792гг.
  • В 1862 году была возведена двухъярусная колокольня с высоким четырехгранным шатром.
  • В излучине реки Темерник находился парк, связанный пешеходной дорогой, которая пересекала речку сначала по деревянному, а затем по железобетонному (заменен в 1990г) и поднималась по каменной лестнице, выстроенной по склону балки в 1862 году. К сожалению, в настоящее время почти все сооружения монастыря разрушены.
  • В 1953 году ударом молнии была разрушена колокольня, а в 60-е гг. разобрали почти все постройки (кроме церкви). Церковь возведена в стиле классицизм. Она прямоугольная в плане, расширенная в средней части, с выступающей на востоке полуциркульной алтарной апсидой. Композиционным центром здания является круглый барабан, увенчанный высоким куполом, который завершен фонарем с пологой главкой. Южный и северный фасады выделены четырехколонными портиками.
  • Церковь Святого Карапета
  • Объемно-пространственная композиция церкви Св. Карапета построена на сочетании форм базиликального и крестово-куполь-ного храмов. Возвышающиеся над первым ярусом центральные, продольный и поперечный нефы в трансепте завершаются двенад-цатигранным барабаном с шатром. В оформлении фасадов просле-живаются традиционные армянские мотивы с резными каменными деталями. Доминирующим мотивом в их оформлении является ар-када.
  • Она представлена в первом ярусе северного и южного фасадов пучками полуколонн с профилированными архивольтами. Полуцир-кульные проемы входов, а их в храме три – южный, северный и западный, - оформлены перспективными порталами, завершенными крестами. Преобладающую роль центрального нефа подчеркивает мотив нарастающей к центру аркады.
  • Рукой Мартироса Сарьяна были написаны сведения о церкви Святого Карапета.
  • Храм заложили в 1875г. Он возводился на средства Аладжалова, "по рисункам и чертежам" И. Е. Хатранова. Оба строителя впоследствии были похоронены у северо-восточного фасада здания. Строился храм более пяти лет. Его освятили 11 июня 1881г.
  • В едином стиле с фасадами был оформлен и интерьер церкви, выполненный по эскизам И. Е. Хатранова и городского архитектора В. В. Сазонова, а иконостас из орехового дерева в "анийском стиле" - немецким мастером Крафтом.
  • Стены храма и трапезной украшены орнаментальными плетеными рамками и медальонами, в которые помещены фрески. Центральные пилоны увенчаны орнаментированным карнизом.
  • Главная икона храма "Богоматерь" установлена на ступенчатом подиуме за иконостасом. Подлинные первоначальные фрески помещены в рамках и медальонах: "Георгий Победоносец", "Пантелеймон Целитель", "Святая Варвара-мученица", "Святой Степанос" и др. Церковь Святого Карапета является центром мемориального комплекса с окружающим его кладбищем, где погребены армянские деятели, а также находятся братские захоронения советских воинов (1941-43гг.). К юго-западу от главного входа размещена могила известного композитора И. К. Шапошникова, в центральной части – могилы ученого-почвоведа С.А.Захарова и собирателя донского фольклора А. Н. Листопадова.
Покровский храм
  • Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был перенесен из крепости Святой Анны. Но материал, из которого ее возвели был ветхим и, поэтому по прошению обер-коменданта генерал-майора Семена Гурьева и с благословения преосвященного Никифора архиепископа Смоленского и Херсонского в 1782г. приступили к сооружению новой церкви.
  • 29 сентября 1784г. вновь выстроенную из толстого соснового леса Покровскую церковь.
  • Первый Покровский храм был очень небольших размеров и предназначался лишь для военного сословия, населявшего крепость. Вплоть до 1869г. церковь не имела у себя никакого прихода и за этот период пережила много превратностей; только в 1869г. у нее образовался приход, и вместо военных церковнослужителей назначен был в Покровскую церковь отец Ф. С. Руднев. В 1884г. торжественно отпраздновали столетие храма.
  • В 1831г. была разобрана колокольня, имевшая башенные часы с боем, а на ее месте возвели новую. С 1850 по 1863гг. ведется обновление и переустройство церкви.
  • Вместе с тем старая Покровская церковь не могла вместить сильно возросшее количество прихожан, и поэтому 10 августа 1897г. в западной части подворья было освящено место для нового храма.
  • Возводилась новая церковь в конце XIX – начале XX вв.
  • В советское время церковь была снесена и на ее месте в 1935г. был разбит сквер, а в 1939г. установлен памятник С. М. Кирову. С этого времени переулок Богатяновский стал проспектом Кировским.