Урок-игра по теме "Описание внешности человека" 7 класс

Е. Н. Попова
РЕДАКЦИЯ
(урок-игра по теме «Описание внешности человека», 7 класс)
Ц е л и :
восстановить в памяти знания о композиции сочинения-описания, понятии
«портрет» и «литературный портрет»;
уметь отмечать индивидуальные, особые черты внешности человека,
посредством описания внешности показать внутренний мир человека;
составить план сочинения;
воспитывать внимательное отношение к окружающим людям.
П р е д в а р и т е л ь н а я п о д г о т о в к а :
1. Разделить класс учащихся на группы («редакции»). Распределить роли
внутри групп. Придумать название изданиям.
2. Повторить значение определений «портрет» и «литературный портрет».
3. Найти меткие выражения, пословицы, поговорки, высказывания о глазах,
взгляде человека.
Х о д у р о к а
Э п и г р а ф :
Каждое лицо интересно. Задача художника-портретиста выразить
внутренний мир человека, дать свою оценку. (И. Глазунов.)
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня наш урок посвящен теме «Описание внешности человека».
Давайте присмотримся друг к другу. Как мы разговариваем? Как смотрим?
Каково выражение наших лиц? Глаз?..
С болью в сердце замечаешь, что мы способны не заметить печальные глаза
одноклассника или побледневшее лицо учителя. Мы порой знаем многое, умеем
многое, но разучились или не научились смотреть друг другу в глаза.
Поэтому сегодняшний урок поможет вам не только написать дома сочинение
(не это главное). Наш разговор о внешности человека поможет вам задуматься
над тем, как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к
окружающим нас людям, замечать слезы в глазах бабушки и преждевременные
морщинки на лице мамы. Уметь постигать внутренний мир человека, его
характер и настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретного
человека и описывать свои наблюдения.
Урок проведем в форме игры. Сегодня вы не одноклассники. Сегодня вы
коллеги-журналисты. У нас 4 редакции разных изданий (на столах названия
редакций). В каждой редакции есть главный редактор, работники отделов
(отдела писем, отдела объявлений и др.)
II. Теоретическая разминка. (Вопросы ко всем учащимся.)
На уроках литературы мы знакомились с понятиями «портрет» и
«литературный портрет». Оживим в памяти эти определения.
Ученики отвечают.
Итак, чтобы создать образ, нужно описать внешность человека. Каков план
описания? Что мы должны описать? (На доске прикрепляются таблички: «Черты
лица», «Фигура», «Поза», «Одежда», «Общее впечатление», «Индивидуальные
особенности», «Черты характера».)
Для чего вводит автор описание внешности героев в художественное
произведение? (Чтобы читатели могли себе представить героев и через
описание внешности понять их внутренний мир, объяснить их поступки.)
III. Определение героев произведений по их внешним признакам.
В наши редакции пришли телеграммы с описанием людей. Вам нужно
ответить, о ком идет речь, определив название произведения и его автора.
Укажите, по каким признакам вы узнали героя или героиню?
Задания читают «главные редакторы».
В ы в о д : Вы прочли описание совершенно разных людей. Что прежде всего
отмечали авторы во внешности своих героев? (Автор должен указать прежде
всего на то, что является самым ярким во внешности, особенным, присущим
именно этому человеку. Это может быть взгляд, манера говорить, ходить,
улыбаться и т. д.)
Вот вы и постарайтесь в своих описаниях отметить исключительные черты,
которые выделяют человека среди других людей, какие особенности вы
отметили, создавая портреты одноклассников на уроках изобразительного
искусства.
Рассмотреть работы.
Итак, с чего начинаем описывать внешность человека?
описания лица.)
IV. Работа над пословицами.
На предыдущих уроках развития речи мы отметили, что самая
выразительная деталь на лице человека – глаза. Вот о них мы и поговорим.
Каждая редакция получила задание найти меткие выражения, пословицы,
поговорки, высказывания о глазах. Прочитайте их.
1. Коль очи светятся – душа чиста.
Душа в глазах светится.
