Презентация "Итоговое сочинение: подготовка и контроль"
Подписи к слайдам:
Введение итогового сочинения
в 2014—2015 учебном году
- Цель замены бывшего выпускного сочинения ЕГЭ по русскому языку и по литературе – поставить заслон списыванию готовых сочинений и их тиражированию издательствами.
- Возврат к сочинению обусловлен падением грамотности, интереса к чтению, речевой и читательской культуры выпускников школ и сочинение стало «формой промежуточной аттестации для допуска к ЕГЭ».
- Разработано 5 открытых тематических направлений, в рамках которых созданы закрытые комплекты тем по часовым поясам (открыты 3.12.14 г.).
- Созданы нормативно-методические материалы по проведению итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования.
http://sochinenie11.ru/novosti/256-vse- temy-sochineniy-3- dekabrya.html
http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
NB Успешное написание итогового сочинения
обеспечивает допуск к ЕГЭ и может добавить до 10 баллов
к результатам ЕГЭ при поступлении в вуз
Научно-методическое обеспечение
введения итогового сочинения
Научить ученика писать сочинение
(это лучший способ выработки умения самостоятельно выражать свои мысли, которое необходимо во всех сферах профессиональной деятельности)
Цели:
Научить учителя умению обучать ученика писать сочинение (если сам учитель не обладает такой компетенцией, то результат обучения сочинению будет заведомо низким).
NB Умение писать сочинение – это не прерогатива элитарной (профильной) школы, а умение, которым должен обладать каждый человек
Научно-методическое обеспечение введения итогового сочинения –
это определение целей, содержания, принципов, методов, форм, приемов
и средств обучения, которые необходимы для развития умения писать сочинение в новом формате
- Сочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника, поэтому ответственность за качество этой работы лежит на всем педагогическом коллективе школы;
- литературоцентричность экзамена связана с традицией русской школы, где чтение и изучение литературы всегда играло важную роль;
- опора на литературное произведение подразумевает не только ссылку на текст, но и осмысление его в ракурсе темы, т. е. обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с темой, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.
В темах сочинений:
- умышленно не используются узкие формулировки;
- реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы;
- не указываются конкретные произведения, что позволяет выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
Итоговое сочинение –
это не сочинение по литературе
Итоговое сочинение и задания с развернутым ответом в ЕГЭ по русскому языку и литературе
Итоговое сочинение |
ЕГЭ по русскому языку |
ЕГЭ по литературе |
Цель - развитие речевой культуры обучающихся, стимул к чтению; нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника; проверяет умения рассуждать по избранной теме с опорой на литературный материал |
Компетентностный подход: «проверить лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить лингвистический анализ языковых явлений; языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческую, то есть осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка». (из «Спецификации…») |
«…При сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос». (из Спецификации…») |
Недочеты в привлечении литературного материала
- Неоправданное нарушение хронологического принципа подачи литературного материала.
- Преобладание пересказа.
- Формальное привлечение текста. Литературные примеры даны отдельно и не связаны с выводами.
- Незнание художественного текста и, как следствие, искажение его.
- Неожиданные сочетания произведений, рассмотренных в сочинении.
- «Упущенные возможности» в привлечении литературного материала.
- Трактовка литературного материала с нарушением диапазона достоверной интерпретации.
- Негативное влияние массовой литературы на подход к отбору литературного материала.
NB Школьники с хорошим уровнем общего и речевого развития свободно выходят за рамки школьной программы в выборе текстов для аргументации.
Выпускники, читающие мало и затрудняющиеся в создании письменного высказывания, чаще привлекают тексты школьной программы или внеклассного чтения II пол. XX в.
В слабых сочинениях заметна подмена чтения знакомством с кратким пересказом или экранизацией произведения, театральной постановкой.
