Технология подготовки к экзаменационному сочинению по литературе

Подписи к слайдам:
Технология подготовки к экзаменационному сочинению по литературе

…сочинение – экзамен особый, уникальный. Оно…даёт возможность оценить личность абитуриента буквально со всех сторон. Память механическая и ассоциативная, владение логикой, абстрактным и конкретным мышлением, стабильность нервной системы и чисто физическая выносливость, волевые качества – все эти и многие иные свойства, совершенно необходимые специалисту любого профиля, экзаменационное сочинение позволяет выявить в комплексе. Пока ещё не придумано другое испытание, такая система тестов, которые смогли бы адекватно заменить в этом смысле сочинение.

А. С. Воронкевич, кандидат филологических наук.

Требования к экзаменационному сочинению по литературе

  • Хорошее знание необходимых по программе художественных и литературно - критических произведений, а также особенностей литературного процесса – биографий писателей, специфики художественных направлений, методов и стилей, некоторых особо примечательных событий литературной жизни.
  • Понимание эстетической сущности художественного произведения, умение анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы.

Требования к экзаменационному сочинению по литературе

  • Умение логично и доказательно мыслить и излагать результаты своих рассуждений хорошим литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.
  • Аргументированное высказывание своего собственного отношения к предмету.
  • Проявление эстетического вкуса, общей и филологической культуры.

Этапы работы над сочинением

  • Выбрать тему сочинения и определить объект исследования, т. е. понять, какое явление, предмет или событие необходимо исследовать в сочинении.
  • Если тема представляет собой утвердительное предложение или цитату, необходимо чётко, логически грамотно сформулировать главный вопрос, поставить проблему. Каждый предмет, явление можно изучать тремя основными способами.

Этапы работы над сочинением

  • Во-первых, можно исследовать происхождение предмета или явления. Вопрос будет звучать так: «Зачем, с какой целью автор сопоставил те или иные события, тех или иных героев?»
  • Во-вторых, можно попытаться разобраться, каким образом данный предмет или явление взаимодействует с окружающим миром. Литературная форма вопроса: «С помощью каких художественных средств автор изображает события, героев и т. д.?»
  • В-третьих, имеет смысл выяснить, что нового дало это явление миру. Форма вопроса: «Какую роль играют данные события или герои в контексте произведения или – более широко – в контексте исторической действительности?»

Этапы работы над сочинением

  • Вопрос задан, на него надо отвечать. Если вы можете чётко и достаточно кратко, одним законченным предложением ответить на свой собственный вопрос к теме, значит, вы знаете, что именно собираетесь доказывать в своей работе.
  • Ответ на заданный вопрос – тезис сочинения, главное предложение главной части вашей работы, то, к чему вы должны привести все ваши доказательств а. Его надо записать на черновике и иметь перед собой как цель, им следует выверять всё, что вы напишите в сочинении. Как правило, тезис сочинения становится одной из последних фраз главной части, после которой можно переходить к заключению.

Этапы работы над сочинением

  • Следующий этап – выбор произведения или его эпизодов. Назовём это определением объёма темы. Нужно выбрать наиболее важные, яркие эпизоды или ситуации, в которых суть анализируемых явлений показана наиболее ярко. Опираясь на них, начните формировать абзацы (микротемы).
  • Вступление, или введение, обдумывается только после того, как станут ясны все позиции главной части, потому что только после планирования главной части становится понятно, чего в ней недостаёт, что требует предварительных объяснений и т. д.

Типы вступлений

  • Историческое введение.
  • Это характеристика соответствующей эпохи, анализ её социально-экономических, нравственных, политических, культурных аспектов.

  • Аналитическое введение.
  • Это введение, суть которого сводится к анализу центрального понятия темы сочинения.

  • Биографическое введение.
  • Бывает, что к раскрытию темы верный ключ дают сведения из биографии писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника.

Типы вступлений

  • Сравнительное введение.
  • С помощью этого введения вы как бы входите в соответствующий литературный контекст, вспоминаете предшествующие анализируемому вами произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения.

  • Введение – характеристика произведения.
  • Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем (например, «Образы Чацкого и Молчалина в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»»), то начать логичнее с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости. В данном случае целесообразно сказать несколько слов о традиционной социальной заостренности русского театра, об идейном замысле комедии, о глубине грибоедовского реализма.

Типы вступлений

  • «Лирическое» введение.
  • Бывает, что ни одно из перечисленных выше введений вас не устраивает или просто не удается. Универсальным выходом остается введение, увязывающее тему сочинения с вашим личным жизненным опытом. Можно сказать о том, какое влияние оказал на вас автор произведения, его личность и творчество или что заставило вас полюбить его.