Хорошего человека по глазам видно.
2. Глазами кос, да душою прям.
Глаза – зеркало души.
Глаза без души слепы,
Уши без сердца глухи.
3. Глаз мал, да далеко видит.
По когтям да по зубам зверей знавать,
А человека по глазам видать.
О чем говорится во всех этих высказываниях? (В глазах отражается
сущность человека, его душа.)
Какое из этих высказываний стержневое? (Глаза – зеркало души.) При
описании глаз важно показать их цвет, форму. Но это ли самое главное?
Послушайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека».
«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе. Видали вы
когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой
неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у
моего собеседника».
Прослушав этот отрывок, еще ничего не зная о герое, уже можно о многом
догадаться. Что мы можем сказать о судьбе этого человека?
(На его долю выпали такие испытания, которые лишили его радости жизни,
забрали у него огонь сердца, интерес к окружающему, «умертвили» глаза,
значит, мертва и душа.)
Именно глаза часто запоминаются нам, когда остальные черты лица
стираются. Вот послушайте стихотворение Николая Заболоцкого «Портрет».
Читает ученица.
Какие даны определения «как 2 обмана», «полуулыбка, полуплач», «2
загадки», «полувосторг, полуиспуг!» Какое смешение чувств!
V. Творческая работа.
А теперь вам предстоит проявить свои творческие способности. Каждая
группа получает портрет. Запишите определения, описывающие глаза и взгляд
человека, изображенного на репродукции одной из картин.
Затем проводится опрос.
1. В. А. Серов. «Девочка с персиками».
2. В. М. Васнецов. «Аленушка».
3. В. А. Серов. «Морозов».
4. В. А. Тропинин. «Кружевница».
Отражают ли глаза, их выражение настроение человека, его характер? Что
можете сказать о герое? (Ответы детей.) Использовали ли вы причастия? В
описании глаз или взгляда разумнее использовать причастия? (Взгляда, так как
причастия помогают передать одновременно и признак, что делает описание
более точным и ярким, и действие, что позволяет передать динамичность,
живость взгляда.)
Что можно сказать о человеке по его позе, одежде?
Ответы детей.
Можно ли по портрету судить о материальном положении человека? (Да.
Дети рассказывают о материальном положении людей, изображенных на
портретах.)
Всегда ли красивый человек прекрасен душой, а некрасивый нет? Может
ли прекрасная душа сочетаться с неброской внешностью?
Привести примеры из литературных произведений.
Человек раскрывается в своих поступках, словах, мыслях, намерениях.
Хороший человек «светится» изнутри. Учитесь замечать красоту души.
Чтение учеником отрывка из стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая
девочка».
VI. Написание текста объявления.
В каких случаях может пригодиться наша наблюдательность, умение
описать внешность человека, отметить его индивидуальные особенности?
случаях, когда нужно помочь найти преступника, потерявшегося ребенка или
взрослого человека, попавшего в экстремальную ситуацию.)
Надо не просто описать общие черты. Следует отыскать особенную,
неповторимую деталь, которая позволит мгновенно узнать человека, сделать
заметным на фоне остальных людей.
Итак, к вам в редакции в отдел объявлений обратилась за помощью мама,
потерявшая ребенка. Вот что она рассказала о своем сыне:
Он маленький. У него светлые волосы, озорные глаза. На нем белые носки,
брюки, свитер. Когда он говорит, то немного картавит.
Вам нужно напечатать в вашей газете объявление о пропавшем мальчике.
Этих сведений вам достаточно? (Нет.) Вы можете задать вопросы и получить
необходимые сведения. (Ученики задают вопросы «маме» и затем пишут
объявления. Проверяется правильность выполнения задания.)
Сейчас вы тоже описывали внешность человека. Чем ваш текст отличается
от прочитанных ранее? (Нет авторского отношения, эпитетов, сравнений,
черты внешности не отражают характер, описание точное, лаконичное.)