Анализ готовых сочинений с разных точек зрения:
- выявление коммуникативной задачи текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста и др.);
- определение его логического и композиционного замысла;
- оценка отбора лексики, сочетаемости слов, риторических приемов и т. д..
Обучение сочинению на публицистическую тему
с привлечением литературных материалов:
- анализ формулировки темы и постановка своей задачи по её раскрытию;
- вычленение опорных слов темы, анализ их смысла и взаимосвязей;
- использование для тренировки вопросительных формулировок тем;
- рациональное использование литературного материала для аргументации тезисов и др.
Пути совершенствования умения школьников
писать итоговое сочинение
1. Развитие умения создавать связный текст на заданную тему (в 5–9 классах):
2. Усиление внимания к методике обучения итоговому сочинению
- Проведение классных контрольных сочинений и мониторинг развития умения писать сочинение.
- Уроки обучения сочинению с отработкой аналогичного материала под руководством учителя.
- Устный анализ сочинений (в обобщенном варианте) с учетом критериев оценки.
- Обсуждение путей доработки текстов, упущенных поворотов мысли, доказательств и примеров для аргументации, вариантов вступления и заключения и способов перехода от одной мысли к другой.
- Проведение индивидуальных консультаций по конкретным замечаниям, совершенствование и переписывание учениками неудачно выполненных работ.
- Включение в урок практических заданий, связанных с формированием конкретных навыков и комплекса умений, необходимых для написания итогового сочинения.
- Анализ формулировок тем, способы сужения темы и определение основной идеи сочинения.
- Актуализация проблематики сочинения, тренировка в постановке проблемы и разработке системы вопросов к теме.
- Подбор материалов для раскрытия темы; обоснованное включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал.
- Формулировка тезисов, формирование умения строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации – выводы).
- Обдумывание композиции сочинения: создание и совершенствование вступления и заключения, способы аргументации, включение в текст примеров и цитат, логические связи между частями и др.
- Речевое оформление сочинения и оптимальные формы работы с черновиком.
3. Определение приоритетных направлений методической работы по проблемам обучения итоговому сочинению
В 2014 году проверялось умение писать сочинение в новом формате, поэтому требования к качеству работ были ориентированы на реальный уровень выпускников
- Сочинение оценивалось по шкале «зачет-незачет» и количество обязательных слов в сочинении было всего 250.
- Темы были умышленно сформулированы очень широко, а выбор произведений для аргументации своих мыслей осуществляли сами выпускники.
- Для получения зачета по критерию 2 достаточно было обратиться всего к одному литературному произведению.
- В критериях оценки не было указано количество фактических, логических и речевых ошибок, за которые ставился «незачет», и их точное количество не учитывалось.
- Критерий 5 «Грамотность» не являлся обязательным. Выпускники имели право пользоваться орфографическим словарем.
NB В будущем учебном году планируется изменение тематических направлений итогового сочинения; возможно постепенное повышение требований к сочинению и дальнейшая работа по совершенствованию критериев его оценки
Для получения «зачета» было необходимо:
- иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке);
- выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
Итоговое сочинение с «Просвещением»
http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=43418
Серия «Учимся с „Просвещением“/Просвещение“ – учителю». Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе.
10-11 классы. Методическое пособие для учителя
Серия «Учимся с «Просвещением» /«Экзамен с «Просвещением» Красовская С. И., Шутан М. И., Моисеева В. Г., Певак Е. А., Неретина Т. А. «Сочинение? Легко!». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения для образовательных организаций. Пособие для администрации школ, методистов, экспертов, участвующих в проверке сочинений, учителей.
Электронные версии изданий есть в интернет-магазинах Издательского дома «Первое сентября» и компании «Азбука».
Необходима централизованная методическая помощь учителю в обучении сочинению: курсы, семинары, открытые уроки, методические пособия, сайты, вебинары
Вебинары издательства «Просвещение»
по подготовке к сочинению
29.08.2014. УМК по литературе издательства «Просвещение». Система работы над сочинением . Запись вебинара : http://my.webinar.ru/record/334983/
28.10.2014. Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания.