Заключение
  • В заключении, как и во всем сочинении, не должно быть случайных, необязательных слов. В заключении должен быть выдвинут новый тезис, расширяющий тезис главной части. Заключение–это не просто выводы (главный вывод будет вами дан в последних фразах главной части), это выход из вашей достаточно узкой системы конкретных доказательств в широкий мир русской литературы. Например, все изучаемые вами на уроках писатели 19 века так или иначе развивали русский реализм; каждый из них внес свои особенности в этот художественный метод, обогатил его.
Заключение Вклад каждого изучаемого писателя в русский реализм весьма различен и своеобразен. Ваша формулировка данного тезиса будет отражать именно вашу широту эрудиции и масштабность понимания русской литературы.
  • Заключение можно спланировать, записать и выучить заранее при изучении творчества того или иного писателя. Общие положения, требующиеся для заключения, могут быть почти одинаковыми для различных тем: надо только позаботиться о привязке заранее сочиненного вами финала к главной части.
Заключение
  • Тезис заключения не нуждается в подробном доказательстве, он должен быть только заявлен – возможно более широко и масштабно.
  • Подготовка к заключению важна для содержания всего сочинения, но ещё важнее она как психологический фактор – и для выпускника, и для эксперта, который в таком случае не будет неприятно удивлён скомканным финалом после развернутого изложения темы.

Алгоритм написания основной части сочинения

  • Выбрать тему (12.4:«Человек и природа в современной литературе» на примере одного-двух произведений 20 века)
  • Сформулировать вопрос (1.«Может ли прожить человек без природы, а природа без человека?», 2.«Какую роль играют картины природы в произведении?»)
  • Ответить на поставленный вопрос (т. е. сформулировать тезис – основную мысль сочинения): 1.Издревле люди стремились жить в гармонии с окружающим миром, были неразрывно связаны с землёй, которая одевала и кормила их. (Тезис)

    2.Пейзаж служит характеристикой места и времени, выполняет психологическую функцию.(Тезис)

Алгоритм написания основной части сочинения

  • Ярким примером человека, жившего в гармонии с природой, является главный герой произведения Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егор Полушкин, сохранивший яркое мировосприятие и трепетно относившийся к природе. Он говорил, что человек не царь природы, а старший её сыночек. Поэтому Полушкин обошёл муравейник, встретившийся на пути, когда ему дали задание выкопать траншею, чем вызвал негодование начальства. Егор – живой пример, показывающий нам, как жить в гармонии с окружающим миром. Люди должны понимать, что, уничтожая природу, они разрушают себя, так как зависимы от неё.

Алгоритм написания основной части итогового сочинения для 11-х классов

  • Помимо того, что природа даёт нам всё необходимое для жизни, она еще оказывает нравственную, духовную поддержку. Именно такое восприятие природы предлагает нам классическая русская литература.
  • И поэтому неожиданностью для читателей оборачивается изображение природы, враждебной человеку, в сборнике В.Шаламова «Колымские рассказы», где автор изобразил зловещий мир сталинских лагерей, в которых страдают от голода и издевательств люди, отбывающие срок по 58 статье. «...бешеная северная природа , ненавидящая человека, смертельная опасность весеннего половодья и зимних метелей» поставлена в один ряд с горестными судьбами людей.
Алгоритм написания основной части сочинения «Жирные красные ландыши» как будто напились человеческой крови; хруст «толстых синих подснежников» напоминает о хрусте человеческой же плоти, растаптываемой ежеминутно и ежесекундно. Но вдруг мы встречаем у Шаламова поразительный пейзаж, увиденный из окна больничного кабинета: «Горы стояли кругом, как молящиеся на коленях». Герою рассказа «Подполковник медицинской службы» показалось, «что природа не знает решения своей судьбы, что и природа ищет совета». А в рассказе «Одиночный замер» бригадир обращает внимание на далёкую сияющую звезду, дающую ему надежду на то, что, может быть, завтрашний день будет легче и лучше

Алгоритм написания основной части сочинения

  • Мы можем заметить, что в своём сборнике В. Шаламов посвящает несколько миниатюр одному дереву – стланику. Среди скудной северной природы это растение было единственным символом надежды для заключённых. Когда рядом с ним разжигали костёр, оно начинало подниматься с земли, раскидывая свои ветви, «реагируя» на тепло. Это давало силы людям, которые не теряли надежды и думали, что, когда всё закончится, они так же смогут подняться для новой, совсем другой, «послелагерной жизни».
Заключение
  • Таким образом, писатели 20 века продолжают развивать традиции русской литературы в изображении природы, а также используют пейзаж в различных целях: изображение природы помогает в раскрытии характеров действующих лиц. Пейзаж выступает в качестве объективного отражения действительности, служит фоном повествования и средством выражения авторского отношения к происходящему.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