Каков стиль вашего объявления? (Деловой.) Вы должны будете написать
сочинение-описание внешности человека в художественном стиле. В этом и
заключается ваша ошибка в предыдущих мини-сочинениях. Вы перечисляли
признаки, использовали деловой стиль. Каковы особенности языка в
художественном описании?
Каков тип речи нашего сочинения? (Описание.) Какова композиция
текста-описания? (Передача общего впечатления от предмета, а затем
раскрытие отдельных его признаков.)
Э к с п р е с с - о п р о с .
Подумайте, как можно описать большие голубые глаза, используя образные
выражения, метафоры? (Огромные, глубокие, как море, бездонная синь морей, в
пол-лица, сверкающие, бездонные и др.)
Кто больше подберет кратких прилагательных и причастий к опорным
словам?
Волосы (аккуратно пострижены, уложены в прическу, заплетены,
растрепаны, спрятаны под шапку и т. д.); лицо (спокойно, возбуждено,
безжизненно, сурово и т. д.); глаза (опущены, широко раскрыты, распахнуты,
лучисты, скорбны, грустны, внимательны, лучезарны, ясны, чисты, красивы,
огромны и т. д.)
Как много состояний вы смогли выразить в этих эпитетах! Молодцы!
VII. Работа над художественным описанием.
Перед вами отрывок из произведения А. Грина «Алые паруса» портрет
Ассоль. Яркий пример художественного описания внешности человека. Вам
нужно вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки и расставить
пропущенные запятые. «Главным редакторам» выписать причастия и
причастные обороты с определяемым словом.
Стира(н, нн)ое много раз ситцевое платье пр..крывало до колен худенькие,
заг..релые ноги девоч(?)ки. Ее темные густые волосы забра(н, нн)ые в кружевную
косынку сбились, к.саясь плеч(?). Каждая черта Ассоль была выразительно л..гка
и ч..ста, как п..лет ласточ(?)ки. Темные, с оттенком грус(..)ного вопроса глаза
к..зались несколько старше лица; его (не)правильный мя..кий овал был овеян
того рода пр..лес(..)ным з..гаром, который присущ здоровой белизне кож..
Полура..скрытый маленький рот бл..стел кроткой улы..кой.
В какой последовательности описывается внешность Ассоль? (Одежда,
волосы, глаза, овал лица, кожа, рот.)
Какие определения использовал автор для описания волос? Глаз? Рта?
Постарайтесь и вы дать красочное описание внешности.
VIII. Работа над сочинением.
Переходим непосредственно к нашему сочинению. Каждая редакция
получает свое задание.
Редакторы выходят к доске, на которой прикреплены конверты с заданиями.
1. Описать близкого человека в радости.
2. Близкий человек грустит (огорчен).
3. Близкий человек занимается любимым делом.
4. Близкий человек читает книгу (смотрит любимую передачу).
С чего начинаем работу над сочинением? (С заглавия.) Подумайте, как
можно озаглавить ваше сочинение? Заглавие должно быть интересным, отражать
основную мысль текста.
Дети предлагают свои варианты. Отмечаются наиболее удачные.
Составим план сочинения. Сколько основных частей мы выделяем в
сочинении? (Три.) Какие? (Вступление, основная часть, заключение.)
Поговорим о первой части. С чего можно начать сочинение? (Указать, о ком
пойдет речь, при каких обстоятельствах мы наблюдаем за его внешностью.)
Верно. Напишите вступление.
Дети пишут на черновиках. Прослушиваются 2–3 варианта, исправляются
ошибки, отмечаются достоинства.
Как закончите сочинение? (Описанием своего отношения к этому человеку.)
Дома напиши те сочинение-описание внешности человека (темы по
вариантам). Закончить урок мне хочется словами И. Бунина. Он советовал
молодому В. Катаеву: «Наблюдайте природу. Бежит собака с высунутым языком.
Опишите собаку. Одно, два четверостишия. Но точно, достоверно, чтобы собака
была именно эта, а не какая-нибудь другая. Опишите дерево. Море. Скамейку.
Найдите для них единственно верное определение». Желаю успехов.
Выставляются оценки за урок.