Запись вебинара : http://my.webinar.ru/record/377088/
16.01.2015. Школьное сочинение: работа над ошибками.
Запись вебинара : http://my.webinar.ru/record/419940/
05.03.2015. Развитие письменной речи на уроках русского языка и литературы с пособиями издательства «Просвещение» (Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5–9 классы).
Запись вебинара : https://my.webinar.ru/record/455357/
Вебинары ведут:
Шапиро Н. А., учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО № 57, методический редактор журнала «Русский язык» ИД «Первое сентября», соавтор УМК издательства «Просвещение».
Красовская С. И., заведующая редакцией русского языка и литературы Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение».
Из истории обучения сочинению в российской школе
В «Сборнике тем и планов для сочинений»(1906), выпущенном типографией М.М. Стасюлевича в Петербурге, для старших гимназистов предлагались такие темы сочинений (см. http://www.rg.ru/2011/09/01/sochinenie.html):
- Слово как источник счастья.
- Почему жизнь сравнивают с путешествием?
- Родина и чужая сторона.
- О скоротечности жизни.
- Какие предметы составляют богатство России и почему?
- О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
- О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
- О проявлении нравственного начала в истории.
NB «От сочинения, написанного воспитанником среднего учебного заведения, не следует ожидать ни новизны, ни оригинальности мысли, ни полноты содержания, которая требует многосторонних знаний и более зрелой обдуманности, ни изящного языка, для приобретения которого нужно не только учение, но и особенное дарование; но это сочинение должно быть написано языком правильным, чистым и точным, изложение его должно удовлетворять условиям логической связи и последовательности, а содержание отличаться естественностью и дельностью, прямо относящихся к теме».
Журнал Министерства народного просвещения. 1872. №7. С. 51–85
В прошлом все школьные сочинения условно делились на три типа:
- литературно-критические (сочинения по литературным произведениям),
- публицистические (сочинения на нравственные или общественно-политические темы),
- творческие (словесно-художественные произведения, созданные самими школьниками).
Алгоритм работы над сочинением:
- Выбор и обдумывание темы сочинения.
- Выявление ключевых слов темы сочинения.
- Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.
- Определение главной мысли сочинения.
- Подбор литературного материала.
- Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана).
- Написание текста сочинения на черновике.
- Обдумывание структуры и композиции сочинения.
- Редактирование, переписывание и проверка.
Этапы работы над итоговым сочинением
Тема, сформулированная в виде утверждения |
Тема, переформулированная в виде вопроса |
Герои произведений М.Ю.Лермонтова, которые Вам особенно близки |
Чем вам особенно близки герои произведений М. Ю. Лермонтова? |
Произведение о войне, которое Вас взволновало |
Почему произведение о войне (указать название) меня взволновало? |
Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс |
В чем природа созвучна внутреннему миру человека, и в чем они противостоят друг другу? |
Роль родительского наставления в жизни человека |
Какую особую роль играет родительское наставление в жизни человека? |
«Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий) |
|
Понимание темы связано с умением обозначить проблему будущего высказывания, т. е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения.
Выбор и обдумывание темы сочинения
NB Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают, и сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки
Выявление ключевых слов темы сочинения
Определите ключевые слова в следующих темах сочинений:
- Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, вам интересны?
- Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?
- Может ли природа помочь человеку понять себя?
- Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
- Чем опасна свобода без ограничений?
Понимание и осмысление содержания терминов и понятий
Определите смысловое наполнение нравственно-психологических понятий и терминов, встречающихся в формулировках тем итогового сочинения:
- дружба, любовь, счастье, судьба, опыт, преступление, подвиг, диссонанс, созвучие, гармония, наставление, свобода, самопожертвование, честь, долг, равнодушие, взаимопонимание, бесчестие, нравственный закон и др.;
- герой, характер, тема, проблема, конфликт, традиция, пейзаж и др.
