Презентация "Галерея женских образов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»"
Подписи к слайдам:
- Цели и задачи:
- образовательная: показать своеобразие и роль женских образов в романе «Война и мир», средства создания литературных характеров;
- воспитательная: воспитание умения сочувствовать, сопереживать;
- развивающая: формировать умение определять место и роль литературных героев в произведении, характеризовать их, сравнивать поведение персонажа в рамках эпизода; формировать умение определять роль определенного персонажа в системе всего произведения
Героев романа нельзя по традиции разделить условно на «отрицательных» и «положительных». Автор предлагает другой подход: герои неизменяемые, застывшие и изменяющиеся
неизменяемые изменяющиеся
Анна Шерер Наташа Ростова
Элен Курагина княжна Марья
маленькая княгиня
ПОРТРЕТ – изображение внешнего облика персонажа, т.е. его физических признаков, манеры поведения, одежды, мимики, жестов с целью раскрытия характера, психологического состояния героя). С портретом мы можем встретиться также в живописи, скульптуре, графике, т.е. в изобразительных видах искусства. Функция портрета в литературном произведении: 1) изобразительная, 2)характерологическая «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка».
Наташа Ростова
Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она(Наташа) почти со слезами в голосе.- Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она(Наташа) почти со слезами в голосе.- Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. -Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже, натужиться надо, - и полетела бы. Вот так!Ночь в Отрадном
Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия.Первый бал Наташи Ростовой
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка.Танец на охоте
Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей, того чуждого мира. Который еще тогда, в отрадненской аллее и на окне в лунную ночь, так дразнил его. Теперь этот мир уже более не дразнил его, не был чуждый мир; но он сам, вступив в него, находил в нем новое для себя наслаждение. Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей, того чуждого мира. Который еще тогда, в отрадненской аллее и на окне в лунную ночь, так дразнил его. Теперь этот мир уже более не дразнил его, не был чуждый мир; но он сам, вступив в него, находил в нем новое для себя наслаждение.Наташа и Андрей
Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете, ни о том, чтобы не стеснять мужа своей требовательностью. Она делала все противное этим правилам. Она чувствовала. Что те очарования, которые инстинкт ее научал употреблять прежде, теперь только были бы смешны в глазах ее мужа, которому она с первой минуты отдалась вся – то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него. Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете, ни о том, чтобы не стеснять мужа своей требовательностью. Она делала все противное этим правилам. Она чувствовала. Что те очарования, которые инстинкт ее научал употреблять прежде, теперь только были бы смешны в глазах ее мужа, которому она с первой минуты отдалась вся – то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него. Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, - была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, - и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать.Наташа и Пьер
Наташа ростова
Особенности характера героини |
Как проявляются |
Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность |
Искренность, естественность в обращении с родными; восторг при виде красоты окружающего мира, умение бессознательно передать ощущение красоты другим; чувство эмпатии, которое проявляется в умении понять состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой, братом, Денисовым и т. п.). |
Народные, национальные черты в характере Наташи |
Танец Наташи во время охоты, особая манера петь, решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы. |
Ошибки, цена испытаний |
Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда обман раскроется, Наташа будет долго болеть - ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини. |
Наташа - воплощение любви |
Любовь преображает Наташу. Сила любви Наташи способна преображать души других людей.Любовь Наташи к Пьеру дает герою возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви. |
Марья Болконская
Княжна Марья высоконравственный человек, обладающий прекрасной, нежной и очень доброй душой. Ей присущ романтизм, она умна и очень религиозна. Княжна Марья, впрочем, как и практически все женские персонажи, изображенные писателем, мечтает о прекрасном чувстве любви, о семейном счастье. Княжна Марья высоконравственный человек, обладающий прекрасной, нежной и очень доброй душой. Ей присущ романтизм, она умна и очень религиозна. Княжна Марья, впрочем, как и практически все женские персонажи, изображенные писателем, мечтает о прекрасном чувстве любви, о семейном счастье.
Особенности характера героини |
Как проявляются |
Любящая, способная на самопожертвование |
«Христианская любовь к ближнему, любовь к врагам достойнее, отраднее и лучше, чем те чувства, которые могут внушить прекрасные глаза молодого человека молодой девушке». Самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. |
Религиозна, умна |
«Ах, ежели бы не было у нас религии, жизнь была бы очень печальна». Ее религиозность проистекает из ее нравственного чувства, она добросердечна и открыта миру. |
Отличается терпимостью |
Она на протяжении долгого времени покорно терпит насмешки отца. При этом, она любит Николая Андреевича. |
Марья Болконская
Анна Павловна Шерер…несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов. Анна Павловна Шерер…несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов. Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожидания людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться.Анна Павловна Шерер
Ее (Лизы) хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение. Ее (Лизы) хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение.Маленькая княгиня
Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно – действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно – действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты.Элен Курагина
Любимым героиням – Наташе Ростовой и Марье Болконской Л.Н.Толстой противопоставляет светских красавиц – Элен Курагину, маленькую княгиню, Анну Павловну Шерер. Но красота и молодость представителей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой.Великосветские красавицы
.
Любимым героиням – Наташе Ростовой и Марье Болконской Л.Н.Толстой противопоставляет светских красавиц – Элен Курагину, маленькую княгиню, Анну Павловну Шерер. Но красота и молодость представителей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой. Для юношей: С какой из героинь Толстого, по-вашему, легче всего строить семейную жизнь? Для девушек: Какую из героинь вы выбрали бы для себя в качестве образца для подражания в будущем?Рефлексия
Использованная литература:
- Толстой Л.Н. Война и мир: роман. В 4 т., М.: Дрофа, 2005.
- Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс. М.: «ВАКО», 2006.
- Харитонова О.Н. Интеллектуальные литературные игры для учащихся.-Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Титаренко Е.А., Хадыко Е.Ф.Литература в схемах и таблицах. М.: Эксмо-Пресс, 2012.
Спасибо за внимание!
Литература - еще материалы к урокам:
- Урок литературы в 11 классе «Душа родилась крылатой!» (Духовный мир лирической героини Марины Цветаевой)
- Урок литературы в 6 классе "Обобщающий урок по теме «Мифы Древней Греции»
- Мастер-класс "10 способов заучивания стихотворений"
- Презентация "Устное народное творчество" для детей 6-7 лет
- Презентация "Федор Иванович Тютчев 1803-1868гг."
- Презентация "Александр Сергеевич Пушкин «Дубровский»"