Философский и психологический Интернет-словари:
http://psychological.slovaronline.com/Д/527-DRUZHBA;
http://www.onlinedics.-ru/slovar/fil/d/druzhba.html; http://www.persev.ru/lyubov
Выявление ключевых слов темы сочинения
Определите ключевые слова в следующих темах сочинений:
- Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, вам интересны?
- Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?
- Может ли природа помочь человеку понять себя?
- Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
- Чем опасна свобода без ограничений?
Понимание и осмысление содержания терминов и понятий
Определите смысловое наполнение нравственно-психологических понятий и терминов, встречающихся в формулировках тем итогового сочинения:
- дружба, любовь, счастье, судьба, опыт, преступление, подвиг, диссонанс, созвучие, гармония, наставление, свобода, самопожертвование, честь, долг, равнодушие, взаимопонимание, бесчестие, нравственный закон и др.;
- герой, характер, тема, проблема, конфликт, традиция, пейзаж и др.
Философский и психологический Интернет-словари:
http://psychological.slovaronline.com/Д/527-DRUZHBA;
http://www.onlinedics.-ru/slovar/fil/d/druzhba.html; http://www.persev.ru/lyubov
Определение главной мысли сочинения
Сформулируйте главную мысль в следующих темах сочинений:
- Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова.)
- Почему тема войны не уходит из литературы?
- Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
- Почему так важно сохранять связь между поколениями?
- Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
Подбор литературного материала
Основные условия:
- Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован.
- Сочинение будет неполным, если подобрать мало материала.
- Сочинение будет не цельным, если не определен аспект доказательства главной мысли.
- При грамотном сужении темы и раскрытии одной из поставленных проблем можно сделать сочинения глубоким, полным и цельным.
- Тема. Сохранить человечность на войне… (По страницам литературы XIX–XXI вв.)
- Главная мысль. Бесчеловечность и жестокость войны.
- Аспекты доказательства главной мысли. «Женщина и война», «дети и война», «нравственный выбор на войне» и др.
- Подбор произведения для доказательства выбранного аспекта темы…
Определение смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана)
Вступление.
Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения.
Главная часть.
Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении:
- Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы.
Заключение.
Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить).
NB В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.
Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении.
Написание сочинения на черновике.
Обдумывание структуры
и композиции сочинения
При написании черновика выпускник должен:
- постоянно сверяться с темой сочинения и не отступать от нее во всех структурных элементах работы: вступлении, главной части и заключении;
- чаще задавать себе вопрос, о том ли я пишу, чтобы не отклониться от темы и рассмотреть ее в нужном ракурсе;
- следовать составленному плану работы или записывать и обосновывать связанные с темой тезисы;
- при определении структуры и композиции сочинения не забывать о соразмерности и логическом порядке его частей;
- выделить в тексте смысловые части, расставить их в нужном порядке или поменять местами в соответствии с замыслом и логикой работы;
- проверить, как соотносятся друг с другом вступление и заключение сочинения;
- определить логику переходов от одного смыслового фрагмента к другому в основной части сочинения.
NB Выпускник должен успеть переписать итоговое сочинение начисто,
потому что черновик работы экспертами не проверяется.
Редактирование, переписывание и проверка
При редактировании черновика следует:
- выделить в сочинении все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса;
- убрать в тексте необоснованные повторы одних и тех же мыслей;
- обратить внимание на правильность указания имен, фамилий, названий, инициалов, цитат и т.п., чтобы не допустить фактических ошибок;
- определить все места возможных речевых и грамматических ошибок и исправить их.
- помнить, что работа должна быть написана разборчивым почерком;
- обратить внимание на те орфограммы, в которых выпускник сомневается, и проверить их, либо свериться с орфографическим словарем;
- определить места возможных пунктуационных ошибок, которые можно обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.
При переписывании сочинения начисто важно:
При окончательной проверке работы полезно:
- внимательно прочитать сочинение от начала до конца по абзацам, следя за верной постановкой знаков препинания;
- прочитать текст сочинения по предложениям, начиная с последнего и заканчивая первым, чтобы отвлечься от содержания и сосредоточиться на поиске ошибок.
Тема. Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному читателю?
Вступление:
В современном мире жизнь течет очень быстро, и зачастую у нас просто не хватает времени, да и желания узнать друг друга, проникнуть в глубь души другого. Поэтому мы легко судим других по их поступкам, ведь не знаем, какой жизненный путь прошел человек, что творится у него на сердце. Поэтому современному читателю стоит познакомиться с произведениями М.Ю. Лермонтова, в которых не зря одним из ключевых слов является «душа». Лермонтов учит нас ценить других, принимать их и уметь сострадать. В своих работах Лермонтов пытается проникнуть в глубину души героя, раскрыть все его чувства, эмоции, сомнения и желания. И поэтому мы сочувствуем, на первый взгляд, черствому и жестокому Печорину в романе «Герой нашего времени», переживаем за свободолюбивого и храброго Мцыри в поэме «Мцыри». Лермонтов возбуждает в нас одно из самых прекрасных чувств – это сострадание.
- Поставлены ли во вступлении проблемы, которые будут раскрываться в главной части? Соответствуют ли эти проблемы теме сочинения?
- Определен ли круг произведений, которые будут анализироваться в главной части? (Это возможно сделать и в начале главной части сочинения)
Редакторская правка вступления к сочинению
В современном мире жизнь течет очень быстро, и зачастую у нас просто не хватает времени, да и желания узнать друг друга, проникнуть в глубь души другого. Мы легко судим других по их поступкам, ведь не знаем, какой жизненный путь прошел человек, что творится у него на сердце. Поэтому современному читателю стоит интересно познакомиться с произведениями М.Ю.Лермонтова, в которых не зря одним из ключевых слов является слово «душа». В своих произведениях писатель пытается проникнуть в глубину души героев, раскрыть все их чувства, эмоции, сомнения и желания.
Интерес читателя может привлечь и то, что Лермонтов учит нас ценить других, принимать их и уметь сострадать. Поэтому мы сочувствуем, на первый взгляд, черствому и жестокому Печорину в романе «Герой нашего времени». Писатель возбуждает в нас одно из самых прекрасных чувств – это сострадание.
Во вступлении произведена редакторская правка:
- структурно отделена одна мысль от другой,
- слегка изменен порядок предложений,
- убраны необоснованные повторы и упоминание о поэме «Мцыри», о которой в главной части упоминаться не будет.
Главная часть сочинения:
В романе «Герой нашего времени» автор в полной мере раскрывает «историю души человеческой». (Это первый в литературе психологический роман.) Одной из особенностей романа является то, что главы расположены в хронологически неверном порядке: «Бела», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Однако даже Белинский заметил, что если восстановить хронологию, то в итоге мы получим не один из великих романов, а лишь набор неплохих рассказов. Так почему же это произведение может существовать только в данном, хронологически нарушенном виде? Все потому, что именно при таком построении мы все глубже проникаем в душу Печорина. В главе «Бела» мы видим его глазами добродушного, малообразованного Максима Максимыча. В следующей главе мы наблюдаем его уже глазами самого автора, человека высокого ума. Но все это дает нам лишь поверхностное описание героя. Настоящего, истинного, противоречивого и сложного Печорина мы узнаем только через его дневник. Ведь что такое дневник? Это та вещь, куда мы записываем буквально все о себе, не стараясь что-то приукрасить или где-то слукавить, потому что пишим для себя, а не на публику. Мы могли бы возненавидеть и осудить Печорина за его страшный «металлический» смех в главе «Бела», за то, как он обошелся с Максимом Максимычем в главе «Максим Максимыч», со слепым мальчиком в главе «Тамань». И, конечно, мы не забудем, как он использовал княжну Мери для удовлетворения собственного самолюбия. После всего этого мы могли бы сделать вывод, что Печорин – это самовлюбленный, жестокий, неспособный испытывать искренние чувства человек. Но нас что-то останавливает, мы не можем этого сказать, а даже наоборот, жалеем его, сочувствуем ему. И в этом проявляется гений Лермонтова, который учит нас состраданию и пониманию. Прочитав дневник Печорина, мы видим, какой это противоречивый герой, как он мучается от этого. Он чувствует в себе два начала: одно – это добродушный, искренний, ищущий настоящую любовь человек, другое – жестокий, хладнокровный, разрушающий все вокруг себя. Нельзя сказать, что Печорин не может испытывать искренние чувства, не способен сострадать. Вспомним, тот яркий момент, когда он плачет около умершей лошади. А то, что он заболел после смерти Белы, говорит о его искренних переживаниях. Черствый человек никогда бы не смог полюбить так природу, как ей восхищался Печорин. А его теплое отношение к Вере? Он так же, как и все, хочет найти свой путь в жизни, испытать настоящую любовь, но из-за своей противоречивости обречен на непонимание со стороны окружающих и вечное одиночество.
Редактирование
главной части сочинения
Оценка качества главной части сочинения:
- Решаются ли в главной части сочинения проблемы, поставленные во вступлении?
- Сформулирована ли в главной части сочинения его главная мысль?
- Является ли главная часть сочинения доказательством его главной мысли?
- Можно ли выделить в главной части сочинения смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства его главной мысли?
- Логично ли расположение этих смысловых фрагментов в главной части? Логичен ли переход от одной мысли к другой?
- Логичны ли рассуждения внутри смысловых фрагментов: тезис, доказательство, примеры, вывод?
- Соразмерен ли объем главной части вступлению и заключению?
- Связана ли аргументация в смысловых фрагментах с темой сочинения, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.?
Главная часть сочинения после редакторской правки
В романе «Герой нашего времени» автор в полной мере раскрывает «историю души человеческой». (Это первый в русской литературе психологический роман.) Одной из его особенностей романа является то, что главы расположены в хронологически неверном порядке: «Бела», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Однако даже Белинский заметил, что если восстановить хронологию, то в итоге мы получим не один из великих романов, а лишь набор неплохих рассказов. Так почему же это произведение может существовать только в данном, хронологически нарушенном виде? Все потому, что именно при таком построении мы все глубже проникаем в душу Печорина. В главе «Бела» мы видим его глазами добродушного, малообразованного Максима Максимыча. В следующей главе мы наблюдаем его уже глазами самого автора странствующего офицера, человека высокого ума. Но все это дает нам лишь поверхностное описание героя. Настоящего, истинного, противоречивого и сложного Печорина мы узнаем только через его дневник. Ведь что такое дневник? Это та вещь, куда мы записываем буквально все о себе, не стараясь что-то приукрасить или где-то слукавить, потому что пишим для себя, а не на публику. Дневник Печорина помогает современному читателю разгадывать внутреннюю сущность героя, и это действительно интересно.
Мы могли бы возненавидеть и осудить Печорина за его страшный «металлический» смех в главе «Бела», за то, как он обошелся с Максимом Максимычем в главе «Максим Максимыч», со слепым мальчиком в главе «Тамань». И, конечно, мы не забудем, как он использовал княжну Мери для удовлетворения собственного самолюбия. После всего этого мы могли бы сделать вывод, что Печорин – это самовлюбленный, жестокий, не способный испытывать искренние чувства человек. Но интересно, что нас что-то останавливает, мы не можем этого сказать, а даже наоборот, жалеем его, сочувствуем ему.
Прочитав дневник Печорина, мы видим, какой это противоречивый герой, как он мучается от этого. Он чувствует в себе два начала: одно – это добродушный, искренний, ищущий настоящую любовь человек, другое – жестокий, хладнокровный, разрушающий все вокруг себя. Нельзя сказать, что Печорин не может испытывать искренние чувства, не способен сострадать. Вспомним, тот яркий момент, когда он плачет около умершей лошади. А то, что он заболел после смерти Белы, говорит о его искренних переживаниях. Черствый человек никогда бы не смог восхищаться природой, как Печорин. А его теплое отношение к Вере? Интересно, что он так же, как и все, хочет найти свой путь в жизни, испытать настоящую любовь, но из-за своей противоречивости обречен на непонимание со стороны окружающих и вечное одиночество. Поэтому читатель сочувствует герою. И в этом проявляется гений Лермонтова, который учит нас состраданию и пониманию.
Редактирование заключения
Современному читателю будет интересно читать Лермонтова, так как он сможет стать более чутким к другим, более понимающим и, самое главное, он вспомнит, что одно из главных человеческих качеств – это сострадание. Мы не любим копаться в душе другого, любим сразу ставить штампы людям, даже не зная их сущности. Прочитав Лермонтова, мы научимся ценить духовный мир других и тем самым обогащать свой.
Заключение после редакторской правки
Современному читателю будет интересно читать Лермонтова, потому что проникать в души людей и разгадывать их сущность очень увлекательно, потому что в современном мире утрачивается одно из главных человеческих качеств – сострадание, которое писатель помогает нам не потерять.
Читать Лермонтова не только интересно, но и полезно, потому что, разбираясь в его героях, мы научимся понимать и ценить духовный мир других людей и тем самым обогащать свой, сможем стать более чуткими к другим, более понимающими.
NB Научить школьников самостоятельной правке черновика сочинения необходимо в 8—9 классах
В заключении произведена редакторская правка:
- сделаны выводы по двум проблемам, поставленным во вступлении;
- убрано предложение, содержащее мысль, не являющуюся выводом;
- уточнена мысль о том, почему читать Лермонтова не только интересно, но и полезно.
Критерии оценки
итогового сочинения в школе
1. Соответствие теме.
Выпускник отвечает на вопрос, или размышляет над
предложенной проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов. «Незачет»: работа не соответствует теме или в ней отсутствует конкретная цель высказывания.
2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст.
«Незачет»: литературный материал не привлечен, или искажено содержание книг, или они лишь упомянуты, но не являются опорой для рассуждения.
3. Композиция и логика рассуждения.
Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства.
«Незачет»: грубые логические ошибки мешают пониманию смысла фраз или отсутствует тезисно-доказательная часть.
4. Качество письменной речи.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет»: низкое качество речи и речевые ошибки мешают пониманию смысла работы.
5. Грамотность.
«Незачет»: грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения (более 5 ошибок на 100 слов)
- иметь положительный результат по трем критериям (по критериям 1 и 2 – обязательно);
- выдержать объем (сочинение не менее 250 слов, изложение – не менее 150 слов);
- написать работу самостоятельно.
Рекомендации по оценке итогового сочинения в вузе (максимальный балл по каждому критерию – 2)
К1. Соответствие теме
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
К3. Композиция и логика рассуждения
К4. Качество письменной речи
К5. Оригинальность сочинения
К6. Речевые нормы
К7. Орфографические нормы
К8. Пунктуационные нормы
К9. Грамматические нормы
К10. Фактическая точность в фоновом материале
Отметка по десятибалльной системе |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Первичный балл |
0-4 |
5-6 |
7-8 |
9-10 |
11-12 |
13-14 |
15-16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Шкала перевода баллов
Условия получения зачета в школе
Примерные критерии оценки итоговых сочинений в вузе
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Беляева Наталья Васильевна,
доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ,
член Федеральной предметной комиссии по созданию КИМ ЕГЭ по литературе и рабочей группы по разработке тематики и критериев оценивания итогового сочинения